Юрий Петерсон.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Расставание.

(версия)

ноябрь 2019 г.

2

История.

Павел Яковлевич, увидел новый коллектив Москонцерта, и зная о широких возможностях его руководителя, сразу осознал в нем своего главного конкурента. Да и наличие в составе Маликова своего несостоявшегося солиста –«изменника», так же не добавляло симпатий к ним обоим. Слободкин только ждал случая «отомстить».
И такой случай вскоре представился. Узнав, от одного из своих музыкантов Евгения Казанцева, что у Маликова музыкальным руководителем работает его приятель студент последнего курса Московской консерватории гитарист Алексей Пузырев, Павел Яковлевич решил сманить его к себе. В качестве «заманухи», помимо больших денег, он обещал тому, что после окончания консерватории его оставят по распределению в Москве. Когда Юрий Федорович узнал о переходе Пузырева в стан конкурента, то тоже был страшно возмущен, и пытался расстроить сделку такими словами:
-Там из тебя выжмут все соки и выгонят!
Но Алексея это не остановило, и он в конце 1971 года оказался у Слободкина.

Тем временем в ВИА «Веселые ребята» стали происходить важные изменения. В начале 1972 года группу покинули трое из четырех вокалистов: Бергер, Фазылов и Юлий Слободкин.
С уходом Бергера Павел Яковлевич тормознул уже готовые для выпуска на пластинках песни «Нет тебя прекрасней» (Ю.Антонов – И.Безладнова, М.Беляков) и «Школьный бал» (С.Дьячков – П.Леонидов).
А с уходом Фазылова та же участь постигла еще несколько песен С.Дьячкова («Первая любовь», «Записка» и др.).
Кроме того все эти песни выпали и из концертного репертуара ансамбля, что тут же сказалось на уровне жизни Сергея Дьячкова, который в тот момент нигде не работал официально и жил только за счет авторских гонораров от песен, исполняемых ВИА «Веселые ребята».

Пока Павел Яковлевич раздумывал над дальнейшей судьбой своего «безхозного» репертуара, песня «Нет тебя прекрасней» вышла на пластинке ВИА «Поющие гитары», а Сергей Дьячков, уставший ждать обещанного, отдал песню «Школьный бал» Маликову.
"Самоцветы" быстро сделали её, ввели в концертный репертуар, записали на «Мелодии» и выпустили пластинку. Узнав, что Дьячков лично передал эту песню Маликову, Павел Яковлевич был в бешенстве. И не смотря на приятельские отношения с Сергеем и то, что он был практически его «придворным» композитором, убрал все его песни из репертуара ансамбля, а его самого вычеркнул из числа своих знакомых и перестал с ним общаться. При этом самому Сергею в глаза никаких претензий не высказал. И тот до конца своих дней думал, что это произошло, потому что его самого, как композитора запретили после статьи Л.Ошанина в газете «Советская культура» в 1971 году.

Тем временем Павел Яковлевич прикладывал титанические усилия для поиска вокалистов. Из самодеятельности пришли известные в узких кругах Александр Лерман и Владимир Сахаров, а стилистика коллектива стала склоняться к групповому пению, по образу Битлз, поскольку внутри уже сформировалось мощное ядро апологетов английской команды. Сознавая выгоды подобного подхода для гастрольной практики (весь коллектив не зависит от одного вдруг выбывшего вокалиста), Слободкин, тем не менее, понимал, что в этом случае потеряет значительную часть своей аудитории, которая не разделала модные увлечения радикальной молодежи. Обязательно для контраста ему нужен был харизматический лирический герой с соответствующим репертуаром. И такой человек у него был –Юрий Петерсон.
ВИА "Веселые ребята" 1972 год:
Александр Лерман, Алексей Пузырев, Юрий Петерсон, Евгений Казанцев, Павел Слободкин, Валерий Хабазин, Владимир Сахаров, Владимир Избойников.
Стоит сзади всех Владимир Полонский.

Надо сказать, что подобный подход в своем коллективе Слободкин сохранял и дальше до 1985 года. После ухода Юрия его роль с разной степенью успеха в «Веселых ребятах» исполняли сначала Владимир Арустамов, а потом Роберт Мушкамбарян.

Тем временем, Маликов через своего нового солиста (земляка и друга Петерсона) Анатолия Могилевского, снова сделал Юрию предложение о переходе в "Самоцветы":
- Юра, если ты уйдешь от Паши, я тебя возьму, и пусть тебя ничего не волнует.
Петерсон:
-... я ответил, что, конечно, приму это приглашение, если появится такая возможность…

И такая возможность появилась. С уходом Бергера, Юрий Леонидович не безосновательно рассчитывавший, что займет его место у студийного микрофона, вдруг понял, что Павел Яковлевич так не думает. Место Бергера в студии занял Александр Лерман.
Произошло это потому, что Слободкину стало известно, и о новых переговорах Петерсона с Маликовым. И хотя Юрий Леонидович снова формально отказал Юрию Федоровичу, Павел Яковлевич решил не рисковать.
В очередной раз, внутренне возмутившись, он решил в качестве наказанияи и дальше не подпускать Юрия к студийному микрофону, а записанные им ранее песни не издавать на пластинках. Понятно,что ничего об этом самому Петерсону он не сказал.

Такое положение, конечно, не устраивало Петерсона, и в его отношениях со Слободкиным возникла напряженность. Появились мысли об уходе, которые окончательно оформились летом 1972 года во время гастролей ВИА «Веселые ребята» в Иркутске:
Из Иркутска сразу после окончания вечернего концерта я позвонил жене в Москву:
- Позвони, пожалуйста, Коле Раппопорту, - это мой приятель-барабанщик, который сейчас работает в «Самоцветах», и скажи, что я согласен.
Весь следующий день я провел в ожидании окончания вечернего концерта. Отпев свои номера как будто во сне, я помчался к реальной жизни, то есть к междугороднему телефону, чтобы позвонить в Москву. Жена взяла трубку сразу же: видимо, ждала.
- Ляля, а что он сказал про мой переход к ним?
- Он сказал: в любое время...
В понедельник я был в Москве, а уже во вторник был принят в состав ВИА «Самоцветы».

Юрий Петерсон и Юрий Маликов.

Сам Павел Яковлевич ничего об этом не знал. Для него оказался сюрпризом вызов в отдел кадров Москонцерта, где ему предложили ознакомиться с приказом, из которого следовало, что у него больше нет одного из основных солистов. Конечно, он сразу смекнул, чьих это рук дело, и понял, насколько сам заблуждался в оценке лояльности к нему лично Юрия Петерсона. Для которого он (по мнению Слободкина) сделал так много, что тот должен был быть ему обязан по гроб жизни.
Возмущению его не было предела!
Юрий Петерсон:
… возможно, именно поэтому он считал меня своей собственностью. И я никак не мог ему объяснить, что я человек свободный. Что я сам себя создал! Что я приехал к нему уже готовым артистом…

Однако вместе с уходом Петерсона к Маликову, для Слободкина неприятности не кончились, а только начались. Вместе с Юрием Леонидовичем в стан «Самоцветов» перешли и все его фанаты, а поскольку он так же унес и значительную часть концертного репертуара, то «Веселым ребятам» надо было это чем-то заполнить. А для этого необходимо было: садиться на репетиционный период, отменять гастроли и терять деньги, а потом по новой сдавать программу Худсовету.
Как Павел Яковлевич из этой ситуации выкрутился можно только гадать, но, очевидно, что выкрутился.

А вот Петерсон безболезненно для «Самоцветов» влился к ним в программу с уже утвержденным, обкатанным на зрителях, хитовым репертуаром.
Который, между прочим, сделал Слободкин.
Вот такая халява досталась Маликову.

Однако, пройдет всего три года и Юрия Федоровича «настигнет расплата». Весь сделанный им репертуар перекочует в другой коллектив, вместе со всеми его музыкантами, включая и Юрия Петерсона.

Вернемся к Павлу Яковлевичу Слободкину.
Но даже репертуарные потери не исчерпали для него весь негатив, связанный с уходом Юрия Петерсона к Маликову. В «Самоцветах» роль директора-администратора исполняли совместно сам Маликов и Николай Раппопорт, которые в этом деле не блистали. Перейдя в новый коллектив, Петерсон посоветовал Маликову «выдернуть» у Слободкина и его директора Михаила Владимировича Плоткина:
-Придет Мишка Плоткин, и ты будешь по всем карманам искать ключи, и везде будешь находить «бабки»!
Так и стало, потому что у него был настоящий нюх на деньги.

Однако, и сам Юрий Федорович уже «положил глаз» на Михаила Владимировича и вел с ним переговоры.

И так получилось, что следом за Петерсоном почти сразу по тому же адресу устроился и концертный директор Слободкина. Для Павла Яковлевича все это увязалось в одну цепочку, первым звеном в которой он посчитал Петерсона, которого и «проклял» на всю жизнь.
Юрий Петерсон и Павел Слободкин.

Даже по тем временам поступок Юрия Леонидовича не вызывал осуждение в эстрадных кругах СССР- это было обычным явлением. Все известные артисты старались найти место «по-сытнее». Но тут он попал на человека обидчивого и не склонного к компромиссам.

P.S.
В 1973 году композитор Олег Иванов передал Маликову одну из своих песен, которую уже исполняли «Веселые ребята». И даже открывали её свою концертную программу. "Самоцветы" включили её в свой репертуар, и выпустили на пластинке. После этого Слободкин убрал из репертуара своего ансамбля все песни этого композитора, прекратил работать над его новыми песнями и, по сложившейся традиции, перестал с ним общаться.

Послесловие.

Много лет спустя уже в наше время Юрий Петерсон и Павел Слободкин вполне могли бы забыть прежние обиды и помириться. Так, как уже в наши дни, Павел Слободкин «помирился» с Олегом Ивановым.
Но всё как-то не было для этого повода.
В начале двухтысячных Павел Яковлевич решил возродить ВИА «Веселые ребята»: набрал музыкантов, стал готовить репертуар, а параллельно стал распространять мифологизированную историю этого коллектива.
Так совпало, что в это время Юрий Леонидович дал несколько больших интервью для «Специального радио», где рассказал о некоторых «спорных» моментах в истории ВИА «Веселые ребята». Его интерпретация расходились с «официальной» версией и это вновь подогрело застарелый конфликт.
В 2015 году Юрий Петерсон написал книгу, где все эти события изложил подробно. Один экземпляр этой книги в 2016 году он прислал Павлу Слободкину с надписью: " Человеку, который дал мне всё ."

А потом пришла ВЕЧНОСТЬ!