Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Другая история.

(август 2012).

10

Глава 10.
Ободзинский, БАМ, Стрельцов и Слободкин.


Меня упрекают за то, что я слишком часто цитирую книгу Стронгина. Да, это так. И причина здесь довольно проста. Еще с советских времен мы привыкли узнавать о жизни известных людей через одноименные книги. Существовала даже специальная серия книг ЖЗЛ- "Жизнь Замечательных Людей".
И сегодня мало что изменилось на эту тему. Любой, кто заинтересуется творчеством Ободзинского скорее прочтет книгу о нем, чем будет копаться в газетных публикациях. Только по этой причине я столь подробно касаюсь этой книги, хотя она этого совершенно не заслуживает.
Вообще, работая над этим материалом и сравнивая разные источники с книгой Стронгина я сделал для себя один важный вывод.Сейчас очень часто всякие исторические исследования дополняются подзаголовком- "Как это было"!
Так вот, творение Стронгина заслуживает подзаголовка- "Как этого не было".
На фоне такого "позитивного" вывода, не могу отказать себе в удовольствии последний раз процитировать этот труд и порассуждать на тему -"Ободзинский и песни про БАМ".
Стронгин:
Потом гастрольная судьба свела меня с Ободзинским лишь однажды – в Братске, на фестивале «Огни магистрали». Мы с ним выступали в одних концертах, виделись часто, но говорили мало. Я видел, что-то раздражало Валерия, злило его. Настроение, словом, было не лучшим.
– Черт возьми, заставляют петь о БАМе! О стройке века! – бросил он мне однажды, выходя из кабинета начальства.
– Как можно петь о железнодорожных путях, рельсах, шпалах, каких-то стыках и прочей чепухе? Да еще прославлять их! Как будто бамовцы не люди, а железные истуканы! Разве они не влюбляются и ни о чем не думают, кроме укладки шпал? А живут в нечеловеческих условиях. Видел я эти песни о БАМе – знаешь, где – выругался он и направился к сцене.


Могло ли такое быть?
Этот фестиваль существовал под эгидой ЦК ВЛКСМ. Все артисты для участия в этом фестивале проходили утверждение ( в том числе и репертуара) в этой серьезной организации. Если исполнитель попадал на это мероприятие, то все необходимые разрешения и согласования у него были. В процессе гастролей ответственные товарищи внимательно следили за тем, чтобы артисты придерживались утвержденного репертуара, а не несли "отсебятину".
Общеизвестно, что в репертуаре Валерия не было песен о БАМе. Тем не менее его включили в число участников фестиваля и без них.
И вот вдруг мы читаем, что оказывается в г. Братске кто-то требует у Ободзинского включить в утвержденный репертуар новые песни.
Кто этот тайный смельчак?
Где, по его мнению, Валерий должен был эти песни в Братске взять?
Когда разучить?
Кто их должен был утвердить и дать разрешение на исполнение?
Как всегда, Стронгин не говорит что либо конкретное о мифическом смельчаке- начальнике, который отважился пойти наперекор воле ЦК ВЛКСМ, но мы попробуем, по возможности, его представить.
Итак,судя по словам:"...выходя из кабинета начальства....выругался он и направился к сцене", дело было в каком-то концертном зале или ДК. Самое высокое начальство, которое я могу представить в этих условиях- это директор (или парторг) Братской филармонии. Не уверен, правда, что такая филармония существовала. Но пусть будет, хотя бы в теории.
И вот вызывает директор (парторг) Братской филармонии Ободзинского перед концертом и начинает его склонять к административно- уголовной афере: включить в программу не утвержденные песни.
Даже парторг филармонии, не говоря уж о директоре, прекрасно знают как этот процесс должен происходить по закону. А тут вдруг решают его нарушить?
Почему?
Какое им дело до репертуара Ободзинского, ведь Валерий не является артистом Братской филармонии? У него есть свое начальство, которое этим вопросом ведает.
И почему подобное деяние было предложено только Ободзинскому?
Почему не предложили это же сделать Штоколову или Ольге Воронец?
Или самому Стронгину?
Зачем это было нужно Братскому начальству?
Им надоело работать на своих местах?
Им захотелось заняться физическим трудом в лесу на свежем воздухе?

Совершенно очевидно, что этот случай- чистая выдумка автора и не более.

Афиша фестиваля "Огни магистрали"-1980 года.
На ней написано, что Ободзинский -лауреат Всесоюзных конкурсов, что было чистой выдумкой организаторов концерта в Тынде.

Пожалуй, на этом мне стоит остановиться.
Жизнь Валерия Ободзинского, как мне теперь представляется, имеет мало общего с большинством тех сочинений о нем, которые сегодня существуют. Мало того, вновь появляющиеся материалы продолжают плодить сказки на эту тему без всякого зазрения совести.

Вот, например,что я нашел недавно в Сети:
-За честь работать с Ободзинским желают многие в будущем наши звезды эстрады. В том числе и на бэк вокале у него работает Пугачева.
Этого никогда не было!!!

И это еще не все. На телеканале "Ностальгия" есть передача "Рожденные в СССР". В этом году один из ее выпусков был посвящен Ободзинскому.
И там есть такой текст:
-В начале 60-х годов отправился в Томск, где поступил в музыкальное училище по классу контрабаса...
... выступал в составе инструментальных ансамблей "Веселые ребята" и "Мелодия".
Впервые заявил о себе в начале 1964 года на фестивале в Болгарии с песней "Луна на солнечном берегу".
Позже став популярным артистом Ободзинский создал свой собственный аккомпанирующий ансамбль "Верные друзья".

В каждом из этих четырех предложений содержиться вымысел.

Я не понимаю, зачем из Валерия Ободзинского делают жертву советского режима? Борца с социалистической системой?
Он сам был продуктом этой системы. Потому что только при наличии железного занавеса могли становиться попупулярными исполнители, в основе творчества которых лежит подражание зарубежной музыкальной культуре.
При общедоступном музыкальном материале этого просто не случилось бы. В качестве примера могу привести судьбу Леонида Бергера- признанного лидера западного стиля в московском андерграунде в конце 60-начале 70-х. Уехав на Запад в период своей пиковой популярности в СССР, он так и не смог стать сколько-нибудь известным дальше Австралии.
Еще можно вспомнить супергруппу (по советским меркам) "Парк Горького" и ее попытку сделать себе имя на Западе и Востоке.
Кто-то может себе представить чтобы в Англии 70-х, к примеру, стал популярным на национальном уровне певец, подражающий Муслиму Магомаеву?
Или группа, подражающая "Песнярам"?
Ответ очевиден.
Копия может быть востребована только, если оригинал НЕДОСТУПЕН.

Так же у меня вызывает сомнение всеобщее мнение о том, что Советская Система всячески угнетала творчество Ободзинского по Идеологическим причинам. Ничего такого в существующих сегодня материалах я не нашел.
Идеологический запрет - страшная штука. Если кто-то попадал под эту гребенку, то последствия были весьма серьезными. И в первую очередь человек лишался возможности заниматься на легальном уровне тем, что по мнению Системы входило в противоречие с существующей Идеологией государства. А если эта противоправная деятельность была основой существования потенциального противника Системы, то этот человек моментально лишался привычного образа жизни, поскольку начинал испытывать серьезные финансовые проблемы.
Выдающийся советский флотоводец Адмирал флота СССР Николай Кузнецов, снятый в 1955 году со всех должностей, пониженный в звании и уволенный в отставку, получил пенсию меньше, чем получал водитель трамвая в те годы. Чтобы как-то содержать семью ему пришлось пойти работать переводчиком в издательство.
С должности первого заместителя министра обороны СССР – в переводчики.
От мировой известности - в забвение.
Вот такая или еще более суровая судьба ждала тех, кто шел против Системы.
Ничего подобного в жизни Валерия Ободзинского не было. Ему никогда не запрещали заниматься любимым делом - петь.
Более того, апологеты Системы, носители и хранители ее Идеологии материально очень сильно приигрывали Валерию Ободзинскому.
- В месяц, на круг, я зарабатывал от 4 до 5 тысяч рублей. Это в те времена, когда министр или секретарь обкома получал максимум 600 – 1 500 рублей!...
Журнал "Крестьянка", № 10, 1995 год.

Сравните это с пенсией Кузнецова: 300 рублей в 1955 году равнялись 30 рублям в тот период, о котором говорит Валерий.
Почувствуйте, разницу!
При этом, очернить Ободзинского в глазах советского народа, при наличии соответствующего указания сверху, было довольно легко. Я уже об этом говорил, но повторюсь еще:финансовые нарушения были у всех популярных артистов. И правохранительные органы о них знали. Им достаточно было получить команду, чтобы любой самый популярный артист получил статью из УК.
А теперь представьте, что, где-нибудь, в газете "Правда" появляется статья о финансовых махинациях популярного певца Валерия Ободзинского, который на гастролях в такой-то области путем уголовных деяний смог получить незаконный доход в размере 5000 рублей в месяц.
Как бы на это отреагировали простые советские люди, имевшие среднюю зарплату 100 рублей в месяц?
Только праведным возмущением!
Но ничего подобного в жизни Валерия Ободзинского в период его общенациональной популяности, к счастью, не случилось.

Говоря о судьбе Валерия Ободзинского мне на память приходит фраза, которая относиться к Великому советскому футболисты Эдуарду Стрельцову:
-Он был сильнее всех на футбольном поле и слабее всех за его пределами.

То же самое, слегко перефразировав, можно сказать и о Великом советском певце Валерии Ободзинском.

Могила певца на Кунцевском кладбище.
Это место помог получить Павел Слободкин.
И на его же деньги поставлен памятник.


СПАСИБО Вам, Павел Яковлевич, от всех нас!