Сергей Лапин

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Списки Лапина

октябрь 2022 г.

1

Если почитать воспоминания советских артистов, то в подавляющем большинстве из них вы найдете только негатив в отношении тогдашнего председателя ГосТелеРадио Сергея Георгиевича Лапина.

Упреки в его адрес, содержат стандартный набор высказываний, сводившийся к двум главным: Лапин не любил эстраду и был антисемитом. При этом как-то забывают что именно в период Лапина появилось большинство эстрадных программ на Радио и ТВ, которые до сих пор вспоминаются с ностальгией. А количество евреев среди артистов выступавших на ТВ или работников ГТР СССР было значительным.
Отчего же на человека сделавшего советское ТВ и прославившего огромное количество советской интеллигенции льется такой поток грязи из её рядов?
Сергей Лапины в центре.

Я прочитал множество таких откровений и суммируя их могу обобщить все такой фразой:

ПОЧТИ ВСЯ СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЛАПИНА НЕ ЛЮБИЛА ИЗО ВСЕХ СИЛ.

И надо сказать, что у неё были для этого основания.
Даже те, кто хорошо знал Лапина и долго с ним проработал, много лет спустя вспоминая этот период почти не находят доброго слова в его адрес. При этом саму свою работу на ТВ в тот период, нередко вспоминают с восторгом и ностальгией, как лучшее время своей жизни. Вот такой возникает парадокс- работа была в радость, но начальник был тиран и самодур.
Если бы не он...
Нина Григорьянц -главный музыкальный редактр ТВ (до 1976 года):

«Я часто думаю, почему Лапин не испытывал ни смущения, ни стыда перед нами, даже когда явно лгал или менял свое мнение на противоположное. И поняла: мы были для него неполноценными людьми. А с рабами — кто же считается? И в этом, может быть, заключалась самая тяжелая драма, тяжелое последствие его пребывания во главе Гостелерадио. Он дал как бы свободу наоборот: свободу от свободного поиска, свободу от самостоятельного решения, свободу от порядочности, от чувства товарищества. Все эти цветы, вероятно, взошли бы и без него, но он внес в этот процесс распада свой незабываемый фундаментальный вклад. И потому не может быть забыт..."

Я не знаю, каким было бы ТВ, если бы не Лапин, но на некоторых аспектах его деятельности стоит остановится, чтобы картина эта выглядела бы более реалистичной.
Для начала послушаем В.Егорова, начавшего работать на ТВ еще при Н.Н. Месяцеве и продолжавший это делать и при С.Г.Лапине.


ЕГОРОВ Вилионар Васильевич родился 5 июля 1931 года в г.Ногинске Московской области. Окончил юридический факультет Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова в 1954 году. На телевидении с 1966 года: секретарь парткома, главный редактор ряда главных редакций. Автор документальных фильмов, в том числе: «Хлеб Востока», «Дорогой отцов», «Наша биография»; более десяти книг и учебников по телевидению и радиовещанию: «Теория и практика телевидения», «Телевидение и зритель», «Очерки по истории канадского ТВ», «Телевидение между прошлым и будущим», «Телевидение: страницы истории» и др. Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден орденами и медалями России. Доктор исторических наук. Профессор. Был ректором Института повышения квалификации работников ТВ и РВ. Член Союза журналистов.

- Ни один советский руководитель телевидения не сделал столько для укрепления отечественного вещания, как С. Г. Лапин. Уже появились историки, журналисты, которые судят о нем лишь по личным отдельным встречам, по его отказам принять то или иное творческое предложение писателя, режиссера, сценариста. Эти люди, когда-то обиженные (и часто несправедливо) Лапиным, олицетворяют его деятельность только с цензурой, с зажимом всего яркого, талантливого, творческого. Для многих деятелей местного вещания он был выразителем интересов центра, безжалостно урезавшим творческую и техническую инициативу регионов. Лапин не всегда считался с мнениями руководителей обкомов, ЦК компартий союзных республик, и они чувствовали его высокомерие, пренебрежительное отношение к просьбам и запросам с мест.

Что, правда, то -правда: Лапин умел наживать себе влиятельных врагов. Его первый зам Генрих Юшкевичус в одном из интервью рассказал такой случай:

-Как-то я зашел к нему в кабинет, а в это время позвонил министр и попросил прислать на дачу какой-то фильм. А Лапин ему ответил: «Слушай, дорогой, а ты когда последний раз книжку читал? Почитай, здесь у меня не кинопрокат». И положил трубку.

Продолжим читать Егорова:

-Лапин любовно руководил телевидением и как средством информации, и как видом искусства. Нередко казалось, что Сергею Георгиевичу ближе всего передачи литературные, поэтические, музыкальные, театральные. Он по-настоящему любил искусство, неплохо знал его, ценил дар литературный, писательский и, возможно, сам обладал им. Мог часами беседовать с крупнейшими писателями, актерами, режиссерами, читать наизусть малоизвестные стихи А. Белого, С. Есенина и других поэтов. Многие деятели культуры, уходя от «грозного председателя», были поражены его эрудицией, тонким пониманием эстетического в жизни и на телеэкране.
И все-таки Лапин был прежде всего политиком, одним из столпов коммунистического режима на его излете, преданно и последовательно проводившим линию на превращение телевидения в инструмент КПСС.

Генрих Юшкевичус и Сергей Лапин в США в 1976 году после поездки в магазин русской книги.
Личный архив Генриха Юшкявичуса

Как любая неординарная личность Лапин был сложным человеком. Однако нас будет интересовать его исключительно служебная деятельность.
Чтобы понять куда он пришел в апреле 1970 года и что ему предстояло сделать обратимся опять к книге Егорова. К периоду до прихода на ТВ Лапина:

-Знающие люди предупреждали меня, что на советском телевидении царят худшие традиции театра и кино, что здесь немало случайных людей, неспособных к творчеству, но жаждущих славы и денег. Я отнесся к этим предупреждениям не очень серьезно, но, став секретарем парткома Центрального телевидения, вынужден был признать справедливость этих слов. Мне говорили: на телевидении будут проверять, как ты относишься к трем вещам — к деньгам, вину и женщинам. И в первые же месяцы на новой работе я испытал все эти искушения...
Нравы в коллективе царили странные: действовала налаженная система доносов, подслушивания, подхалимских услуг и т.п. Как-то я ушел на репетицию одной передачи, она не состоялась, пришлось неожиданно вернуться. Вхожу в свой кабинет и вижу: сидят все двенадцать заведующих отделами, а бывший главный редактор им говорит: «Итак, договорились: Егорову не помогать, сам он скоро завалится». И все, похоже, согласились. Пришлось мне в короткий срок поменять весь командный состав редакции...
К партийной работе, собраниям и политзанятиям отношение у нашего телевизионного сообщества было наплевательское, дисциплины — никакой. Надо было начинать все заново, искать и находить людей, способных верно оценить состояние творческого коллектива, определить границы свободы творчества и морального поведения на работе и дома...


Интересный случай приводит в своих воспоминаниях бывший до Лапина руководитель ТВ Н.Н.Месяцев:

-...Как-то в начале моей работы в Комитете женщины-уборщицы в беседе со мной пожаловались, что из рабочих помещений приходится выносить большое количество пустой посуды из-под спиртного, особенно после ночной смены. «А сколько?» - «Пойдемте вниз, во двор и там увидите «улов» за прошедшую ночь». Пошел. Увидел. О, ужас! Порожними бутылками можно было загрузить грузовой автомобиль. Отдал распоряжение: всех сотрудников, свободных от эфира, пригласить в конференц-зал. Собрались. Предлагаю собравшимся избрать пятнадцать человек и поручить им спуститься во внутренний двор здания Комитета, посмотреть на то, что им покажут уборщицы, выслушать их, а затем подняться в зал и рассказать обо всем увиденном собравшимся.
Присутствующие насторожились. В чем дело? Что произошло? Сидим. Молчим. Минут через десять делегированные появились и рассказали об увиденных горах пустых бутылок, собранных в помещениях Комитета. Я сказал, что подпишу приказ об увольнении с работы каждого, независимо ни от каких заслуг, стажа работы и пр., кто будет замечен в распитии спиртного в служебных помещениях. Приказ возымел действие.


Надо сказать, что творческие кадры советского ТВ формировалось в основном за счет интеллигенции.
Егоров:

-В то время коллектив самого современного средства массовой информации складывался во многом стихийно. На телевидение шли и режиссеры-неудачники из театра,кино, музыкальных и цирковых учреждений, и журналисты-авантюристы, но большинство все-таки составляли энтузиасты нового дела, люди, решившие поменять профессию, сферу своей деятельности, можно сказать, всю жизнь...

Через какое-то время все эти люди обросли знакомствами, нужными связями в своем кругу и ТВ стала выразителем чаяний советской интеллигенции. При этом уже тогда она была в значительной своей части антисоветской. Уже тогда она хотела жить за счет госбюджета, но при этом чтобы государство не вмешивалось в сам творческий процесс или вмешивалось очень мало. Тогдашний руководитель ТВ Н.Н. Месяцев очень много вращавшийся в той среде, в целом разделял подобные мысли творческих работников.
Фестиваль телефильмов.
В.Лисакович, М.Хуциев, В.Назаров, председатель Госкомитета по ТВ и РВ Н. Месяцев, зам. председателя Госкомитета по ТВ и РВ Г.Иванов.
Ленинград. 1968г.
(Архив В.П. Лисаковича)

В своих воспоминаниях он напишет об этом:

-...Вскоре после моего появления на Пятницкой ко мне в кабинет, что называется, на большой скорости, вкатился небольшого роста, округлых форм седовласый человек и уже с порога громким, хорошо поставленным голосом, четко выделявшим звонкие согласные, заговорил: «Вы, Николай Николаевич, можете меня называть по имени - Ираклий, так как выговорить отчество мое весьма затруднительно - Луарсабович»... Андронников представлял для меня интерес не только как прозаик, литературовед, непревзойденный мастер устного рассказа, но и как знаток радио и телевидения, в его открытом, живом эфире. Ираклий Луарсабович, насколько я понял его, стремился убедить меня в необходимости оградить художественное (в первую очередь литературно-драматическое) вещание от возможного наплыва в него разного рода подмастерьев от искусства: «Всесоюзные радио и телевидение призваны впускать в массовую аудиторию истых талантов или делающих на таковых заявку». Позиция Андронникова совпадала в этой части с моей, и я просил его помогать в наших поисках новых интересных людей...
Ираклий Андронников после нашей первой встречи нередко заходил ко мне на «стаканчик» чая... Попивая чай, мы нередко «съезжали» на одну и ту же тему - о свободе творчества, а точнее - на степень допустимости вмешательства «власти» в творческий процесс творца. И здесь тоже наши точки зрения совпадали. «Вмешательство власти, если можно в данном случае использовать это слово, не должно ни в коем разе носить императивный, приказной, разносный характер, а лишь товарищеский совет, дружеское пожелание и при непременном согласии на это творца», - говорил Андронников.


К чему это должно было привести, если бы всё случилось так, как хотели эти оба, легко можно увидеть на сегодняшнем российском ТВ, да и во всей нашей сегодняшней культуре.
Вот такая ситуация сложилась на советском ТВ до прихода Лапина. Дальше читаем Егорова:

-Итак, в апреле 1970 года председателем Государственного Комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию был утвержден Сергей Георгиевич Лапин, опытный дипломат, журналист и политик. Работая до этого генеральным директором ТАСС, бывая в командировках в Японии, он серьезно изучал природу и особенности организации телевизионного вещания, внимательно наблюдал за работой советского телевидения. Поэтому уже в первые дни на новом месте председатель принял ряд принципиальных решений и шагов, которые во многом оздоровили телевидение, укрепили его организационно. Было сокращено около полутора тысяч работников, которые оказались беспомощны в огромном, открывшемся после введения в строй Останкина, море программ. При тогдашнем уровне профессионализма недавно пришедших сотрудников, при неуправляемом процессе производства и выдачи телепрограмм по четырем каналам Центрального телевидения, действительно, нужны были решительные меры по овладению новым централизованным массовым средством информации и пропаганды.

За каждым из полутора тысяч уволенных стоял уже сложившийся круг друзей и знакомых, которым близость к ТВ и радио, давала всевозможные преференции и льготы в обычной повседневной жизни. Особенно это касалось всевозможных редакторов, которые определяли формат и наполнение всех теле и радио программ. И вокруг каждого из которых сложился "свой круг" артистов, театральных режиссеров и всех прочих иных творческих личностей. В том числе и довольно мутных.

Егоров:

Лапин начал с того, что поменял почти весь состав главных редакторов Центрального телевидения, перевел многоопытного Мамедова с иновещания на телевидение, упростил структуру управления телевидением, ликвидировав Генеральную дирекцию телевидения как лишнее звено между творческими коллективами — редакциями и управлениями Гостелерадио СССР.

Перекрыв монопольный доступ к известности и популярности определенной группе творческой интеллигенции, Лапин сразу же вызвал взрыв негодования в их среде и ненависть к себе лично. Однако на этом Лапин не остановился.

Егоров:
Осуществив неотложные организационные меры, новый председатель выступил инициатором проведения Всесоюзной научно-практической конференции «Тема рабочего класса в программах советского телевидения и радиовещания», которая и состоялась в 1970 году в Ленинграде. Выступив с большим докладом на конференции, собравшей весь цвет советской интеллигенции, работавшей в области телевидения и радиовещания, он весьма аргументировано призвал аудиторию сделать главным героем всех информационных, публицистических и художественных телепрограмм человека труда — рабочего и крестьянина.

Собственно, здесь и крылась главная причина последующей ненависти "пролетариев умственного труда" СССР к Лапину. Собрав весь цвет советской интеллигенции Лапин обьявил ей прямо, что отныне главным героям страны будет не она, а человек реального труда. И этого Лапину не простят никогда. Даже через много лет после смерти это будет ему не последним упреком.
Анисим Гиммерверт-музыкальный редактор ТВ:

-Следующий курьез связан с «Голубым огоньком». Еще до Лапина эта передача перестала выходить еженедельно, но все же появлялась в эфире к так называемым профессиональным датам — ко Дню строителя, Дню металлурга, рыбака и т. д. Теперь же волей председателя она стала дежурным блюдом только к государственным праздникам плюс Новый год и Восьмое марта. И приглашались уже не только космонавты, спортсмены, ветераны войны, но и — в обязательном порядке! — заводские рабочие-передовики, строители, комбайнеры, доярки, шахтеры и т. д. «Огоньки» стали пафосными, с гремящими оркестрами, хорами, танцевальными ансамблями. Куда подевалась их умиротворяющая камерность и теплота...

Забегая вперед скажу, что полностью реализовать этот принцип Лапину не удалось. У него набралось достаточно много противников не только за пределами Останкино, но и внутри него.
Егоров вспоминал потом один из эпизодов свой деятельности в 1977 году на посту главного редактора главной редакции научно-популярных и учебных программ, самой крупной на Центральном телевидении, вещавший 12—13 часов в сутки :

-Председатель представил меня коллективу. На этот раз он говорил очень серьезно и тепло отозвался обо мне, добавив: «Тем, кто останется работать с Егоровым, будет интересно с новым руководителем».
Такое заявление давало мне основание для освобождения коллектива от нахальных бездельников. Процесс этот всегда проходит очень болезненно. Я попросил одного из заместителей прежнего главного редактора составить список самых никчемных работников, которых он мог бы рекомендовать на другую работу вне нашей редакции. Список он составил, но беседовать с кандидатами на увольнение отказался. Я понял почему, когда, вызвав строго по списку семь-восемь человек, обнаружил, что все они — родственники известных в стране людей, устроившиеся в редакцию по блату. Пришлось этот список на время отложить, а чисткой кадров заниматься по мере вхождения в запущенные дела всех 12 отделов редакции.


При этом тот же Егоров рассказывал:

-На работе у Лапина не было друзей, были знакомые с разными сроками совместной службы, к одним он благоволил, других постепенно залавливал. Но даже тех, кого считал приятелями, не допускал близко к сердцу. С трудом, скрепя сердце, выполнял он чью-либо «руководящую» просьбу взять на работу родственника или знакомого кого-то из окружения членов политбюро.

Не смотря на внутреннее сопротивление Лапину не удавалось противостоять внешнему давлению и тем самым он своими руками (и своим поведением тоже) увеличивал ряды внутренней оппозиции. Он руководил огромной и очень влиятельной организацией, которая ежедневно и круглосуточно была на виду у всего мира. Каждая ошибка этого многотысячного коллектива могла иметь далеко идущие последствия не только для непосредственного виновника и его окружения, но и для страны в целом. Надо было быть очень неординарным руководителем, чтобы удерживаться на этом посту 15 лет. При этом надо понимать, что никто из руководителей ГТР не покинул свой пост по собственному желанию.
Всех снимали.
Газета "Советская культура" 16.07.1982.

Продолжение