"Современник"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






"Современник".

Статья из журнала "Клуб и художественная самодеятельность" (1975).

Прислал Анатолий Бабай (Украина).

Э. Колосова, наш спец. корр.
В центре Людмира Белогорская поет песню "Кванта намэра".
За ней Вера Капустина и Сергей Муравьев крайние слева.
Наташа Капустина - крайняя справа.
(прим. редакции сайта).

Название государственного эстрадного оркестра «Современник» — не случайно. Это символ стремления к постоянному движению в ритме времени. Состав ансамбля — полный биг-бенд плюс бит-группа и солисты. Руководителю — Анатолию Кроллу — 31 год, средний возраст исполнителей — 22—23 года, образование — музыкальное училище и консерватория.
Оркестр имеет свой неповторимый творческий голос, своеобразное, характерное только для. него тембровое звучание. Оно достигается за счет нового сочетания инструментов, дающего неожиданный «звуковой коктейль», за счет использования радиоэффектов не только в электрогитарах, но и в медной группе, а главное — за счет слияния музыкальных инструментов с голосами певцов. В репертуаре оригинальные произведения известных советских композиторов. «Открытие» молодых авторов оркестр ставит одной из основных своих задач. Е. Мартынов — автор известной «Баллады о матери», А. Румянцев, В. Добрынин — вот некоторые из них. И, наконец, Ю. Антонов, песни которого стали сейчас очень популярными у молодежи. Предшественником «Современника» был довольно известный в музыкальном мире джазовый оркестр под управлением А. Кролла, более 8 лет работавший в Тульской филармонии. В 1971 году в Москве, в Росконцерте, А. Кролл организовал оркестр «Современник». А уже через год коллектив пригласили выступить в международной программе «Мелодии друзей-72» с солистами из девяти стран. Первая поездка за рубеж, в Болгарию, в 1974 году прошла с большим успехом.
* * *
Корреспондент.
-Какие изменения произошли в «Современнике» за четыре года его существования?

А. Кролл.
-Вы застали нас в период коренной перестройки: превращаемся в ВИА нового направления. Много лет мы работали в традиционной джазовой манере. Поиски своего, нового «тона» привели нас к синтезу джаза с биг-битом.
Всем известно, что музыкальные инструменты, особенно с протяжным звуком, имеют природу, близкую звучащему человеческому голосу. Однако всегда, когда голос солировал, инструмент аккомпанировал. В последнее время стали производиться попытки сделать синхронным (одновременным) звучание голоса и инструмента. Эффект получается очень необычный и интересный. Звук приобретает «панорамность» и объем. Пример блестящего использования этого приема — ансамбли «Рэй Коннифф» и «Джеймс Ласт». Но мы у них заимствуем только технологический принцип, а исполнительский почерк и репертуар ищем свой.

Корреспондент.
-По какому принципу вы выбираете новые песни для своего репертуара?

А. Кролл.
-Для меня в песне самое важное — музыка. К сожалению, многие современные композиторы-песенники несколько недооценивают роль музыки, делают, я бы сказал, подтекстовку музыки к тексту. Поэзию в песне я предпочитаю сюжетную. Мои любимые композиторы — О. Фельцман, Я. Френкель, М. Таривердиев.
Из молодых — Д. Тухманов, Ю. Антонов.

Корреспондент.
-Если бы вы были музыкальным критиком, как сформулировали бы творческое кредо ансамбля?

А. Кролл.
-Примерно так: в искусстве «Современника» ощущается дыхание сегодняшнего дня. Оркестр пользуется самыми современными средствами во всех направлениях. Но виртуозность и ансамблевая слаженность не являются самоцелью. Все подчинено главному — добиться у публики понимания и эмоционального соучастия.

Корреспондент.
-Какими вы представляете себе ВИА через 5 лет?

А. Кролл.
-В будущем, думаю, вокально-инструментальная музыка будет развиваться так: усложнение ритмов, тембровое обогащение (в том числе за счет радиоэффектов). На смену простым и незатейливым песням придут сложные музыкальные композиции, в которых текст и мелодия станут на равных со сложной инструментовкой.

Корреспондент.
-Ваши пожелания любительским ВИА?

А. Кролл.
Занятия музыкой нельзя считать только приятным хобби. Это должно стать второй жизнью. Прослушивая записи или выступления известных коллективов, попытайтесь определить самое важное и характерное. Старайтесь почерпнуть там то, что вы еще не знаете. Изучайте и смелее используйте музыкальный лад, напевы своего края. Обращение к фольклору для любого искусства всегда было самым естественным путем к достижению своеобразия. Ну, и, наконец, наш музыкальный автограф: песня композитора М. Славина на слова лауреата Ленинской премии поэта А. Прокофьева «Солдаты, солдаты». Эту песню и авторы и мы, исполнители, посвящаем 30-летию Победы над фашистской Германией.