Валерий Ободзинский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Совсем другая история.

(апрель 2012, июль 2020).

5

Глава 3. Легенды и мифы советской эстрады.

"Восточная песня" (1968-1973).

Вокруг этой песни за прошедшее время нагромоздили столько всего, что даже примерно- правдивое изложение ее истории потребует немалых трудов.
Этим и займемся.

Сначала рассмотрим историю создания "Восточной песни".
По Стронгину дело было так:

Валерий познакомился с поэтом Онегиным Гаджикасимовым... и однажды после очередного его напоминания о том, что он принадлежит к восточным людям, задумчиво посмотрел на поэта:
-Слушай, Онегин. Поскольку ты восточный человек, то сам Бог велел тебе написать восточную песню.
-Какой бог?- встрепенулся Гаджикасимов.
-Ну, какой? Этот. Ваш. Аллах, что ли?
-Для этого есть Коран. Выбирайте из него строчки, пишите на них музыку, и восточная песня будет готова,- серьезно посоветовал Гаджикасимов.
-Нет, мне нужна песня, написанная не Богом, а человеком, живущим в наше время, таким как ты, молодым и влюбленным,- возразил Валерий.
-Музыка будет восточная, об этом позаботится Тухманов, а слова должны быть понятны всем... Ведь ты можешь написать такую песню?
-Могу, - подумав согласился поэт...
Онегин Гаджикасимов.

Песня была написана им за одну ночь...
Давид внимательно прочитал текст и удивленно посмотрел на Онегина:
-В твоих стихах заключена мелодия. Я слышу ее.
Он сел за рояль, и мелодия поплыла по комнате, а Валерию казалось, что она уже полетела по стране.


Получается, что инициатором создания этой песни выступил сам Ободзинский. Он упросил Гаджикасимова написать текст, на который потом Тухманов написал музыку.

А фильме "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009) композитор Д. Тухманов рассказывал совершенно другое:

У меня возникла мелодия... Слов еще не было. И поэт Онегин Гаджикасимов написал слова, когда уже была готова мелодия. И первый к кому я обратился был Валерий Ободзинский.

Давид Тухманов в фильме "Храм для Онегина" (2010).

В фильме "Храм для Онегина" (2010) Тухманов рассказал, что и название "Восточная песня" придумал он:

Почему "Восточная"? Тогда не за что было зацепиться и поэтому я предложил назвать ее "Восточная песня". Онегин ... сначала немного опешил, но быстро согласился.Так оно и осталось. И, как видите, прижилось это название.

И более того, сначала эта песня Ободзинскому не понравилась:

А песня, в общем-то, для меня была неинтересная, и я ее писал без удовольствия. Был такой момент, когда я на записи с Тухмановым и Гаджикасимовым, отказывался от этой песни: ну вот не лежала у меня душа к ней.
- Я её хотел петь как выдающийся певец, как Том Джонс, а мне тогда было лет ещё мало, я был еще мальчишкой, и вот мне хотелось её спеть как...ну, такому, уже маститому певцу. А они всё требовали, чтобы я её спел как мальчик, который еще не целовал девочку. Я возмущался страшно - "как я буду петь эту песню первый раз, будто я никого не целовал?!" Ну и, в общем, они меня убедили-уговорили. И я вот так именно записал. (напевает). Не думал я, что она станет такой популярной! Вот так они у меня выиграли.

(интервью в передачах "У Ксюши" (1993) и "Помнишь ли ты" (1994).

Теперь рассмотрим историю записи этой песни.
Сам Ободзинский говорит, что записал ее на радио.

"Восточная песня" внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче "С добрым утром", а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось.
(интервью в передачах "У Ксюши" (1993) и "Помнишь ли ты" (1994).

П. Глоба и Ф. Раззаков в книге "Знаменитые Водолеи" (Эксмо, 2011 г. ) пишут, что он записал ее на ТВ и именно ТВ сделала его знаменитым:

Молодой композитор Давид Тухманов, который впервые обратил внимание на Ободзинского еще когда тот работал у Лундстрема, отдает ему две свои новые песни: «Эти глаза напротив» и «Восточную песню». Последнюю певец исполнил в новогоднем «Огоньке» и на следующее утро проснулся знаменитым.

Первая жена Ободзинского Нелли в газете "Комсомольская правда" говорит что запись на ТВ была, но в эфир она не пошла:

«Восточную песню» записали на телевидении в очередном «Огоньке». Но перед эфиром всю программу отсматривал Лапин лично. Когда дело дошло до Ободзинского, он придрался к стихам: «В каждой строчке только точки после буквы «л»…» Казалось бы – безобидно! Но ему пришло в голову задать вопрос: «А кого это имеет ввиду Ободзинский? У нас в стране только одно слово начинается на букву «Л» и это – Ленин! Что за намёки?». И песню тут же вырезали. Только благодаря радио она обрела невероятную популярность в СССР.

Сергей Георгиевич Лапин.

Здесь следует сказать, что Лапин был Председателем Комитета по телевидению и радиовещанию, то есть, руководил и ТВ и Радио. И совершенно невозможно поверить, что он, придравшись к тесту песни, запретил её на ТВ, но разрешил на Радио.
Как бы к Лапину не относились многие артисты, я уверен, ни один из них не скажет, что он был малообразованным человеком. И что он (Лапин) не знал, что слова "Восточной песни" принадлежат не Ободзинскому. А потому, Лапин не мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Ободзинский?
Он мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Гаджикасимов?
Вот это я, с трудом, но допускаю. Поскольку, что имел ввиду Гаджикасимов Лапин хорошо понимал. Как и для любого человека, это очевидно.

Разбирая другие вариации на тему "Восточной песни", нахожу, что и на радио эта песня была запрещена:
О механизме отбора музыки для эфира и об особенностях работы редакции музыкального вещания в СССР рассказывает заслуженный артист России, эксведущий музыкальных программ на «Радио 1», на радио «Маяк» и на «Радио России» Александр МАРЧАКОВСКИЙ:

Согласно правилам, до утверждения в эфир каждая музыкальная пленка отслушивалась художественным советом Всесоюзного радио, куда входили известные музыканты (обязательно члены Союза композиторов), исполнители и представители Главной музыкальной редакции Всесоюзного радио. Процесс «отслушки» был постоянным, поскольку всегда появлялись какие-то новые произведения. На каждую принесенную запись составляли протокол приема, в котором делались определенные пометы. Параллельно эти пометы делались прямо на коробке с пленкой.
Если большинство присутствующих высказывались «за», пленка принималась в фонотеку. В случае отказа в протоколе должны были быть указаны четкие причины, по которым ее не взяли.Причины могли быть следующие:
— не подходит по идеологическим соображениям;
— слаба композиторски (как сейчас говорят, нет хука);
— не подходит по тексту
— не должно было быть никакой пошлости, никакой двусмысленности;
— исполнитель не справился;
— плохая звукорежиссерская работа.
Фантастически популярная «Восточная песня» в исполнении Валерия Ободзинского в 1970 году тоже попала в «черный список» Всесоюзного радио. Там есть такие слова:
«…в каждой строчке только точки после буквы л…». Ясно, что исполнитель поет о любви, но всем ли это ясно? «Мало ли что он имеет в виду, — решил худсовет, — а у нас год столетия со дня рождения Ленина».


Ему вторит Газета "ЮГ":
Радио также внимательно следило за тематикой песен. Казалось бы, чем могли не угодить бдительным чиновникам песни о любви? Так нет же! Звонят ему как-то из радиокомитета: "Вашу "Восточную песню" запретили". Почему?! Оказывается, кого-то "наверху" напрягли слова: "В каждой строчке - только точки после буквы "Л". Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел". Мировой пролетариат готовился тогда к столетию Л...енина.

Но вернемся к истории появления "Восточной песни".
Как видно из приведенных выше цитат, каждый "писатель" излагает это событие по-своему.

В 1969 году "Восточная песня" записывается на пластинку.
В фильме "Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь" (2009) бывший редактор "Мелодии" Анна Качалина так рассказывает об этом:

— Что касается "Восточной песни", которая была очень популярной в исполнении Валерия Ободзинского, она была записана сначала на радио. И прошла, по-моему, в передаче "Доброе утро". Валера принес эту пленку на худсовет для того чтобы у нас она была принята к записи уже на пластинку. И песня вроде понравилась... Но некоторые, я сейчас уже не могу вспомнить, кто тогда был на худсовете... Но возник такой вопрос:
-А почему "в каждой строчке только точки после буквы Л"?
Кого или кто подразумевается под этой буквой Л.

Анна Качалина (2009).

Далее идет уже авторский текст создателей фильма:

Намек на Ленина или Брежнева померещился худсовету фирмы "Мелодия". Но никакие запреты уже не действовали. Песню пела улица.

Какие запреты на "Мелодии", если в 1969 году эта песня 6 раз будет издана на разных пластинках фирмы "Мелодия", а в следующем году ещё дважды? В том числе, и на первом сольном диске-гиганте Валерия Ободзинского.
В 1973 году этот гигант Ободзинского (Д 034983-4 ) был переиздан, с него убрали песни на стихи П.Леонидова, который иммигрировал из страны, но "Восточную песню" никто не тронул, и она осталась на диске.
Уважаемая Анна Качалина не знала про это?

Обычно на "Мелодию" песни приносят Авторы, а не Исполнитель, поскольку худсовет оценивает в первую очередь художественные достоинства произведения. И в случае каких-то нареканий только Авторы могут внести изменения в произведение, но никак не Исполнитель. Но не это главное. Оказывается "Мелодия" еще в 1969 году имела претензии к тексту этой песни, но это нисколько не помешала ей попасть на пластинку. Этот факт почему-то в истории с запретом "Восточной песни" начисто игнорируется.
Как же так, такие серьезные претензии у Худсовете, а песню всё равно записывают на пластинку?
Валерий Ободзинский.

Однако, спекуляции на эту тему продолжают множиться. И этому, к сожалению, способствовал и сам Ободзинский:

...я думаю, что это излишне сейчас вспоминать о том, как мне запретили петь «Восточную песню» в день рождения Ленина, что «в каждой строчке только точки после буквы Л» почему-то взволновало наше правительство...
(Интервью с Валерием Ободзинским для «Радио России».Передача «Посиделки у Елены».21.04.1996.)

- Когда-то позвонил мне Гаджикасимов Онегин, поэт, и сказал мне:
"Валерий, ты знаешь, дела плохие..."
- Я говорю: "Почему?"
А как раз мы готовились к 100-летию со дня рождения Ленина...
- "Запретили нашу песню с тобой, "Восточную."
Я говорю: "А песня-то при чём здесь?"
- "Там есть такие слова, я...имел неосторожность написать такие слова: "В каждой строчке только точки после буквы Л..." Кто-то имел в виду, что я, наверное, хочу разоблачить Ленина"

Интервью для передачи с фестиваля "Золотой шлягер" (ноябрь 1996).

Читая все это, мне как-то с трудом верилось, что у трех разных организаций ("Мелодия", Радио и ТВ) вдруг возникла к этой песне одна и та же претензия. Вот до этого не возникала, а потом вдруг, как по команде, возникла.
При этом следует помнить, что этот запрет мог касаться только песни, а не самого Ободзинского. И это не могло быть для Валерия каким-то сильным ударом или серьезным ограничением. Певец, получивший сольный концерт, имеет в репертуаре не меньше 40 песен. И репертуар этот постоянно пополняется.
Когда в 1972 году уехал за бугор П. Леонидов, то большое число исполнителей (и Валерий в том числе) лишились сразу большого числа популярных песен. Однако ни для кого это не стало катастрофой. Появились и другие авторы и другие хиты.

Кто все эти годы скрывался под буквой "Л"?

Однако, вернемся к "запрещенной" "Восточной песне".

То, что я сейчас расскажу, поначалу повергло меня в шок. У меня не укладывалось в голове, то, насколько просто эта песня была "запрещена", и насколько радостно и всеобъемлющие было воспринято это событие в среде творческой интеллигенции. Ни у кого не возникло и тени сомнения в подобном развитии событий ни тогда, ни даже спустя 50 лет. По- прежнему все наперебой сочиняют новые варианты и "вспоминают" новые подробности этого смелого противостояния гонимого певца и бездушной государственной машины СССР.

Для прояснения ситуации с этой песней я решил поговорить с Татьяной Алексеевной Тухмановой (Сашко). Будучи супругой композитора она на протяжении долгого времени была равноправным участником творчества Тухманова. Более того, многие из его работ были обязаны ей своим возникновением и, что более важное - своей реализацией. Все, кто так или иначе соприкасался с советской эстрадной музыкой 70-80-х хорошо знали о роли Татьяны Сашко в творчестве Давида Тухманова и оценивали её очень высоко. По этой причине узнать о тех событиях из первых уст было для меня несомненной удачей.
Николай Данилин, Давид Тухманов и Татьяна Сашко в ГДРЗ.

Наш разговор начался с истории создания "Восточной песни".

-Скажите, когда Тухманов писал "Восточную песню", вы уже предполагали, что исполнять её будет Ободзинский?

Нет, когда она писалась никакого Ободзинского для нас ещё не было. Когда песня была написана, мы даже не знали, как её назвать. Там не было за что зацепиться. И тогда мы воспользовались мелодической фразой:
-Я в подьезде дома твоего стою...
Мелодия этой строчки была близка к восточной. И поэтому решили назвать её "Восточная песня".

-А как произошло знакомство с Ободзинским?

Я прочла высказывание П. Глоба и Ф. Раззаков из книги "Знаменитые Водолеи", о том что Тухманов услышал Ободзинского, когда тот работал у Лундстрема. Это чистый вымысел.
Валерия Ободзинского мы впервые услышали в радиопередаче "С добрым утром", которую готовили Владимир Трифонов и Дмитрий Иванов. Там он исполнял песню "Луна" на русском языке. Необычно красивый голос певца запомнился и когда была написана "Восточная песня", то было решено предложить её именно Ободзинскому. Сейчас уже точно не помню, но, возможно, этому способствовал и сам Гаджикасимов, который до этого уже работал с Ободзинским.

Вы упоминали, что творческое сотрудничество Тухманова и Гаджикасимова получилась не сразу. Сначала Гаджикасимов его воспринял негативно...

Дело в том, что Гаджикасимов был связан со многими маститыми композиторами. А к Тухманову в Союзе Композиторов относились ревностно. Он был молод в сравнении с ними, уже популярен и много зарабатывал. И весь этот негатив композиторы высказывали Гаджикасимову. Поначалу Гаджикасимов вообще делал вид, что Тухманова не существует. И это проявлялось довольно ярко. Уже потом, в процессе совместной работы отношения у них наладились, но дружбы не было.
Гаджикасимов был музыкальным редактором на радио и имел очень большие возможности для записи своих песен, мог заказать любой оркестр, любого певца, хор, любую студию. А потом вставлять эти песни в разные передачи. Он этим пользовался, и это вызывало негативную реакцию у его окружения. В итоге Гаджикасимова за это стали зажимать, придерживать его песни. Но Тухманова это не коснулось.

-Как и где была записана эта песня? Я всегда считал, что она была записана на Радио, но вот те же П. Глоба и Ф. Раззаков, а так же жена Ободзинского утверждают, что она была записана на ТВ.

На ТВ она не записывалась. Мы бы об этом знали. Это уже придумали всё позже в разных интервью. Она и на "Мелодии" никогда не записывалась. Мы записали её только один раз в ГДРЗ.

-Ободзинский говорил, что первоначально "Восточная песня" ему не понравилась, и он на записи с Тухмановым и Гаджикасимовым, отказывался от этой песни, поскольку не лежала у него душа к ней. Так и было?

Нет. Тогда певец Ободзинский не мог что-то подобного сказать Тухманову. Это исключено. То, что мы взяли его для исполнения этой песни было для него огромным счастьем. Там было так, Тухманов показал ему эту песню в ГДРЗ. Просто наиграл её. Ободзинский её взял и уехал учить. И только, когда он был готов, в его следующий приезд в Москву, мы уже её записали. Кстати, на записи сам Гаджикасимов не присутствовал. Именно на записи Тухманов показывал Ободзинскому необходимый вариант её исполнения, потому что у нас была совершенно четкая картина, как она должна звучать. И тогда у него не было никакого неприятия этой песни, потому что, если бы она ему тогда хоть чуть- чуть не понравилась, мы бы тут же поменяли певца. Певцу, которому не нравиться песня нечего её даже давать.
Тут надо понимать, что даже, если бы мы взяли другого певца, например, Бергера, то и в этом случае песня стала бы шлягером.

-Как эта песня попала на грампластинку? Качалина утверждает, что Ободзинский сам принес её на "Мелодию" и она там проходила Худсовет, который придрался к букве "Л".

Мы не работали с Качалиной. Мы работали только с Рыжиковым. И песня была передана нами в руки Рыжикову. Качалина тут вообще не присутствовала. Мы передали песню Рыжикову, и она очень быстро попала на пластинку. Чуть ли не на следующий день. Никакой худсовет она не проходила. Зачем он ей был нужен, если она уже прошла на Радио?

-Бывший работник Радио Александр Марчаковский утверждает, что и на Радио Худсовет запретил эту песню и тоже из-за буквы "Л". Некоторые утверждают, что этот запрет исходил от Председателя ГосТеле Радио Сергея Лапина. И что именно от него исходил пассаж, кто скрывается под буквой "Л" в этой песне.

Ни я ни Тухманов с Лапиным никогда не встречались. Все общение шло через редакторов. И Лапин Тухманова никогда не запрещал.
Откуда пошла история с буквой "Л", я вам сейчас расскажу.
Дело было так. К нам приезжает Леня Дербенев. А вы знаете, что Леня был большой прикольщик, сочинитель разных шуток и анекдотов и любитель розыгрышей. И вот он входит и говорит:
-Адик, ты когда писал "Восточную песню", то о Ленине думал? В каждой строчке только точки после буквы "Л".
Мы посмеялись этой шутке. И дальше её Леня стал рассказывал всем своим знакомым, приходя в гости. А поскольку он знал всю Москву, то вскоре эта новость стала достоянием всей творческой интеллигенции. В процессе всех пересказов эта шутку обросла множеством подробностей и превратилась в быль. И все это восприняли, как реальный факт. Хотя мы с Тухмановым никакого запрета не почувствовали и даже не знали про него. А уж Тухманов, об этом узнал бы первым.
Вообще, Дербенев очень часто рассказывал нам, что вот это закрыли или здесь придрались к словам, но все это было на уровне мелкой редактуры. Вряд ли, что-то из этого доходило до Лапина, и тем более до Фурцевой.

Вот и вся история про "запрет" "Восточной песни".

В каждой строчке только точки после буквы "Л".
Так кто же столько лет прятался от нас под буквой "Л"?
Теперь мы точно знаем, что под этой буквой скрывался- "Л"еонид Дербенев.
Леонид Петрович Дербенев.

"Восточная песня" принесла Ободзинскому настоящий успех и популярность. В 1969 году эта песня будет издана на следующих грампластинках "Мелодии":
-33 ГД-0001587;
-48131-48132;
-ГД-0001587/ГД-0001613;
-33 ГД-0001587/33 ГД-0001613;
-33Д 00025737-8;
-Д-26609-10

Продолжение