Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Что? Где? Когда?

18 февраля 2009 г./11 августа 2017 г.

Как легко было в советское время с вопросом о датах создания разных профессиональных ВИА. Сказал руководитель или кто-то еще, имеющий отношения к тому или иному ансамблю, где-то в печати, что-то типа: «Наш ансамбль был создан в … таком-то году»,- и все. Это принималось, как аксиома, и дальше эти даты кочевали из публикации в публикации. Все было ясно и понятно.
Тогда считалось, что первым ВИА в СССР были - «Поющие гитары» (1966), далее - «Голубые гитары» и «Норок» (1967). Поскольку первенство в этом деле никакой роли не играло и выгоды не давало, то никто это в советское время не оспаривал.
Однако, в 90-е годы ситуация изменилась. Привычные даты стали вдруг меняться к более ранним временам. Вроде бы, и жанра давно уже нет, и популярность прошла, а битва за первенство в создании этого направления разгорелась не на шутку. И даже сейчас эта битва не утихает. Хотя ревизионисты никаких документальных доказательств своих новых версий не представили. Как впрочем, и не объясняют, почему в советское время они называли одну дату, а сейчас – другую, более раннюю. Ну, и ладно! Не хотят, как хотят! Попробуем разобраться с этим вопросом в принципе.
Итак, наша задача, определиться, какой из ВИА был создан раньше всех остальных и, соответственно, должен считаться основателем жанра. Для начала, давайте посмотрим, что раньше считалось датой создания ансамблей.

1.Начнем с «Поющих гитар» (http://popsa.info/bio/015/015b-6.html).
На мой взгляд, там все просто: попали в Ленконцерт в 1966,сдали программу в 1966, назвались «Поющие гитары» в 1966, первый концерт 2 ноября 1966 года. Все возможные события, которые можно взять, как даты создания коллектива уместились в один год, поэтому никаких сомнений в дате. ВИА «Поющие гитары»-1966 год.

2.Теперь посмотрим «Голубые гитары» ( http://popsa.info/bio/068/068b.html).
«Вокально-инструментальный ансамбль "Голубые гитары" был создан в 1967 году композитором и пианистом Игорем Грановым…Когда в Ленинграде появился первый в стране вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары", Игорь Гранов решил создать в Москве свой ВИА. Ансамбль получил название "Голубые гитары" (все гитары в ансамбле были синего цвета)…»
Какое именно событие 1967 года стало отправной точкой в деле создания ансамбля не сказано.
А вот еще один источник: (http://popsa.info/bio/068/068b-2.html).
«В 1968- 69 годах в составе Советского мюзик-холла дирижер Игорь Гранов отправляется в турне по обеим Америкам…Опыт, приобретенный на гастролях, оказался чрезвычайно плодотворным: зародилась мысль создать на советской эстраде нечто принципиально новое. Так возник жанр вокально-инструментальных ансамблей и появился первенец этого масштабного музыкального явления, которое на 70-е и 80-е годы определило характер отечественной эстрадной культуры, - ВИА "Голубые гитары" под руководством Игоря Гранова…Уже позже зазвучат голоса "Веселых ребят", "Самоцветов", "Поющих сердец"…А пока, в 69-м, Игорь Гранов, преодолевая косность советской бюрократии, доказывал перспективность возникновения на эстраде коллективов, где артисты сочетают в себе качества сочинителей, музыкантов и певцов… Первый ВИА сразу привлек к себе внимание радио и телевидения...»
Тут, вроде бы, следует, что год создания уже 1969, но при этом именно он первый ВИА в стране. Этот материал написан на основании встречи корреспондента газеты с Игорем Грановым (Сергей Овчинников газета "Мир культур России" №4, 2003 г.). Но нас в данном случае не интересует год создания этого коллектива. Мы пытаемся понять, какое именно событие (а уже потом, когда оно произошло) принято считать датой основания ансамбля. Из данного материала этого не понять.
Вот еще одна ссылка-интервью с Игорем Грановым: (http://www.rg.ru/2008/02/28/granov.html).
«- Аида уехала в Америку, а вскоре я решил самостоятельно отправиться в плаванье и создал "Голубые гитары". Это был первый вокально-инструментальный ансамбль в нашей стране…»
Тут вообще, какие-то чудеса начинаются. Аида Ведищева уехала в США в марте 1980 года (http://popsa.info/bio/064/064b.html), следовательно, ансамбль создан в 1980 и при этом он опять первый в стране!

3. Посмотрим ВИА «Норок» (http://donbass56mp3.narod.ru/narok.html).
«Легендарный молдавский ВИА «Норок» /Счастье/ был организован талантливым музыкантом и композитором Михаем Долганом при Молдавской государственной филармонии в городе Кишинёве в 1967 году…»
Материалов по истории этого ансамбля крайне мало. По этой причине понять, что стало отправной точкой в истории этого ВИА, я не смог.

4. ВИА «Веселые ребята». Сначала зайдем на официальный сайт этой группы , созданный только в начале 2009 года (http://www.veselyerebjata.ru/history.htm) и там читаем:
«Ансамбль «Веселые ребята» был создан в 1966 году в Москве пианистом и композитором Павлом Слободкиным…»
Какое именно событие 1966 года стало началом жизни «Веселых ребят» не ясно.
Я довольно давно изучаю историю этого коллектива, поэтому сразу даю ссылки на мои материалы по этому вопросу. (http://www.via-era.narod.ru/Ansambli/VR/Zapiski_postor/01.html)
«В 1967 году подобный ансамбль стал создавать в Москве пианист Павел Слободкин. Дебют группы состоялся 8 марта 1968 года в эстрадной программе, посвященной женскому празднику. Этот день и стал днем рождения нового ВИА Москонцерта "Веселые ребята".
В этой цитате все понятно - первое выступление стало днем основания ансамбля. Все логично.
(http://via-era.narod.ru/Ansambli/VR/Pub/sozdanie.html)
Тут впервые, со слов П. Слободкина (книга Н.Добрюхи "Рок из первых рук". Сдана в набор 04.12.1990 г.) появилась дата 1966 год. И даже указано событие: «В декабре 66-го года было принято решение о создании этого коллектива…». То есть датой создания коллектива считается дата принятия кем-то решения о его создании. Очень нетривиальный повод. Мне больше никогда не приходилось такое слышать или читать по поводу других ВИА. Правда, ниже по той же ссылке упоминается уже март 1966 года, когда «…в одной из радиопередач Л. О. Утесов представил молодой коллектив и пожелал ему творческих успехов». Но все, же руководителю ансамбля, о котором идет речь, в этом вопросе доверия больше.
Кстати, когда я первый раз (в 1991 году) прочитал о дате – март 1966 года, то она мне показалась тогда фантастической. Но вот в августа 2007 года на форуме сайта «Васильевский остров» (http://xbase.ru/?rdd) появился некто «Иван», представившись «главным администратором по концертной работе в Центре Павла Слободкина», и он стал прояснять некоторые спорные вопросы в истории «Веселых ребят». В частности 21 августа он сообщил следующее:
«Приказ Москонцерта от 21 августа 1984года номер 603 я тоже нашел. Цитирую: в августе месяце 1984 года исполняется 20 лет со дня создания ансамбля "Веселые ребята" под руководством Слободкина П.Я. За указанный период работы коллективом создано много интересных программ, c которыми он успешно выступает на ведущих концертных площадках нашей страны и за рубежом. ПРИКАЗЫВАЮ: За большие творческие успехи в работе и в связи с 20-летием со дня создания коллектива объявить благодарность и наградить ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ: Слободкина Павла Яковлевича-руководителя ансамбля. Объявить благодарность артистам ансамбля-9 артистов, включая 2 техников.
Директор Москонцерта К.Б.Булгаков.»
2007

Неужели- сенсация! Оказывается, есть документы, говорящие, что ансамбль создан в августе 1964 года! За два года до «Поющих гитар»! И, следовательно, они - основатели и родители жанра! Может, недаром глава о Слободкине в книге Добрюхи названа «Я папа - поп-музыки»?
Правда, у меня еще тогда возникли сомнения, почему говориться только о приказе по поводу 20- летия, и ничего не говориться о документах 1964 года. Что-то в этом приказе не то.Почему при наличии такого аргумента никто из стана правообладателей названия даже не упоминает о 1964 годе? Вроде бы такой аргумент мощный? Нет, что-то здесь не ладно. Опять же по правилам тогдашнего докуметаоборота на фирменный бланк предприятия (типографский логотип в левом верхнем углу) печать того же предприятия не ставилась. А здесь и логотип и печать...
Приказ №603

Еще один нюанс из книги Добрюхи: «…и с 8 марта 67-го года мы стали активно работать. До этого мы выступали просто отдельным номером в концерте». Получается, что с 8 марта 1967 года «Веселые ребята» начали выступать с сольными концертами? Возможно ли такое?
За три месяца собрать музыкантов, найти аппаратуру, сделать минимальный репертуар, сдать его худсовету, начать выступать в концертах, параллельно сделать репертуар на целое отделение, сдать его худсовету, начать работать отделение, параллельно сделать репертуар на сольный концерт, сдать его худсовету. Не то, чтобы это невозможно, но как-то, очень маловероятно.
Кстати, упомянутый «Иван», на форуме 29 августа 2007 года утверждал, что «…Cольный концерт ВР сдали худсовету Москонцерта 10 апреля 1968 года. И ездили по стране только с сольными концертами». Это, конечно, больше похоже на истину.
Правда, есть и другие мнения. Вот, что говорил Юрий Петерсон по этому поводу (http://art.specialradio.ru/index.php?id=79):
«Я участвовал в самой первой репетиции ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ, которая состоялась 15 марта 1968 года в ДК завода «Калибр»! Это был самый первый состав ансамбля, очень неожиданный состав. Костяк группы составили музыканты джаз-оркестра Эдди Рознера, звезда которого уже клонилась к закату: трубач Валерий Ремизов, тромбонист Владимир Богданов, саксофонист и кларнетист Анатолий Чех и певица Нина Бродская. Также Пашка пригласил двух своих старых друзей-приятелей, двух братьев Ковалевских – Михаила (барабаны), с которым он работал у Бернеса, и Григория (бас-гитара). И еще в состав вошли два типично «москонцертовских» гитариста – Володя Носков и Анатолий Купцов, привыкшие более к аккомпаниаторской работе, чем к солированию на биг-битовой сцене… Но через месяц и мы отправились на гастроли. Первое выступление у нас состоялось в сборном концерте на стадионе в Перми. А потом сольным отделением мы поехали в Омск и прошли там потрясающе!»
Справедливости ради надо сказать, что в некоторых интервью Петерсон называет другую дату 9 марта 1968 года, но это не принципиально. Если же верить «Ивану», то получается, что через месяц после начала репетиций ВР уже работали только сольные концерты? Или же речь идет только о сольном отделении?
Наконец, есть еще одно аудиовизуальное упоминание о дате создания ансамбля. 1 января 1991 года по советскому ТВ была показана "Песня-90", гда "Веселые ребята" исполнили песню "Безнадега" (пел Евгений Ельцов). После этой песни ведущая программы Ангелина Вовк сказала, что сегодня 1 января 1991 года ансамблю "Веселые ребята" исполняется 25 лет. На сцену был приглашен Павел Слободкин и ему был вручен подарок в виде куклы.

11-08-2017.
Все- таки этот Приказ №603 не давал мне покоя всё это время. И вот я снова решил к нему вернуться.
Был момент, когда я думал, что это просто канцелярская ошибка того, кто его составлял. Конечно же, никаким ВИА "Веселые ребята" в августе 1964 года и не пахло. Но, если бы это была ошибка, то этот приказ никогда бы из недр Центра ПС в свободное обращение не вышел, поскольку он сильно "подставлял" их версию о создании ВР в 1966 году. Так в итоге и вышло. Дата 1964 год, как год создания ВР, очень сильно повеселила аудитории многих форумов.
Короче говоря, версию об ошибки в этом приказе я отверг. Приказы в то время готовили Отделы кадров, которые имели у себя исчерпывающую информацию по этому вопросу и так явно ошибиться (и тем "подставив" своего директора) не могли.
Таким образом, я уверовал, что в своей основе этот Приказ имел какое-то реальное событие, которое в августе 1964 года имело отношение и к П.Я. Слободкину и к будущему ВИА "Веселые ребята".
Предположение, что в это время Слободкин был зачислен в Москонцерт, я тоже отверг, поскольку тогда Ю.Ф.Маликов получал право утверждать, что "Самоцветы" образовались в 1961 году. Отчет времени создания музыкального коллектива от момента приема на работу его будущего руководителя, -подобная логика в то время не могла иметь место.
После некоторых раздумий я пришел к выводу, что единственным событием, которое могло бы произойти в 1964 году, и которое могло породить Приказ №603 в 1984 году, следующее. В августе 1964 года приказом по Москонцерту Павел Слободкин был назначен руководителем ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ансамбля. Скорее всего, этот ансамбль уже существовал и П.Я. Слободкин просто возглавил существующий коллектив, который до этого работал с М.Бернесом и другими исполнителями. На базе этого ансамбля 4 года спустя образовался ВИА "Веселые ребята". Вот в этом случае Приказ №603 имеет вполне определенную логику. Однако подобный принцип не может быть положен в основу определения года основания ВИА "Веселые ребята" поскольку дает волю разным махинациям. В этом случае, например, ВИА "Верные друзья" получат право вести отчет своего существования с даты создания ВИА "Москвичи". И таких случаев будет множество.
О том, что в 1964 году существовал только инструментальный ансамбль п/у П.Слободкина подтвердил и сам руководитель в интервью С.Соловьеву в марте 2011 года:
-...с 64 года, некоторое время, ансамбль «Весёлые ребята» был инструментальным ансамблем…

5. ВИА «Ариэль» (http://chelyar.narod.ru/ariel.htm)
«Осенью 1970 года в челябинском молодежном кафе "Юность" состоялось своеобразное творческое соревнование двух ведущих любительских вокально-инструментальных-ансамблей Челябинска - "Ариэль" и "Аллегро". Этот импровизированный концерт натолкнул его участников на мысль о создании коллектива, в котором объединились бы лучшие исполнительские и творческие силы двух ансамблей. Так возник новый "Ариэль", которому суждено было вписать свою самобытную и яркую страницу в историю советской эстрады… В 1974 «Ариэль» начинает профессиональную работу в Челябинской филармонии…»
Так, когда был создан ансамбль? Казалось бы, надо считать 1970, но ведь ВИА «Ариэль» существовал и до 1970 года. К счастью, поскольку мы рассматриваем только профессиональные коллективы, тут все достаточно просто-1974 год.

6.ВИА «Калинка» (http://popsa.info/bio/321/321b.html).
«Ленинградский вокально-инструментальный ансамбль "Калинка" был создан в ленинградской государственной концертной организации "Ленконцерт" летом 1971 года… Программа ВИА была официально принята худсоветом Ленконцерта 09.06.1971 года, а уже 22.06.1971 состоялся первый концерт…» Тут все ясно и понятно. Дата первого официального концерта стала датой основания «Калинки».

7.ВИА «Лейся, песня» (http://popsa.info/bio/010/010b.html).
«Считается, что вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня" дебютировал на профессиональной эстраде в 1975 году, однако "патриархи" ансамбля считают днем рождения ВИА "Лейся, песня" 1 сентября 1974 года - день, когда по радио впервые прозвучала песня в исполнении этого коллектива».
Тоже понятно, какое события взято за точку отсчета.

8. ВИА «Песняры» (http://vma-pesnyary.com/hron/sobitiy.php).
«Официальным днём рождения ансамбля принято считать 1 сентября 1969 года, хотя началось всё гораздо раньше…»
Эта дата встречается во многих публикациях, но что с ней связано я долго не мог найти. И вот, наконец (http://www.via-era.narod.ru/Ansambli/Pes/2004/2004.html):
«— Говорите, "Песнярам" 1 сентября исполняется 35 лет? Обычно днем рождения коллектива становится дата первого концерта, а "Песняры", вроде, появились позже. Но лучше по документам посмотрим, — и архивариус Белгосфилармонии Светлана Воробьева извлекла из шкафа две увесистых папки.
— Странно, но никак не могу найти документ с датой 1 сентября 1969 года, — сокрушается архивариус. — Вот, есть приказ назначить Владимира Мулявина музыкальным руководителем эстрадного ревю "Лявониха" (худруком этого коллектива был Георгий Мартынов. — Прим. авт.). Но это было в 1968-м. Кстати, к этому времени у 28-летнего Мулявина уже был солидный опыт работы: Томская, Кемеровская и Читинская филармонии…
Вот любопытная строчка — об отзыве из отпуска 1 сентября 1969 года для подготовки новой программы Владимира Мулявина, Валерия Мулявина, Владислава Мисевича, Леонида Тышко и Александра Демешко. Наверное, отсюда и начали отсчет самостоятельной жизни "Песняры". А отозванные из отпуска музыканты и были в первом составе…»
Если это так, то тоже довольно странное события стало началом «Песняров». Тем более, тогда еще не имевших этого названия.
Думаю, достаточно примеров. Из всего вышеприведенного следует, что каждый ансамбль сам решает какое событие считать днем своего основания. Несколько раз повторяется только дата первого выступления. Такое отсутствие одного общепринятого критерия оценки позволяет в зависимости от каких-то конъюнктурных соображений менять эту дату, сдвигая ее в прошлое.
Когда-то на форуме http://popsa.info/forum/ я поднимал этот вопрос и предлагал в качестве такого критерия именно дату первого официального концерта в качестве профессионального коллектива. Но мне там объяснили, что такой критерий уже существует - запись в трудовой книжке о приеме на работу в профессиональную концертную организацию (примерно, так). Я не стал спорить, хотя и не был согласен.
Давайте, рассмотрим разные возможные события, которые могут считаться днем основания профессионального ВИА. Подчеркиваю, речь идет только о профессиональных коллективах.

1-й вариант - дата принятия на работу в профессиональную концертную организацию. Если речь идет о готовом ансамбле, как это было, например, с «Ариэлем», то такое возможно. Если же речь идет о каком-то человеке, к примеру, руководителе будущего коллектива, то, на мой взгляд, это не приемлемо.
Хотя и в случае с готовым коллективом в такой ситуации не все может пройти гладко. Возьмем такой случай. Готовый самодеятельный коллектив, например «Славяне», в 1965 году устраиваются работать, например, в Донецкую филармонию. Соблюдаются все формальности, выходит приказ о приеме на работу, делается записи в трудовых книжках. Дальше они сдают программу Худсовету, но у них ее не принимают. Они пободались - пободались с Системой и разбежались кто - куда. Или даже сдали программу, но выступить с концертами не успели. Допустим, основные музыканты уволились и ушли в другие места. Короче, существовавший профессиональный ВИА «Славяне» не дал ни одного концерта и прекратил свое существование. Или даже не прекратил, но их организационный период затянулся до конца 1966 года, когда они смогли впервые выступить перед публикой. К тому времени уже возникли «Поющие гитары», дали первые концерты и начали гастроли. Кто из этих двух групп должен считаться первым? С кого началась эра профессиональных ВИА? Получается, первым следует считать «Славян», а все началось с «Поющих гитар». То есть, при этом критерии данная ситуация имеет двойное толкование. А если принять за дату создания профколлектива дату первого концерта, то ситуация получается однозначной и никаким дальнейшим подтасовкам не подвластная.

2-й вариант- дата принятия решения о создании ансамбля в недрах профессиональной концертной организации. Этот вариант, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики, поскольку никак подтвержден, не может быть. И потому возможности манипулирования этой датой имеет широкие.

3-й вариант – день, когда по радио впервые прозвучала песня в исполнении этого коллектива.
Во-первых, этот вариант довольно трудно проверить по прошествии лет. Во-вторых, бывали случаи, когда представленную песню, на самом деле записали не те, кто был объявлен. В-третьих, не понятен был статус исполнителей на тот момент (профессионалы или любители, существовали, как коллектив или собрались только на запись).

4-вариант - дата первого концерта в качестве профессионального коллектива. На мой взгляд, это самый достоверный критерий, который можно считать датой создания ВИА. Этому есть официальное подтверждение и этому всегда есть живые свидетели. Кроме того, концерт всегда венчает весь предшествующий труд по созданию коллектива и позволяет понять, что в итоге из этого получилось.

С сегодняшних позиций я бы сформулировал этот критерий так: дата первого официального концерта в качестве профессионального коллектива с названием, которое в дальнейшем не изменялось. Про название, но мой взгляд, очень существенное дополнение. Иначе, формально это даст повод некоторым ансамблям сдвинуть дату своего рождения на несколько лет в прошлое.

И последнее. Сегодня три ВИА претендуют на лавры первого в жанре: «Поющие гитары», «Голубые гитары» и «Веселые ребята». Еще раз просмотрев, все известные материалы, могу сказать однозначно: вне зависимости от критерия, первыми по всем позициям были «Поющие гитары». Они первыми стали профессиональным ВИА, первыми сдали программу, первыми дали концерты в этом статусе, первыми записали пластинку и первыми стали работать сольные концерты. Даже если, принять версию «Ивана», что «Веселые ребята» сольный концерт сдали худсовету Москонцерта 10 апреля 1968 года, то «Поющие гитары имели сольные концерты уже в марте 1967 года. Вот тут можно посмотреть их концертные программки того времени:
http://popsa.info/bio/015/015g-3.html

Здесь можно было бы поставить точку, поскольку в этом деле уже не важно, кто был вторым, третьим…сотым и тысячным. Однако, несколько слов все же скажу. Вероятней всего, вторым по счету профессиональным ВИА был «Норок» (http://art.specialradio.ru/index.php?id=251):
«Вокалистом стал Штефан Петраки, ушедший из популярного тогда молдавского ансамбля «Норок». Но наша совместная работа неожиданно и печально закончилась концертом в Донецке в зале Филармонии 7 ноября 1967 года, в день 50-летия Советской власти…»

Это подтверждает факт, что «Норок» уже существовал в 1967 году. Да и, в конце концов, песни этой группы были в репертуаре «Веселых ребят», а не наоборот.

А вот в Москве, вполне вероятно, первыми стали «Веселые ребята», а не «Голубые гитары». То, что Слободкин в книге Добрюхи говорит о 66 годе, а потом о 67, скорее всего, ошибка и речь идет о 67 и 68 годах.
Петерсон:
«Ведь случилось как?! Однажды в Москве выступали ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ и дали страшного шороху! В Москонцерте директором тогда был Домогаров, очень талантливый и очень уважаемый мною человек – не человек, а просто солнце. И вот этот Домогаров вызвал Пашку и сказал: «Почему у ленинградцев есть вокально-инструментальный ансамбль, а в Москве, в столице нашей советской Родины, нет?! А ну-ка сделай ансамбль под условным названием «Веселые Ребята»!»
Если это так, то на момент первого выступления «Поющих гитар» в Москве, а это было 2 декабря 1967 года (http://popsa.info/bio/015/015b-11.html), никаких ВИА в столице не существовало. Следовательно, разговор с принятием решения, о котором упоминает Слободкин, мог состояться только в декабре 1967 года (а не в 1966), а «активная работа» уже началась с марта 1968 года. Если принять такую версию событий, то все вполне укладывается в рамки известных ранее фактов.

Еще на эту тему.