Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

А. Кабаков,
журналист

ВИА АВТОГРАФ


Водограй

(журнал "Клуб и художественная самодеятельность" 1976?)

Заплакала, заныла cопилка, брякнул, примериваясь бубен, тяжело задышала бас-гитара и ... раз, два, три, четыре- двинулись!...
-Вас приветствует вокально- инструментальный ансамбль Днепропетровской филармонии «Водограй!»
Жесткий бит, хорошее приподнятое настроение, разноцветные блики прыгают по саксофонам, барабанам, органу, по расшитым под народные безрукавкам, по алым глазкам усилителей. Вступает вокальная группа, поют по-украински, и тут— ну, конечно, всегда мне везет на соседей — сзади раздается горячий шепот:
— Слышь, а они «Прощай» делают?
— Ты что? Они под «Песняров», народное поют. . .
Между тем первое отделение идет полным ходом, и мне уже тоже начинает казаться, что «под» — если не под «Песняров», то под «Червону руту». Если бы не одна особенность…

Прошлое

Так получилось,что этих музыкантов я знаю давно. В 1969 году известный в Днепропетровске джазовый ансамбль саксофониста Александра Шаповала и басиста Юрия Байсоголова сыграл на концерте свою композицию «Космическая одиссея», — первую, может быть, нашу джаз-роковую пьесу. Тогда публика джазовых концертов к рок-музыке относилась еще высокомерно: пьесе похлопали — тем дело и кончилось. Но пришло время, джаз-рок стал популярен, музыка групп «Чикаго», «Пот, кровь и слезы», «Махавишну» пошла, что называется, нарасхват: этот стиль переняла «Мелодия» Г. Гараняна, собравшая лучшие наши джазовые имена, утверждался популярный «Арсенал» А. Козлова.
В 1974 году заиграл «Водограй». С прошлого года его художественным руководителем стал саксофонист Александр Шаповал. И вот эта особенность остановила меня, когда я уже готов был согласиться со знатоком с заднего ряда. Да, «поют народное», а звучит все-таки джаз-рок. Связи между тем джазовым ансамблем шестьдесят девятого и ВИА «Водограй» на первый взгляд никакой. По сути же — самая глубокая. И не только в том, что ядро ансамбля — джазовые музыканты, лауреаты джазовых фестивалей (сам Александр Шаповал, пианист и органист Олег Косько, бас-гитарист Александр Ищук, тромбонист Владимир Николенко, барабанщик Александр Гуров). И не только в джаз-роковых приемах аранжировки. И даже не только в том, что ансамбль иногда выступает с чисто джазовыми филармоническими концертами.
Джазовая основа «Водогрея» проявляется в самом подходе к музыкальному материалу. Но едва я успел до этого места довести свои размышления, как сзади снова раздалось:
— Слышь, так и будет только народное?
— Да не только, отстань ты...
И действительно, почему же только народное?


Настоящее

Народная музыка уже давно питает и биг-бит, и джаз. Достаточно вспомнить баллады «Битлз», послушать «Скальдов» и, конечно же, наших «Песняров». В самые последние годы фольклор на эстраде стал прямо-таки модным поветрием. Проявляется оно в использовании народных мелодий и применении народных инструментов; но развивать этот материал ВИА, как правило, не очень умеют (за исключением, пожалуй, двух коллективов — «Песняров» и «Ариэля»).
В джазе связь с фольклором с самого начала развивалась по более глубоким каналам; напомним хотя бы о ладовом джазе... «Водограй», благодаря своей двуединой джаз-роковой сущности, и с фольклором связан по обеим этим линиям. Фольклор, конечно, украинский — ансамбль крепко держится за родную днепропетровскую почву.
Вот и объяснение. Однако оно далеко не исчерпывающее. У нас есть и другие джаз-роковые группы, но они не связаны с народной музыкой. У нас есть и другие ВИА, крепко стоящие на национальной музыкальной основе, но они не имеют отношения к джаз-року. Так почему же все-таки «Водограй»?
Да именно потому, что он такой, «Водограй».
Никакой он не под «Песняров», а сам по себе. Его джазовое происхождение, джаз-роковое настоящее и вкус к народной музыке и создали ансамблю собственное лицо...
Нет, каков неугомонный сосед! Теперь он уже обращается прямо ко мне:
— Слышь, а тебе нравится?
Нравится?
Ну что ему сказать?

Критика

Словно это и не он досаждал всем насчет «только народного».
Я направился за кулисы — побеседовать с музыкантами. Стилизация — это всегда немного подделка. А подделка всегда во вражде с искусством. И если украинскую песню просто наложить на бит и пропустить через усилители, да написать пару тактов для сопилки, народной флейты, лиры — ничего хорошего, на мой взгляд, из этого не получится. Нужно проникнуть в душу народной песни, а уж тогда и современная аранжировка, и электрогитары, и «квакушки», и «фаззы» — все позволительно. Некоторым группам — все тем же «Песнярам» — это легко удается, их музыка органично вырастает из народной.

В артистической

Но если у музыкантов есть джазовые навыки — грех их не использовать для этой же цели. И «Водограй» так и делает. И неожиданно некоторые песни современных украинских композиторов — М. Скорика, В. Филиппенко, В. Ивасюка — звучат, может быть, более «по-народному», чем в исполнении оркестра народных инструментов... И, кстати, тексты в них, не в пример многим ВИА, прекрасные— стихи Максима Рыльского, скажем.
— ... Ну, нравится?
— Нравится, — ответил я.
Но тут первое отделение кончилось. И громогласный сосед неожиданно заключил:
— А играют здорово, ничего не скажешь.
Шла там своя несуетливая, но быстрая жизнь, ограниченная пятнадцатью минутами антракта. «Народные» безрукавки менялись на обычные эстрадные костюмы. Тихонько прокашливались вокалисты.
Саша Шаповал и альт-саксофонист Леонид Файншмидт аккуратно укладывали сослужившие свое сопилки и свирели. Шура Гуров уже успел переодеться и разминал запястья: крепко зажав в кулаках палочки, крутнул, скрестил руки, вывернул... Одновременно с кем-то беседует в обычном своем остром, ироничном стиле. Посмеиваясь, подсел к пианино Олег Косько — не наигрался! Люди отдыхали, и мне расхотелось задавать вопросы и высказывать свое мнение.
«Привет».
— «Привет».
— «Ты как?»
— «А ты как?» — и хватит.
Они отработали час, и им еще полтора часа работать, а играют они, как сказал мой сосед, действительно здорово...
Молча потолкавшись среди них, я тихонько вернулся в зал.
И началось второе отделение, о котором можно сказать только одно: оно было не хуже и не лучше любого второго отделения любого концерта почти любого вокально-инструментального ансамбля.
Как пишут в рецензиях: очень профессионально, в хорошем эстрадном стиле пели Людмила Артеменко, Виктор Шпортько, Михаил Кузьменко. Отличное соло сыграл Леонид Файншмидт.
Чистой блюзовой фразой отозвался рояль Олега Косько. Ладно, грамотно, со свингом звучал в оркестровых кусках тромбон Владимира Николенко.
Электрогитара Игоря Кручиненко, бас-гитара Александра Ищука вместе с барабанами Александра Гурова задавали отличный, на зависть многим ансамблям, ритм. Со вкусом использовал свою акустическую гитару Валентин Сычов.
Кроме того, непривычно хорошо для нашей эстрады — без свиста и шипения — работала аппаратура звукооператора Анатолия Торяника, и к месту была игра светом художника Валерия Мякотенко,и ролик из озвученного ансамблем фильма «Дорогой мальчик» был очень вовремя прокручен, и Александр Гуров очаровал публику не только отличной игрой на барабанах, но и вообще артистичностью, и юмор был совсем неплохой (несмотря на отсутствие конферансье. Или благодаря этому?).
Словом, все было отлично. Как говорится, не хуже, чем у людей. И буйный сосед затих — видно, удовлетворился наконец. Однако только я это заметил, как он снова оживился. И опять слова его были неожиданны:
— Та ну их! Это все слыхали... — сказал он и так отчетливо зевнул, что было слышно сквозь все электронные эффекты.
А я подивился его тонкому чувству стиля.

Снова критика

Помню, что без «но» не бывает. Однако обидно, когда недостатки не продолжение достоинств, а, наоборот, противоречие главному в характере ансамбля.
О чем речь?
Не хватает твердости. Твердости в отказе от шаблона.Твердости в реализации тех музыкальных возможностей, которыми коллектив, бесспорно, обладает. Твердости — пусть в ущерб популярности, пусть ценой «труднопроходимости». Тем более что в ущерб это только на первых порах, пока еще приобретается своя аудитория, пока слушатели привыкают к своеобразному стилю. А они народ капризный. Им начнешь угождать — и как раз ошибешься...
Вроде как мой сосед: то ждал, когда «народное» кончится, а кончилось — недоволен.
Вот теперь, когда концерт позади, можно было спокойно поговорить — по дороге в гостиницу, в нахолодавшем за три часа концерта автобусе.
Автор. И что дальше?
Музыканты. Дальше будет интересней, гораздо интересней — во всяком случае, идей хватает. Хочется идти от того, что уже сделано, но в сторону серьезного, может — в сторону камерного джаза. Вот мы считаем истинно нашим то, что делаем на основе народной музыки. И со временем, надеемся, будет у нас настоящий национальный ансамбль и одновременно настоящий джазовый. В украинской музыке есть такие интонации, что просто сами просятся в джаз. Мы пока только прислушиваемся ко всем этим сопилкам, флейтам, это только начало. А до истинного синтеза украинского фольклора с джазом,с джаз-роком еще далеко... Конечно, хорошо бы совсем отказаться от шлягеров, но... Точно знаем: главное — системный подход. Думаешь, зря из нас половина — в прошлом инженеры? Не все сразу. Мы и так уже первый шаг сделали: стараемся не «снимать» чужую музыку, песни — только народные или наших композиторов. На джазовых концертах свои пьесы играем. Вот записали первый большой диск на «Мелодии», песенный, а теперь мечтаем о джазовом. В общем, надеемся...
Автор. А популярность потерять не боитесь?
Музыканты. Слушатель тоже меняется. Было время, каждый ансамбль был на счету, что ни играй — все хорошо, лишь бы с «заводом». А сейчас групп столько, что погонишься за популярностью, начнешь играть, как все, — и как раз прогадаешь. Надо свою жилу разрабатывать, тогда будут слушать. Ну а нам, с нашим джазовым духом, выбирать эту жилу не приходится — само собой понятно, куда идти... Короче, все ясно, только пока не все получается.

Будущее

Точно перевести название ансамбля с украинского трудно. Примерно так: то место в ручейке, где вода играет, где сливаясь сверкают отдельные струйки, называется водограй.
«Водограй», соединив джаз, рок и украинскую народную музыку, заставил их сверкать по-новому. И он остается верен себе. Будут новые программы, и, надо надеяться, мы услышим в них то, о чем музыканты пока еще только мечтают.

Прислал Александр Куликов.
Сайт управляется системой uCoz