Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Другая история.

(май 2012).

7

Глава 6.
Ободзинский и Попов (1971?).

Кто такой Алексей Иванович Попов и какую роль (конечно же, негативную) он сыграл в судьбе Ободзинского, знают все, кто так или иначе интересовался судьбой Великого Певца.
Этому способствовала огромная масса людей, писавших об этом человеке.
Вернее так: кто-то, когда-то, что-то сказал, а все последующие "интерпретаторы" бодро стали это переписывать додумывая разные "подробности" для убедительности и при этом совершенно не вдаваясь в суть.
Кто первый связал вместе эти два имени: Попов и Ободзинский, я не знаю (возможно, что Шахнарович).
Но вот что в итоге мы сегодня имеем:

В 1971 году концерт Ободзинского посетил министр культуры РСФСР Попов отдал распоряжение соответствующим инстанциям - ни в коем случае не позволять Ободзинскому давать концерты в пределах Российской Федерации. Длился этот запрет около года, пока в дело не вмешался заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Вскоре Ободзинский вновь стал "въездным" в Россию.
(odesskiy.com)


Перцу добавил Павел Шахнарович, который представляется директором Ободзинского с 1966 по 1978 год:

- В 1971 году случилось так, что на один из концертов Ободзинского пришел министр культуры РСФСР некто Попов. Он так был шокирован "западничеством" Ободзинского, что издал распоряжение, запрещающее певцу работать в РСФСР. Длилось это безобразие около года...

Давайте внимательно рассмотрим ситуацию Шахнаровича.
Слово "западничество" применительно к Ободзинскому используют все авторы, но никто толкового обоснования этому не дает.Попытаемся понять, за что мог министр культуры РСФСР запретить певцу выступать в пределах своей республики?
То есть, в пределах всего остального СССР он мог выступать, а в РСФСР не мог!
Что он такого натворил в РСФСР?
И при этом даже, не будучи евреем!
Каким таким "западничеством" был шокирован министр культуры?
Из возможного перечня "грехов" Ободзинского сразу исключим его манеру пения и его вокальные данные. Да, все признают, что он имел уникальные вокальные данные и перенимал сценические приемы у западных певцов. Но это не мешало ему выступать по всему СССР до того, как его увидел Попов.
И Фурцева почему-то так, как Попов, не думала и на всей остальной территории СССР его не запрещала.
И запрет в РСФСР, как-то быстро закончился.
Что Валерий сменил манеру?
Или Попов стал тайным космополитом?
Так чем же так сразил Попова Ободзинский?
Может репертуаром?
Ведь общеизвестно, что в программе Валерия было очень много переводных иностранных песен.
Да, были, Но если они там были, то были совершенно официально. Худсовет Донецкой филармонии утвердил их для исполнения.
А может быть, он вел себя на концерте, как-то разнуздано?
Как Элвис Пресли!
Или как Том Джонс?
Была у него такая "разнузданная" манера?
Я был на его концертах трижды: в 1974, 75 и 78 годах. Ничего даже близко похожее на что-то подобное не увидел. Но предположим, он был таким в 1971 году.
Предположим, что так было.
Вот пусть теперь любой поставит себя на место Ободзинского в этой ситуации. Он знает, что на его концерте присутствует министр культуры.
И что, он будет "зажигать", как Пресли?
Или же, предпочтет манеру Кобзона?
Мне могут возразить, что министр был на концерте тайно. Мол, Ободзинский и его окружение об этом не знало.
Это могло быть только в том случае, если бы министр загримировался и встал в общую очередь за билетом на концерт. И об этом бы не знал никто из окружения министра.
Однако я могу точно утверждать, что в бытность свою министром культуры РСФСР Попов инкогнито концерты Ободзинского не посещал.

Но продолжим "трепанацию" Шахнаровича и обсудим факт реабилитации Валерия.

Василий Филимонович Шауро
Шахнарович:
И вот однажды в Днепропетровске на концерт пришел Шауро - заведующий отделом культуры ЦК КПСС, "всесильный" человек.
Я очень обрадовался:
- Валера, выдавай на всю катушку, а я уж с ним поговорю.
Мы пришли к нему на Старую площадь вместе с Валерием. Он тут же распорядился: уже через несколько минут в Донецкой филармонии знали, что нам можно работать где угодно.
УСПЕХ.


Сначала узнаем, кто такой этот "всесильный человек".
Василий Филимонович Шауро (6 ноября 1912 - 13 апреля 2007, Москва).
Советский партийный и государственный деятель, первый секретарь Минского обкома  КППСС (1956-1960), заведующий Отделом культуры ЦК КПСС (1965-1986). Кандидат в члены ЦК КПСС (1966–86).

Отдел культуры ЦК КПСС курировал Министерство культуры СССР. Василий Филимонович был начальником над Алексеем Ивановичем и даже над Екатериной Алексеевной.

А кто такой был Павел Шахнарович?
Ефим Дымов, руководитель ВИА "Верные друзья", который работал с Ободзинским:

В интернете присутствует много статей, написанных со слов Павла Шахнаровича, где он представляет себя директором коллектива Ободзинского с 1966 по 1978 год, а иногда даже директором оркестра Лундстрема. На самом деле в нашем коллективе он никогда не был директором, а был рядовым администратором у Горшкова, директора оркестра Лундстрема...
http://www.peoples.ru/art/music/stage/obodzinskiy/history.html

Вот представьте себе эту ситуацию.
На концерт приходит заведующий Отделом культуры ЦК КПСС и администратор говорит Валерию:
- Валера, выдавай на всю катушку, а я уж с ним поговорю.
Что Валера должен выдать?
То, что выдал Попову?
И при этом мы должны поверить, что рядовой администратор мог "поговорить" с заведующий Отделом культуры ЦК КПСС?
И даже, как-то на него повлиять?
Но, видимо, Шахнаровичу это удалось! Запрет-то был снят!
Правда, концерт был в Днепропетровске, а встретились Шауро, Ободзиинский и Шахнарович уже в Москве на Старой площади.
Но это несущественнные детали. Главное, что Василий Филимонович "тут же распорядился: уже через несколько минут в Донецкой филармонии знали, что нам можно работать где угодно".

Хотя по оценке бывшего секретаря Союза кинематографистов СССР Караганова А.В.:
-Шауро был более цивилизованный,чем Поликарпов (заведующим отделом культуры ЦК до 1965 г.),более сведущий в вопросах культуры… Но очень осторожный. Трудно было добиваться у него каких-то решений. Даже на прием к нему попасть было не легко.
(Цит. по: Фомин В. И. «Кино и власть. Советское кино: 1965-1985 гг.).

А еще говорят, что Валерия партийные чииновники не любили. Но почему-то квартиру для его ансамбля в Донецке выделили по распоряжению первого секретаря обкома В. И. Дегтярева, а не через директора филармонии Омельченко.
И запрет министра культуры на гастроли в РСФСР снимают по распоряжению заведующего Отделом культуры ЦК КПСС.
Вот и попробуй понять, где тут истина?

Я специально затеял столь долгие рассуждения на эту тему, хотя мог закрыть этот вопрос буквально одним предложением.
Но все сладкое на потом.
И вот этот миг настал.
Так, все-таки, чем же так сразил Попова Ободзинский?
А ответ здесь очень простой:
-Ничем!!!
В 1971 году Алексей Иванович Попов НИКАКОГО запрета на Валерия Владимировича Ободзинского на широких просторах РСФСР не вводил.
Потому что, министром культуры РСФСР Алексей Иванович Попов был до декабря 1965 года!!!
Странно, что никто из "друзей" и "писателей" не удосужился об этом справиться.

Продолжение