Аида Ведищева

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Если веришь, сказка оживет...

(декабрь 2022
2

3. Сопот -68

Про это событие в 2008 году Ведищева рассказывала так:

— Пластинка фирмы “Мелодия” с песенкой о “Медведях” из кинофильма “Кавказская пленница” разошлась тиражом в 7,5 млн. экземпляров. Минкульту было некуда деваться... поэтому меня как первую советскую “миллионершу”, разумеется, не по деньгам, а по тиражам, послали на “День грампластинки” фестиваля эстрадной песни в Сопоте. И надо же было такому случиться, что в первый день фестиваля в Чехословакию вошли советские войска. За несколько минут до выступления вижу в гримерной рыдающую Валентину Леонтьеву: “Аида, война!” Чехословацкие певцы Карел Готт и Хелена Вондрачкова, услышав это известие по радио, тут же встали, сложили концертные костюмы и отправились в аэропорт. “Не могу петь, когда моя страна в огне, — сказал тогда Карел Готт. — Я должен быть вместе со своим народом”. Но как можно быть в Сопоте и не выйти к зрителю? Конечно, я пела. Исполнила песню “Гуси-гуси”, с которой стала победителем конкурса “Песня–66”, и еще несколько песен на бис.
Когда вернулась в Москву, Екатерина Фурцева выразила неудовольствие: не так пела, не то пела. На меня стали давить.


Еще одна вариация на эту тему 2020 года:

... во время фестиваля “Сопот-68”, где Ведищева представляла СССР, советские войска вошли в Прагу, и тут же пришел приказ не выходить на сцену. Власти боялись, что из солидарности к чехам польская публика публика освистает представительницу Советского Союза. Но певица ослушалась, более того, вместо одной песни она спела несколько, в том числе пару песен Шаинского, который тоже в то время не был в чести у властей.
“Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на “бис” и по результатам конкурса наградили второй премией, — вспоминала позже Аида Ведищева.
— А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты”.


Впервые о результатах поездки А.Ведищевой на этот конкурс публично было сказано в 1969 году в аннотации на её первой большой пластинке:

В 2005 фирма "Bomba Music" выпустила CD- диск "Я песней, как ветром наполню страну", где присутствует вкладыш с текстом написанный, вероятно, самой певицей. И там про Сопот-68 сказано так:
... была удостоена премии за мастерское исполнение песен.

А теперь от фантазий перейдем к реальности.

В августе 1968 года Ведишева поехала на Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-68". Регламент фестиваля в Сопоте предусматривал три конкурса: международный конкурс песни, конкурс исполнителей польской песни и конкурс фирм грамзаписи. Ведищева, поехавшая, как представитель фирмы грамзаписи "Мелодия", участвовала только в конкурсе фирм грамзаписи. До этого года СССР не принимал участие в этом виде сопотского состязания. Так что, Ведищева была первой.

При этом утверждение, что "Мелодия" выбрала Ведищеву по результатам выпуска её пластинки (7,5 млн. экземпляров) в 1968 году не соответствует реальности. По регламенту в Дне грампластинок в Сопоте участвовали не те, кто имел НАИБОЛЬШИЙ ТИРАЖ пластинок в своей стране, а ЛЮБОЙ артист, имевший выпущенные пластинки.
Исполнителя с наибольшим тиражом "Мелодия" посылала на МИДЕМ (Франция), где проходила Международная ярмарка-фестиваль грамзаписей и музыкальных изданий. Именно там фирмы грамзаписи соревнуются своими тиражами.

В подтверждении тезиса, что в Сопот от "Мелодии" ехали исполнители не с максимальными тиражами, а ЛЮБЫЕ имеющие хоть какие-то записи.
В 1969 году от "Мелодии" в Сопот не поехал никто, а вот в 1970 году таковым стал Валентин Баглаенко, на момент поездки имевший ВСЕГО ДВЕ ИЗДАННЫХ ПЕСНИ. Не две пластинки, а две песни на двух сборных дисках.

Если же брать, конкретно, 1968 год, то его лидером был был Муслим Магомаев, его пластинки имели тираж 4 миллиона, на втором месте был ансамбль "Аккорд" -2,5 миллиона, и на третьем Мария Пахоменко - 2 миллиона.

Что касается тиража пластинки Ведищевой в 7,5 млн. экземпляров к 1968 году, то это фантазии. Речь может идти ТОЛЬКО о совокупным общем тираже четырех разных пластинок с этой песней, выпускавшихся с 1967 по 1973 годы.

27 августа 1968 года газета "Советская культура" сообщила об итогах фестиваля в Сопоте:

В 1968 году сразу после окончания фестиваля фирма "Мелодия" по традиции выпустила две пластинки "Сопот-68" (ГД 0001233-4 и ГД 0001325-6). Песен в исполнении Ведишевой там не оказалось. Более того на второй пластинке член жюри этого фестиваля от СССР композитор А.Флярковский сделал обзор фестиваля и там нет ни слова о нашей певице:

Итак, «Сопот 68» Победительницей фестиваля этого года стала итальянская певица Аннарита Спиначчи, покорившая слушателей проникновенным исполнением польской песни Р Орлова и В. Млинарского «Осенние мечты». Огромная эмоциональность, подчеркнутая строгость ее сценического поведения, изысканное изящество — все эти качества, несомненно, принесут молодой итальянской певице большой и заслуженный успех у публики.
Лучшей песней фестиваля 1968 года была признана песня польского композитора Е. Вассовского и поэта П. Брока «За этим красным цветком». Высокая гражданственность, скромность выразительных средств, яркая мелодичность — вот основные достоинства этого произведения, очень популярного сегодня в Польской Народной Республике. Эту песню исполнила на фестивале молодая польская певица Урсула Шипиньска.
Большой успех выпал на долю и Аниты Траверси (Швейцария), победительницы Сопотского фестиваля 1962 года. Это уже опытный мастер эстрады. В ее искусстве все завершено, все продумано, все сделано на высоком профессиональном уровне. «Река Одра» — так называется песня композитора Э. Палаша на слова Э. Фишера, которую представляла Анита Траверси.
Впервые на фестивале в Сопоте принял участие певец из Испании. Гитанос завоевал симпатии слушателей большой музыкальностью и эмоциональной приподнятостью исполнения. Испанская народная песня «Слеза», которую вы услышите в записи на пластинке,— лучшее тому свидетельство.
А. ФЛЯРКОВСКИЙ


Почему же, завоевав вторую премию, она не была даже упомянута ни в советской газете, ни на советской грампластинке?

Потому что, никаких призов в Сопоте Видищева не завоевывала.
Конкурс фирм грамзаписи состоял из двух этапов: полуфинал и финал. Аида выступила в полуфинале и дальше не прошла.
Распределение мест в полуфинале.

В полуфинале Ведищева, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, пела только одну песню "Гуси-гуси" (С.Пожлаков - Н.Малышев). Никаких дополнительных "на бис" не было.
На конкурсе, где артисты поют в очередь, такое невозможно в принципе. А самое главное, у оркестра в этот момент нет других партитур кроме тех, которые каждый конкурсант должен исполнить в этот день. И значит, никакой внеконкурсный материал озвучить оркестр не мог.

Конечно, неудачи Виктора Вуячича в основном конкурсе и Аиды Ведищевой в конкурсе грамзаписи, вызвали определенные разочарования в Минстерстве культуры СССР, но там прекрасно понимали, что в этот раз на распределение мест сильно повлияла политика.
В следующем году организаторы фестиваля нам все компенсировали - Муслим Магомаев получил 1 премию.

По результатам Сопота Ведищева не в какие черные списки Фурцевой не попала.

И ВООБЩЕ, ВСЕ РАССКАЗЫ О ТОМ, ЧТО Е.А.ФУРЦЕВА КОМУ-ТО ИЗ ЭСТРАДНЫХ АРТИСТОВ СЛОМАЛА КАРЬЕРУ, ЯВЛЯЮТСЯ ФАНТАЗИЯМИ!

Наш случай служит этому прекрасной иллюстрацией.
Вернувшись с фестиваля в Сопоте не солоно хлебавши, Ведищева получает право на сольный концерт. Это означало почти трехкратное увеличение заработков и было мечтой всех артистов эстрады того времени. А осуществить эту мечту можно было только приказом министра культуры СССР. Вот в такой "черный список" Фурцевой и попала Ведишева.

Она записала несколько десятков песен на Радио, которые ежедневно транслировались в эфире.
В 1968 году на "Мелодии" вышли 8 разных пластинок, где были её песни.
В 1969 таких пластинок стало 15. В том числе и первый большой диск - невероятно редкое событие для эстрадного исполнителя того времени.
В 1974 году был записан её второй диск-гигант.
А всего она выпустила на "Мелодии" 68 песен.

Ничего из этого не могло бы случится, имей Фурцева хоть малейшие претензии к Ведищевой.
Первый диск- гигант певицы.

Продолжение