Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Это была потрясающая школа.

(сентябрь 2013 г.)
3


-Вы закончили музыкальное училище имени Октябрьской революции?

В начале 80-х начались репрессии. Требовали профессионального музыкального образования. Я поступил в училище на дневное отделение, учился по спецплану. Пришлось обращаться в Министерство образования, писать бумаги. Училище я окончил за три года.

-А как совмещали работу в ансамбле и учебу?

Довольно своеобразно. В 80-ом году я ушел из «Верных друзей» учиться, но тут же оказался в ВИА «Ровесники».
Когда я поступил учиться, то вдруг появилась возможность работать. Знакомые поговорили с Сигалом и он согласился. Вся моя работа в «Ровесниках» заключалась в том, что выходил исполнять две-три песни Антонова и всё. Многих это возмущало в коллективе, многим не нравилось.

-С Тимуром Мироновым Вы там познакомились?

Да, он еще работал.

-Разницу между ансамблями почувствовали? Все-таки, в «Ровесниках» было комсомольско-ориентированное направление…

Ни фига не комсомольское! Просто уровень музыкантов был довольно разный.
Довольно уважаемый мной Владимир Григорьевич Сигал имел привычку садиться за пульт и настраивать все по-своему, хотя ничего в этом не понимал. Он оркестровый человек. И такое накручивал, что казалось наши музыканты вообще не умеют играть.

-Солистками тогда были…?

Солистка была одна – супруга Сигала Елена Новикова.
Кроме того, работал очень неплохой солист Гена Соколов. Запомнился гитарист по фамилии Шарапов, и еще трубач Юра Андрианов. Очень одаренный музыкант и аранжировщик. Мог спокойно, находясь в общественном транспорте, расписать оркестровку для любого количества инструментов. Но судьба у него….
Умер во время поездки на гастроли. Я к этому времени ушел из ансамбля, но на похоронах я был.

-Сколько Вы проработали в «Ровесниках»?

Чуть больше года.

-Какое максимальное количество концертов в день доводилось работать?

В «Ровесниках» - 8 концертов в день. Как начинаешь в 10 утра, так и до самого вечера.
Сигал во мне увидел администраторские способности и отправил организовывать концерты в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Я объехал все деревни и все предприятия, развесил множество афиш. Бывало, что я расклеивал чужие афиши, на которых писал – «Ровесники», Последние достижения электронной музыкальной техники». В общем, такое лепил. Концертов по 6 в день я «Ровесникам» обеспечил.

Трио «Колорит»- 1983 год:
Наташа Лебедева, Виктор Грошев, Инна Петрова.
-Куда Вы переходите из «Ровесников»?

Я перехожу в МОМА. Гостиница «Молодежная» - варьете, ресторан «Центральный»… А работали мы тем же трио с девчонками, с которыми работали у Утесова.
В то же время я довольно часто пересекался с Жорой Мамиконовым. Он еще работал в «Верных друзьях», но был жутко недоволен своим положением. Я ему предлагал делать коллектив, что вызывало большое недовольство его жены Любы. Она считала, что я его сбиваю с пути.
Но мало того, что у Жоры осложнились отношения с Дымовым, так вокруг него в коллективе остались одни пьяницы.

-Капитанников тоже пил?

Он всю жизнь пил. К нему после концерта девчонки подбегали: просили написать слова песни «Папа, вернись», той самой, которая была его хитом. А он им:
- Бутылку ставьте – напишу!

-А Овчинников?

Влад не пил. Ну, иногда мог как все, но не более. Влад – очень хороший парень, мы с ним до сих пор общаемся.
И стали мы с Жорой подтягивать ребят. Сначала подтянули Витю Камашева, его мы оба знали по совместной работе. Потом я пригласил Тимура Миронова, с которым вместе работали в «Ровесниках».
Сама идея создания мужского вокального квартета появилась, когда мы с Жорой увидели выступление польского ансамбля «Вокс».

-Поначалу вы назвались «Сюрпризом»?

Да. Просто так решили.

-А когда стали называться «Доктор Ватсон»?

После исполнения одноименной песни Саши Слизунова, запись которой делали на студии Алексея Мажукова Я и предложил это название. Саша же меня познакомил со своим братом Женей. Женя жил в Электростали. Он прекрасный музыкант - гитарист и клавишник. Нам нужен был клавишник и он стал с нами работать.

-Он работал на сцене?

Конечно. У нас одних из первых появилась Yamaha 2000. С барабанами и прочими делами. Была барабанная установка RX 5, секвенсоры. Мы стали работать с двумя клавишниками.
Поначалу к ретро и не прикасались. Исполняли несколько прекрасных композиций Саши Слизунова. К тому же на ТВ появились наши клипы с песнями «И упрямо едет прямо на Динамо весь народ» («Футбольная песенка» А.Новикова и Л.Ошанина) и «Ремонт» (это песня Вити Камашева).
Поначалу нас никуда не брали. Но потом из МОМА в областную филармонию пришел директором Иван Гераус. Мой хороший знакомый Володя Андреев, ведущий и режиссер программ, порекомендовал нас ему. Гераус собрал крутую команду: «Браво», Александр Серов, «Дубль-2», «Доктор Ватсон».
И областная филармония забила и Москонцерт и Росконцерт. Но, к сожаленью, Гераус скончался и все сразу развалилось.

-Вы знакомы с Кобзоном. Про него почти все говорят только хорошее?

А что про него еще можно говорить? Человек прожил такую жизнь и всем помогал. Он очень волевой человек, сумевший сам себя сделать. Очень сильный административно. В свое время он правильно сориентировался и предложил двигаться через него. Я имею в виду предпринимателей. Да и на эстраде он занимал такую же позицию. Пел патриотику, и благодаря этому помогал всем с жильем, с работой, с поправлением здоровья. Он одним звонком мог решить все проблемы.
К примеру, мы с ним виделись в Кремле после моего ухода из «Доктора Ватсона». Он сам подошел ко мне, поинтересовался как дела. То есть, он в курсе всего.
Иосиф Давыдович в свое время нас познакомил с Лужковым, благодаря ему многие из нас получил квартиры. Лужков нам («Доктору Ватсону») дал здание, но, к сожаленью, ударил дефолт и ничего не получилось.

-А премия «КиноВатсон»?

Это не мое. Я был всегда против.

-Первый состав «Доктора Ватсона» - Мамиконов, Вы, Миронов, Камашев. Но довольно быстро Камашев откололся?

Да, он не верил в этот проект. Решил петь свой репертуар. Мы долго его уговаривали остаться, но он не захотел.
Теперь поет в ресторане те же самые ретровые песни, от которых в свое время отказался.

-На смену Камашеву пришел Иванников. Но тоже недолго задержался?

Игорь раньше работал в «Верных друзьях», в «Надежде». Его знали. Но по характеру он был не прост. Многое ему было до одного места.
Задержался ненадолго потому, что хотел сольной карьеры. Мы тогда часто ездили работать в круизы. И во время одного из них Игорь не очень хорошо себя повел. Они с Жорой что-то не поделили, ну и ему пришлось уйти. Но карьера его так и не состоялась. Сейчас я не вижу его на ТВ.

-Иванникова заменил Игорь Браславский?

Да. И эти десять лет существовал, как многие считают, «золотой» состав.

-Скажите, с Игорем случилась очень неприятная история в Нижнем Новгороде?

Да, его ударили ножом. Но это было до его появления в «Докторе Ватсоне». Подробностей я не знаю, но знаю, что Игорь долго лечился.

-Почему у него не сложилась карьера?

Надо было раньше уходить. К тому же Игорь пишет песни и очень неплохие. Но они никому не нужны. Тут еще есть момент везения, финансовый момент.
До сих пор не понимаю, почему все ВИА в то время перестали петь все свои хиты? Испугались, что ли? А мы не испугались. Первое попурри на тему советских песен «Королева красоты» было записано по предложению Первого канала для документального фильма. Потом последовали другие попурри, в том числе и из песен ВИА.

«Доктор Ватсон» в Америке.

-В каком году Вы покинули «Доктор Ватсон»?

В 2007 году, в ноябре.
Понимаете, особого конфликта не было. Просто есть такие люди, которые подбивают тебя на что-то, а потом тебя же и закладывают. Я не собирался конфликтовать с Мамиконовым, но дело повернули так, что я оказался зачинщиком. Когда я уже ушел из коллектива, я высказал одному человеку всё в лицо.
И еще было моей ошибкой – допускать родственников к коллективу. Было много очень некрасивых вещей, многое я узнал позже.
В общем, выжили меня. Хотел оставить название за собой, но Мамиконовы меня опередили. Сначала продали права на название кому-то, потом выкупили. Сделали все как надо. И так мне это все надоело…
Тут ко мне подошел один парень с предложением, потом другой. И собрался состав. Молодой, интересный. Отрепетировали, нас стали снимать в программах ТВ. Правда, бывшие коллеги вставляли нам палки в колеса. Но мы все преодолели.
Надо было придумать название и кто-то предложил – «Мистер ИКС». Так и назвались.

-Вы выходите с молодыми ребятами на сцену?

Конечно.
Построено всё так. Они начинают концерт. Потом я выхожу и пою пять-шесть песен и дальше они закрывают концерт. Публике очень нравится.

-Многие песни из нынешнего репертуара пелись и в «Ватсоне»?

«Честно говоря» не пели, «Каникулы любви» не пели, «Колыбельную» Цветов тоже…
Ребята молодые, красивые, все выпускники РАТИ. Очень талантливые. Надо было им чуть-чуть помочь: поставить танцы, подкорректировать манеры пения, движение. И всё пошло.
В песнях современные аранжировки. Знаете, кто их для нас поначалу делал? Илья Зудин из группы «Динамит». А потом стали сотрудничать с Александром Левшиным. Например, «Ноктюрн» Бабаджаняна это его аранжировка. До сих пор сотрудничаем с Женей Слизуновым.

-Как Вы решаете вопрос с репертуаром?

Приходится договариваться. Как-то позвонил Косте Никольскому, хотели исполнять его «Забытую песню несет ветерок». Спросил разрешения, а он отказал. Что тут сделаешь? Юра Антонов тоже категорически всем отказывает в исполнении своих песен. Почему, не понятно? Мы же пропагандируем их музыку. Даем вторую жизнь твоим песням. А кто-то легко разрешает. Газманов бесплатно предложил любые свои песни на выбор. А, например, Араик Бабаджанян мне тут же написал разрешение на песни отца. Все эти песни уже не принадлежат авторам, они принадлежат народу.

-Ваши солисты – выпускники «Фабрик», «Фактора», «Народного артиста»?

Нет. Но один из наших ребят сейчас прошел на «Голос». Кстати, какая же замечательная молодежь проявилась на этой передаче. Братья Поздняковы, финалистка Эльмира Калимуллина – это потрясающе! И победительница конкурса Дина Гарипова мне очень понравилась.
После этой программы я стал по-другому относиться к Диме Билану. Ведь правильные и умные вещи говорил.
Другого наставника - Градского я знаю давно, еще со времен «Магистрали». Жизнь его, конечно, побила. Но, тем не менее, знаю, что ему дали разрешение на театр, выделили деньги. Кстати, я не считаю Градского рок-музыкантом. Я бы назвал его несостоявшимся классическим певцом. Но при этом он замечательный композитор. Музыка к фильму «Романс о влюбленных» - это чудо! Вы знаете какая его композиция лучше всех в те времена проходила? «Мне нужна жена…». Пел под гитару и зал вставал на уши!

-Назовите ребят, с которыми Вы работаете?

Вася Туркин, тот самый который участвует в «Голосе», и Эмиль Толкачеков со мной с первого дня. Эмиль родом с Алтая, владеет уникальным горловым пением.
Позже появились Эмиль Саакян, он солировал в различных мюзиклах, и Михаил Дубинин. Миша перешел из молодежной «Надежды» Плоткина.

«Мистер ИКС».

-Где база у коллектива?

В Лобне. Там же в Лобне на студии работает Женя Слизунов. Он вместе со мной ушел из «Ватсона».

-В каком году Вы получили звание Заслуженного артиста РФ?

Где-то в 90-е. Получилось так. Мамиконов добивался этого звания и получил его. Я ему предложил подумать и об остальных участниках коллектива. Он с удивлением сказал:
- А разве вам это надо?
Ну я и пошел по инстанциям собирать документы. На всех.

-И всем дали?

Конечно. Тимуру Миронову, Игорю Браславскому и Жене Слизунову.

-Это звание что-то дает?

Ничего не дает, кроме морального удовлетворения. Иногда смотришь кому дают звания – диву даешься. Есть действительно народные – Зыкина, Толкунова, Кобзон. А есть такие…