Баллада о Запретах.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Баллада о Запретах.

(1-2 июня 2011).


Служил Гаврила в "ЗвукоЗапе"
Гаврила диски выпускал.
И как-то раз лицом в салате
Он вспомнил, что ему сказал
Один партийный надзиратель,
Что за "Мелодьей" надзирал...


Гавриллиада, стих 22.

С началом перестройки и по настоящее время вошло в моду жаловаться на всевозможные запреты и ограничения, существовавшие в СССР. Не избежали этого и некоторые эстрадные ретро-исполнители.
Не все, но НЕКОТОРЫЕ.
Меня довольно часто упрекают, что я отрицаю наличие КАКИХ-ЛИБО запретов в то время. Я уже устал отвечать на подобные упреки и потому решил раз и навсегда ответить все УПРЕКАНТАМ.
Чтобы предельно точно донести мою точку зрения до всех, я сразу ее изложу.
1. Существовали в СССР запреты?
-Да, существовали.
2. Существовали в СССР ограничения?
-Да, существовали.
3. Существовали в СССР запреты и ограничения в эстрадной музыке?
-Да, существовали.
4. Существовали в СССР запреты и ограничения в эстрадной музыке основанные на идеологии?
-Может быть. Хотя я не могу вспомнить ни одного подобного факта.
Общаясь со многими участниками ВИА я только один раз услышал рассказ о столкновении музыканта с идеологией.
От Виталия Валитова:
-Там еще была такая эпопея. Месяца через три моей работы в «Веселых ребятах» нарисовалась поездка в ГДР. Чтобы получить добро, а на выезд за границу нужно было получить добро от комиссии парткома и профкома. И поскольку я был не москвич, то мне надо было ее проходить по месту жительства. Я сажусь в поезд и еду в Запорожье. Меня там встречает директор филармонии, комиссия уже была собрана. Мне надо было получить от нее согласие на поездку и тут же ехать назад в Москву.
Перед отъездом Паша мне сказал, что там уже все договорено:
-Ты постоишь перед ними, похлопаешь глазами, и все будет в порядке.
Я, естественно, никак к этому не готовился. Спокойно приехал, а меня начали спрашивать по полной программе. Задавать политические вопросы по текущему моменту. Я не на один не ответил. Меня спрашивают:
-А вы комсомолец?
Я ответил первое что пришло на ум, что я пока не чувствую себя достойным звания комсомольца.Комиссия возмутилась и меня отвергли. Я сажусь в поезд и возвращаюсь в Москву. Паша, естественно, злой на меня. Но каким-то образом он все-таки меня оформил, и я поехал вместе со всеми. И мы там месяц работали.


Как же так, подумалась мне? Партком и профком отказал человеку в поездке за границу, а П.Я. Слободкин наплевал на это и своей волей все устроил против решения партии. А ведь он даже в КПСС не состоял. Вот ведь, смельчак, какой! Или запреты были такие?

5. От кого еще могли исходить запреты и ограничения в эстрадной музыке?
-От многих, кто имел влияние на процессы там происходившие.
6. В основе этого лежала по большей части Идеология?
-Нет. По большей части запреты и ограничения в эстрадной музыке были результатом коммерческой деятельности влияющих групп.
В данной статье речь пойдет о запретах. Не обо всех. Об одном.

На что жалуюся сегодня эстрадные ретро-исполнители, вспоминая то время? На запреты и ограничения, исходившие от властей ( в лице КПСС и Советской власти, что по сути одно и тоже), которые не давали им реализовать себя в то время. Таким образом они пытаются убедить всех, что в том, что "они стали кем стали, а не стали кем могли" виновата исключительно Советская власть.
Давайте в этом разберемся.
Итак, в чем эти ограничения проявлялись? Если суммировать то, это касалось внешнего вида, репертуарной политики и технолигии звукозаписи. При этом никто никогда почему-то не приводит примеров, как им лично партийные функционеры что-то конкретно запрещали. Подобные синтенции выглядят примерно так:
-Нам не давали играть это! Нам не давали играть это так!
-Кто конкретно не давал?
-Все.
Поскольку речь мы ведем о ВИА, то и подумаем, а кто собственно мог не давать музыкантам ансамбля играть что-то и как? Ответ на удивление прост - Руководитель ВИА! Для всех музыкантов он был: царь, отец родной, судья и палач в одном лице. Это отдельная тема и долгая песня.
Об этом как-нибудь в другой раз.

Теперь о самом интересном. О влиянии Советской власти на процесс звукозапи.

Служил Гаврила режииссером
Гаврила звуки издавал
И на "Мелодии" писал.


Гавриллиада, стих 23

А как же партийные функционеры могли влиять на технологию звукозаписи? Это ведь сугубо технический процесс и тут идеологией не помашешь. Надо ведь понимать процесс!
Анекдот в тему.
На заседании Политбюро было принято решение о полете нашего космонавта на Солнце. Вызывают руководителя отряда космонавтов и сообщают ему об этом. Тот переполошился:
-Как же так, ведь сгорим к е....?
-Ты что думашь в Политбюро дураки сидят? Ночью полетите.

Вот я по профессии инженер-строитель. Учился этому в СССР. Был в КПСС. Изучал марксизм-ленинизм и проч. Но никогда не слышал, чтобы на основе Великого учения мне кто-то из партийцев предлагал изменить технологию строительно производства. Существовали технические ГОСТы, СНИПы и прочие технические нормативы, на которые гуманитарии никогда не покушались.
А вот в эстрадной звукозаписи в ее технической части, оказывается существовали ограничения и запреты на запись и сведение гитар и барабанов. И исходили они, по словам "очевидцев" от идеологических цензоров в лице разных партийцев. Оказывается подрывали эти инструменты существующий режим своим не советским тембром, уровнем звука и техники его извлечения из оных.
Особенно часто жалуются эти "очевидцы", что не давали гитаре проявить себя на записи.
Хорошо, на записи не давали, а на концертах что ж не играли? Не отрывались по-полной? Может не все умели?
А кто умел у того и на записи все хорошо получалось. Для примера стоит послушать "Лишний билет" "Верных друзей", где играет Пивоваров или диск "Любовь-огромная страна" с Хабазиным, Дегтярюком и Пузыревым или "Прощай" с Селезневым. Там гитары звучат вполне достойно. Или не давали только выборочно? Этим давали, а этим - нет?
Но предположим, что какие-то ограничения по звучанию при звукозаписи все-таки существовали. А от кого они могли исходить? И кто собственно не давал гитаре себя проявить на записи?
Партком "Мелодии" или ЦК КПСС, каким-то чудом забредшие в студию?
Да, нет же, конечно.
Препятствовать этому могли только звукорежиссеры.
А вот почему?
А потому, что у них уже была, давно сформировашаяся, концепция записи эстрадной музыки.
А почему она была такой?
А потому!

Это очень точно обьяснил Г. Май:
-Надо понимать какой был тогда звуковой фон в нашей стране. Я имею ввиду, трансляционный: радио, ТВ, пластинки. Огромную часть этого фона занимала классическая академическая музыка со всем наследием и камерная и симфоническая и оперная. Это был самый большой пласт.
И небольшой процент занимала легкая эстрадная музыка. По слуху это был легкий свинг. Как правило, легкие барабанчики...Хай-хэт, тарелочки... даже без большого барабана. Это был контрабас.
Вот можете составить себе на слух, как это звучало, плюс гитарка, аккордеон, кларнет... и роль. Это был вот такой комплекс, который работал практически во всех эстрадных песнях. Проследить это можно, к примеру, от Горовца до Миансаровой.
Как только появился наш первый твист "Лучший город Земли" Бабаджаняна, то только тогда там мы услышали бочку. Потому что там был совершенно другой твистовый ритм. Вот такой был тогда звуковой фон. Это все было вперемежку с джазом и большими бэндами, которые звучали как-то слишком выверено и неэмоционально.
Почему Битлз нас так поразил и ввел в шоковое состояние? Да просто мы услышали совершенно новую природу звука.
-Вы имеете ввиду, так называемый, "бит"?
Нет, именно звук, как таковой. Электрогитара предстала перед нами совершенно в новом состоянии.


Вот и все.
Звукорежиссеры тогдашних студий просто не умели писать по-другому. До этого все гитары что-то бренчали в общей массе инструментального аккомпанимента, а барабанщик что-то там щеточками шелестел. Так было принято. Это были тогдашние стандарты звукозаписи.

Виктор Харакидзян:
-Надо еще сказать, что писали тогда на "Мелодии" не очень здорово. Сейчас слушаешь, голос висит, а инструменты где-то провалены и сказать, что там играют классные музыканты, трудно. Виноградов был на похожей студии в США по обмену опытом и рассказывал:
- Не могу понять. Мы тут все стены драпируем, все окна закрываем, чтобы никакого лишнего звука не просочилось, а у них окна открыты, а все так звучит! Не могу понять, в чём дело? В чём секрет?
Может просто, опыта не хватало.


Вот что на эту тему рассказывал Валентин Витебский о записи песни "Алешкина любовь". Там на пластинке оказалась записана гитара играющая диссонансом:

-Вопрос в другом - как же пропустили эту грязь? Звукорежиссер для чего существует?
Я не помню, как это записывалось, но Леша говорит, что наш гитарист отсутствовал на записи и соло сыграл какой-то чужой музыкант, подвернувшийся на студии. Это, по крайней мере, как-то объясняет совершенно идиотское соло и этот дурной звук на гитаре.
... я не помню, откуда там такое несоответствие появилось. Любой музыкант это услышит. Как же ее пропустил худсовет? Значит, такие были худсоветы. Подписывали не глядя, если надо. Хотя звукорежиссер такие вещи не должен был пропускать.


Так что у звукорежиссеров все шло от неумения и незнания, как писать новый жанр музыки. Они считали, что и ВИА надо было писать так, как они это делали раньше. Они еще не видели в нем нового жанра. Они искренне считали, что знают, как надо писать ВИА. Теперь мы знаем, что они заблуждались. Но они заблуждались искренне. Это не были никакие запреты. Это была сложившаяся практика, вошедшая вдруг в противоречие с музыкой нового времени.
Потом уже они осознали свои ошибки и стали учиться новым методам записи. Учеба эта шла только экспериментальным путем. Методом проб и ошибок. Кто-то научился раньше, кто-то позже, а кто-то так и не научился.

Однако дело все было не только в звукорежиссерах. Первая волна музыкантов в первых ВИА были выходцами из существующих концертных организаций с уже сложившейся манерой аккомпанимента, о которой уже говорил Г. Май. И они тоже не умели играть, так как того требовала новая музыка.

Геннадий Пузырев (Макеев):
Маликов- хороший администратор, но к сожалению в плане музыки, это не совсем то, что мы хотели. Дело в том, что он привык играть определенную музыку, которая игралась в Москонцерте. А здесь была несколько большая роль бас-гитары. Инструментов было меньше и недостаточно было просто нажимать гармоническую ноту, чтобы она играла. Как-то это все не клеилось у нас.
Когда Раппопорт работал у Бернеса, то в основном шелестел щеточками. Это одно дело, а совсем другое играть в рок-группе. Это разные вещи. Нужно чтобы руки были развязаны и играли все по отдельности. В общем, для ансамбля он не годился.
Я был слишком молодой и многого не понимал, поэтому часто говорил Маликову, что надо брать хороших барабанщика и бас-гитариста, а тебе руководить.


Потом в ВИА пошла вторая волна музыкантов из самодеятельности. Они очень любили новую музыку и даже хорошо ее знали (насколько это тогда было возможно). Но играть ее они тоже не умели, поскольку были самоучками. Так что все эти люди и "виноваты" в том,что мы имеели в начале 70-х такую ВИА-музыку, которую имели.
И Советская власть тут совершенно не причем.

Баллада о запретах-2