Песня года

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


И это всё о нем!

("Песня года" в битве за эфир с Лапиным)

январь 2023.

4

Со своим уставом в чужой монастырь.


Есть такая пословица- со своим уставом в чужой монастырь не суйся. Так и ТВ было в то время для всех его посетителей таким вот чужим монастырем, где были свои собственные атрибуты жизни и работы, в том числе и по внешнему виду гостей. Так сложилось.
И надо было или принимать тамошние порядки или не ходить туда.

Цитата:

В черном списке ГТР можно было оказаться за что угодно. Например, за неподобающую одежду. Муслим Магомаев мог себе позволить появится в буржуазной бабочке… Его любили и глава Азербайжанской CCР Гейдар Алиев и сам Генсек Брежнев.

Если бы создатели фильма посмотрели архивные телезаписи, то без труда убедились бы, что с "буржуазной бабочкой" на ТВ выступали и другие весьма многочисленные персонажи, ни в каких "черных списках" не числившиеся.
Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон в финале "Песни -73".

Меня всегда удивляло умение некоторых рассказчиков так изложить абсолютно рядовое и привычное событие, что оно превращается в их устах адскими ущемлениями прав человека. Причем только человека советского и в рамках только одной страны.
В данном случае это касается фразы "В черном списке ГТР можно было оказаться за что угодно. Например, за неподобающую одежду".
Мало того, что создатели фильма не смогут привести ни одного подобного примера, так и это вполне себе обычное событие в повседневной жизни любой страны представлено, как страшное ущемление прав приглашенных на ТВ артистов.

Оставим "шаманские завывания" по поводу "черных списков Лапина" и просто рассмотрим сам факт появления человека в "неподобающей одежде" на каком-то советском предприятии или в учреждении.
Давайте представим себе, что для выступления на ТВ Владимир Спиваков пришел в шортах. И ему там бы сказали, что в таком виде его снимать не будут.
И что?
Спиваков бы обиделся и решил, что Лапин ущемляет его свободу?

В советской школе у детей существовала школьная форма. Это было ущемлением их прав или нет?
На многих советских предприятиях было обязательным ношение спецодежды.
Почему любое гостевое посещение больницы требовало ношения белого халата, а такое же посещение стройплощадки обязательное ношения каски? Почему эти и многие другие подобные факты не воспринимались никем, как ущемление прав и свобод этих людей?
И только творческую интеллигенцию раздражали любые существующие порядки на ТВ.

И это касалось не только одежды, но и, например, внешнего вида, поведения в кадре и так далее.
Более того, когда после развала страны к нам хлынули различные западные компании, то оказалась, что во многих из них существуют такие жесткие ограничения по внешнему виду, которые нам и не снились.
Но почему-то сегодня никто ( даже самые либеральные либералы или интеллигентные интеллигенты) не поднимают свой голос в защиту свободы выглядеть иначе?

Советские нормы и правила, действующие на ТВ, никак не мешали приглашенным артистам показать то, ради чего они и попали в кадр, а именно, свое творчество. А ограничения по внешнему виду не ущемляли права и свободы приглашенных, а всего лишь требовали от них выглядеть НОРМАЛЬНО.
Некоторые из этих ограничений были абсолютно надуманными или существовали очень недолго, но их преподносят сегодня, как "вековые страдания" советского народа.

Что же, давайте, разберем некоторые из них более подробно.

Начнем с "неподобающей одежды".
Наиболее известными этой области были: запрет на ношение женщинами брюк и юбок выше колен.
Российское ТВ наснимало огромное число, как бы, документальных фильмов о взаимоотношениях советской эстрады и ТВ. Во всех есть упоминание о брюках и юбках, но нигде не сказано, кто конкретно попал в "черный список" по этим статьям.
Про тех, кто "вызывающе себя ведет" сказано, про тех, у кого еврейские фамилии, сказано, про "грустных и меланхоличных" упоминается, но вот чтоб за одежду - ни одного примера.

Неужели за всё время ничего не было?
Было, конечно. Но из этой, вполне житейской ситуации, находили приемлемый выход и никаких последствий для нарушителя не наступало.
Певица Галина Ненашева, как-то, по незнанию, приехала на сьемку в брюках. В итоге ей нашли на ТВ какую-то юбку, в которой она и снялась. При этом ни в какие "черные плэйлисты Лапина" она не попала и регулярно снималась в дальнейшем.
Хотя в обычной жизни могла себе позволить выглядеть и по другому.
Галина Ненашева.

Что же касается юбок выше колен, то тоже было не все так печально.
И Галина Ненашева, и Лариса Голубкина, и, конечно, Эдита Пьеха и ведущая "Огонька-70" смотрелись вполне прикольно по тем временам.




Продолжение