Игорь Никитин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Игорь Никитин:
ансамбль должен петь только свои песни...

(ноябрь 2011 г.)
4

-Вернемся к музыкантам «Пламени». У Вас работал Иван Денежкин, он же Самарин?

О-о-о! Это уникальная личность. Во всех отношениях. Великолепный клавишник. И музыкант прекрасный, и великолепным слухом обладал, и джаз не был для него загадкой. Помню, что он дружил с композитором Борисом Савельевым. А когда пришло рыночное время, стал бизнесменом. И достиг очень высокого уровня, стал очень богатым человеком. Петерсон его называет – «Олигарх» …

Пламя:
Впереди: Петерсон и Аникиенко.
Сзади: Никтин,Белянин, Денежкин, Дегтярев

-Фамилия обязывает…

Точно (смеется).

-Когда пришел Белянин, он почему-то стал очень много петь сольно?

Во-первых, надо сказать, что открыл его Березин. Получилось так. Нам нужен был тенор. И я пригласил Сашу Мухатаева на прослушивание в «Пламя». А Саша прихватил с собой Валеру Белянина (они только что ушли из «Акварелей»). А Березин сразу же обратил внимание именно на Валеру. Взял его в ансамбль, а Сашу Мухатаева не взял.
И петь он стал действительно много. Например, в «Пламени» никогда не пели народные песни, да еще а cappella. А Валера стал петь и это было оригинально. Вокальные данные у него потрясающие. Высокий голос, красиво тембрально окрашенный. Октава точно. У публики проходил на «ура». Насколько я знаю, Валера сейчас с Ирой Шачневой работает в «Самоцветах» у Юры Маликова. Все-таки, Маликов – гений. Всех собрал, дает возможность работать.
А Валеру Белянина знают в отличие от многих забытых солистов ВИА. Он спел хит – «Краснотал» Его знает народ.
Великолепную певицу Иру Шачневу тоже знают, но как солистку «Самоцветов» и «Пламени», а вот по какой-то песне – нет.

Пламя:
Редько, Дегтярев, Шачнева, Шачнев, и Никитин.

-Как Вы думаете, почему так получилось?

Думаю, что Березин не давал ей хитов. Если бы он захотел, то раскрутил бы ее. А он видимо не захотел…

-Шачневу в самом конце существования «Пламени» заменила другая солистка?

Да, Екатерина Воробьева, такая симпатичная девушка. Катя что-то пела, и в общем-то неплохо, но не много и не долго.
Кстати, Ирина Шачнева написала очень красивую песню на стихи В. Тушновой - «А мне говорят, нет такой любви». Она записана на диске «Время пик». Когда Ира пела ее, я просто заслушивался. Даже привередливый музыкальный критик А.Троицкий написал очень хорошую рецензию на эту песню. Что она очень качественная, написана в стиле «соул». Все-таки, Ира – очень талантливый человек. И сейчас эта песня слушается современно. Я, будучи Завучем музыкальной школы, мечтал пригласить Иру к нам преподавать. Но, не решился, а жаль. Многим современным артистам, пожалуй, следовало бы у нее поучиться.

-Где-то в одно время с Беляниным появился Виктор Аникиенко?

Да, пришел такой серьезный парень. Но стал впитывать в себя все очень быстро. Многое перенял у Березина. И в итоге превратился в весьма весомую фигуру в составе ансамбля «Пламя». Сейчас, говорят, у него сольные проекты, циклы романсов исполняет. У него много талантов. Спортивный парень, не пьет, не курит.

-Что Вы можете вспомнить про Валерия Шаповалова, который проработал в «Пламя» около года?

Его привел Лешка Шачнев, они были большими друзьями. Удивительный, интересный человек, талантливый музыкант, но очень независимый. Это и привело к его уходу из «Пламени». Не вписался…

-Кроме коллективов Березина и Петерсона-Кондакова, существует еще один состав «Пламя». Там руководит Валерий Белов

Был такой бас-гитарист. Году в 87-ом или 88-ом. Такой добродушный парень. Помню, что был у него конфликт с Березиным, но не помню на какой почве.

Пламя:
Белов, Никитин и Рубцов.

-Скажите, кто раньше пришел в ансамбль Рубцов или Кондаков?

Думаю, что Кондаков. Мне кажется, что он не совсем человек «Пламени». Хотя, он всегда дружил и дружит до сих пор с Юрой Петерсоном. Пару лет поработал и ушел в коллектив Вячеслава Добрынина.

-Почему у него не сложилось?

Не знаю. Вроде и голос хороший, и внешность подобающая. Играет на клавишных, на гитаре, очень подвижный, сценический человек. Может быть, потому, что хитов не спел. Не считать же хитом «Помогите кенгуру».

-Значит, Рубцов появился позже Кондакова?

Гриша пришел совсем молодым, подающим надежды.

-Но хит спел – «На два дня»?

Спел. Это совместное творчество С. Березина и Л. Рубальской. А саксофон в этой песне я записал. Уж не знаю, как получилось, но…это я.

-Еще Рубцов спел с Зарубиной «Переведи часы назад»?

И там я играю, только на кларнете. И в клипе я снимался. Хорошая песня.

-Владимир Парамонов?

Талантище! Прекрасный гитарист, великолепные вокальные данные, песни писал. Но…загубил сам себя. Русской народной пагубью. Я бы заголовок к карьере Володи Парамонова, да и не только Парамонова – многих бывших наших коллег, написал – «История загубленной жизни».

-Борис Осокин?

Боря в «Пламя» пришел рабочим. По-моему, уже в коллективе «Нескучный сад» работал артистом. Хороший парень. У него был довольно интересный тембр голоса – слегка хрипловатый. Современный такой. Он связал свою судьбу с Березиным, много работал с ним. Но все выше сказанное относится к нему в полной мере. Правда, с летальным исходом… Жаль.

-Олег Курятников?

По кличке – Куря. Он внес в наш ансамбль выражение – «чума». Постоянно употреблял это выражение. Неплохой парень, мог подпеть, подыграть. Работал в самом конце существования ансамбля «Пламя».

-Андрей Гончаров?

Андрей – внук знаменитой художницы-авангардистки Натальи Сергеевны Гончаровой. Ее линия восходит к жене Пушкина. Рос в богемной среде. Очень приличный пианист, таким талантливым музыкантам, как он, было все равно, что играть. Он очень здорово разбирался в музыкальной аппаратуре. Березин во многом ориентировался на его вкус.

-Бурнашев?

Его, кажется, зовут Андрей. Довольно своеобразный парень. Гитарист. С гитарой вообще не расставался, постоянно занимался. Фанат гитары. Я его не помню без гитары. Он работал в конце 80-х.
И еще работал очень яркий парень – Владимир Куклин. Он много писал, причем в рок-стиле. Очень правильный парень, не выпивал. Но такой внутренний темперамент. Мне казалось, что он не на своем месте. Он в душе- рокер.
Я очень хотел бы вспомнить еще одного участника нашего коллектива звукорежиссера Владислава Новикова. Понимаете, были такие звуковики, которые могли только ручки крутить. А Влад был специалистом. Он мог и починить аппаратуру, и правильно настроить.

-«Пламя» много мелькало по ТВ.

У Березина было очень много знакомых, ему помогали. И с эфирами, и с записями.
Березин – прекрасный композитор. Очень много его хороших песен, к сожалению, так и не стали известными. Например, альбом «Время пик». Там были шлягеры, но как следует его не раскрутили.

-Но «Снег кружится» из этого альбома стал хитом…

Бесспорно, но я говорю и о других песнях. А «Снег кружится» первым исполнил один драматический актер, к сожаленью, забыл его фамилию. И только потом Юра Петерсон. Но Юра спел так, как уже вряд ли кто-нибудь споет. Но, в целом, С. Березин занимался своим делом всю свою жизнь.

-Скажите, Игорь, ведь Березин изначально тоже саксофонист?

Саксофонить он закончил в «Самоцветах». Он любил джаз, но всерьез им не занимался.

-При Вас он на сцену не выходил?

С саксофоном точно нет. На рояле некоторое время играл.

-В 78-ом году вышел телефильм «Поет ансамбль «Пламя»?

Да, было такое. Мой тенор-саксофон там звучит довольно часто в песнях. Кроме того, практически ежегодно мы снимались в телефестивале «Песня года».

-Скажите, а кто определял на ТВ, что надо петь?

Редактура. Лапин следил за всем очень строго, а редакторы боялись его. Какие-то песни не брали, внешний вид должен быть определенным. Конечно, все это неофициально, никаких формуляров не было, но цензура такого рода была на ТВ.

-Во время Олимпиады работали в Москве?

Да. Кажется, на всех площадках Москвы поработали за время Олимпиады. Вы знаете, в Летнем парке ЦПКиО я впервые увидел тогда Валерия Леонтьева. Колоссальное впечатление он произвел! Такого до него не было! И манера пения, и внешний вид, и движение…
Чем еще характерно было то время для ВИА? Тем, что тоннами возили аппаратуру. Это сейчас можно приехать в любую глухую провинцию и тебе предоставят прекрасное техническое оснащение. А тогда…
Пламя на Оби.

Я иногда слышу, что о «Пламени» отзываются не очень тепло, но я беру на себя смелость утверждать, что это был коллектив высочайшего профессионального уровня. Работали в нем очень талантливые люди. Но время было такое: если хочешь попасть на ТВ ты должен петь то, что надо. Ведь, так называемые, патриотические песни «У деревни Крюково», «За того парня» - замечательные произведения Марка Фрадкина. Он очень дружил с ансамблем «Пламя», и я считаю Марка Григорьевича одним из самых талантливых композиторов советского времени.

-И все-таки за «Пламенем» тянулся «красный» шлейф?

Понимаете, Сергей Березин очень умный человек. Он, видимо, решил создать на первом этапе гражданственно-патриотический имидж. А дальше можно было спокойно работать и петь то, что нравится. Послушайте песни «Пламени», начиная года с 80-го. Современная музыка, прекрасные тексты. Хотя, и до этого работали с Фрадкиным, Шаинским, Френкелем… Ведь, не побоюсь этого слова, это великие композиторы. Но, видимо, схема не очень сработала и шлейф остался.

-Вы 90-ом ушли из «Пламени»?

Да. Перебивался какими-то разовыми заработками, а потом устроился в музыкальную школу. И Вы знаете, педагогика меня затянула.

-Что преподаете?

Я преподаю духовые инструменты.

-Как Вы считаете, кто выделялся в те годы из солистов ВИА?

Ну, например, Сергей Беликов. Очень достойный, можно сказать, одаренный певец. Потенциал потрясающий. Мне казалось, что Сергей должен занять место Валерия Ободзинского. Но…. Очень серьезные проблемы с репертуаром. Конечно, его пик это «Сентиментальная прогулка» Тухманова. Но Тухманов – гений. Он облагодетельствовал многих. И у Игоря Иванова пик пришелся на альбом «По волне моей памяти».
А Беликов так и не спел что-нибудь близкое к этому…

-Что скажете о сегодняшнем времени?

Вы знаете, хотя перестройка поломала мне, да и многим музыкантам, карьеру, но я не о чем не жалею.
Мне звонил Петерсон, когда они решили с Кондаковым работать под названием «Пламя». Предлагал работать вместе, за что я ему безмерно благодарен. Но я не мог бросить преподавание в школе, педагогическая работа тоже захватывает.
Я прожил интересную, творческую жизнь. Отшелушилось все плохое, осталось только хорошее. Работа на эстраде и в ВИА – это значительная и очень интересная часть моей жизни. Я счастлив, что судьба свела меня с музыкантами и людьми высочайшей пробы.