Метроном.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






З. KAPTAШЕВА.

"Метроном".

Статья из журнала "Советская эстрада и цирк" ( июль 1986 г .).

Есть на советской музыкальной эстраде ансамбль «Мeтрoном», который незаслуженно обходит вниманием музыкальная пресса. A поводов для специальных публикаций о нем немело. 3а десять лет своего существования он побывал c гастролями во многих городах страны, успешно выступал на музыкальных фестивалях, удостоен Почетных титулов, последний из которых — дипломант ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. И, самое главное, — ансамбль обладает индивидуальным творческим лицом, состоит из музыкантов прoфессионалов высокого класса. Речь идет о камерном ансамбле Москонцерта «Метроном» под управлением Михаила Якона.
Возможно, причине такой «осторожности» критиков в отношении «Метронома» заключена в том, что трудно однозначно определить исполнительский стиль ансамбля, соединивший черты разных жанровых пластов современной музыки. Но тогда тем более есть о чем поразмышлять. Сначала немного об истории ансамбля и его музыкантах. Возник «Метроном» конце 1976 года. Молодых музыкантов объединил ветеран советского джаза Михаил Ильич Якон. Он пришел в джаз еще в сороковые годы. Работал c такими известными музыкантами, как Я. Френкель, Л. Олах, A. Ривчун, возглавлял малые джазовые составы, руководил Московском диксилендом. Его опыт, вкус, воспитанные на лучших традициях советского джаза, стали верными ориентирами в творческих поисках ансамбля.
A поиски эти были не слишком простыми. Типичным для конца 70-х годов было обращение к крупным формам в репертуаре вокально-инструментальных ансамблей. K такому типу концертной программы обратился и «Мeтрoном». Рок-oпepa Андрея Богословского «Алые паруса» довольно долго и успешно исполнялась ансамблем, наряду c песнями, инструментальными эстрадными пьесами.
Трудно сказать, каким 6ы был облик «Метронома», если бы в 1980 году в нем не появился Владимир Карминский — выпускник Московской консерватории, дипломной работой которого на теoретико-композиторском факультете было творчество A. Шнитке — одного из ведущих и своеобразнейших советских композиторов. Своим интересом к современной и классической музыка Карминский увлек весь ансамбль. Благо, сделать это было нетрудно: почти все музыканты «Метронома» имеют хорошее академическое образование.
Пора назвать их имена, ведь именно их возможности, профессионализм и определяют облик ансамбля. Итак, руководитель — Михаил Ильич Яком — кларнет, сопрано-саксофон, Владимир Керминский — автор и аранжировщик многих композиций, исполнитель на клавишных, Игорь Осколков — тромбон, скрипка, клавишные, вокал (его сочинения также входят в репертуар ансамбля), Анатолий Куликов — труба, Александр Ленчик — труба, Игорь Макеев — труба, клавишные, вокал, Анатолий Беляков - бас-гитара, Евгений Милькот — тромбон, Анатолий Ерошин — скрипка, клавишные, вокал, Татьяна Марцинковская и Арина Бурмист рова - вокал.
Состав достаточно велик. Но для исполнения сложныx партитур, которые играет «Метроном», потребовалось бы еще больше музыкантов, если бы не универ сальность, мобильность его участников, Ансамбль может составлять разнообразные группы инструментов, вокальные ансамбли, добиваясь оригинальных тембровых эффектов. Ему по плечу осуществление многообразных творческих задач, различных художественных, жанровых намерений.
B чем же состоит творческая индивидуальность «Метронома»? Музыканты определяют свой стиль как «фьюжн» — «сплав». Но сам этот распространенный термин мало что конкретно объясняет. Важно выяснить из чего складывается этот сплав, из каких компонентов. Их оказывается достаточно много: эстрада, джаз, рок, классическая музыка ХIХ веке, камерная музыка ХХ века. Такой диапазон ин тересов возник благодаря широкой осве домленности музыкантов, их свободной ориентации в сложном и многоликом мире современной и классической музыки. Ансамбль стремится раздвинуть стилистические рамки музыки, исполняемой на эстраде, причем делает это последова тельнo, c неослабевающей творческой активностью.
Репертуар «Метронома» удивителен своим разнообразием: это песни, ннструментальные пьесы, крупные вокально- инструментальные композиции не темы композиторов ХIХ и ХХ веков.
Ансамбль исполняет песни Я. Френкеля, A. Эшпая, других советских композиторов, K юбилею K. Симонова былa подготовлена программа песен Г. Свиридова, M. Блантера, H. Богословского, P. Щедрина, К. Молчанова на стихи поэта. B песнях «Метроном» бережно, уважительно относится к подлиннику, авторскому зaмыслу. Если в концерты включаются песни участников ансамбля, то здесь уже начинаются эксперименты, традиционные жанры являются импульсами для творческой фантазии музыкaнтов. Таков, например, «блюз» B. Карминского, где вокальная партия (И. Осколков) сочетается c ритмами джаз-рока, вальса.
Обращаясь к инструментальной миниатюре, «Метроном» предпочитает музыку динамичную, звучащую мощно, «зажигательно», нaсыщенную экспрессивной полиметрией, остро диссонирующей гармонией. Это пьесы B. Карминского «Фиеста», «Метроном» (визитная карточка» ансамбля), «Утро завтрашнего дня» И. Осколкова. Ансамблю удается выйти из круга расхожих штампов, которыми изобилует популярная музыка, рок-музыка, потому что для него это лишь отдельные средства, используемые в нужных моментах, нужных пропорциях, проявлениях.
Особого внимания заслуживают композиции ансамбля на тeмы композиторов ХIХ и ХХ веков. Они в наибольшей степени отличают его от ансамблей советской и зарубежной эстрады.
Обработки классики были широко распространены в советском джазе 30-x годов пору «репертуарного голода» (вспомним сделанные И. Дунаевским для оркестра Л. Утесова обработки музыки Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Бизе, Кальмана). Делалось это, как правило, шутливо, c доброй улыбкой. Потом на некоторое время интерес к обработкам уменьшился. В последние десятилетия эстрада, в том числе советская, стала очень часто обращаться к классической музыке (а может быть, опять виноват «репертуарный голод»). Чаще всего это просто исполнение популярной классической музыки на новых инструментах или подведение под классическую тему новой ритмической конструкции (например, обработки ансамблей «Квадро», «Эрмитаж» и других). Отношение «Метронома» к обработкам совершенно иное: глубоко серьезное, без доли иронии, пародирования, столь распространившегося сейчас на эстраде духе студенческого конceрваторского «капустника».
Ансамбль не склонен «заигрывать» c классикой, «причесывая ее на новый лад». То, что сделано в этом жанре такими известными ансамблями, как «Иксепшн», трио Эмерсон, Лэйк и Пальмер, тоже не похоже на обработки «Метронома». Метод «Метронома», а точнее аранжировщика и автора композиции B. Карминского, — свободное прочтение цитируемых тем. Очень важно то, что B. Карминский обратился не только к хорошо знакомой классике (Темы «Кармен» Бизе, романса «Не пой, красавица, при мне» С. Рахманинова), но и к музыке сегодняшнего дня — сложной, тревожной, драматичной, с ее «угловатой» мелодикой и особым типом выразительности. Это обработки Прелюдии Д. Шocra ковича, Прелюдии и фуги P. Щедрина, «7 эпизодов на тему A. Эшпая».
Все это крупномасштабные, полные контрастных сопоставлений композиции, с чертами симфонического развития тем, со свободным использованием стилистики цитируемых произведений, элементов джаза, рок-музыки, разнообразных инструментальных и вокальных средств.
Свои обработки «Метроном» успешно исполнял на московском джазовом фестивале 1982 года, чем привлек при стальное внимание любителей джаза и ведущих джазовых музыкантов. Звучали они и на фестивале советской музыки «Московская осень», вызвав благосклонное отношение московских композиторов; Так, A. Эшпай c одобрением отнесся к трактовке его музыки, равно как и к другим обработкам «Метронома».
На последнем фестивале «Московская осень» ансамбль выступил в новом качества, исполнив «Музыкальные фрески по мотивам карикатур Кукрыниксов Б. Троцюка — сочинение очень современное в его музыкально-зрительно-поэтической форме, остро гротесковое, со сложным языком, впитавшим лишь отдельные элементы джаз-рока, эстрады.
Произведение, вначале созданное не для эстрадного состава, было переаранжировано и приобрело новые концертные краски. Так что «Метроном» явился как бы соавтором музыки, c большим интересом воспринятой слушателями.
Поскольку ансамбль принимает участив в джазовых фестивалях, концертах, у знатоков и любителей джаза возникают сомнения: Джазовый ли это ансамбль, достаточно ли в его исполнительской манере свободы импровизации, спонтанности. Но сами участники не склонны причислять себя к джазовым музыкантам, хотя и достаточно широко пользуются джазовой стилистикой. Некоторые из них владеют искусством импровизации, но они считают, что умение слаженно исполнить сложную, оригинальную, современную по стилю аранжированную музыку — это не так уж мало. Так что этот «недостаток» может свидетельствовать не об ограниченности, a o самокритичности музыкaнтов.
Кстати, сценический облик «Метронома» тоже говорит о требовательности к себе. Не пестрые мешковатые модные одежды, a строгие белые костюмы; не «вокально-инструментальная аэробика», а сдержанность, сосредоточенность поведения нa сцене. Ансамбль ни в коей мере не отвлекает внимание слушателя от музыки, ведь она адресована в большинстве случаев, образно говоря, не к «ногам», a к сознанию, интеллекту, не только развлекает, но и заставляет думать, сопереживать.

Говорит руководитель M. И. Якон:
«Главное в искусстве — непохожесть, и мы надеемся, что нам удалось найти свой путь. Во многом это произошло благодаря B. Карминскому — самобытному, интересному композитору. Его композиции сделаны «чистыми руками» с пониманием стиля цитируемых композиторов, современно в новом оригинальном ракурсе. Ансамбль осознает сложность своей музыки. Но мы играем ее не для того, чтобы показать свою образованность. Она для тех, кто c интересом относится к музыке, ищет новое, старается заглянуть в будущее. Мы не стремимся идти на поводу у малотребовательного слушателя, воспитанного на музыке дискотек. Одна из важнейших задач нашей деятельности — воспитание музыкального вкуса, интереса к различным пластам музыкальной культуры, интереса не только к развлекательной, но и к серьезной музыке».

И по традиции немного o творческих планах коллектива. До сих пор программы выступлений ансамбля состояли из отдельных номеров, хотя и в тщательно продуманной последовательности. Сейчас «Метрономы думает o создании единой, цельной программы, в которой он будет развивать основное направление своего творчества, но будет и развлекательность, только на высокoм профессиональном уровне. Будни ансамбля — в очень большом объеме репетиционной работы, в гастрольных поездках. Предстоят новые грамзаписи, встречи c новыми городами. Пожелаем же «Метроному» успехов и верности избранному пути.