Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Другая история.

(май 2012).

8

Глава 7.
Запрещенный Ободзинский (1971-73).

Рассмотрим другой вариант развития "дела о запрете в РСФСР".
Все было так, но запретил Ободзинского не Попов, а...
Кто?
После Попова министром культуры РСФСР стал Николай Александрович Кузнецов
(3 августа 1922- 19 ноября 1988, Москва, РСФСР)
Родился в Москве в семье рабочего.
Член КПСС с 1946 года.
Заочно окончил Московский областной педагогический институт (1952).
1941-1942 гг. — в Советской Армии, участник Великой Отечественной войны.
С 1943 г. — на комсомольской и партийной работе в Москве.
1961-1962 гг. — заведующий отделом Московского горкома КПСС.
1962-1965 гг. — второй секретарь Московского горкома КПСС.
1965-1974 гг. — министр культуры РСФСР.
Кандидат в члены ЦК КПСС (1966-1971).

Мог такой запретить Ободзинского?
Наверное, мог.

И более того запрет на выступления Ободзинского в РСФСР в 1970-71 году, видимо, существовал.
Александр Цыгальницкий, игравший в ансамбле Ободзинского в 1969-71 годах на ударных инструментах:

...в условиях жесткого контроля можно было нарваться на неприятности. Да и тот факт, что какой-то Ободзинский получает на порядок больше министра культуры, не устраивал государство. Для него "закрыли Россию". То есть гастролировать можно было везде, кроме РСФСР... Ободзинский пострадал не один, тогда "под раздачу" попал Муслим Магомаев, еще кто-то...

Тут Цыгальницкий в качестве причины называет слишком высокие заработки певца. И так же (это очень важно), что это коснулось не только Ободзинского.
Значит посещение концерта Ободзинского министром культуры, как причина его "запрета", скорее всего - миф. Тут дело пахнет какими-то финансовыми аспектами.
Могли ли финансовые махинации во время гастролей по РСФСР привести к запрету гастрольной деятельности?
Да, могли!
Я знаю подобный случай. В 1975 году такое случилось с ВИА "Цветы". О чем писала газета "Советская культура" (25.04.1975). За финансовые нарушения на фондах Воронежской филармонии им запретили гастроли.
О похожем случае рассказала Нина Бродская в своей книге "Голая правда" (2006):

Коллектив, в котором мы тогда работали, назывался "Песни ХХ века народов мира". Администратором его был Василий Кондаков...Нагрянула комиссия из Москвы и многих артистов лишила работы. В этот список попали: Муслим Магомаев, Владимир Макаров, мы за то, что ездили на гастроли без маршрутного листа, и многие другие.

Это случилось где-то на рубеже 60-70 х. И я не исключаю, что именно этот случай послужил основой запрета и для Ободзинского, хотя Нина и не упоминает его в этом случае.
Финансовые аферы на гастролях были у всех популярных артистов. У всех. Но не все попадались.
Скорее всего, так было с Ободзинским и Магомаевым.
Как говорит дальше Цагальницкий:

Но за Магомаева заступился Азербайджан - певец получил Заслуженного артиста - и снова все дороги открыты. А за Ободзинского заступаться было некому, его считали выскочкой.

Вот это все и обьясняет. За Магомаева "похлопотали", а за Ободзинского оказалось некому.
Подобные запреты на гастрольную деятельность имееют всегда "временной период".
То есть, в приказе пишется так:
Запретить такому-то гастрольную деятельность сроком на ... месяцев.
В статье о "Цветах" срок запрета был 3 месяца.
После истечения этого строка исполнитель автоматически получает разрешение на возобновление работы, если, конечно, в приказе не указаны для этого еще какие-то дополнительные действия, которые необходимо выполнить.
Например, требование пересдать программу.

Известно еще несколько случаев, которые могли усугубить данный запрет или даже стать его основанием. Но поскольку я не смог определить дату этих событий, то просто приведу их в качестве информации.
Все они произошли, как раз, во время гастролей по РСФСР.
Случай первый рассказал в фильме "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009) Вадим Мулерман:

Я знаю что у него был один непрятный случай в Кургане. Когда одна девушка задержалась у него в номере. Она оказаоась дочерью 2 или 3 секретаря обкома партии. Ее начали разыскивать. Туда приходила милиция. У него с ней ничего не было, но она засиделаь. Но шума было много. В КПЗ какое-то его определили сначала пока выясняли. А я его оттуда вытаскивал...

В советское время попадание милицию в подобной ситауции почти всегда означало увольнение. В качестве примера напомню похожий случай с Казанцевым и Полонским в Полтаве в 1974, после чего им пришлось уйти из "Веселых ребят".
Случай второй тоже из фильма "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009), но там его рассказывает диктор:

...А когда в Ленинграде он вышел на сцену пьяным, все было решено.В зале сидел первый секреталь Лениградского обкома Романов. Теперь и в Северной столице его не ждали.

Случай третий приводиться во всех "исследованиях" на тему Валерия Ободзинского:

... Попросили выступить в правительственном санатории «Сочи». В гостиницу к Валерию пришли какие-то люди и, представившись давними поклонниками его таланта, предложили выпить. Валерий был человеком доверчивым и повелся на эту провокацию. Спиртное его разобрало, в зале, где пришлось выступать, было душно, и Валерию стало плохо. Спев первую песню, он качнулся на сцене, а во время исполнения второй забыл слова и стал сочинять отсебятину. Через пять минут об этом стало известно в Москве, и на карьере Ободзинского была поставлена точка.
(газета "Факты и комментарии" (24.01.2012)

Была и еще одна возможная причина, которая могла повлиять на работу Валерия Ободзинского в РСФСР. Организацией всех гастролей на территории России занимался Росконцерт.

Росконцерт (Государственное концертно-гастрольное объединение РСФСР) - концертная организация в системе Министерства культуры РСФСР. Создана согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 16 сентября 1964 на базе Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО). Находилась в Москве.
Постановление Совета Министров РСФСР от 25 января 1973 определяет Росконцерт, как ведущую гастрольно-концертную организацию Российской федерации. Все концертные организации краёв, областей и автономных республик подчиняются местным органам культуры и Росконцерту (за исключением организаций республиканского подчинения - филармоний Москвы, Ленинграда, Кисловодска и Сочи). Росконцерт является единым центром, который разрабатывает и составляет гастрольные планы республики, обеспечивает концертно-театральное обслуживание населения.

Таким образом, чтобы работать в России надо было договариваться с Росконцертом. Валерий уже работал в Росконцерте до июня 1967 года, а потом перешел в Донецкую филармонию.
В системе Минкульта СССР существовало социалистическое соревнование между филармониями. Победитель определялся на основе финансовых доходов. Кто больше заработал.
Самыми успешными были: Москонцерт, Ленконцерт и Донецкая филармония, которую еще называли Дорнконцерт, поскольку одним из главных творцов финансового благополучия филармонии был админстратор Михаил Сергеевич Дорн.
Росконцерт в эту тройку не попадал, но очень хотел. Для этого ему надо было любыми способами переманивать самых кассовых артистов из других организаций. Нет сомнения, что это касалось и Ободзинского. И всяческие препятствия при организации гастролей Валерия на территории России могли быть одним из способов давления на него, чтобы принудить его к переходу в Росконцерт.
В конечном итоге в 1972 году так и произошло.

Мое мнение:

Запрет на гастроли Ободзинского по РСФСР был связан либо с нарушеним финансовой деятельности, либо с "бытовым разложением", либо с кознями Росконцерта.
А может и со всем этим букетом вместе.

Запрет на гастроли по РСФСР, длившийся меньше года,и уже не действовавший на тот момент, не обьясняет причины, по которым Ободзинский примерно с сентября 1971 (33 ГД-0002583) до марта 1973 (33 ГД-0003389) не записал на "Мелодии" ни одной новой песни.
Старые пластинки по заявкам торговли продолжали печатать, а новых не было.
Почему?
Был ли это реальный запрет для певца по каким-то неизвестным причинам?
Или же виной всему была сумашедшая популяность Ободзинского и у него просто не было времени на новые записи?
Одно можно сказать точно: 1971 -1975 это годы наивысшей популяности Валерия Ободзинского.Он не вылезал из гастролей. Почти годовой запрет на работу в РСФСР привел к тому, что российские филармонии "просто рвали его на части". Да и все остальные филармонии СССР тоже стояли в длиннющей очереди желающих заполучить его к себе.
Была ли в этом сумашедшем концертном конвейере у Валерия возможность работать на "Мелодии" или она появиласть только в 1973 году по мере "удовлетворения зрительского спроса"?
У меня нет точного ответа на этот вопрос, а потому займемся рассуждениями на обозначенную тему.
В это период Давид Тухманов готовил свою первую большую пластинку "Как прекрасен мир". Учитывая, всю предыдущую "хитовую" работу с Ободзинским, он не мог не пригласить его поучаствовать в этом деле.
Это, почти наверняка, гарантировало бы диску успех.
Или неуспех (в смысле - невыход), в случае, если на Ободзинского существовал запрет на "Мелодии". В итоге Ободзинский на этот диск не попал.Неучастие Валерия в работе над этой пластинкой можно трактовать, как угодно. С одной стороны, как подтверждение существовавшего на него запрета, а с другой стороны Ободзинский мог и просто отказаться в этом участвовать. Например, из-за разногласий с Тухмановым.
Давид Тухманов.
Фото с диска "Как прекрасен мир".

Тут я позволю себе пофантазировать на тему Тухманов-Ободзинский.
К этому времени Валерий Ободзинский уже суперзвезда с сольным диском, а Давид Тухманов всего лишь начинающий композитор с несколькими шлягерами.
Мог ли на этой почве возникнуть конфликт точек зрения?
Мне кажется, вполне. И его инициатором, скорее всего, стал бы Валерий.
Самое интересное, что такой конфликт позднее произойдет
( о нем можно прочитать ЗДЕСЬ)
и именно по вине Ободзинского. И, вполне возможно, истоки его могли находиться еще в диске "Как прекрасен мир".
Суть его могла быть, например,в разных взглядах на исполнение песни "Любимая, спи". Что-то типа случая с записью "Восточной песни". Тогда Ободзинский с Тухмановым согласился, а в этот раз мог и отказаться. Я здесь везде упоминаю Тухманова, как человека принимавшего окончательное решение, но было бы правильнее в этом ракурсе говорить о Татьяне Сашко. Именно она исполняла все административно-продюссерские функции по подбору исполнилей и определению концепции песен.

Игорь Иванов:
Татьяна играла огромную роль в творчестве Тухманова. Бывало на записи, звучит музыка, человек начинает петь и вдруг Татьяна говорит Тухманову:
-Адик, это никуда не годиться... Вот это место надо переделать.
-Таня, это невозможно.
-Адик, это никуда не годиться... Это совсем плохо.
Давид Федорович садиться и переделывает...


И еще одна цитата от Нины Бродской из книги "Голая правда" (2006):
Однажды мне позвонила жена композитора Давида Тухманова, Татьяна Сашко, и попросила приехать к ним, чтобы послушать несколько песен для последующей записи их в новом альбоме под названием "Как прекрасен этот мир"...
Мне были предложены три песни. Я их выучила. Рабочий процесс был сложным и длинным по времени...
Адик Тухманов-одаренный, ищущий композитор, но спокойный, уравновешенный человек, что никак не сочеталось с характером его жены. Таня четко знала, чего она хочет, и настаивала на выполнении своих требований от всех, кто с ним работал, во всяком случае, от меня. С одной стороны, такому человеку, как Адик, нужно было иметь рядом толкача вроде Тани. Но с другой, как мне кажется,- она иногда не вписывалась в стиль его жизни...


Вот тут и мог зародиться конфликт Ободзинский- Сашко (Тухманов). И в результате Тухманов отдал эту песню Бергеру, а песню "Как прекрасен мир" - Антонову.

Второй вариант конфликта.
Тухманов изначально планировал некоторые песни для этого диска записать с Бергером, с которым он тогда дружил.И это могло не понравиться Валерию.
Л. Бергер:
...Давид был моим близким другом и в силу того, что он интересовался западной музыкой, в то время я поставлял ему большое количество информации и той музыки, которой в России было трудно достать...

Все это не более, чем мои фантазии на тему Тухманов-Ободзинский.
Но какая-то связь между Ободзинским и диском "Как прекрасен мир", все-таки, существовала. Ведь на первом, после долгого перерыва, миньоне Ободзинского (33 ГД-0003389) была представлена песня «Любимая, спи», как раз, впервые прозвучавшая на диске "Как прекрасен мир".
Эх, спросить бы об этом у Тухманова!

Даже и без участия Ободзинского диск "Как прекрасен мир" испытывал непонятные трудности с выходом. Вот как про это рассказывала Нина Бродская :
В общем альбом "Как прекрасен этот мир" был готов к выпуску. Тут-то и начались самые большие проблемы. Его не выпускали больше года. Многие уже не сомневались, что альбом вообще не выйдет.Так, вероятно, и было бы, если бы за нас не вступился ответственный работник ЦК ВЛКСМ Анатолий Панченко, который положил конец этой неприличной истории. Альбом вышел в свет.

Мое мнение:

Панченко Владимир Всеволодович.

Бродская немного ошиблась, Панченко звали не Анатолий, а Владимир, и на тот момент он был заведующий сектором культуры ЦК ВЛКСМ.
Я думаю, что запрета на Ободзинского, как исполнителя, на "Мелодии" не было. А этот полуторагодичный перерыв в его записях был связан, если не гастрольной загруженностью, то, скорее всего, с отсутствием у него необходимой поддержки из числа влиятельных песенных авторов.


1. "Любимая, спи" с диска "Как прекрасен мир"- ВИА "Веселые ребята" (солист Л. Бергер).
2. "Любимая, спи" - Валерий Ободзинский.
3. "Любимая, спи" (музыка Г. Май)- Павел Смеян.

Продолжение