Чермен Касаев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Михаил Тонконогов и Наталья Бравичева.

Чермен Владимирович Касаев

Интервью 19 февраля 2006 года. Москва

1

Материал этот размещен на сайте POPSA.info
Чермен Касаев. Осетия.

Мы беседуем с заведующим отделами эстрадной песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения Черменом Касаевым.
Чермен Владимирович рассказывает:

Родился я 27 марта 1927 года. Учился в музыкальном училище в Осетии, потом был направлен в Москву в консерваторию. Окончил ее в 1953 году, вернулся в Осетию, и некоторое время работал хормейстером. Потом женился на москвичке, роман у нас был еще со студенческих лет, и переехал в Москву. Тогда для работы редактором в музыкальную редакцию радио принимали только с музыкальным образованием. И в 1959 году я начал работать в музыкальной редакции Всесоюзного радио, а через год уже стал заместителем заведующего отделом.

Это была ответственная работа, наш отдел занимался всем, что на Всесоюзном радио относилось к так называемому "легкому жанру". Это и советская песня, и разговорная эстрада, легкая танцевальная музыка, оперетта. Работа редакторов - формировать концерты развлекательного жанра, создавать постоянные передачи, праздничные обозрения, ну и конечно - вести постоянное пополнение фонда записей.

Тогда, с конца 50х в нашем песенном жанре стали особо уделять внимание стихам песни, песня отходит от маршевого шаблона. Революцию в жанре, на мой взгляд, сделали знаменитые "Подмосковные вечера" мэтров советской песни Соловьего- Седого и Михаила Матусовского. В песню пришли новые композиторы, только окончившие консерватории, старая гвардия активно перестраивалась. Появилось много новых интересных и талантливых поэтов. Умами и настроениями молодежи тогда владели три имени, они царили в Политехническом, на вечерах у памятника Маяковскому, просто на улицах. Вы догадались, это конечно - Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский.
Роберт Рождественнский.

Первым в песню пришел Роберт Рождественский, на мой взгляд самый народный поэт. Его дружба с композитором Александром Флярковским подтолкнула Роберта в этот трудный, но такой любимый народом жанр. Без песен Рождественского мне трудно представить нашу жизнь. Его творческая и человеческая дружба с Марком Фрадкиным, Оскаром Фельцманом дали нам много ярких живущих и по сей день песен.
Думаю, что пример Роберта Рождественского привел в песню и Евгения Евтушенко, позднее к ним примкнул Андрей Вознесенский.

Для того, чтобы формировать собственный репертуар, в ведении редакции тогда находилось несколько музыкальных коллективов - от большого симфонического оркестра дирижера Геннадия Рождествеского до ансамбля электромузыкальных инструментов Виктора Мищерина, эстрадные оркестры по управлением Силантьева и Людвиковского. Подчинение коллективов было распределено по жанрам отделов. У всех наших коллективов были нормы концертных выступлений. Но ни один из них не имел права более трех раз выступить с одной и той же программой. Все время нужно было делать новый репертуар. И вот этот новый репертуар целиком и полностью давала музыкальная редакция. Редакция работала с авторами, принимала у них произведения и передавала их для исполнения в эфире. Что-то из этого отсеивалось, а что-то, наиболее ценное, записывалось в фонд, который хранится до сих пор.
Сергей Захаров и Чермен Касаев.

Нормы шли и на концертные выступления - мы часто работал в Колонном зале, потом, когда его построили, и в Кремлевском Дворце съездов. Даже тематические концерты там делали. Как редактор, я сделал концерт "День радио". На сцене прошли все передачи - гимнастика, "С добрым утром!", литературные и музыкальные передачи, а заканчивался концерт передачей "Добрый вечер". Целый день вещания вместили в один концертный вечер. На сцене поставили будочку, столик, где читали известия Левитан, Высоцкая... Такой был Радиодень. Такие творческие концерты тогда входили в норму.

Продолжение