О,Мона Лиза, ты уж не та...

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

О,Мона Лиза, ты уж не та...

(Рецензия на новую пластинку).

15 сентября 1985 г.

1.Случай в универмаге.

Длинная очередь, выстроившаяся перед отделом грампластинок Центрального универмага г.Комсомольск-на-Амуре, была своего рода барометром, который со всей очевидностью указывал:
-Что-то дают!
Осталось выяснить-что? Занимаю очередь. Впереди меня стоял невысокого роста, но очень плотный гражданин неопределенного возраста в балоневом плаще пасмурной расцветки. Я осторожно прикоснулся к его рукаву и вкрадчиво спросил:
-За чем стоим?
Он, не оборачиваясь, пробасил:
-За ступенями.
Его краткий ответ ничего не прояснил, и поэтому я позволил себе уточнить:
-За какими?
Плотный гражданин радостно выдохнул:
-За железобетонными!
И сам захохотал над своей шуткой. Я дождался, когда он кончит смеяться и спросил:
-Вы в передаче "Вокруг смеха" участвовали?
-Нет,а что?
-Жаль. У вас бы получилось.
Все оставшееся время до входа внутрь секции мы простояли молча. И только там все выяснилось. На прилавке стопками лежала новая пластинка Д.Тухманова и А.Барыкина "Ступени". Покупаю, не глядя.Тухманов- это "фирма гарантирует". Пока несу домой, рассматриваю конверт.

2.Первое впечатление.

Лицевая сторона пластинки оранжевого цвета с черной изломанной полосой в центре и надписью под ней "Ступени". На обратной стороне фотографии Тухманова и Барыкина. Перечень песен. Стоп, интересно! Из 7 песен пластинки 5-принаджлежат Тухманову и 2-Барыкину. Такого на тухмановских дисках раньше не встречалось. Смотрим дальше. Список музыкантов, принимавших участие в записи. Все они из ансамбля, работающего сейчас с Барыкиным, за исключением Валерия Гаины-соло-гитариста "Круиза". Удивляет отсутствие бас-гитариста. Весь вокал записал Барыкин, и он же сыграл на гитаре. Итак Тухманов-Барыкин-тандем двух ярких личностей нашей современной эстрады.

3.Два портрета.


В течении последних 12 лет Д.Тухманов-наиболее популярный композитор и, пожалуй, самый непредсказуемый. За это время он выпустил 4 "гиганта" и несколько "миньонов".
Первый вышел в 1973 году и назывался "Как прекрасен мир". Наряду с молодыми и популярными исполнителями того времени Ю.Антоновым, А.Градским, ВИА "Веселые ребята", в записи принимал участие симфонический оркестр. Пластинка в целом гражданского звучания, рассказывающая о красоте родной земли, проникнутая тревогой за судьбу мира, очень тонко охвачена лирической темой. Некоторые песни с того диска и сегодня прозвучали бы вполне современно. Недаром В.Леонтьев на конкурсе "Золотой орфей-80" в Болгарии получил первый приз за песню "Танцевальный час на Солнце",именно с этой пластинки.
В 1974 году вышел второй диск "Эта веселая планета" с музыкой из одноименного телефильма, показанного по ЦТ в новогодние праздники. Среди исполнителей "Песняры", "Веселые ребята", "Добры молодцы", В.Ободзинский и другие. Пластинка была чисто развлекательной.
Два года спустя появился третий альбом Тухманова "По волне моей памяти", который стал событием в популярной музыке нашей страны. Это лучшая работа композитора, а, может быть, и фирмы "Мелодия" на сегодняшний день.Основой диска стала поэзия классиков мировой литературы: М.Волошина, Ш.Бодлера, Н.Гильена, А.Ахматовой и других. Стихи разные по темати ке и настроению, разделенные по времени не одной сотней лет, были обьединены ажурной сетью разнообразнейшей музыки в самой современной аранжировке. Диск представил целую плеяду молодых и талантливых исполнителей: Игорь Иванов, Сергей Беликов, Мехрад Бади, Людмила Барыкина, Владислав Андрианов, Александр Барыкин.
В 1983 году появился четвертый диск окмпозитора "НЛО", который ознаменовал собой некоторый поворот в творчестве Тухманова. В записи принял участие только один коллектив-рок-группа "Москва", руководимая гитаристом Алексеем Беловым. На диске плотная стена музыки в стилях "рок" и "новая волна"словно визитная карточка своего времени. Тухманов, как бы, пытается доказать скептикам, что любой стиль современной музыки ему подвластен. Доказал, но тут выяснилось, что за долгое время мы привыкли к Тухманову-мелодисту, а на пластинке "НЛО" господствует ритм. И это однообразие вызывает легкое чувство досады.
Были и другие, на мой взгляд, неоправданные моменты: голос певца Николая Носкова, и так не богатый нюансами, был записан на уровне инструментального сопровождения и это не всегда давало возможность уловить смысл текста; стихи известных советских поэтов Р.Рождественского, Д.Кедрина, С.Кирсанова и других, каждое в отдельности интересно, но сведенные вместе не дают ощущения целостности, на что пластинка явно претендует по замыслу.
Александр Барыкин-одна из самых калоритнеших фигур на нашей эстраде-певец, гитарист, композитор, ранее работавший в ансамблях "Веселые ребята" и "Самоцветы". Один из оздателей легендарного "Карнавала". С Тухмановым работал на записи диска "По волне моей памяти", где исполнил композицию на стихи Ш.Бодлера "Приглашение к путешествию". Собственно, это и сделало ему имя.
Но мы несколько отвлеклись.Пора бы и полушать новую работу.

4.Прослушивание.

"СТУПЕНИ"(Тухманов-Кохановский)-моторное начало и далее в том же духе. Явно просится в дискотеки. Непродолжительное соло Гаины на втором плане, как бы задвинуто за барабаны, которые в этой композиции главенствуют.
"ЭЛЕГИЯ"(Тухманов-Кохановский)-оставляет равнодушным тривиальность и искусственность сюжета. Как дополнительная краска использован саксофон Валентина Ильенко.
"НО ВСЕ-ТАКИ ЛЕТО" (Тухманов-Харитонов). Заинтересовала и понравилась. Повторилось соло Гаины со второго плана, но как-то не убедительно.
"МОНА ЛИЗА"(Тухманов-Кохановский)-сразу запоминается и даже радует. Сложно аранжированная,в сущности, простая мелодия в стиле "новой волны". Интересный факт, Мона Лиза во второй раз стала героиней песни Тухманова.На пластинке "Как прекрасен мир" в исполнении А.Градского была песня "Джоконда" (сл.Т.Сашко), ставшая так же как и эта одной из лучших композиций диска.
"ЗАПАСНОЙ ИГРОК" (Барыкин-Жагун)-при первом прослушивании эта композиция (тоже в стиле "новая волна") выделяется над остальными мажорностью звучания. Закрадывается мысль, что Барыкин лучше чувствует специфику такой музыки, она ему ближе. Но при повторном прослушивании замечаешь некоторое ритмическое однообразие, задаваемое барабанами Владимира Акинина. Впрочем, этот недостаток присущ "новой волне" в целом. Да и стихи не интересные.
"СТОП, МОТОР" (Барыкин-Жагун)-и снова "новая волна", правда, замедленная вдвое. Все ровно, гладко, однообразно. Ни в музыке ни в словах слуху зацепиться не за что.
"ДВЕ КОПЕЙКИ"(Тухманов-Дубровин)-песня сделана в каком-то удручающе-монотонном темпе. Действует настолько гипнотически, что даже не понравившись, оставляет надолго в голове вертящиеся строчки:
"Две копейки-пустяк,
Две копейки нужны
Две копейки на счастье,
Всего две копейки
И нет им цены..."
Щелчок. Это сработал автостоп. Пластинка кончилась, можно снять наушники и изложить свои впечатления.

5.Назад или вперед?

"Ступени"-своего рода продолжение диска "НЛО". Музыка того и другого стилистически похожа. Так же, как и в "НЛО" в записи принимал участие только один исполнитель. Несколько слов о текстах песен. Написаны они поэтами, которые больше известны своими песнями, чем стихами в их чистом виде. За исключением, пожалуй, Дубровина, но и он в последнее время окунулся в эстраду.
На мой взгляд, песни пластинки в поэтическом отношении неинтересны. Зная, приверженность Тухманова к высокой, даже непесенной поэзии, это удивляет. Хотя тенденция такая наметилась еще в "НЛО".
Голос Барыкина сильный, но какой-то блеклый. Даже в общем-то интересных песнях "И все-таки лето", "Мона Лиза", "Запасной игрок" смазывает впечатление от их восприятия.
Аккомпанирующий ансамбль звучит грамотно, но достаточно ординарно. Лет 5 назад, может быть, это и выглядело бы авангардом, но сейчас мы уже привыкли к такому звучанию, даже на пластинках "Мелодии".
Теперь небольшое сравнение двух композиторских стилей Тухманова и Барыкина. Если применить математический термин, то музыка Барыкина-это прямая. В ней если ритм задан в начале, то он выдерживается до конца.Музыка Тухманова-синусоида. Смена ритма из медленного в быстрый и обратно, переходы из одной тональности в другую в его музыку, как фирменный знак.
Если для Барыкина диск "Ступени", конечно, шаг вперед, то для Тухманова-это все-таки шаг в обратном направлении. Говоря о пластинке в целом уместно воспользоваться одной фразой из лучшей ее песни:
"О,Мона Лиза, ты уж не та...
Мне видеть больно, как ты проста..."

Музыка здесь насыщенная и уплотненная до предела за счет массового внедрения электроники и усложненных аранжировок, по сути своей, в мелодическом отношении упростилась. Хотя это и спрятано за респектабельным фасадом электронного звука.
Во второй раз за последние 2 года Тухманов пытается доказать, что может работать на уровне зарубежных стандартов.
И во второй раз ему это удается.
Но и только.