Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Чужая колея.

(май 2014).
4

6.Тарасов и Градский.

Теперь хотелось бы затронуть еще одну важную сторону обсуждаемой проблемы. А именно роль Личности в Истории.

Еще фрагмент беседы.
Музыкант::
-Хоккей жил дружно с системой. А музыка ( бит, рок ) - НЕТ !!! Для хоккея делалось ВСЁ ! Для музыки - НИЧЕГО! И тем не менее мы существовали и творили !

Автор:
-А в чем была эта дружба? Знаете, как проходили тренировки у Тарасова?
Люди, которые к нему приходили, лишались в жизни всего остального. Для них оставался только ХОККЕЙ. Бесконечные тренировки на спортивных базах, куда нет доступа никому из родственников и знакомых. Потом долгие поездки на соревнования. При этом зарплата у советских хоккейных звезд была около 300 рублей. А музыкантов ВИА 1000 рублей в месяц была не самой большой зарплатой и личная жизнь била ключом.


Хоккей был создан Государством («системой») и развивался дальше так, как эта Система считала нужным и правильным. Еще раз подчеркну, не так, как считали и хотели Хоккеисты (вряд ли они при наличии выбора согласились на тарасовские «издевательства»), а так как считала Система.
Музыканты же хотели от той же Системы всего, но при этом без какого либо вмешательства в то, что они будут делать.И без гарантии какого-то результата
Это все очень похоже на недавнее прошлое в российском кино, когда режиссеры стояли в очередь за деньгами от Государства и при этом результат их труда был направлен, как раз, против этого же Государства.
Не помню кто это сказал, но готов полностью присоединится:
-... По большому счету государство в отношении культуры должно вести себя как инвестор - требовать возврата, плюс достижения желаемого культурного и, не побоимся этого слова, политического результата.

Вот хоккеисты ничего подобного не только не имели, но и не требовали. Их Тренеры понимали, что сначала надо дать результат, а потом все остальное получишь без надрыва и крика. Страна любила своих Героев. И когда они дали Результат, Хоккей стал на ТВ любимым и почитаемым.
Анатолий Тарасов.

Обобщая эту тему хочу сказать, что еще в период ученичества в советском хоккее нашлись Концептуальные Личности, которые создали ШКОЛУ СОВЕТСКОГО ХОККЕЯ.
В первую очередь речь идет, конечно, о Тарасове.
"То, что характер у Тарасова был очень непростой – это общеизвестно. Вот как о нём отзывался его сосед по дому, известный баскетбольный тренер Александр Яковлевич Гомельский:
-Он был очень непростым, жестким тренером. Тарасов ломал людей, но этой ломкой на самом деле он и умел создавать уникальные характеры.
-В спорте ни в коем случае нельзя останавливаться. Когда соперники равны, результат может оказаться случайным. Надо быть на голову выше. Только тогда можно подавить, победить, уничтожить любого соперника. Я очень люблю своих ребят. Именно поэтому требовал с них то, чего никогда не мог сделать никто другой
– это уже слова самого Тарасова.


Вот такие Личности создавали школу советского хоккея. И дальше в процессе ее функционирования эта школа давала необходимый человеческий материал (не только игроков, но и тренеров), который позволял этому виду спорта находится на высочайшем мировом уровне до тех пор пока эта школа существовала.

В жанре ВИА, даже и при отсутствии конкурентной среды, тоже были люди формировавшие его пути развития. Речь идет о руководителях ансамблей. Основных из них я уже упоминал выше.
Почти не сомневаюсь, что наличие конкурентной среды не только не помешало этим людям оставаться во главе жанра, но и серьезно "продвинуло" творчество их коллективов.
Однако, есть у этих двух групп людей одна существенная разница. Хоккеисты не влияли на Тренеров в части понимания развития хоккея так, как музыканты влияли на Руководителей ВИА.
Совершенно невозможно представить, чтобы, например, Харламов сказал Тарасову:
-Нам надо копировать стиль канадцев.
Но легко можно согласиться, что Пузырев вполне мог сказать Слободкину:
-Нам надо копировать стиль Битлз.
И если в первом случае Тарасов послал бы Харламова в ... Чебаркуль, то во втором случае Слободкин легко мог бы согласиться. И, кстати, не прогадать. Впрочем, и Тарасов пославший бы Харламова куда подальше тоже бы не прогадал.
В общем правы были бы оба, но Слободкин только тактически, тогда как Тарасов и стратегически.
Потому что хоккейные идеологи смотрели дальше эстрадных. Все виашные музыканты имели западных кумиров и главной их мечтой было стать максимально похожими на них.
И здесь уместно вспомнить об Александре Градском.
Это единственный человек, который еще на заре становления ВИА жанра в конце -60-х открыто деларировал для себя здачу превзойти ("урыть") Битлз.
Больше того, Градский уже тогда понимал, что будущее жанра должно быть НАЦИОНАЛЬНО ориентировано.
Это единственный пример (в одном лице) и правильной постановки задачи (ученик должен стремиться превзойти учителя) и точного понимания путей развития.

7. Идеология.

И вот, наконец, мы подошли к идеологии.

В основе советского хоккея лежала идеология превосходства советской Системы над капиталистической, а в основе ВИА движения - наоборот.

Валентин Витебский:
-Тогда преклонение перед Западом было сногсшибательным. Сегодня, то за что мы боролись столько лет, мы получили. Но это оказалось не лучше. Это не лучше того, что было у нас. Когда наших советских пацанов окунули в этот западный мир, мы почувствовали, как же там хорошо!
Я поехал на 2 месяца в Америку в 1974 году. Из всего оркестра поехали только дирижер, один музыкант в качестве библиотекаря (кому-то надо ноты раскладывать американским музыкантам), и я в качестве бандуриста.
Мы посетили Нью-Йорк, Трой, Филадельфию, Бостон, Вашингтон. И в Канаде - Торонто. Для меня эта поездка была за пределами понимания того, что происходит. От первого дня до последнего, я все время ощущал, что то, чего не может быть вообще, на самом деле происходит и именно со мной. Я бывал (потом) во многих странах и не раз, но Америку я запомнил на всю жизнь.
Когда мы вернулись в Киев, там проходили большие концерты во Дворце спорта, и все наши ребята там были. Конечно, все завалились к нам в гости - Буйнов, Градский, Фокин, Дюжиков.
В Москве мы с Дюжиковым очень дружили. И он тогда мне прямо сказал:
-И ты, сволочь, вернулся?
Вот что такое для нас тогда была Америка.


Здесь уместно будет привести фрагмент моего разговора с
Валерием Павловым:
… советская эстрада была для меня была так: постольку - поскольку. Это сейчас я смотрю Евровидение и понимаю, что петь надо только на русском языке. Надо свою нести культуру… . Люди из Греции поют на своем языке, турки тоже. А все остальные почему-то на английском. Что в Англии культура древней, чем у нас? Это же смешно. Приучил Петр шапки ломать перед Западом. И я сейчас благодарен нашему правительству, что появилось стремление прославлять нашу страну. Появилось стремление прививать у молодежи чувство Родины. И вообще, Россию надо уважать. Короче, я за Родину.

Автор:
-А вам не кажется, что вот этому принижению российской, а тогда советской культуры способствовало ваше поколение музыкантов. Такой вот оголтелой ориентацией на западную не только музыку, но и вообще культуру?

Валерий Павлов::
Кажется.
Вот этот единственный вопрос, который мог бы... Если бы я его понял тогда подействовать на мое продолжение этой стезе. Мог бы вполне, но тогда я это не понимал
.

8.С чего начианется Родина...

Готовя этот материал я решил опросить знакомых музыкантов. Всем им я задал один вопрос:
-Когда вы работали на советской эстраде, возникала ли мысль уехать на Запад из-за творческой неудовлетворенности?

Олег Кичигин:
Думаю не ошибусь заявив, что каждый музыкант серьёзно занимавшийся музыкой в 60 - 70 годы в СССР мечтал побывать "за бугром " хотя бы одной ногой (одним глазом, одним ухом..). Возможность побывать за границей была у отдельных советских музыкальных коллективов, их можно было пересчитать на пальцах одной руки.Угодить в такой коллектив считалось большой (иногда даже творческой) удачей. В основном это были государственные, академические, республиканские, фольклорные музыкальные коллективы с чёткой идеологической направленнотью. Выехать музыканту в персональном порядке было делом малоперспективным или вообще невозможным. Были, правда, некие квоты выделенные для эмиграции евреев. Но и они были мизерны по отношению к количеству соискателей и тут тоже было не разгуляться простому музыканту. Но были отчаянные люди. Бросались во все тяжкие и всеми правдами и неправдами добивались своего, вырывались и полной грудью вдыхали вожделенный воздух свободы. Часть уже вернулась. Очевидно надышавшись... . К счастью в наступившие времена это стало возможным. А тогда за выезд нужно было платить полным разрывом всяких отношений и навсегда (кроме переписки) со всеми родными, близкими, друзьями и знакомыми.
Мысль поднапрячься и уехать, конечно же, возникала и у меня и не раз. В годы плотных занятий джазом было очень велико желание посвятить себя этой музыке. А осуществить это в полной мере можно было только где – нибудь за границей. Но ещё учась в музучилище я женился, а по окончании у нас родился сын. Будучи холостяком ещё можно было строить планы и суетиться в попытках преодоления границы нашей страны и устройства своей творческой судьбы. Но пожертвовать семьёй и близкими ради своих творческих амбиций я не счёл возможным. Потому все мысли об эмиграции были надёжно удалены. Как говорится «с плечь долой, из сердца вон».


Юрий Рыманов:
-Нет, не возникала ! Кому я там был бы нужен ??? В лучшем случае - работал бы в кабаке, и играл бы "Мурку".
Хотя я и считал себя "западником", антисоветчиком, но я же не был каким-нибудь непризнанным, непонятым композитором или супер-музыкантом, которому тесно в нашей стране в творческом смысле ! Мне неплохо жилось и работалось у нас, в СССР.А творческая удовлетворённость или неудовлетворённость - какое она имеет отношение к географии ? Сиди дома с гитарой и магнитофоном, и удовлетворяй себя творчески ! Если есть усидчивость и желание.
А воплотить своё мастерство и свои муз. идеи у нас всегда было где !
Я не знаю ни одного музыканта своего времени и своей специфики, кто, уехав, стал бы ТАМ более талантливым, более известным, более востребованным и счастливым!
Все куда-то исчезли, потерялись... Или вернулись !!!


Анатолий Алешин:
-Никогда не возникал такой вопрос. Был полностью удовлетворен. Отдавал себе отчет в том, что жанр, в котором я работаю - востребован только здесь.

Сергей Беликов:
-Мыслей "покорять" Запад у меня не возникало, хотя в общем тренде " кухонных " разговоров того времени (в среде ВИА), типа , "Эх, жили бы мы на Западе..." , "мечталось".

Валентин Витебский:
Отвечаю на Ваш вопрос прямо, хотя и немного развёрнуто. Хотя мы все, сидя ночами на советских кухнях, проклинали совок за запреты простого передвижения по нашему шарику (думаю, что именно это волновало всех больше всего), "творческой неудовлетворённости" именно я тогда совсем не чувствовал. Вышли первые синглы песен Битлз на английском языке в нашем исполнении, я работал на официальной сцене, а не в подпольном кабаке, получал сумасшедшую зарплату, и даже гастролировал за рубежом (Чехословакия) - ну, что ещё нужно интеллигентному парню, никогда особенно не занимавшемуся политикой!
Конечно, у каждого своя революционность, но я революции ненавижу на уровне семейной памяти - оба моих прямых предка - декабристы Василий Львович Давыдов и Сергей Петрович Трубецкой принесли моим бабушкам и их семьям столько горя, что никогда уже наши семьи не смогли подняться на прежний уровень. Конечно, настоящими героями в той истории были мои бабушки - знаменитые декабристки княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая и Александра Ивановна Давыдова, бросившие всё, и кинувшиеся "с головой в омут" за своими дорогими мужьями на каторгу в Сибирь. Но, читая письма моих знаменитых дедов-декабристов, я постоянно ощущаю их вину перед дорогими их сердцу людьми за разрушенную жизнь, за горе, обрушившееся на их семьи. Так что, революции, по моему пониманию, наихудший способ изменить существующий порядок. Последнее подтверждение моей мысли - Украина!
Теперь вернёмся к нашей теме. Время шло, уже можно многое петь со сцены, уже многие наши артисты выезжают на гастроли "туда", в кабаках, помимо блатной ерунды, всё чаще можно услышать талантливое исполнение мировых хитов. И что же, надо было из кожи вон лезть, чтобы рвануть в ту же Америку, чтобы потом мечтать вернуться на родину, и опять начать всё с начала?
Вы видите, к чему мы пришли - во всяких Мухосрансках вырастают просто гении вокала, великолепные музыканты, как это возможно? Прошло время, и всё образовалось само собой. Мои деды организовали восстание на Сенатской площади ради отмены крепостного права и установления Республиканского строя в России в 1825 году - СЛИШКОМ РАНО!!! И, какие потери! Спустя полвека Александр II сделал это возможным простым указом, безо всяких революций, безо всяких людских потерь. Так что, всему своё время!
Что касается меня, Вы знаете мою историю - я проблему заграницы решил просто: мы с женой пошли работать в коллектив,где заграничные поездки были обычным делом. Таким образом, мы решили всю неудовлетворённость совком. Шмотки (последнее дело) вообще перестали быть совковой проблемой, а музыка - опять же, всему своё время! Теперь любой музыкант, достаточно талантливый, чтобы ожидать от судьбы подарка, плюс имея счастливое стечение обстоятельств, может получить всё, что пожелает. Так, стоило ли тогда рваться заграницу из-за какой-то неудовлетворённости?


Глеб Май:
-Работая в советской эстраде, у меня никогда не возникала мысль об отъезде на Запад. Это было связано с тем,что я, вначале как аранжировщик, а потом,как композитор, полностью реализовывал себя в этих качествах, не испытывая серьёзного давления со стороны властей.
Мой пример не типичен, потому что я знал многих музыкантов, мечтающих свалить навсегда.Те, кто об этом грезили, в первую очередь думали о материальном, а в приватных разговорах подменяли свои истинные мотивы рассуждениями о "творческой неудовлетворённости".
Признаюсь, и меня иногда посещали мысли о том, что на Западе я мог бы материально жить лучше, но я всегда чувствовал, что те творческие идеи, над которыми я в то время работал, могут снискать признание только в моей стране.
Это не отменяло моего критичного отношения к вульгарным глупостям властей и лишь однажды, в самом конце 80х, я всерьёз задумался об отъезде в Германию с семьёй, но очень быстро понял, что это просто глупость и малодушие.


Виктор Харакидзян:
-Вопрос не простой, но постараюсь ответить.
В 70-х - 80-х годах была такая тенденция уезжать на Запад. Причин было достаточно. Но для соблазна покинуть Родину нужна очень весомая причина, которая должна перевесить чашу, на которой лежали многие составляющие:
твой талант здесь - тебе не реализовать,
твои идеологические взгляды не совместимы,
ты такой великий, а тебя не замечают,
ты играешь лучше всех, а ты не нужен,
ты гениальный, а тебя притесняют,
ты говоришь, а тебя не понимают,
ты работаешь как проклятый, а денег едва хватает от аванса до зарплаты,
ты имеешь работу, но считаешь, что не справедливо оплаченная,
ты имеешь работу, но она не приносит удовлетворение и радость,
и т.д. и т.п.
Список можно продолжить, хотя этого хватает вполне, что бы для некоторых моих коллег любой пункт мог стать причиной поменять страну проживания.
Если еще учесть , что ВИА "Поющие сердца" в начале 70-х годов стали часто выезжать с гастролями за рубеж (более 50-ти стран мира) и видели своими глазами большую разницу и всевозможные прелести жизни и соблазны, обилие всего того чего нет у нас и не верилось, что когда-нибудь появится.
Это некоторым сносило "крышу" так, что в последствии меняли страну проживания, бросали квартиры, дачи, оставляли родственников и уезжали на Запад. Понимаю, это очень серьезный шаг. Знаю, не все уехавшие смогли прижиться там и ни все реализовали свои мечты, талант и желания, но это их выбор, никого не осуждаю - их судьба. Многие уже ушли в мир иной и теперь нам не узнать где же было лучше?
Хотя некоторые, прожившие там много лет, вернулись, со многими общаюсь, но я никогда не задавал им такой вопрос: где лучше?
А теперь, Валерий, мой ответ на твой вопрос: "Возникала ли у меня такая мысль уехать на Запад?".
НИКОГДА!
Да, повторяю, соблазнов было очень много, но поверь мне на честное слово, что у меня никогда такой даже мысли не было. Мне очень нравилась моя единственная, ни на что не похожая, любимая Родина- Россия!
Я благодарен родителям за внушенное понимание, что моя Родина здесь, где я родился и здесь я хочу жить.
Мне повезло, в 1970-ом году я познакомился с Виктором Векштейном, он стал для меня руководителем, другом и проводником по жизни. Мудрый, опытный человек, отличный музыкант стал для меня примером подражания.
Он создавал не только ансамбль, но и "вторую семью", гастрольную, где мне было комфортно с ним 13-ть лет, те самые годы, когда многие смотрели на Запад и уезжали.
Я любил свою работу, мне нравилось заниматься любимой музыкой, у меня много друзей с которыми делил радости и печали, появилась моя родная семья, было много музыки, много концертов и денег хватало по тем временам на все. Много гастролей по стране и за рубежом, смотрели мир. Мечты сбываются, благодаря музыке ты путешествуешь, смотришь, общаешься, познаёшь.
Мне очень нравится путешествовать и я много стран повидал с разным государственным строем, но когда меня спрашивают:
-Где бы ты хотел жить?,- не задумываясь отвечу:
-Конечно здесь, в РОССИИ!


Если вспомнить, сколько советских хоккеистов уехали на Запад до 1980 года, то выяснится удивительная вещь - ни одного. При том, что каждый из них был бы там востребован.
А из эстрадных музыкантов, уехавших на Запад можно создать еще один Москонцерт в изгнании. И при этом НИКТО из уехавших на этом попроще ничего зачимого (сравнимого с тем, что уже имел в СССР) не достиг.
Что совершенно не удивительно.
Таким вот был результат влияния ИДЕОЛОГИИ на разные слои населения.
Продолжение.