Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Другая история.

(апрель 2012).

2

Глава 1.
Ободзинский и Лундстрем (1965-1977).

Историю появления на свет моего героя я опускаю, как не имеющую к данному делу никакого отношения. Опускаю так же период его творческого перемещения по просторам нашей Родины в составе эстрадных бригад от разных филармоний. Там для нас нет ничего интересного и перехожу к моменту появления его в составе Эстрадного оркестра под управлением Олега Лундстрема.
Сам по себе переход из переферийной филармонии в Росконцерт (Государственное концертно-гастрольное объединение РСФСР), где работал оркестр Лундстрема, был несомненной удачей для начинающего певца.

Оркестр Олега Лундстрема.

Я выбрал Лундстрема и до сих пор его считаю своим учителем и другом, - вспоминает Валерий Владимирович. Я пришел к Лундстрему нескладным, жутко закомплексованным. В тоже время я был очень самоуверен и самолюбив. Долго пришлось снимать с себя провинциальные шкварки. Даже говор мой южный постоянно вылезал… За полтора года у Лундстрема я сделал колоссальный рывок. Оркестр Лундстрема – это классика, академия, с ним я начал выезжать за рубеж.
Журнал "Крестьянка", № 10 1995 год "Между падением и взлетом":

Здесь кроется первая загадка. Дата начала его работы в этом оркестре имеет три варианта: 1964, 1965, 1966.

1964

год назван в аннотации на первом диске-гиганте певца (1970).
Фрагмент аннотации с диска Апрелевсого завода с номером: 33Д 028841-2 (1970 г.)

По идее, это можно считать достаточно надежным свидетельством данного события. Но вот столкнувшись более плотно в последнее время с пластинками советского периода, я с удивлением обнаружил непомерно большое количество ошибок, на них присутствующих. И веру в правдивость подобных свидетельств сильно подрастерял. Тем более, что даже в этом фрагменте присутствуют две таких ошибки (вернее, намеренных искажений действительности): Валерий не кончал музыкального училища и не играл ни в каких оркестрах до Лундстрема.
В те далекие времена для того, чтобы профессионально выступать на эстраде необходимо было иметь музыкальное образование. Скажу больше. В то время даже для работы редактором на радио в его музыкальной редакции требовалось тоже музыкальное образование.
И вот для того, чтобы начать работать на профессиональной сцене от различных филармоний Валерию пришлось приписать себе учебу в музыкальном училище.

Этот же год назван в статье "ПЕСНЯ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА" в газете "Восточно-Сибирская правда" (г.Иркутск) от 21 декабря 1968 года:

Валерий Ободзинский окончил музыкальное училище в Одессе по классу контрабаса. Несколько лет работал в концертных бригадах Томска и других городов Сибири. В 1964 году его заметил руководитель известного ансамбля Олег Лундстрем и предложил работать вместе. С Олегом Лундстремом Валерий Ободзинский работал почти три года.

Это прижизненное свидетельство тоже можно было бы считать надежным, если бы не упоминание в нем одесского музыкального училища, которое Ободзинский не кончал.

На эту же дату ссылаются вот ЗДЕСЬ:

В 1964 году Валерий выбирает оркестр п/у Олега Лундстрема и в качестве сольного певца начинает выступать на профессиональной сцене страны...
Впервые Валерий Ободзинский громко заявил о себе в 1964 на фестивале в Болгарии с песней Бориса Карадимчева «Луна на солнечном берегу».
Этот первый успех на международной сцене вывел певца в ряды самых узнаваемых певцов: о нём стали говорить, писать статьи, отмечая его врождённый артистизм; его сладкозвучный, обволакивающий тенор очень часто звучал по радио, телевидению.


Мое мнение:

Я склонен считать, что в 1964 году Ободзинский ни в каком фестивале в Болгарии не участвовал. И даже вообще в Болгарии не был.



Приведу еще одну ссылку на 1964 год, поскольку это вообще ЭКЗОТИКА:

Поработав с оркестром Лундстрема, Ободзинский перешел на работу в Донскую филармонию. Во время одних из гастролей за рубежом Ободзинский познакомился с популярной в те годы болгарской певицей Лили Ивановой, которая, в свою очередь, познакомила Валерия с болгарским композитором Борисом Карадмичевым. Борис подарил артисту свою песню «Луна на солнечном берегу», и по просьбе Валерия О. Гаджикасимов написал для песни русский текст.
В том же 1964 году Ободзинский исполнил эту песню на международном музыкальном фестивале «Сопот» в Польше, и это исполнение принесло большой успех и Ободзинскому, и авторам песни.


Автору можно было бы простить Донскую и Донецкую филармонии, если бы не вытекающий из этой цитаты вовод о гастролях Ободзинского за рубежом от какой-то из этих филармоний. И, конечно, жаль и певца и самих авторов этой песни по причине того, что никакого успеха (ни большого ни ни малого) они на этом фестивале не добились. Скорее всего, они в этот момент даже не подозревали о существовании друг друга.
Короче говоря, Валерий Ободзинский никогда в этом фестивале не участвовал.

1965

год назван самим певцом в интервью для Радио Львова (1970):

Затем был приглашен в 1965-м году… был приглашен в эстрадный оркестр под управлением Олега Леонидовича Лундстрема. Вот, так сказать, в этом оркестре я получил признание, по-настоящему - певца.

1966

год фигурирует в газете "Вечерний Донецк" (20.01.2012 ) в статье "Жизнь без компромисса":

В 1966-67 годах Ободзинский работал в оркестре Олега Лундстрема. За три года он вполне сформировался как певец, и с 1967-го начал сольную карьеру.

Правда, тут никак три года не получаются. Но я специально привел эту цитату, поскольку в этой статье высказывается генеральный директор Донецкой областной филармонии, заслуженный работник культуры Украины Валерий Гуль, у которого Ободзинский работал почти пять лет.

Эта же дата указана в Хронологии на форуме "Вечная весна", целиком посвященного Валерию Ободзинскому:

Лето 1966-лето 1967 – джаз-оркестр п/у Олега Лундстрема; переезд в Москву

Валерий Ободзинский и Олег Лундстрем


Мое мнение:

Мне думается, что в оркестре О. Лундстрема Валерий Ободзинский работал 1965-1967 годы.


Его первой записью на "Мелодии" был вокализ «Я возвращаюсь домой» (А. Островский), вышедший на пластинке Д 18305–6 «Музыкальный калейдоскоп (7-я серия)» в 1966 году.
В том же году записана и первая песня - «Празничный ритм» (Б. Горбульскис - Р. Скучайте) на диске Д-018325-6.
В журнале "Советская эстрада и цирк" №9 за 1966 год в статье "После концерта Олега Лундстрема" (автор А.Н. Вартанов) есть упоминание о Валерии Ободзинском:

Другой солист, Валерий Ободзинский, в еще большей степени увлечен внешними эффектами: он с металлом в голосе поет песню Б. Горбульскиса в ритме ча-ча-ча, затем в стиле би-боп песни А. Островского, затем шумно исполняет тирольскую песню и, наконец, почти что крича - "Селену" Д. Модуньо.
Певцы у О. Лундстрема, при внешнем различии, весьма похожи, как мне кажется, в основном - в непонимании джазового пения.


Здесь мне хочется снова обратиться к теме "Ободзинский в Болгарии". Она довольно запутана многими, но особенно бузумную картину на эту тему нарисовал в своей книге "Валерий Ободзинский. Отлучение от песни" (2006) Варлен Стронгин:


Перед поезкой в Болгарию музыкантов оркестра вызывали в горком партии, для собеседования. У Ободзинского спросили, кто первый секретарь ЦК Коммунистической партии Болгарии.
-Тодор Живков, - ответил Валерий.
-А гимн знаете?- спросил седовласый коммунист с проницательными глазами.
Сердце Валерия екнуло-болгарский гимн он не выучил.
-Какой? "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь..."- запел Валерий.
-Хватит. Знаете,-сухо заметил коммунист, устремив взгляд на папку с бумагами, где, наверное, находилось личное дело певца, что-то прочитал там, неслышно шевеля губами, и наконец изрек:
- У меня больше вопросов нет.
И у других членов комисси горкома к Ободзинскому вопросов не было. Путь в Болгарию перед ним открылся.


Я не буду касаться вопроса- откуда Стронгин узнал такие подробности этого события, как "седовласый коммунист с проницательными глазами и неслышно шевелящими губами", а остановлюсь на гимне Болгарии.
Оказывается для поездки в Болгарию в 1964-66 годах требовалось от советского человека знания гимна Болгарии?!
Сразу хочу сказать, что точного ответа на этот вопрос я не знаю. Но порассуждать на эту тему, готов.
Итак, гимн Болгарии должен, естественно, существовать на болгарском языке.
Выезжающий за рубеж советский человек был обязан этот язык знать или нет?
Конечно, нет!
А как же тогда учить гимн Болгарии?
Вот этот гимн в русской транскрипции:

Горда Стара планина,
до ней Дунава синей,
слънце Тракия огрява,
над Пирина пламеней.
Припев:
Мила Родино,
ти си земен рай,
твойта хубост, твойта прелест,
ах, те нямат край.


Вот кто мне скажет, "седовласый коммунист с проницательными глазами" сам этот гимн должен был знать?
А ведь эта комиссия, наверняка, выпускала советских людей и в другие страны.
И что, они ( члены комиссии) знали гимны и других стран: Венгрии, Чехословакии, Кубы?
И, о, ужас, США?
И все на языках оригинала?
Или в русской транскрипции только?
И заставляли учить эти гимны всех выезжающих?
Ответ, думаю, легко предположить.

Варлен Стронгин.

Продолжу изучение картины "Ободзинский" в Болгарии" в изложении Стронгина. Он, правда не называет точную дату этих гастролей, но нам это и не нужно. По другим данным мы можем очертить вероятный период этих гастролей, как 1964-1966 годы.

Он, как и в Москве, заканчивал концерт последним среди вокалистов, имел громадный успех. Журналисты и даже ведущие болгарские певцы признавались ему, что не ведали о существовании в Советском Союзе такого яркого певца. Некоторые из них уже гастролировали в Союзе, их знакомили с лучшими эстрадными певцами, но среди них не было Ободзинского, а он с их точки зрения, и является лучшим...

Что тут можно сказать? В 1964-66 годах никакого "громадного успеха" у Валерия не было.

Валерий Ободзинский: Дело в том, что я, в общем-то, двенадцатый год работаю на эстраде. Ну, из этих двенадцати… из двенадцати лет я десять лет был неизвестным. Никому не известным певцом.
Радио Львова (1970):

Дальше по Стронгину:

Его пригласила к себе домой популярнейшая болгарская певица Лили Иванова...
Я маленькая, но сильная. Меня далеко слышно,-улыбнулась она.
- А кто такая Алла Пугачева? Скованная и от этого несколько неуклюжая на сцене, но мне кажется, что в ней заложен темперамент, очень большой темперамент!
-Вполне возможно,- согласился Валерий, - она мне тоже нравиться, ее не спутаешь не с кем.
Молодая певица Алла Пугачева была принята на работу в оркестр Олега Лундстрема и, наверное, чтобы отличиться от других вокалистов, исполняла музыкальные баллады...


Откуда могла взяться у Лундстрема в 1964 году пятнадцатилетняя Пугачева?
Даже в 1966 году ей было только 17 лет!
Где ее могла видеть Иванова?
Да и Ободзинский тоже, если она пришла в оркестр Лундстрема только в 1971 году?

Дальше фантазии автора распространяются уже и на Пугачеву:

...успеху Пугачевой способствовал Олег Лундстрем, вывезший ее в Болгарию, где она познакомилась с автором песни "Арлекино" композитором и певцом Эмилом Димитровым. Он подарил Алле Борисовне эту песню...

Здесь вообще все - сплошной вымысел. 15-17 летняя Пугачева в Болгарии не была и соответственно с Димировым познакомиться там в то время не могла.
История этой песни ЗДЕСЬ.

Продолжим читать Стронгина:

После разговора о Пугачевой Лили Иванова загадочно улыбнулась и открыла дверцу необычного для Валерия выглядевшего красивого ящичка с полками, уставленными бутылками со спиртным.
-Что это?!- изумился Валерий...
-Бар, -в свою очередь, удивленная вопросом гостя, ответила Лили...
Они медленно пили золотистый коньяк, и Валерий сказал Лили, что мало знает болгарских песен и для гастролей подготовил лишь одну, и то, советскую- о русском солдате Алеше...
-Еще хотелось бы найти у вас новую песню,- заметил Валерий Лили.
-Ох! Это моя ошибка!- схватилась за голову певица... Поедем к Боре Карадимчеву!...
Борис Карадимчев оказался на редкость обаятельным человеком...
-"Луна",- тихо обьявил Карадимчев, и полилась поэтичная мелодия...
Послушав эту мелодию, Валерий некоторое время не мог говорить, плененный ее в полном смысле этого слова... Он подошел к композитору и крепко обнял его...
Валерий записал слова этой песни на болгарском языке, в Москве их перевел на русский язык поэт Онегин Гаджикасимов, но в студии звукозаписи Валерий напел ее на двух языках, хотел, чтобы не исчезла ни одна характерная черта мелодии, ни одно слова из одухотворенной поэзии.


Наличие таких "интимных подробностей" в приведенных событиях очень напоминает мне продолжение песни о "седовласом коммунисте с проницательными глазами", но в данном случае я привел этот отрывок, чтобы подчеркнуть тот факт, что Стронгин рассказывает о тех гастролях Ободзинского, после которых в его репертуаре появилась песня "Луна". Это позволяет нам совершенно точно сказать, не ПОЗЖЕ какого года они состоялись.
Смотрим Дискографию Ободзинского и видим, что песня «Луна на солнечном берегу» (Б. Карадимчев - Д. Стойчев) была записана на пластинке в 1966 году на БОЛГАРСКОМ языке.
И только в 1967 году у нее появился РУССКИЙ вариант на пластинке.
На этом я, пожалуй, закончу тему "Ободзинский" в Болгарии" по версии Стронгина.


Мое мнение:

Мне думается, что эти гастроли в Болгарии могли быть в 1966 году.

Уже после того, как я выложил эту страницу на сайт, мне попалась аудиозапись радиопередачи "С добрым утром". У нее не было точной даты, указывалось что это 60-е годы. Путем внимательного прослушивания и разных сопоставлений я определил, что это сентябрь 1966 года.
Передача интересна тем, что в ней рассказывалось о поездке оркестра Лундстрема в Болгарию. Вначале там звучит песня на болгарском языке в исполнении солистки оркестра Лундстрема Раисы Неменовой. Диктор говрит, что эту песню Раиса выучила во время последней поездки оркестра в Болгарию.

-Оркестр Олега Лундстрема уже не раз выезжал на гастроли за границу.Сейчас оркестр уже вернулся в Москву. Рассказать о поездке коллектива в Болгарию мы попросили директора оркестра Михаила Ильича Цина:

-Недавно наш коллектив Олега Лундстрема вернулся из Болгарии... Гастроли проходили в Софии, в Пловдиве, на черноморском побережье в Варне, в Бургасе.Этот комплекс курортов со своими великолепными отлями и сервисом привлекает тысячи туристов со всего мира. Международные фестивали и конкурсы сменяют здесь друг друга.У самого моря в отличном бургасском летнем театре первый фестиваль легкой музыки и песни привлек большое количество зрителей...
Ну а теперь слово молодому солисту оркестра Валерию Ободзинскому. Он познакомит вас с одной из болгарских песен, получившую премию на этом фестивале.
(Звучит песня "Луна на солнечном берегу" на русском языке.)

Исходя из этого мы можем точно сказать, что гастроли в Болгарии были в 1966 году. Оркестр Лундстрема участвовал в Первом фестивале легкой музыки и песни в Бургасе.
Именно там ее и услышал Валерий Ободзинский и взял в свой репертуар.
Скорее всего, по приезду в Москву эта песня на двух языках была записана на радио.А потом уже эти записи были изданы на "Мелодии" (сначала на болгарском, а потом на русском языке).


В 1967 году записан первый сольный диск-миньон Д 00019327-8 и Валерий дебютирует на ТВ с песней «Луна на солнечном берегу».
Все эти записи сделаны в период работы в оркестре Лундстрема.
В 1967 году Ободзинский перейдет на работу в Донецкую областную филармонию, но при этом связь с оркестром Лундстрема не прервется, и он будет время от времени участвовать в его выступлениях.
В 1969 году Валерий Ободзинский, брагодаря этим связям и появившейся популярности, получит московскую прописку и вступит в кооператив.
Покинув в 1972 году Донецк, он снова вернется в оркестр Лундстрема уже в качестве звезды с красной строкой на афише.
В 1973 году он формально покинет оркестр и станет выступать в сопровождении ВИА "Верные друзья", но при этом, уже вместе с ним, будет продолжать принимать участия в гастролях оркестра Лундстрема. И даже продолжит числиться в штате оркестра.
Ефим Дымов, руководитель ВИА "Верные друзья", который работал с Ободзинским:

Кроме того мы сотрудничали на протяжении всех этих лет с оркестром Олега Лундстрема. Норма в оркестре была 14 концертов в месяц. В те годы джаз оркестру, чтобы окупить себя, нужно было работать на больших площадках и приглашать к сотрудничеству популярных певцов. Мы ездили с этим, кстати говоря, великолепным оркестром по дворцам спорта и другим большим площадкам, и в течении 20 дней делали им трехмесячную норму. Все были довольны-оркестр мог отдыхать и репетировать в течении двух месяцев, а мы получали возможность дополнительного заработка. Валера получал у них зарплату, насколько я знаю 600 рублей в месяц и это было ощутимой добавкой к его бюджету.

Афиша.

Валерий Ободзинский сотрудничал с оркестром Лундстрема до 1977 года.
Последний концерт, который подвел итог их совместной работы состоялся в Омске. Там Ободзинский и "Верные друзья" работали по отделению с оркестром О.Лундстрема, у которого в то время работала певицей Ирина Понаровская. Надо же было так случиться, что Понаровская заболела и не могла принять участие в программе. Ободзинский тоже не смог работать и был помещен в наркологическое отделение больницы. Люди, пришедшие на концерт, узнав о том, что звезды обоих коллективов не будут выступать, рядами покидали зал.
Продолжение