Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Чужая колея.

(май 2014).
3

3. Развитие.

Оценивая все выше сказанное, можно сказать, что период ученичества (подражательства) в советском хоккее занял 6 лет (1948-1954). После чего процесс обогащения трех школ (канадской, европейской и советской) стал взаимным.

К середине 70-х ВИА жанр вполне себе сформировался в четыре потенциально успешных направления:
-поп-музыка союзных республик, в основе которой лежал национальный фольклор, лидером этого направления были "Песняры" В. Мулявина;
-поп-музыка РСФСР, в основе которой лежал русский фольклор, лидером этого направления был "Ариэль" В.Ярушина;
-поп-музыка "западного" толка, лидером этого направления были "Веселые ребята" П. Слободкина;
-советская поп-музыка, лидерами которой были "Самоцветы" Ю. Маликова.

Если следовать логике хоккейных событий, то дальше эти направления должны были развиваться за счет конкуренции, как внутри направлений, так и между ними. Но этого не произошло. ВИА набрали сумашедшую популярность и… дальше начали нещадно ее эксплуатировать без сколько-нибудь существенного развития. При этом не только не избавляясь от вторичности, но и всячески ее культивируя.

В качестве примера рассмотрим одну ситуацию.
До сих пор в воспоминаниях музыкантов ВИА очень сильным аргументом (по их мнению) в пользу зажима всякого творчества со стороны Государства является невозможность выехать за рубеж на гастроли. Выезды на гастроли за рубеж осуществлялись через Госконцерт. Большая часть таких гастролей была либо для участия в каких-то мероприятиях, типа фестивалей (молодежи и студентов и пр.), либо для выступления перед советскими людьми работавшими за границей (посольства или воинские части), либо с миссией пропаганды советского образа жизни в развивающихся странах Африки и Латинской Америки. В этих случаях возможность совершить подобные поездки не была следствием творческого превосходства тех, кто поехал, над теми, кто остался. Принимающая сторона никого конкретно не приглашала. Кого пошлют в Москве, тот и едет.
А вот чтобы поехать на полноценные гастроли, тут требовалось именное приглашение принимающей стороны. Как это случилось с «Песнярами» после фестиваля МИДЕМ -76. На следующий год их пригласили на гастроли по США. Почему именно «Песняров»? Потому что почти все остальные советские ВИА копировали западные коллективы. И тамошние зрители смотреть на копии при полной доступности оригиналов, очевидно бы, не захотели.
Именно по причине вторичности советские ансамбли не имели полноценной гастрольной практики за рубежом.
При этом надо отдавать себе отчет в том, что не смотря на определенный субьективизм в этом вопросе, тем не менее больше всего за рубеж ездили наши лучшие ансамбли.
На эту тему расскажу один случай из книги Юрия Башмета "Вокзал мечты":
... забегая далеко вперед, вспомню, как я оказался с одной моей хорошей приятельницей из Министерства культуры в Госконцерте. Мне там ничего нужно не было, я просто с ней вошел. Прошел по длинному коридору в конец – там можно было курить, а через три минуты мы уже оттуда выходили. Когда садились в машину, она сказала:
– Знаешь, я сейчас испытала замечательное чувство. Начальник отдела, к которой я пришла, говорит мне: "Вон вслед за тобой прошел человек, который... ездит на гастроли, потому что его приглашают, а не потому, что он привозит подарки".


Так почему же дальше развитие остановилось?
На мой взгляд, тут основную роль играли отсутствие конкурентной среды и кадры. Точнее будет сказать
так: в отсутствие конкурентной среды кадры, стоявшие у истоков жанра, не были заинтересованы в каком – либо развитии.

4. Конкурентная среда.

Здесь мы вплотную коснемся следующей проблемы - конкурентной среды.

Очевидно, что в хоккее она существовала и даже доминировала, как на индивидуальном, так и на командном уровне.В хоккее игроку каждый день приходилось доказывать, что он лучше других. Каждый день приходилось учиться и совершенствоваться. Остановиться в этом движении было нельзя. В твой затылок дышал конкурент, готовый тебя заменить.

Ничего подобного в ВИА жанре не было. Лишь в "Веселых ребятах" подобной практике на этапе становления придерживался Слободкин.

Валентин Витебский:
-Состав планомерно обновлялся. Это был его принцип. Потом он всегда держал коллектив в напряжении. Довольно часто параллельно одним музыкантам присутствовали и другие. И кто сейчас работает, а кто будет работать дальше, известно точно не было и это создавало напряжение в ансамбле. Если вдруг появлялся еще какой-то человек, то появлялся он с целью кого-то заменить. Это нервировало людей, но это, конечно, работало и на звучание. Ему личности не важны были, ему нужна была музыка. Чего он и добивался. Человеческие качества тут не имели значение. Важно было звучание. И он умел этого добиваться.

Такой подход позволил Слободкину создать "самый битловский состав" в СССР.Но это было скорее исключением, чем правилом.
Страна была настолько огромна, и потому жанр был настолько востребован зрителем, что никакой конкуренции между лидерами быть просто не могло. Спрос на них во много раз превышал предложение. И это не способствовало развитию музыкантов. Значительная часть из них, к примеру, даже не знали нот. Это касалось очень большого числа известных виашных героев, которые даже закончив карьеру, нотную грамоту так и не освоили. Жизнь не заставила.

В качестве примера приведу фрагмент моей беседы с Валерием Дурандиным - аранжировщиком "Веселых ребят":
Автор:
-Вот, фрагмент, из интервью дочери Мулявина Марины газете «Ежедневные новости ПОДМОСКОВЬЕ», 30 июня 2007 года:
- Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что?
- Папа во Франции очень выручил ее. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны (…) Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать на слух. Все получилось хорошо...»
Но я знаю, что именно ты расписывал для "Песняров" репертуар Пугачевой для поездки в Канны?

Дурандин:
Так и было. В двенадцать ночи звонит Паша и говорит:
- Завтра на репетицию придут "Песняры", сделай для них оркестровку «Арлекино».
Я всю ночь сидел, писал. Даже просто написать цифровки занимает очень много времени, а тут надо было целиком все подготовить. Принес я это на репетицию, а они никто нот не знает, кроме Мисевича. Он быстренько сыграл по нотам, а остальные стоят, смотрят. И для чего я всю ночь мучился?


В хоккее можно тоже вспомнить похожий случай. В период становления наши хоккеисты никак не могли освоить кистевой бросок. Это когда лежащую на льду шайбу игрок только движением кистей (без замаха) отрывал ото льда. Даже известные мастера не могли делать подобные вещи. И потому вратарю соперника достаточно было клюшкой перегородить ворота, чтобы наш игрок не смог их поразить. Хотя всего-то надо было поднять шайбу надо льдом на несколько сантиметров. Однако необходимость побеждать заставила ВСЕХ освоить этот прием.

Вернемся к нашим ВИА. Очевидно, что специально создавать для себя конкурентную среду, которая заставила бы самих музыкантов заниматься постоянным самосовершенствованием, участники ВИА не собирались.
Это могло сделать только Государство, если бы увидело в этом "легком жанре" потенциал.
Как это могло бы выглядеть?

5.Фантазия на тему.

Несмотря на банальность фразы, что История не терпит сослагательных наклонений, все- таки попробую. Пусть История терпит.
Задним умом, конечно, рассуждать легко. Все-таки, уже знаешь, как все случилось. Это не добавляет знаний о том, как надо было делать, но позволяет сказать о том, как делать не надо было. Итак, что, на мой взгляд, надо было сделать, чтобы наш музыкальный жанр ВИА получил конкурентную среду в СССР?
1. Надо было разрешить гастролировать всем западным коллективам, согласным принимать гонорар в рублях.
2. Надо было сделать в СССР несколько ежегодных национальных конкурсов для профессиональных ВИА. С возможностью участия в них иностранных коллективов. Своего рода «открытый чемпионат СССР по популярной музыке».По типу хоккейного приза газеты "Известия".
3. Надо было обязать все филармонические ВИА принимать ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие в этих конкурсах 1 раз в 2 года.
4. Надо было тарифицировать музыкантов на основании результатов достигнутых в этих конкурсах с подтверждением этих ставок.
5. Надо было сделать так, чтобы победители конкурса автоматически становились участниками от СССР в Международных конкурсах (Евровидение, Сопот, Золотой Орфей и пр).
6. Надо было коллективам, занявшие места ниже определенного, давать ограничение гастрольной деятельности по кол-ву концертов и территории.

На этом оставим фантазии и вернемся к реальности. А можно было в условиях отсутствия конкурентной среды, все-таки, попытаться дать толчок развитию жанра?
На мой взгляд, да.
Для этого надо было дать возможность всем желающим музыкантам уехать из страны к своей мечте, не лишая их при этом гражданства.
Почему это надо было сделать?
Потому что музыканты - "западники" к середине 70-х уже не являлись катализатором развития жанра, а были скорее тормозом, который в следующие 5-10 лет остановил развитие виашной культуры.
Чтобы не быть голословным, давайте оглянемся назад и посмотрим, как развивался жанр ВИА. После 1980 года всем стало очевидно, что дальнейшее развитие жанра связано только с русскоязычным исполнением. Этому способствовали и массово нарождавшиеся отечественные "рок-группы", которые через 5 лет к середине 80-х в одну калитку вынесут со сцены традиционные ВИА. И это, несмотря на то, что ВИА к тому времени накопят огромный опыт и мастерство. Однако это не компенсирует отсутствие у них новых идей, поскольку там по-прежнему все решали люди, воспитанные на западной музыке. Их процесс "ученичества" сильно затянулся. Тут требовалось быстрое и кардинальное обновление исполнителей. И оно произошло, но с опозданием на 10 лет. Такова была цена "вторичности".
Можно сказать, что диск «Музыкальный глобус» стал надгробным памятником «западному направлению» жанра ВИА.
Именно по этой причине надо было дать возможность уехать всем желающим. И так, ведь, уезжали. В том числе и культовые фигуры. Кто хотел и смог- уехал, кто хотел и не смог- остался. Если бы дали возможность, то уехали и те, кто не смог. Но ведь были и те, кто не хотел уезжать. И, очевидно, что появились бы и другие музыканты, не обремененные старыми стереотипами, и развитие продолжилось. Так было всегда и везде в любом деле.
Это очень легко понять на примере хоккея. Поколение отцов-основателей во главе с Бобровым уступило место поколению Старшинова и Фирсова, которых в свою очередь сменили дружины Якушева и Михайлова. Уверен, что без подобного обновления результаты в хоккее были бы печальными.
Мне могут возразить, что и через ВИА тоже прошли десятки музыкантов и это будет правдой. Но с одной существенной разницей. Музыканты стройными рядами гулявшие от ансамбля в ансамбль, как правило, не оказывали СУЩЕСТВЕННОГО влияние на свои временные пристанища. Даже в тех редких случаях, когда попадали не места руководителей. В то время, как в хоккее при обновлении команды происходила смена лидеров.
И тут важно отметить одну вещь: стремление Государства на всем пути зарождения и становление жанра ВИА ограничивать наличие англоязычной тематики в их репертуаре было абсолютно правильным и необходимым.

Витебский:
-Мы все на Запад смотрели... Мы отрицали советскую эстраду. Никто ее не любил и не хотел. Но повернулось все так, что стало развиваться пение именно на русском языке.

С другой стороны можно понять и музыкантов, которые любили западную музыку и всячески ее пропагандировали, видя какой отклик эта музыка имела у зрителей.

Беликов:
-Ты делаешь какую-то работу, потом вывешиваешь афишу, и видишь очень много зрителей. Очень много. И этот факт рождает в тебе уверенность, что ты делаешь все правильно. Может быть, это было иллюзией, но если мы видели, чувствовали отклик, то считали что делаем правильные вещи.

Но время шло многое в жизни менялось. Музыканты же оставались в плену сложившихся стереотипов, которые все дальше уходили от реальности. И вот наступило прозрение.

Беликов:
-Для меня ушатом холодной воды стал феномен "Ласкового мая". Вот когда я подумал, мама родная, мы минимум 10 лет до "Ласкового мая"... Минимум, потому что до этого, еще была эпоха ВИА (70-е). Она, конечно, подразумевала некую жанровую заорганизованность (репертуар, внешняя эстетика). Но в эти - то 10 лет (80-е)? Сколько людей предлагали идеи, тексты, образы, музыку... И вдруг появляются эти детки, которые своими песнями завоевали всю страну.
А куда же делось море западной музыки, которую, как нам казалось, слушали миллионы людей разного возраста в нашей стране?
Куда все это делось?
Как вы можете после того, как слушали АББУ и Дипп Перпл, Мадонну и Дженезис, Модерн Толкинг и Депеш Мод, и многих других, слушать ЭТО и истеречно ЭТО принимать?
И тут у меня ( и не только) возникло осознание того, что основная масса ничего из этого (имею ввиду западную музыку) и не слушало.


На мой взгляд, это не так. Просто для советского слушателя очень важную роль играют слова, понимание смысла того о чем поют. Даже в ущерб музыке. Именно этим объясняется огромная популярность в СССР бардовской песни и совершенно невероятные события для иностранцев, когда в 60-е годы вечера поэзии собирали аудиторию сравнимую с хорошим спортивным матчем.

«Я вообще считаю, что поэзия- это выше, чем музыка. Потому что в начале было слово и тут нечего мудрить»,- говорил мне композитор Сергей Дьчков, когда мы с ним в разговоре затронули тему популярности песни.
И это тезис однозначно подтверждает история жанра. На смену традиционным ВИА с очень сильным музыкальным багажом пришли самодеятельные рок-группы по сути слабые музыкально, но с очень сильным эмоциональным словом. И слушатель пошел за ними.

Надо сказать, что и сегодня мы опять повторяем эту же ошибку. Во всех появившихся недавно на разных каналах музыкальных конкурсах, основной репертуар конкурсантов - англоязычный. И убеждение исполнителей, что это дает им какие-то шансы на встраивание в мировой шоу-бизнес, наивны и не подкреплены ничем. Чужие там не ходят.

Еще раз повторю, создать конкурентную среду в дефицитном жанре можно было только с помощью Государства. Так бы и случилось, если бы оно увидело в этом жанре идеологический потенциал. Но его там не было, потому что и через 10 лет и через 15 после своего рождения жанр в основном продолжал оставаться вторичным по отношению к Западу и никаких признаков слома подобной психологии у идеологов ВИА не наблюдалось.
Продолжение.