Виталий Пушкарь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


История легендарного ансамбля продолжается.

(март 2020 г.)
1

ОТ АВТОРА.
Этим материалом мы начинаем публикации, посвященные бывшим участниками вокально-инструментального оркестра «Рапсодия».
Об этом коллективе очень мало информации, и мы попробуем ее немного восполнить.


Виталий Пушкарь.

- Виталий, вы климовский или подольский?

Подольский, но с городом Климовск я тоже тесно связан.
Я родился в городе Сызрань. Мой отец был военнослужащим, поэтому мы часто переезжали. Последним местом его службы был Можайск, а когда его демобилизовали, то мы осели в Подольске.

- Музыкальное образование получили?

Да, учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Начал еще в Можайске, а заканчивал уже в Подольске.

- Были ли еще какие-то увлечения?

Я очень сильно увлекался авиамоделизмом. А остальные увлечения были, как и у всех ребят во дворе. Ходил в секцию борьбы – тогда в Подольске это было повальным увлечением.

- В семье к музыке не имели отношения?

Мама пела в художественной самодеятельности. И постоянно пела дома, а я пел вместе с ней.
Из детства вспоминаются открытые окна, а в них выставлены радиолы. Проигрываются пластинки. Танцплощадки, где мы подглядывали за взрослыми танцами. Обычное советское детство, картинку которого нарисовал ВИА «Ариэль» в песне «В краю магнолий».

- Когда проявился интерес к эстрадной музыке?

У меня был сосед Юра Якубовский, лет на десять меня старше. Он был студентом МВТУ, в меру стиляга. И как-то он меня позвал послушать магнитофонные записи. Сказал:
- Хорош гонять свои гаммы и этюды Черни! Вот настоящая музыка!
И поставил мне Пресли, Битлз, Роллингов. Я понял, что это совершенно другая музыка, но не сказал бы, что мне все понравилось. Я только отметил для себя Girl и Lady Jane. Зерно сомнения уже мне заронили в душу. А когда я учился в седьмом классе, к нам приехал двоюродный брат. И вытащил меня в парк на танцверанду. И когда я увидел ребят с гитарами, барабанщика, у меня произошел полный переворот в сознании.
После этого я выпросил у отца гитару за 12 рублей 50 копеек, а потом и звукосниматель. Стал заниматься на гитаре, мне это все больше и больше стало нравиться. В школе с ребятами создали ансамбль. При этом занятия в музыкальной школе не бросал.

- Что играли?

Все подряд. И песни наших ансамблей, и западных. Снимали все подряд. И здесь мои занятия в музыкальной школе мне очень пригодились.

- Куда направились после школы?

Попытался поступить в технический ВУЗ, но не удалось. Пошел работать на производство. Мне светила армия. Но тут мне помогли мои подольские знакомые музыканты, которые служили в ансамбле внутренних войск МВД. В нашем полку на Преображенке было два ансамбля. Один – главный – располагался на первом этаже. А наш – дивизионный – на третьем. Нашим руководителем был Корытов Геннадий Никанорович. Я пел в хоре и играл в инструментальной группе на бас-гитаре.

- Вы освоили и бас-гитару?

Да, уже после школы.

- И что было после армии?

Один сослуживец – Михаил Ремесник, который окончил Институт Культуры и служил один год, посоветовал идти в этот ВУЗ. И я подал документы туда.

- Институт Культуры находится за МКАДом, на станции «Левобережная». Вам из Подольска ездить было непросто?

Да, два-два с половиной часа. С одной электрички прыгал на другую, и также обратно. На первых курсах я жил в общежитии, но потом, когда женился, пришлось поездить. В то же время я стал играть в ансамбле ДК города Климовска. Ансамбль назывался «Ритм». А в институте я участвовал в коллективе «Песенная Россия», который мне очень много дал и в котором я вырос как исполнитель. В общем, мотался с бас-гитарой по электричкам.

- «Песенная Россия» это был народный коллектив?

Нет, это обычный вокально-инструментальный ансамбль, в котором играли студенты Института культуры.

- На каком отделении вы учились?

На хоровом. В дипломе написано – «Руководитель самодеятельного академического хора».

- Вас распределяли?

Меня распределили в Подольск, в Дом культуры завода имени Калинина. Но там я проработал недолго.

- У вас интересный тембр. Как учились вокалу?

Мамины уроки, потом в музыкальной школе хоровые занятия. А дальше – подражание: Битлз, Песнярам, Веселым ребятам, Синей птице и многим другим ансамблям, которые нравились. К тому же очень сильная вокальная практика была на хоровых занятиях в институте. По две пары в день мы занимались вокалом. Вырабатывалась выносливость и гибкая техника вокала.
К концу 70-х моя творческая жизнь, можно сказать, развивалась в трех направлениях: учеба в институте, участие в коллективе «Песенная Россия» и работа в ВИА «Ритм».
Надо отметить, что у ВИА «Ритм» был уникальный аппарат – Динакорд. В то время такой аппарат в Союзе был только у Песняров, Пугачевой и Кобзона. Каким образом нашему предприятию удалось приобрести такого уровня аппаратуру – загадка, но, тем не менее, такое было. И когда я своему однокурснику Саше Зайцеву рассказал про наличие такого аппарата, то он сразу согласился поиграть в нашем ансамбле.

- Это какой Зайцев?

Тот самый клавишник «Машины времени». Он еще в «Коробейниках» работал.

- Чем запомнился Александр Зайцев?

Саша был человеком неординарным, своеобразным. Юмор был у него очень интересным. Если можно так выразиться, у него был какой-то свой мир. И очень своеобразный мир. А как музыкант Саша был великолепен. Когда он стал работать в «Машине времени», то часто приглашал нас, своих друзей, на концерты. Мы, конечно же, приходили. Хоть и редко, но мы с ним пересекались в жизни и дальше. Но потом он куда-то исчез. У него была семья, потом он развелся. Может быть, смерть мамы так на него повлияла. Может быть что-то еще. Не знаю…

- Где он тогда жил в Москве?

В Чертаново, на Днепропетровской улице.

- Ему тоже приходилось ездить в институт издалека?

Да, как и мне.

- Еще кто-нибудь из известных учился с вами?

Пожалуй, нет. Только танцоры из ансамбля «Ритмы планеты». Мои земляки, хотя они и работали в Туле - Елена и Владимир Морозовы.
Виталий Пушкарь.


Окончание