Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Галина Стельмах.


Всё другое достигалось самообразованием.

(октябрь 2015 г.)

3

Станислав Черепухин (в центре) на сьемках клипа "Идет солдат по городу".

-Что было после ансамбля «Пламя»?

Николаевские друзья перетянули меня в начале 1980 года в ансамбль «Голубые гитары». Там в. это время ставился музыкальный спектакль «Красная шапочка и Серый волк». Я шёл туда на роль Волка.

-Это была главная мужская роль?

Да, как выпускнику ГИТИСА, мне это было очень интересно. Я когда закончил вуз, думал, что мне теперь все двери открыты! Не тут-то было. Штатное расписание не очень-то перепрыгнешь.Когда пришёл, то стал готовить роль.

-К тому времени «Красная шапочка…» шла уже не первый год (я её видела в 1978). Кто до этого был исполнителем этой роли?

Были Слава Малежик, Слава Кузин, Игорь Офицеров. До воплощения этой роли мною дело так и не дошло. Игорь Яковлевич Гранов решил всё поменять и восстановить концертную программу, которая состояла из его песен и народных композиций. Программа была ориентирована на зарубежные поездки. Коллектив много раз выезжал за границу.Там довелось поработать с Игорем Крутым, Игорем Борисовым и другими талантливыми ребятами.
Работа в «Голубых гитарах» продолжалась недолго, года два. На душе было неспокойно оттого, что я не мог применить знания, полученные в институте. Потом казалось, что уже возраст такой, что хватит бегать – прыгать по сцене.

-Ну вроде того, что уже пожилой солидный человек, пора бы чем-нибудь важным заняться?!!

Да, дескать, не смешно уже. Стал задумываться, какую деятельность дальше выбрать более серьёзную. Это был 1982 год. И тут поступило предложение поработать в агитпоезде ЦК комсомола, которое я с интересом принял.

-И за что агитировали?

За что агитировали…
Это как раз тот самый случай, когда я мог реализоваться как режиссёр. Я до этого пытался найти в этом качестве своё место. Но в то время создать свой коллектив, выбив квоту в Министерстве культуры, было невероятно сложно. Я как-то поделился своими проблемами с Давидом Усмановым, соавтором некоторых моих песен. Он сказал:
-Слушай, есть такой агитпоезд, туда приезжают коллективы и там можно режиссировать с утра до вечера!
Он познакомил меня с людьми, которые этим занимались, и всё получилось. Меня приняли на работу, восстановили в комсомоле …

-Почему восстановили? А, поняла, было больше 28 лет…

Да, возраст уже вышел. Я начал там работать, и это действительно было удивительное явление. Приезжал специально оборудованный поезд. Например, там был вагон – музей, вагон – дискотека., школа передового опыта, голографию возили и т.д.
Поезд прибывал в отдалённые посёлки, сёла, где люди не видели ничего этого. К нам был огромный интерес. Обкомы комсомола присылали свои художественные коллективы со всего СССР. Каждый день шли концерты под моим руководством. Очень интересно, необыкновенные остались воспоминания. Были серьёзные работы, как, например «Марш мира Советской молодёжи». Этот агитпоезд прошёл с Находки, с Дальнего Востока до Бреста, через всю страну. На одном из отрезков пути шли концерты с моей режиссурой. Этот поезд двигался три месяца, останавливаясь в разных городах, сёлах, где это было большим событием. С нами ездили и космонавты, и герои Советского Союза, ветераны войны. Это было действительно очень яркое явление.

-Цель была в том, чтобы люди, живущие в отдалённых уголках, не были обделены участием в культурной жизни?

Да, целью было, и обогатить досуг людей, и показать что-то новое, дать почувствовать свою сопричастность к интересным событиям, происходящим в стране.
Ещё один рейс, очень знаменательный для меня - это когда мы прошли путь Уренгой – Помары – Ужгород. В Ужгороде открывали заслонку нашего газа на запад. Там было огромное мероприятие на стадионе, посвящённое этому событию, которое мне посчастливилось режиссировать. Этим можно гордиться.
С 1984 года у меня начался новый период жизни – это работа в Госкино и Министерстве культуры. Госкино Российской Федерации ликвидировали сразу после событий 1991 года.

-В связи с этим вопрос. Считается, что артисты, вообще творческие люди – народ неорганизованный. Помогла ли такая должность приобрести новый опыт, чтобы стать более организованным и уметь организовывать других?

У меня это в какой-то мере получилось. Я немало лет работал помощником министра культуры РСФСР. Министры уходили, а помощники оставались. Работал с Юрием Мефодьевичем Соломиным, с Мелентьевым Юрием Серафимовичем. Мощные люди.

-Немного забегая вперёд, если уж речь зашла о кино, хочу спросить по поводу написанных Вами киносценариев.

У меня были мысли всерьёз этим заниматься. Но, написав несколько сценариев, которые поставили, интерес к такой деятельности пропал. Нынешнее телевидение подает только криминал и бандитские разборки, ничего другого не принимает.

-А можно поподробнее о телефильме «Ваша честь»? Мне сериал понравился, несмотря на то, что он весьма драматичен и без «хэппи-энда».

«Ваша честь» - это один из примеров, хотя, в целом, этот фильм получился неплохой. Я пытался сделать человечный сценарий о судьбе мальчика.

-В фильме указано несколько сценаристов – это значит, что каждый писал отдельные серии?

Совершенно верно. Сериал достаточно продолжительный, авторов несколько.

-А как тогда выдерживается общий стиль?

На это есть редактура на уровне сценарной заявки. Ты работаешь, тебя правят. Мой сценарий сначала назывался «Мытарства». Но потом многое поменялось… На память я храню первый экземпляр.

-Получается, что всегда, в конечном счёте, на выходе не то, что задумано?

Да, и я не хочу создавать « чернуху» ни ради денег, ни ради чего-то другого, потому что ты этим губишь чьё-то сознание. Сколько я ни пытался себя сломать, не смог.

-Вернёмся к работе в Министерстве культуры – была ли эта работа связана с культурой. Насколько это приемлемо для творческого человека?

Понятно, что там другой кругозор, другие масштабы. Мы пытались внедрить какие-то программы, например развитие библиотечного дела или сельских культурных учреждений, я эти программы писал, но, в основном, это рутинная работа с какими-то документами, с коллегиями, мероприятиями. Может, что-нибудь и продвинулось бы у меня дальше, но перестройка поставила точку. Был момент, когда Министерство культуры вообще никому не нужно было. Мы ходили по пустым коридорам и друг друга пугались. Потом это как-то всё вернулось.
После Министерства у меня был ещё один период – работа в студии Сергея Жигунова, на его первых сериалах. Это «Королева Марго», «Графиня де Монсоро». Я занимался телевизионным прокатом, то есть продвижением фильма после его выпуска. Тогда областные телекомпании могли покупать право показа нового фильма до того, как фильм покажут по общероссийскому каналу.

-Получалось, что люди в регионах могли увидеть эти фильмы раньше?

Да, мы запускали эти серии раньше. Ещё у Серёжи были права на фильмы предыдущие, которые тоже постоянно надо было устраивать на разные телеканалы, были съёмочные периоды. Была своя кинопрокатная фирма, телевизионные проекты, связанные с телепрокатом. Всё было очень интересно.
В 2000-м году позвонил Березин и говорит:
-Ну что, ты ещё помнишь наши песни? Может, споём вместе?
Я помню, что сначала это долго не получалось. Он позвонил на 9 мая, а я был занят другой работой, которую не мог отложить, были и другие причины. Потом он позвонил осенью:
-Сейчас везде идут Дни городов, может, попробуем?!
Таким образом, я опять вышел на сцену. Помню точно, что это было в Лыткарино на ступеньках Дома культуры. Там были со мной Валера Белов, Гриша Рубцов и Серёжа Березин. Мне поначалу эта идея показалась странной. Я сказал:
-Серёжа, зачем это теперь нужно? Нас там испинают и освистают!
Он говорит:
-Ну, давай, давай попробуем!
Мы вышли, перед нами площадь народа, и эта площадь начала петь вместе с нами! Это стало переворотом в сознании. Казалось бы, проутюжили страну, промывали мозги столько лет, а тут такое ретро, включая «Мой адрес – Советский Союз».
Поначалу я совмещал две работы, участвовал в выездах. Серёжа занимался этим профессионально. Потом у нас появился продюсер Алик Гуревич. Он хорошо организовывал концерты. Я перешёл полностью на сцену и 10 лет времени р с ними.

-Делал ли Сергей Березин попытку восстановить ансамбль «Пламя» в более полном составе?

При мне не делал, поэтому утверждать точно не могу, но из рассказов знаю, что такая попытка была. Сергей приглашал Иру Шачневу, Юрия Петерсона, Алексея Кондакова, Виктора Аникиенко для обсуждения этого вопроса и репетиций, но не сложилось. Зато, с того момента возникло «Пламя-2000».

-В 2000-е состав коллектива традиционно продолжал меняться. По каким причинам?

Да, менялся. Из первого состава 2000-года, который я перечислил, вскоре ушёл Рубцов. Основная причина его ухода была в том, что иногда он делал выбор в пользу своего собственного выступления, а не выступления с коллективом, если даты концертов совпадали, а Березину это не нравилось.
Белов ушёл из-за какого-то межличностного конфликта.

-А когда раньше работал в «Пламени» Валерий Белов? Я, честно говоря, его в ансамбле не помню. Вероятно, самый конец 80-х, начало 90-х?

Правильно, тогда была странная текучка кадров. «Пламени» уже не было, был переход из «Пламени» в «Нескучный сад».
После их ухода пришёл Борис Осокин, который работал в «Нескучном саду», являлся там лидером, очень талантливый человек и Боря Лобанов. Он музыкант высокого класса, работал перед этим в «Самоцветах». К сожалению, они уже оставили этот мир. На их место пришёл Игорь Тимофеев и статист под псевдонимом Данилов.
Меня там 10 лет продержала привязанность к сцене, к тому же, я старался обходить острые углы, но дело всё-таки кончилось конфликтом, вероятно, неизбежным.
Второй уход из «Пламени» натолкнул меня на мысль, что как бы там не было, но 15 лет своей творческой жизни я отдал ансамблю «Пламя» и, наверное, в состоянии нести эти песни дальше. Я поставил себе задачу сделать сольную программу «Лучшие песни ВИА «Пламя», которую выполнил.

-Четыре года назад мы с мужем были на таком концерте в «Сокольниках» в День города, где Вы весьма успешно выступили. Публика очень эмоционально принимала программу, и даже было недовольство тем, что концерт длился всего час, а зрителям хотелось продолжения.

Поначалу мне казалось, что я никому не нужен, что на меня не пойдут люди. У меня нет круга администраторов, которые будут приглашать меня на концерты, но пять лет работы показали противоположное и выступления мои пользуются успехом.
Начинал с выступлений на родине, как говорится: «Родина нам поможет!». Так и получилось. Пришли зрители в Мелитополе, кто меня помнил и знал.
Я не отношу на свой счёт это продвижение. Есть какая-то магия песен, которые составляли репертуар ансамбля. Я долго над этим думал. Сейчас проходят наши концерты, пусть и не часто. Мы открыли для себя удивительную публику в Белоруссии. Последний концерт меня просто поразил. Администратор позвонил:
-В День победы споёшь?
-Спою, а где?
-Да вот, на улице.
Ну улица, так улица, думаю, наверное, где- нибудь возле клуба, ветераны соберутся. Приезжаем, а там стадион!

-Это был ваш сольный концерт?

Да, а на стадионе 1500 зрителей. Пришли сами, их палкой не загоняли. Там, конечно, были какие-то профсоюзные приглашения, но какой был зрительский приём! У меня есть видео-запись. Глядя со стороны, не верится, что это мы!
Со мной работают музыканты, два техника. Большими трудами приобретена аппаратура, видеотехника. Это мы возим с собой и даём в начале видеопролог об истории ансамбля «Пламя».

-Получается, что Вы ещё и своих бывших коллег рекламируете, и не даёте уйти в забытье старым добрым песням ансамбля?

Совершенно верно, именно эту задачу я и поставил.

-Распространяется ли на Вас прессинг со стороны Сергея Березина, который всеми способами пытается всем доказать, что только он имеет право говорить о своей принадлежности к ВИА «Пламя», а все остальные, кто не меньше, а подчас и больше, создавал имидж «Пламени»- это всё клоны и мошенники?

Это его позиция. Я не понимаю, зачем против себя настраивать стольких людей, я имею в виду коллег. Да, есть коллектив, который называется «Легендарные звёзды «Пламени». Там есть Валера Белов, который в «Пламени» некоторое время работал. Поют они те же песни. А почему их не петь, если люди хотят их слышать. Другое дело, как поют. Судить надо по качеству. Клоны и мошенники – это всё же немножко другое. Приведу пример, вот здесь бы Березину с Дорфман поработать.
Мой армейский друг живет в посёлке Восточный в ближнем Подмосковье. Звонит мне и говорит:
-Слушай, что происходит? Висят ваши афиши с твоей фотографией в День города на стадионе. Я после службы прибегаю, чтобы тебя увидеть, а концерт уже кончился. Я к администратору:
-Где «Пламя»?
Мне отвечают:
-Вон там, в гримёрной сидят, выпивают.
Я захожу и спрашиваю:
-Где Черепухин, где Березин? Вы кто?.
То есть под нашей фотографией самозванцы под диск отпели песни и получили деньги.Это возмутительно.

- Но те, кто действительно работал в коллективе, разве не имеют право упоминать об этом? Тем более что сверхзаслуги Березина нет. Он не создавал с нуля, а получил готовый коллектив с популярными артистами.

Конечно. Ко мне у него тоже не может быть претензий. У меня официально зарегистрированный ансамбль «Сияние пламени», и я несу людям песни из репертуара коллектива, в котором долгие годы проработал. В создании многих из них изначально принимал участие. Авторские права мы не нарушаем, отчисляем положенные по закону отчисления в РАО.
Вот один из примеров. Доходило до того, что на моих афишах в городе Бресте кто-то невидимый клеил самодельный листок: «В связи с болезнью артиста концерт не состоится». Или звонили на площадку, где готовилось наше выступление, и говорили:
-Кто это к вам едет?

-В целом, эта тема сейчас очень актуальна. Многие знаменитые в прошлом ВИА сейчас размножились. Но, наверное, лучше много, чем ни одного?

Давно уже человечеством придумано, как всё решать цивилизованным образом. Не надо никого преследовать, не надо никого сажать в тюрьму. Как пример – по всему миру распространены фан-клубы «Битлз». Артисты, загримированные под знаменитых музыкантов, поют их песни. Недавно я видел такой концерт в Белоруссии, где полный стадион с восторгом и слушал. А почему не быть подобным требьют-шоу, если у них есть зрители?

-Конечно. К тому же Березинское «Пламя» ничуть не похоже по звучанию на оригинал. Один из почитателей ансамбля как-то сказал, что изо всех подобных коллективов, «Пламя 2000» было «самое пламенное «Пламя».

Самое ценное – это узнаваемость. Понятно, что Юрий Петерсон нёс эту манеру. От него много шло. Их дуэт с Алексеем Кондаковым, к несчастью, ушедшим из жизни, был наиболее близок к традиционному звучанию «Пламени».
Про себя же могу сказать, что я сейчас очень увлечён тем, что я делаю, так же как и в то время, когда с моим участием записывались знаменитые песни ВИА «Пламя» - « На дальней станции сойду», «Идёт солдат по городу», «Вологда и Кострома», «Синие дожди», «Детства последний звонок», «За поворотом» и другие. Пришлось проделать жизненный круг, чтобы опять вернуться к этому и большое спасибо моим зрителям, которые очень нас поддерживают.

-Наша встреча несколько раз откладывалась из-за ваших поездок, гастролей. Даже сегодня заранее обговоренное время пришлось немного перенести. Из-за чего так получилось?

Вчера здесь в нашем ДК, где я преподаю, и где базируется наш ансамбль, нужно было срочно сделать перестановку. Пришлось этим заниматься до двух часов ночи. Перетаскивали вещи из одной комнаты в другую, особенно тяжело далось перемещение пианино, вдвоём тащили. Никак в двери не проходило, но всё-таки перенесли.
Александр Колоколов, Галина Стельмах и Станислав Черепухин.

-Говорят, что люди делятся на тех, кто носит рояль и кто на нём играет, но, оказывается, есть те, кто умеет и то, и другое. Удачи Вам во всём!