Валерий Белов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

У всех проблемы с новым репертуаром… .

(декабрь 2019 г.)
1

Валерий Белов.

-Валерий, где вы родились?

Я родился в Подмосковье, в одном из самых крупных городов Московской области в Подольске. С детских лет меня тянуло к музыке. Помнишь, были такие пластмассовые дудочки за 20 копеек? Вот на такой дудочке играл разные мелодии в раннем детстве. Потом была музыкальная школа по классу кларнета.

-В семье имели отношение к музыке?

Как я потом выяснил, бабушка умела играть на семиструнной гитаре. А родители не имели к музыке никакого отношения.
Валера Белов с дудочкой за 20 копеек.

-Музыкальная школа была по настоянию родителей?

Нет, я сам очень хотел заниматься музыкой. А в 14 лет я попал в военную музыкальную школу и стал кадетом - суворовцем. Помнишь юных барабанщиков открывающих парад на Красной площади седьмого ноября и девятого мая?

-Как вы туда попали?

Не хватало музыкантов-суворовцев и педагоги стали набирать их из подмосковных школ. Из Подольска взяли меня и ещё одного парня, который играл на тубе.

-Где располагалась тогда такая школа?

В Москве, в Серебряном бору. Называлась МВМШ (Московская Военно Музыкальная Школа).

-Обычно лет в 14 ребята начинают увлекаться современной музыкой?

У меня не было каких-то особых увлечений. Я был увлечен только игрой на кларнете. Бывало, что я вставал задолго до подъёма пока ребята в казарме ещё спали, шёл в дальний кабинет училища, и занимался на кларнете. Но при этом я уже зарабатывал в 15 лет. Меня приглашали играть на свадьбах, похоронах, демонстрациях, коих было много при СССР. К тому времени я самостоятельно освоил саксофон и мог играть на двух инструментах.

-И по окончании школы вы идете в армию?

После школы я ещё успел побывать воспитанником в военном оркестре при МВОКУ (Московское Высшее Общевойсковое Краснознамённое Училище имени Верховного Совета РСФСР), если короче - училище «Кремлёвских курсантов», что в Кузьминках.
Валерий Белов воспитанник МВОКУ.

А вот на дембель я уходил, из военного оркестра Военно-Инженерной Академию имени Куйбышева.
Во время срочной службы, под самый дембель, я познакомился с Сергеем Березиным и Юрием Петерсоном. Знакомство произошло в ЦДСА. Поскольку ансамбль «Пламя» часто выезжал в воинские части, то им было необходимо улаживать кое-какие дела по линии Советской Армии. Это произошло в 1981 году. Надо сказать, что во время службы я увлекся игрой на бас-гитаре. Очень мне понравился этот инструмент. А поскольку ноты я знал, то мне надо было работать только над техникой игры. Я занимался в любую свободную минуту. Мог уйти в туалет и там заниматься. В ту пору я не думал не о девочках, не о гулянках, а только о музыке.
Кроме того, во время службы у нас был создан вокально-инструментальный коллектив. Я снимал все хиты различных ансамблей того времени – «Синяя птица», «Пламя», «Лейся, песня», «Надежда». И мы их играли на танцевальных вечерах в ЦДСА, в академии.

-Куда вы направились после армии?

Официально числился ночным сторожем в одном ДК, а сам тем временем подрабатывал на свадьбах, похоронах и демонстрациях. И готовился к поступлению в эстрадное училище с преподавателем училища – Черновым Владимиром Васильевичем.
В 1983 году я поступил в музыкальное училище имени Октябрьской Революции, на эстрадно – джазовое отделение.

-Где оно тогда располагалось?

В Москве на Большой Ордынке, 27. Недалеко от станций метро «Новокузнецкая» и Третьяковская». Сейчас там находится Государственное Музыкальное Училище Эстрадно – Джазового Искусства.

-По какому классу вы учились?

По классу гитары - бас. Моими педагогами были – Чернов Владимир Васильевич и Соболев Анатолий Васильевич.
Тут надо отметить, что меня приняли сразу на третий курс, так как у меня за спиной было среднее музыкальное образование по классу кларнета. Однако, в категорической форме я отказался и решил учиться со второго курса. Ведь в училище я пришёл за знаниями.

-Назовите своих сокурсников? Наверняка были студенты, которые впоследствии стали известными?

Клевицкий Александр (главный дирижёр оркестра имени Силантьева, композитор). Батурин Андрей (продюсер, композитор). Катин Сергей (который известен не только тем, что создал группу «Дюна», но и тем, что работал в группе «Арсенал» Алексея Козлова), Куликов Анатолий (долгое время работал в группе «Арсенал» А. Козлова, и в группе «Рецитал» у Пугачёвой), Данилкин Игорь (был барабанщиком в группе «Браво»), Пономарёв Фёдор (саксофонист из первого состава группы «Браво»), Михеев Артур – он же Артур Беркут (солист – вокалист групп «Автограф» и «Ария») Федорков Александр (композитор и аранжировщик группы «Лесоповал»). На младших курсах учились вокалистки Ольга Кормухина и Марина Журавлева.
Концерт эстрадного отделения в честь 60-ти летия образования СССР в стенах Московского Музучилища им. «Октябрьской революции».
Слева на право: бас-гитара — Валерий Белов, маракасы — Плоткин Леонид (племянник Михаила Плоткина), конго — Беляйкин Алексей (работал в группе «АЛЛО»), гитара — Батурин Андрей (в прошлом муж Кати Семеновой, руководитель группы «АЛЛО», ныне видный деятель культуры и искусства России).

-Во время обучения работали где-нибудь?

Да, продолжал играть по свадьбам, банкетам, правда, редко. Так, как больше уделял времени учёбе.
На последнем курсе работал вечерами в ресторане. А вообще играл в эстрадном оркестре ДК ЗИЛ под управлением Виталия Набережного. Там был очень сильный коллектив. Мы играли композиции таких групп таких, как: «Чикаго», «Земля, Ветер, Огонь», «Тауер оф Пауер» и еще при джазовой студии «Замоскворечье» играл в джазовом ансамбле Володи Лукашени – моего давнего друга.
У меня было тогда две бас-гитары. Одна – безладовая, а вторая с ладами. С двумя гитарами я и бегал между учебой, студиями и рестораном.

-В каком году вы закончили обучение?

В конце обучения, в связи с упразднением эстрадно – джазового отделения в училище им. Октябрьской революции, нас перевели в ГМУ (Государственное Музыкальное Училище) им. Гнесиных. Окончил я его в 1985 году, как артист – инструменталист, гитара – бас.

Эстрадный оркестр РСФСР имени Л.О. Утесова.
Валерий Белов- крайний слева.

-Куда устроились после окончания училища?

Сначала меня пригласили в один ресторан гостиницы «Космос». А потом меня переманили в ресторан «Солнечный», что за МКАДом на Варшавском шоссе. В «Солнечном» впервые в Москве было такое пикантное шоу с девочками. Не совсем обнаженными, но на грани. В Прибалтике это уже было давно.
Жил я тогда по-прежнему в Подольске, передвигался на электричках, машины не было. И я умудрялся заниматься на бас – гитаре даже в тамбурах электричек.

-Вы не продолжили учебу?

Продолжил в институте, но в заочной форме. И тогда же меня пригласили на прослушивание в Эстрадный оркестр РСФСР имени Л.О. Утесова. До меня в оркестр приходили прослушиваться человек пятьдесят. Но музыканты оркестра были довольно привередливые, их постоянно что-то не устраивало. И тут появляюсь я - такой яркий, кучерявый, лохматый, с серьгой в ухе, этакий неформал. Дирижер оркестра Дмитрий Левонович Атовмян предложил мне сыграть с оркестром новую композицию, прямо с листа. Начали играть - бас играет в разрез с оркестром.
Эстрадный оркестр РСФСР имени Л.О. Утесова, 1987 год, концерт в городе Подольске д/к «Октябрь».
Слева направо: у пульта басист — Валерий Белов , в центре — руководитель оркестра Дмитрий Левонович Атовмян.
Саксофониста фамилия и имя к сожалению не помню.

Дмитрий Атовмян останавливает оркестр, и, обращаясь ко мне, спрашивает:
-Что Вы там играете?
Музыканты оживились, слышу иронию в свой адрес. А я в ответ:
- Играю, как написано.
Атовмян попросил директора, чтобы тот проверил так ли это на самом деле. Каково же было удивление директора, когда он увидел, что ноты композиции были перевёрнуты. Директор озвучил этот казус, и перевернул ноты. Опять начали играть и всё встало на своё место. И дирижёр и оркестранты были удивлены. После этого прозвучала команда директору, что я завтра еду с оркестром на запись в ДЗЗ, что на бывшей улице Качалова. Вот так меня приняли на работу в оркестр Утёсова.

-Дунаевского уже не было в руководстве оркестром?

Нет, не было.

-Кто запомнился из коллег?

Вокалист Андрей Билль (супруг композитора Лоры Квинт). Мы с ним и потом долго общались, Геннадий Каменный…
Эстрадный оркестр РСФСР имени Л.О. Утесова, 1987 год, концерт в городе Подольске д/к «Октябрь».
Слева направо: с баяном солист-вокалист оркестра — Геннадий Каменный, фамилия гитариста не помню, басист —Валерий Белов .

Но работа в оркестре продолжалась для меня чуть более года. Сергей Березин и Юрий Петерсон уговорили меня перейти в ансамбль «Пламя».

Продолжение