Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Как возник термин "вокально-инструментальный ансамбль" (ВИА).

(25-26 мая 2011, февраль 2019).

Часть 2. ВИА "Гуниб".
2

Однако эта история спустя год получила продолжение и новый довольно неожиданный поворот.
24 мая 2011 года в Гостевой мне написал Валерий Сухарев (Lego):

"По теме: "Кто раньше?"
Коллекционеры винила принесли мне пластинку на 78 об. 43911-12 Апр. зав. ВИА "Гуниб" п/у Кажлаева ГОСТ 5289-61.
Может быть были и еще более ранние выпуски с какими-нибудь ВИА?"


1 сторона

2 сторона

Судя по номеру эта пластинка была записана в 1965 году и на ней уже тогда было написано "вокально-инструментальный ансамбль".
Получается, что этот термин уже существовал в 1965 году, а сам "Гуниб" возник еще до "Авангарда".
Информация на эту тему оказалось довольно скудной, но вот что мне удалось узнать.

История эта началась в Баку в музыкальном училище им. А.Зейналлы. Именно там познакомились Рауф Бабаев, Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев и Адиль Назаров. Первый учился на факультете ударных инструментов, двое других на дирижерско-хоровом, а Назаров по классу контрабаса.

Рауф Бабаев (29 августа 2007):
-Кому первому из нас пришло в голову организовать квартет, спустя 40 с лишним лет уже трудно вспомнить. Скорее это был Теймур. Именно он рассказал нам о музыкальной радиопередаче, которую услышал по «Голосу Америки». Передача была посвящена квартетам «Айлос» и «Фо Фрешман». В годы нашей молодости джаз был в опале. Доступ к нему открывали только « зарубежные голоса» — сегодня об этом много написано и сказано, не буду повторяться. Так вот, не зная английского языка и не понимая толком, о чем поется в композициях, мы переписывали тексты на слух. Конечно же, получалась абракадабра. Но мы были так влюблены в джазовое многоголосие, что ничто не могло нам помешать. Репетировали прямо на улице: собирались во дворах, где была хорошая акустика, и пели.

Квартет некоторое время работал в составе эстрадного оркестра Азербайджана п/у композитора Рауфа Гаджиева.
Через некоторое время Назаров познакомился с волейболисткой из Москвы, жеился и переехал в столицу. Там он в конце 60-х будет работать у Павла Слободкина в ВИА "Веселые ребята", где будет заниматься подготовкой вокалистов.
На место Назарова пришел трубач Лев Елисаветский. В таком составе квартет уходит из оркестра и по приглашению композитора Мурада Кажлаева переезжает в Махачкалу. Это произошло в начале 1965 года.
Мурад Кажлаев


Мурад Кажлаев.
Родился 15 января 1931 года в Баку. В 1954 году, еще будучи студентом Бакинской консерватории,становится членом Союза композиторов СССР. В 1955 году окончил консерваторию и переехал в Дагестан.
Художественный руководитель Дагестанской филармонии (1963-1964).
Председатель правления СК Дагестанской АССР (1963-1973).


Незадолго до появления квартета в Дагестане, опять же по инициативе М.Кажлаева и тоже из Баку, в Махачкалу переезжает инструментальный ансамбль п/у выпускника Азербайджанской государственной консерватории пианиста Рафика Бабаева.В составе ансамбля Бабаева работали музыканты высокой джазовой выучки: Ю.Сардаров, А.Ходжабагиров, М.Петросов, Т.Шабанов, А.Дадашьян, Р.Рзаев.
Получилось ли это случайно или Кажлаев сознательно шел к этому - неизвестно, но в 1965 году в Дагестанской филармонии из двух азербайджанских квартетов: вокального и инструментального (некоторые источники утверждают, что инструментальный ансамбль к тому времени сократился до трио) образовался первый в Дагестане эстрадный ансамбль "Гуниб" п/у М. Кажлаева.
Основную часть репертуара составляли произведения художественного руководителя ансамбля, а также популярные народные мелодии и современные шлягеры. Оркестровали музыку Теймур Мирзоев и Рафик Бабаев, который стал музыкальным руководителем.
Рафик Бабаев

Вспоминая в 2001 году об этом периоде Мурад Кажлаев скажет, что с "Гунибом" было записано три пластинки.
Выше приведенная пластинка была самой первой, а следом подряд были записаны еще два миньона и тоже на 78 оборотов:
43913-14 и 43915-6.
А затем все песни с этих трех миньонов были обьеденены на большом диске формата "гранд" записанном в новом стандарте на 33 оборота:
1 сторона

2 сторона

Д 15831-32
*1965*
ВОКАЛЬНО - ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ГУНИБ" п/у М. Кажлаева
Приезжайте в Дагестан (Н. Дагиров и М. Кажлаев - Р. Каниев);
Она влюблена (муз. и сл. М. Марини) - на итальянском яз.;
Дороги (К. Мацоурек - П. Когоут, русский текст Р. Каниева) - на чешском и русском яз.;
Не ревнуй (негритянская песня, русский текст А. Арканова) - на английском и русском яз.;
Нам весело (М. Кажлаев);
Горская песня (М. Кажлаев - Р Гамзатов, перевод Я. Козловского);
Желтые листья (М. Кажлаев - Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева);
Африка (М. Кажлаев - Р Гамзатов, перевод Н. Гребнева и Я Козловского)

Следом за моновариантом эта же пластинка была издана и в стерео под номером: С 1009-10.
Сам по себе факт записи (и выпуска в дальнейшем) ансамблем трех миньонов и двух больших пластинок, меньше, чем за год, не может не вызвать восхищение возможностями Мурада Кажлаева.
Это невероятный случай, который в дальнейшем смогут превзойти только ВИА "Самоцветы". В 1973 году ансамбль подготовит к выпуску 5 сольных миньонов и 2 "гиганта".

Несколько слов о судьбе первых участников "Гуниба".
Отъезд из Азербайджана целой когорты первоклассных музыкантов не прошел без последствий. На имя тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой из Азербайджана поступило письмо с жалобой на Дагестан, который, дескать, переманивает музыкантов.После этого осенью 1965 года вокальный квартет вернулся в Баку и через некоторое время стал называться "Гая (Гайя)".
В том же 1965 году новый коллектив записывает миньон на 78 оборотов 44897-98, где "Мелодия" продолжит идентифицировать его, как ВИА.
1 сторона

2 сторона


А ВИА "Гуниб" не прекратил своего существования и дальше продолжал работать до самой кончины СССР.
Афиша ВИА "Гуниб".

Теперь порассуждаем на тему появления на диске надписи "вокально-инструментальный ансамбль".
Скорее всего, этот термин возник при подготовке пластинки и его авторы - кто-то из редакторов "Мелодии". Надо было каким-то образом позиционировать новый коллектив, который и пел и играл. Таким образом складывается довольно красивая история: жанр ВИА - это продукт деятельности фирмы "Мелодия" и в этом случае у него имеются довольно четкие границы. Все началось в 1965 году с пластинки 43911-12 ВИА "Гуниб", а закончилось в 1988 году пластинкой С60 26245 ВИА "Вайрас".
Это еще раз опровергает домыслы о появления этого термина из недр идеологического отдела ЦК КПСС.Оказывается появился он из недр джаза и первоначально принадлежал ансамблю сильно не похожему на те группы, которые через 5-10 лет завоют СССР и станут олицетворением аббревиатуры ВИА.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что первым профессиональным ВИА в СССР был "Гуниб".

И это же позволяет нам расширить нижнюю границу "Вокально-Инструментальной Эры" с 1966 до 1965 года.
Пока так.

Спасибо за предоставленные сканы, музыку и идею Валерию Сухареву и Валерию Затопляеву.
Окончание