Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Другая история.

(апрель 2012).

4

Глава 3.
"Восточная песня" (1968-1973).

Вокруг этой песни за прошедшее время нагромозили столько всего, что даже примерно- правдивое изложение ее истории потребует немалых трудов. Вот этим и займемся.
Сначала рассмотрим историю ее создания.
По Стронгину дело было так:

Онегин Гаджикасимов.

Валерий познакомился с поэтом Онегиным Гаджикасимовым... и однажды после очередного его напоминания о том, что он принадлежит к восточным людям, задумчиво посмотрел на поэта:
-Слушай, Онегин. Поскольку ты восточный человек, то сам Бог велел тебе написать восточную ппесню.
-Какой бог?- встрепенулся Гаджикасимов.
-Ну, какой? Этот. Ваш. Аллах, что ли?
-Для этого есть Коран. Выбирайте из него строчки, пишите на них музыку, и воосточная песня будет готова,- серьезно посоветовал Гаджикасимов.
-Нет, мне нужна песня, написанная не Богом, а человеком, живущим в наше время, таким как ты, молодым и влюбленным,- возразил Валерий.
-Музыка будет восточная, об этом позаботится Тухманов, а слова должны быть понятны всем... Ведь ты можешь написать такую песню?
-Могу, - подумав согласился поэт...
Песня была написана им за одну ночь...
Давид внимательно прочитал текст и удивленно посмотрел на Онегина:
-В твоих стихах заключена мелодия. Я слышу ее.
Он сел за рояль, и мелодия поплыла по комнате, а Валерию казалось, что на уже полетела по стране.


Получается, что инициатором создания этой песни выступил сам Ободзинский. Он упросил Гаджикасимова написать текст, на который потом Тухманов написал музыку.
А фильме "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009) композитор Д. Тухманов рассказывал совершенно другое:

У меня возникла мелодия... Слов еще не было. И поэт Онегин Гаджикасимов написал слова, когда уже была готова мелодия. И первый к кому я обратился был Валерий Ободзинский.

Давид Тухманов в фильме "Храм для Онегина" (2010).

В фильме "Храм для Онегина" (2010) Тухманов рассказал, что и название "Восточная песня" придумал он:

Почему "Восточная"? Тогда не за что было зацепиться и поэтому я предложил назвать ее "Восточная песня". Онегин ... сначала немного опешил, но быстро согласился.Так оно и осталось.И, как видите, прижилось это название.

И более того, сначала эта песня Ободзинскому не понравилась:

А песня, в общем-то, для меня была неинтересная, и я ее писал без удовольствия. Был такой момент, когда я на записи с Тухмановым и Гаджикасимовым, отказывался от этой песни: ну вот не лежала у меня душа к ней.
- Я её хотел петь как выдающийся певец, как Том Джонс, а мне тогда было лет ещё мало, я был еще мальчишкой, и вот мне хотелось её спеть как...ну, такому, уже маститому певцу. А они всё требовали, чтобы я её спел как мальчик, который еще не целовал девочку. Я возмущался страшно - "как я буду петь эту песню первый раз, будто я никого не целовал?!" Ну и, в общем, они меня убедили-уговорили. И я вот так именно записал. (напевает). Не думал я, что она станет такой популярной! Вот так они у меня выиграли.

(интервью в передачах "У Ксюши" (1993) и "Помнишь ли ты" (1994).

Теперь рассмотрим историю записи этой песни.
Сам Ободзинский говорит, что записал ее на радио.

"Восточная песня" внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче "С добрым утром", а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось.
(интервью в передачах "У Ксюши" (1993) и "Помнишь ли ты" (1994).

П. Глоба и Ф. Раззаков в книге "Знаменитые Водолеи" (Эксмо, 2011 г. ) пишут, что он записал ее на ТВ и именно ТВ сделала его знаменитым:

Молодой композитор Давид Тухманов, который впервые обратил внимание на Ободзинского еще когда тот работал у Лундстрема, отдает ему две свои новые песни: «Эти глаза напротив» и «Восточную песню». Последнюю певец исполнил в новогоднем «Огоньке» и на следующее утро проснулся знаменитым.

Первая жена Ободзинского Нелли в газете "Комсомольская правда" говорит что запись на ТВ была, но в эфир она не пошла:

«Восточную песню» записали на телевидении в очередном «Огоньке». Но перед эфиром всю программу отсматривал Лапин лично. Когда дело дошло до Ободзинского, он придрался к стихам: «В каждой строчке только точки после буквы «л»…» Казалось бы – безобидно! Но ему пришло в голову задать вопрос: «А кого это имеет ввиду Ободзинский? У нас в стране только одно слово начинается на букву «Л» и это – Ленин! Что за намёки?». И песню тут же вырезали. Только благодаря радио она обрела невероятную популярность в СССР.

Как бы к Лапину не относились многие артисты, но, уверен, ни один из них не скажет, что он был малообразованным человеком. И что он (Лапин) не знал, что слова "Восточной песни" принадлежат не Ободзинскому.А потому, Лапин не мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Ободзинский?
Он мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Гаджикасимов?
Вот это я, с трудом, но допускаю. Поскольку, что имел ввиду Гаджикасимов Лапин хорошо понимал. Как и для любого человека, это очевидно. Но определенную двусмысленность в предверии 100-летия Ленина тут можно было усмотреть "находясь на передовом фронте идеологической борьбы". И он усмотрел.
Ниже я приведу цитаты из которых следует, что претензии по это части были высказаны именно Гаджикасимову. А не Ободзинскому. И из-за этой песни его (Ободзинского) нигде не запрещали.
Но вернемся к истории создания "Восточной песни". Как видно из приведенных выше цитат, каждый "писатель" излагает это событие по-своему.

В 1969 году "Восточная песня" записывается на пластинку 33 ГД-0001587.
Анна Качалина (2009).

В фильме "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009) бывший редактор "Мелодии" Анна Качалина так рассказывает об этом:

— Что касается "Восточной песни", которая была очень популярной в исполнении Валерия Ободзинского, она была записана сначала на радио. И прошла, по-моему, в передаче "Доброе утро". Валера принес эту пленку на худсовет для того чтобы у нас она была принята к записи уже на пластинку. И песня вроде понравилась... Но некоторые, я сейчас уже не могу вспомнить кто тогда был на худсовете... Но возник такой вопрос:
-А почему "в каждой строчке только точки после буквы Л"?
Кого или кто подразумевается под этой буквой Л.


Далее идет уже авторский текст создателей фильма:

Намек на Ленина или Брежнева померещился худсовету фирмы "Мелодия". Но никакие запреты уже не действовали.Песню пела улица. В первом конфликте с идеологической машиной победил Ободзинский.

Обычно на "Мелодию" песни приносят Авторы, а не Исполнитель, поскольку худсовет оценивает в первую очередь художественные достоинства произведения. И в случае каких-то нареканий только Авторы могут внести изменения в произведение, но никак не Исполнитель.Хотя в данном случае, все могло быть и по-другому, поскольку песня уже была записана.
Но не это главное. Оказывается "Мелодия" еще в 1969 году имела претензии к тексту этой песни, и это ни сколько не помешала ей попасть на пластинку. Этот факт почему-то ставиться в заслугу Исполнителю, а не Авторам. Что просто не может соответствовать действительности. В этом трио самым авторитетным человеком был Гаджикасимов, на тот момент работавший музыкальным редактором на радио. И эта заслуга, могла быть, только его.
Однако, я сильно сомневаюсь что эта претензия тогда имела место. Ибо она была слишком серьезна, чтобы быть так легко и без последствий, для всех ее участников, отвергнута. А то, что она была отвергнута - факт! До 1970 года эта песня 6 раз выходила на разных пластинках фирмы "Мелодия".
Но, скорее всего,"буква Л" возникла позже и тогда уже победил тот, кто и должен был победить.
И иначе быть, просто не могло.

Радио также внимательно следило за тематикой песен. Казалось бы, чем могли не угодить бдительным чиновникам песни о любви? Так нет же! Звонят ему как-то из радиокомитета: "Вашу "Восточную песню" запретили". Почему?! Оказывается, кого-то "наверху" напрягли слова: "В каждой строчке - только точки после буквы "Л". Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел". Мировой пролетариат готовился тогда к столетию Л...енина.
Газета "ЮГ".

Валерий Ободзинский.

...я думаю, что это излишне сейчас вспоминать о том, как мне запретили петь «Восточную песню» в день рождения Ленина, что «в каждой строчке только точки после буквы Л» почему-то взволновало наше правительство...
(Интервью с Валерием Ободзинским для «Радио России».Передача «Посиделки у Елены».21.04.1996.)

- Когда-то позвонил мне Гаджикасимов Онегин, поэт, и сказал мне:
"Валерий, ты знаешь, дела плохие..."
- Я говорю: "Почему?"
А как раз мы готовились к 100-летию со дня рождения Ленина...
- "Запретили нашу песню с тобой, "Восточную."
Я говорю: "А песня-то при чём здесь?"
- "Там есть такие слова, я...имел неосторожность написать такие слова: "В каждой строчке только точки после буквы Л..." Кто-то имел в виду, что я, наверное, хочу разоблачить Ленина"

Интервью для передачи с фестиваля "Золотой шлягер" (ноябрь 1996).

Читая все это, мне как-то с трудом вериться, что у трех разных групп людей из трех разных организаций ("Мелодия", Радио и ТВ) вдруг возникла к этой песне одна и та же претензия. Вот до этого не возникала, а потом вдруг, как по команде, возникла.

Мое мнение:

Сначала песня была записана на радио в 1968 году и прозвучала в передаче "С добрым утром". Потом эту запись Ободзинский предложил "Мелодии". Так эта песня попала на диск в 1969 году.
Включая 1970 год, "Восточная песня" была издана на 6 пластинках:

33 ГД-0001587 * 1969 *ИЮЛЬ
33 ГД-0001587/33 ГД-0001613 * 1969 * АВГУСТ (гибкая)
33 ГД-0001587/33 ГД-0001613 * 1969 * АВГУСТ (твердая)
33Д 00025737-8 * 1969 *
Д-26609-10 * 1969 *
33Д-028841-2 * 1970 * (гигант)

Если верить этим утверждениям Валерия Ободзинского:


... как мне запретили петь «Восточную песню» в день рождения Ленина...
...А как раз мы готовились к 100-летию со дня рождения Ленина...

то проблемы у "Восточной песни" начались в 1970 году в предверии дня рождения Ленина, то есть до 22 апреля.Если было именно так, то Лапин не мог быть их инициатором. Он стал Председателем Гостелерадио СССР 17 апреля 1970 года.
Если же за основу взять утверждения, что у этой песни возникли проблемы при записи новогоднего "Огонька" (конец 1970 года), то участие в этом Лапина вполне возможно.В этом случае события могли развиваться так.
В 1970 году песня была записана на ТВ для показа в каком-то праздничном концерте. Сергей Георгиевич Лапин при просмотре снятого материала обратил внимание на двусмысленность текста "Восточной песни".
Не исключаю, что ситуация могла развиваться и по другому. Лапин мог и не видеть видеозапись этой песни в исполнении Валерия Ободзинского. У Сергея Георгиевича была такая привычка:иногда он требовал чтобы редактора музыкальных программ предоставляли ему тексты песен для изучения. Возможно, что так было и в этом случае: двусмысленность текста "Восточной песни" бросилась ему в глаза именно на бумаге. И он дал команду убрать песню из программы, а также запретил ее к любому эфиру.
Поскольку он был Председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, то этот запрет автоматически распространился и на радио.Решение Лапина было документально оформлено через худсовет Радио.И песню убрали из радиоэфира, о чем и сообщили Гаджикасимову, а уж тот Ободзинскому.
В свое время Лапин распорядился, чтобы все новые песни для ТВ проходили через худсовет Радио. Таким образом, если песня не проходила через этот худсовет, то появиться на ТВ она уже не могла.
В этой связи, мне даже кажется, более вероятным такое развитие событий.
«Восточную песню» "зарубил" худсовет Радио, когда эта песня рассматривалась там перед телевизионным эфиром . Это у худсовета Радио возникли претензии к "букве Л". Именно о Худсовете, как инициаторе этих претензиий, говорит выше Качалина и скажет ниже Марчаковский. Естественно, решение Худсовета было доведено до Лапина. Он посчитал их аргументы убедительными. И в дальнейшем, принимая решение о запрете песни на ТВ, Лапин оперировал этими же аргументами.

В связи с этим приведу случай, о котором рассказал заведующий отделами эстрадной песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения Чермен Касаев:
-Но иногда мы даже больше начальства цеплялись к авторам. Однажды Екатерина Шевелева написала песню, в которой говорилось про юг, про то, что там теплее и лучше. В то время как раз началось безумное бегство наших евреев в Израиль. Я ей говорю: "Екатерина Васильевна, сейчас вряд ли стоит нажимать на это, всё-таки тут явный намёк на Израиль". Она, как бывший комсомольский вожак, сама пошла к Лапину, и он одобрил её стихи. Она сказала: "А вот Чермену не понравилось" - "И что же ему не понравилось?" Она рассказала. Он: "Вы подумайте! Правильно! А мне эта мысль не пришла в голову".

Сергей Георгиевич Лапин.

О механизме отбора музыки для эфира и об особенностях работы редакции музыкального вещания в СССР рассказывает заслуженный артист России, эксведущий музыкальных программ на «Радио 1», на радио «Маяк» и на «Радио России» Александр МАРЧАКОВСКИЙ:

Согласно правилам, до утверждения в эфир каждая музыкальная пленка отслушивалась художественным советом Всесоюзного радио, куда входили известные музыканты (обязательно члены Союза композиторов), исполнители и представители Главной музыкальной редакции Всесоюзного радио. Процесс «отслушки» был постоянным, поскольку всегда появлялись какие-то новые произведения. На каждую принесенную запись составляли протокол приема, в котором делались определенные пометы. Параллельно эти пометы делались прямо на коробке с пленкой.
Если большинство присутствующих высказывались «за», пленка принималась в фонотеку. В случае отказа в протоколе должны были быть указаны четкие причины, по которым ее не взяли.Причины могли быть следующие:
— не подходит по идеологическим соображениям;
— слаба композиторски (как сейчас говорят, нет хука);
— не подходит по тексту
— не должно было быть никакой пошлости, никакой двусмысленности;
— исполнитель не справился;
— плохая звукорежиссерская работа.
Фантастически популярная «Восточная песня» в исполнении Валерия Ободзинского в 1970 году тоже попала в «черный список» Всесоюзного радио. Там есть такие слова:
«…в каждой строчке только точки после буквы л…». Ясно, что исполнитель поет о любви, но всем ли это ясно? «Мало ли что он имеет в виду, — решил худсовет, — а у нас год столетия со дня рождения Ленина».

Здесь есть один тонкий момент. Ведь «Восточная песня» уже звучала на Радио и соответственно должна была проходить худсовет Радио.
Выходит она его проходила дважды?
Скорее всего, все-таки, нет.
Напомню, что она впервые прозвучала в передаче "С добрым утром!". А у этой передачи в конце 60-х худсовета не было. Так что худсовет в 1970 году, и последовавший потом запрет, были для этой песни первыми.
При этом следует помнить, что этот запрет касался только песни, а не самого Ободзинского. И это не могло быть для Валерия каким-то сильным ударом или серьезным ограничением. Певец, получивший сольный концерт, имеет в репертуаре не меньше 40 песен. И репертуар этот постоянно пополняется.
Когда в 1972 году уехал за бугор П. Леонидов, то большое число исполнителей (и Валерий в том числе) лишились сразу большого числа хитовых песен. Однако ни для кого это не стало катастрофой. Появились и другие авторы и другие хиты.
Так было и с Ободзинским. У него появился новый суперхит Тухманова- "Эти глаза напротив".
"Лапинский" запрет не касался "Мелодии".
В 1973 году был перезаписан первый гигант Ободзинского (Д 034983-4 ), с которого были убраны песни на стихи П.Леонидова, но "Восточная песня" на нем осталась.

Продолжение