Песня года

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


И это всё о нем!

("Песня года" в битве за эфир с Лапиным)

январь 2023.

2

Путешествие по времени в коридорах Останкино.


Цитата:
Все без исключения советские исполнители смекнули:
-Вот куда надо проникнуть во что бы то ни стало…
Ведь только "Песня года" могла мгновенно сделать никому неизвестного исполнителя настоящей звездой.


"Песня года" не могла ничего сделать мгновенно, поскольку для того, чтобы туда попал исполнитель, надо, чтобы у него уже были записанные песни (звучавшие на радио, грампластинках или в других передачах ТВ) и, которые стали уже популярными в народе (и, значит, исполнитель тоже стал известным). "Песня года" не была конкурсом новых песен, это был конкурс лучших песен года из уже ставших известными. Попасть туда неизвестному исполнителю было нельзя.
Для них на ТВ существовали: "Голубой огонек", "Артлото", "Утренняя почта" и еще ряд менее известных передач.


Цитата:
Михаил Муромов робко постучал в дверь музыкальной редакции Центрального Телевидения:
-Я слушал, у вас запускается новый песенный конкурс. Могу ли я поучаствовать? Есть хорошая песня, новая…
-И какая, с надменной улыбкой спросили редакторы?
-"Яблоки на снегу" на стихи Андрея Дементьева, смущённо ответил начинающий автор.
-Странное какое-то название, редактор поморщился. И ваше лицо мне совершенно незнакомо. Вы вообще, кто такой? Где работаете и как тут оказались?... Здесь вам не общепит, а ЦТ! Закройте немедленно дверь.


Чтобы лучше понять происхождение этого безумного винегрета, требуется некоторое пояснение по специфике создания таких фильмов.
У меня есть личный опыт участия в подобных сьемках на ТВ в качестве "раскрывателя тайн советской эстрады". Процесс этот происходит так: выбирают нескольких "экспертов" ("знатоков" темы).
Им заранее раздаются перечень одинаковых вопросов, потом каждому из них на камеру задают эти вопросы. Затем создатели фильма из полученных ответов выдергивают куски (зачастую состоящие из 1-2 предложений) нужной им информации и встраивают в свой заготовленный сценарий.
Но для того, чтобы эти надерганные куски сложенные вместе не противоречили друг другу не только в фактическом плане, но и просто в здравом смысле, надо, чтобы создатели фильма имели в голове общую картину тех событий, которые они пытаются воссоздать.
Однако, поскольку все современные сценарии пишутся с помощью поисковиков, то это почти всегда к реальности не имеет отношения или сильно с ней расходится. И вот свои фантазии и несуразицы создатели затем вставляют в фильм в виде авторского текста, который подкрепляется кусками из ответов приглашенных "экспертов".
Когда я первый раз увидел, что в итоге попало в фильм из моего двухчасового интервью, был сильно озадачен. Дело в том, что предложенные заранее вопросы демонстрировали такое поверхностное знание предмета, что для того, чтобы авторы поняли, что их версии тех или иных событий не могла произойти в принципе, требовалось объяснить сначала некоторые азы. Однако аргументация никого не интересовала, как и реальные события не укладывающиеся в сценарий. По этой причине из ответов выдергивались только нужные отдельные предложения.
После этого необходимого пояснения вернемся к приведенной выше цитате из фильма, касающейся Михаила Муромова.

Итак, в 1971 году, студент Московсковского технологического института мясомолочной промышленности Михаил Муромов робко постучал в дверь музыкальной редакции ТВ:

-Я слушал, у вас запускается новый песенный конкурс. Могу ли я поучаствовать? Есть хорошая песня, новая…
-И какая, с надменной улыбкой спросили редактора?
-"Яблоки на снегу" на стихи Андрея Дементьева, смущённо ответил начинающий автор.


Как я уже говорил выше в "Песню года" не попадали новые песни и начинающие авторы.
Но тут, даже не это главное. Песня "Яблоки на снегу" была написана в 1986 году и впервые исполнена публично в 1987 году.
Как, по версии создателей фильма, она могла быть предложена на ТВ за 15 лет до своего написания?
Видимо, тогдашний редактор ТВ тоже не поверил, что такая песня существует в 1971 году и обоснованно заподозрил неладное:

-Странное какое-то название. И ваше лицо мне совершенно незнакомо. Вы вообще, кто такой? Где работаете и как тут оказались?... Здесь вам не общепит, закройте немедленно дверь.

С одной стороны те, кто сочиняли эту сцену подтвердили мою мысль, что в "Песне года" начинающим исполнителям не место. А с другой стороны опять продемонстрировали полное незнание условий, в которых эта сцена, хотя бы, могла происходить. А это еще раз указывает на то, что ничего подобного в реальности не было.

ТВ было режимным обьектом и, значит, чтобы попасть внутрь надо было иметь пропуск на конкретного человека. Как Муромов мог попасть на ТВ?
Сначала он должен был заранее по телефону созвонится с конкретным редактором ТВ и договориться с ним о дне посещения Останкино. На этот день этот редактор подготовит пропуск на М.Муромова. Последний придет на проходную ТВ, созвонится с эти редактором, а потом по пропуску на своё имя пройдет через проходную, тут его встретит помощник редактора и проводит к нему.
То есть, даже, если бы Муромов пришел в 1971 году к редактору ТВ, тот бы уже знал, и кто такой Муромов и, тем более, как он тут оказался.

Цитата:
Муромов еще не знал, что шанс участвовать в "Песню года" ему все-таки представится, но прежде надо было как-то обойти остриё карандаша Председателя ГТР СССР Сергея Лапина. Он безжалостно вычеркивал песни из плейлиста главной музыкальной телепередачи страны...
-Муромову, чтобы оказаться в эфире главного музыкально фестиваля страны потребовалось 16 лет. Он мечтал об этом с той самой первой "Песне-71" куда он принес свои "Яблоки на снегу" и получил жесткий отказ.


Сначала про "плейлисты Лапина".
Браво, авторы фильма!
Ждем ваш новый фильм с таким названием на канале ТВЦ.
Лапин с карандашом в руках правит плейлисты.

А теперь к сути.
Откуда же возникло в умах создателей фильма такая безумная картина с путешествием во времени песни "Яблоки на снегу"?
Всё очень просто. Сам Муромов подобного им не говорил, но в процессе длинного интервью он упомянул, что стихи этой песни были написаны в 1971 году:
-Стихи 1971 года, Это была не песня. Просто стишата.

Авторам уцепились за эту фразу и решили, что и песня была написана тогда же и тогда же предложена на ТВ. А поскольку в "Песню года" она попала только в 1988 году, то и получалось, что Муромов пробивал её так долго.

Кстати, и обходить Муромову острый карандаш Лапина тоже не пришлось, поскольку, когда его песня стала популярной, Лапина уже два года не было на ТВ.

На самом деле стихи эти Дементьев сочинил в 1970 году, а Муромов увидел их и написал на них музыку только в 1986 году. Но создатели фильма на такие мелочи не заворачивались.
Если бы в данном случае речь шла, например, о песне Д.Тухманов "Смятение" на стихи А.Ахматовой с пластинки "По волне моей памяти", то авторы фильма сказали бы, что Тухманов пробивал эту песню на ТВ с 1913 года.

О том, как "Яблоки" попали в "Песню года" рассказал в 2017 году бывший музыкант ансамбля Михаила Муромова Дмитрий Данин (Магазаник):

... участники «Фестиваля» решили-таки осваивать электронику и вместе с музыкантом и композитором Толей Розановым, который в «Фестивале» вторым звукорежиссёром был, договорились о работе в Красноярске в качестве аккомпанирующего ансамбля певице Наде Мельновой. Но быстро разочаровались в этой затее - певица оказалась далеко не звездой первой величины и часть коллектива, в том числе и я, и Розанов, переметнулись из Красноярской филармонии в Барнаул.
Подготовили программу, обкатываем её на публике, да только больших успехов нет. А в Алтайской филармонии числился Михаил Муромов, которому нужен был свой ансамбль. Директором у Михаила был Рафаэль Мазитов из ВИА «Орфей». И нас поставили перед выбором: либо мы за свой счёт вместе со всей аппаратурой уезжаем из Барнаула, либо отправляемся с Муромовым на гастроли. Денег на выкуп музыкальных инструментов у нас не было, так что, оставался только один вариант: разучить «Яблоки на снегу» и прочие песни Миши Муромова...

Через два дня выезжаем на гастроли в Казахстан. И вот, парадокс... Полные стадионы! «Яблоки на снегу» идут на ура! Вчера два концерта, сегодня уже три, вновь при переполненных трибунах стадионов, а на завтра все билеты проданы на четыре или даже пять концертов... Целый месяц аншлаг! И это пока только Казахстан!
Как говорится, с таким успехом у публики пора засветиться и на телевидении. Звоню в Москву на Центральное телевидение музыкальному редактору Диане Берлин, говорю о том, что есть стопроцентный хит... Она в ответ: «Слухи доходят о том, что весь Казахстан стоит на ушах от ваших «Яблок...», приезжайте - мы как раз «Песню года» снимаем...». С клавишником Сашей Белым делаем приличную аранжировку, которую тут же Муромов отметает, уверенный в том, что «чем проще, тем лучше»...
Приезжаем в Останкино, исполняем весь этот ужас и - обратно в Казахстан. Дня через три выпускают в эфир «Песню года» и уже вся страна начинает сходить с ума от «Яблок на снегу»... А мы ещё где-то полгода по пять концертов в день на переполненных стадионах с этой песней... Творчества - ноль, но денег заработали очень и очень прилично.

Продолжение