Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Игорь Дембовский

Как я работал вместе с Валерием Цакадзе у Юрия Антонова.

(июль 2011 г. )
1

Впервые я увидел этого человека- Юру Антонова, в 1969 году, являясь полноправным зрителем большого, эстрадного концерта, в одном из Дворцов Культуры, тогда Ленинграда, сверхпопулярного в то время у нас в государстве, вокально- инструментального ансамбля «Поющие Гитары». Проходило это советское шоу –представление в одном из многих зданий сталинского модерна, приспособленном под учреждение пролетарского искусства Питера, то ли Дворец Культуры им. Ленсовета, то ли ДК Горького, точно и не помню.
Но точно помню Юру,- молодого, патлатого, русоголового клавишника, расточающего улыбки зрителям и вполне неплохо играющего на «крутой», советской органоле «Юность». Которая была со сделанными самими, удлинёнными ножками, что бы можно было музыканту играть стоя. Пел он тогда и пару своих песен, собственного сочинения и очень органично они смотрелись и слушались тогда в «Поющих…». Как потом оказалось, это было начало его большой и успешной карьеры на советской эстраде . Хотя, много раньше, в Белоруссии, где он жил в юности, у него в художественной самодеятельности играл даже сам Владимир Мулявин!
…В «Поющие…» его взял Анатолий Васильев, увидев и услышав его в Минске, гастролируя с «…Гитарами» по Белоруссии…
Я же в то время проходил службу в армии и был солистом-трубачом в армейском оркестре Ленинградского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, под руководством военного дирижёра, майора Медведовского Якова Исааковича. И вот, в одно из не частых увольнений, мы с барабанщиком и сорвались на тот знаменательный, впоследствии для меня, концерт.
Надо сказать, что особо выдающегося тогда мы не увидели, просто новый музыкант на фоне, в общем-то, приличного коллектива, смотрелся свежим, ярким пятном, не портящим общую палитру происходящего. Вообще-то, ВИА "Поющие Гитары" всегда был достаточно достойным, стоящим коллективом. Он им и остался…
Вторая моя встреча с Юрой Антоновым, состоялась у меня уже через два года, в 1971 году. Тогда я уже работал в Архангельской Обл. Гос. Филармонии, в ВИА «Поморы» (моя гордость), и находясь на репетиционном периоде, на базе в самой филармонии, перед нашими и их гастролями, к нам в Архангельск «ворвались» с концертами (иначе и не скажешь, по 2, по 3 в день) ВИА «Добры Молодцы» из Москвы… Это был о-очень сильный коллектив! Там- то уже и работал в качестве солиста-композитора, Юра Антонов… Он пребывал на сцене весь концерт, с бубном в руках и пел почти, что весь репертуар «…молодцев». Программа у них была: - в 1-ом отделении -русские народные песни в современной обработке. С «цитатами» из музыкальных композиций американских джаз-рок ансамблей «Кровь, пот и слёзы», «Чикаго» и т.п. Кстати, очень неплохо слушалось и гармонично вплеталось в музыкальную ткань русской, песенной основы.
Мы, «Поморы», тоже с удовольствием пользовались этим приёмом, тем самым только обогащали палитру северного фольклора, с использованием современных музыкальных инструментов с наикрасивейшими тембрами и высокотехнологичными преобразователями используемых нами, природных и синтетических звуков…
Все «….Молодцы» стояли и работали на сцене в расписных кафтанах русских царевичей, в сафьяновых сапожках, изредка Юра брал микрофон и солировал, например: «Довела меня кручина…» и т. д. Второе отделение у них состояло из современных, эстрадных песен, где тогда и раскрылся наиболее полно, талант Юры. Здесь, его авторских песен было гораздо больше, одна за другой звучали: «Нет тебя прекрасней», «Песня о Добрых молодцах и Красных девицах», «У берёз и сосен», «Несёт меня течение», «Когда идёшь ты мимо…» и т. д.
Состав музыкантов был тогда просто звёздный: Сева Левенштейн (Новгородцев)-рук-ль; Морозов; Янсон; Маймистов; Антипин; сильный пианист, уехавший потом в Америку, не помню фамилию; второй солист- лысоватый, высокий, с соблазнительным взглядом «мачо».
Надо сказать, что в этот раз и сам коллектив ансамбля «Добры Молодцы» и Юра Антонов, произвели на нас колоссальное впечатление. Про это мощное воздействие я уже говорю не как обыватель-зритель, а так тот, кто является сам артистом, музыкантом-профессионалом… Они были все талантливы, все были на- редкость, работоспособны…Отсюда и планка уровня качества и мастерства, отсюда она была и у «Поморов»…..От «…Молодцев», от «Песняров» , от «Ариэля» , от «Поющих…»…
В те годы это были эталонные коллективы, можно сказать- академики своего, вокально – инструментального, жанра. Во главу угла у них был поставлен, сугубо прагматичный, профессионализм, серьёзный, надлежащий подход к своему, любимому делу…
Здесь уже, Антонов, был для меня и моих коллег-музыкантов, неоспоримым авторитетом, талантливым самородком, на каких мы равнялись, подражали и учились, копировали…
…Время шло... Из Арх. Обл. Филармонии я уволился и из Архангельска уехал, вернее улетел…. В Ленинград. Там я тоже поработал в Обл.Филармонии, в «Семи Симеонах», при вокальном квартете «Петрушка» п/р М. Леонтовича… Попел и поиграл в ряде престижных ресторанов: «Европа», «Баку», «Кавказский»…
Как- то раз, известный, питерский музыкант Григорий Клеймиц, пригласил меня и Валеру Цакадзе, моего бессменного другана-корефана, в коллектив, который создавался тогда, для всё ещё восходящей звезды, Ирины Понаровской… Тогда ей, Ленконцерт как раз и дал разрешение, «карт-бланш» на работу сольным концертом, и она оставив «Поющие…» с Альбертом Асадулиным и рок-оперу «Орфей и Эвридика», стала готовить новую программу со своим новым ансамблем «Ты и Я»…
Репетировали и готовили новую программу долго, но что-то там не клеилось с оформлением документов, стояла какая-то нервозность по поводу выезда коллектива на гастроли «за границу»… Почувствовав шаткость и неуверенность нашего положения, мы с Валерой начали «сепаратные» переговоры с «Песнярами».
Они даже, будучи тогда на гастролях в Питере, приезжали к нам на базу в ДК им. Шелгунова, прослушивать меня, на предмет совместной работы, как вокалиста и трубача…Завалились в свой выходной день, вместе с девушками прямо к нам в зал, на репетицию…Получив, в принципе, положительный ответ, «Муля» (Вл. Мулявин) сказал, что бы я ждал вызова в Минск, но это будет зависить от того, согласится ли перейти к «Песнярам» от В.Вуячича, его трубач (он претендовал на место у них). Если да, то тогда вопрос будет закрыт. На всякий случай он дал свой и филармонический, телефоны…
Неожиданно в Питер приезжает Ю.Антонов. Ему, для создания приличной группы, нужны были гитарист и бас-гитарист, именно питерские, именно хорошие музыканты…
Был тут- же организован спонтанный поход в ресторан «Невский», на 4-й этаж. Оплачивал, конечно всё Юра… Тогда ещё с нами, был в СССР Саша Фёдоров…
А поскольку и «Муля», и «Антоныч» знали Валеру Цакадзе по «Поющим…», и знали очень даже неплохо, то выбор пал на Валерика, как на «дюже гарного» гитариста. А по его «протеже», был взят, - «отобран» и я... как бас-гитарист?! Я согласился ввязаться в эту авантюру, поскольку авторитет Юры во мне перевесил здравый смысл фактического несоответствия меня, как бас-гитариста...
Ну что ж, я вообще – то трубач, но на бас-гитаре проволку и струны тоже дёргать могу немножко, на домашнем уровне…
Получили мы с Валериком вызов в Москву, взяли билеты на «Стрелу» и прихватив с собой ещё и вторую Валерину бас-гитару для меня, что б «играл», поехали в столицу работать у Юрия Антонова в рок-команде «Магистраль». И была она ещё до «Аракса», в 1976 году…
Встретил нас с поезда Юра на Ленинградском вокзале со своим «закадычным» другом и одновременно администратором его коллектива «Магистраль» Владом Лынковским – «баритоном из Аккорда», как мы его между собой, «за глаза» звали… На вокзал они приехали на «Лыниных» «жигулях» и идя с нами по платформе к машине, спросили: а что это я несу за футляр в руке? (это была труба) Я поднял его за ручку вверх, торцом к морде прислонил (как мегафон) и объясняю:
- А это, ребятки, футляр с чехлом, для дорогого микрофона, ведь я, к тому же, ещё и «поющий» музыкант, бас-гитарист!
- А-а-а! Ну, тогда ясно, понятно!
Сели мы в машинку Влада и поехали размещаться на квартиру к маме Влада Лынковского, к Ольге Георгиевне, так называемой «тёти Моти». Так мы ласково её звали между собой, с Валерой.
Пока мы там жили и разучивали репертуар концертной программы Юры, я осваивал месторасположение нот на ладах грифа бас-гитары. А поскольку память меня постоянно, проклятая, подводила, то я всё забывал . Тогда я нарезал маленькие кусочки бумаги, такие короткие прямоугольнички, шириной с сигарету и на них писал: «до-диез», «ми-бемоль», «ре-мажор» и т. д. Где надо -просто: C, G, D, F, B. Потом наклеивал их по всему грифу, для памяти. Так мне было удобнее ориентироваться и попадать вовремя, куда надо на лады, своими музыкальными пальчиками. Так, с «божьей помощью» или «с горем пополам», я под наблюдением Валеры, освоил партии бас-гитары почти половины концертной программы Ю.Антонова. Но сроки очень поджимали. Концерты ведь были запланированы заранее, до нашего приезда. И надо было выучить и вторую половину концертного материала, а ещё ведь и петь нужно… Ё – моё-ё….!!
И скоро общие репетиции ансамбля, всем составом, а Юра парень требовательный…!
А нам, ведь молодым юношам, из Петербурга, и погулять в столице хочется, и с девушками пообщаться- душа просит… И красоты московские посмотреть: дедушку Ленина в мавзолее, ЦУМ, ГУМ, Арбат, ул. Горького.
Ну, на счёт вождя мирового пролетариата, мне Валерик сразу сказал:
« - Ты чё, б… совсем ох…, не видел этого сифилитика? На х… он тебе сдался? Пойдём-ка в «Националь», гостиница такая, там бар хороший, посидим, «дерябнем». …Поклеим «тёлочек»…
А тут вдруг, к нам в Москву из Питера, приехала жена Валеры- Наташа и её подруга из Франции – Сабина. Ну, мы вот так вчетвером и болтались по Москве, вместе проводили время. Наташа привезла от Валериных, волгоградских родственников большую банку с чёрной икрой и мы выставили её на улице, на столик летнего кафе и «умяхривали» её ложками, за обе щёки…!
Потом мы их, женщин, проводили во Владимир. На электричке.
Возвращались мы к тёте Моте поздно, очень хотелось есть. Она нас угощала гречневой кашей со свежими огурцами. А ещё давала нам несладкий чай, который был заварен высушенной, старой заваркой…Мы были не в обиде, она человек пожилой, так и жили…
Продолжение