Песня года

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


И это всё о нем!

("Песня года" в битве за эфир с Лапиным)

январь 2023.

7

Как Анна Герман явила чудо.


Цитата:

"Песня года" задумывалась, как яркая витрина достижений Советского Союза. Поэтому на конкурсе все должно быть идеально, в том числе и вокальный уровень исполнителей. Вывод из этого следовал парадоксальный - в живую ни в коем случае не петь. Теперь петь "под фанеру" на конкурсе должны были все без исключения. Однако нашлись и те, кто смог противостоять чиновникам.

Конечно же "Песня года" никакой витриной достижений Советского Союза не была, поскольку её никто кроме наших соотечественников не видел. Этот фестиваль советской песни был ориентирован исключительно во внутрь страны. И петь под фонограмму на ТВ стали не из-за "витрины", а из-за технического прогресса, который серьезно позволил упростить процесс создания и показа таких мероприятий.
Вот, если я спрошу у создателей фильма, почему Новогодний концерт 2023 года на ТВЦ шел под фанеру, то они про витрину каких-нибудь достижений скажут?

А теперь я подхожу вплотную к тому, кто смог в 1977 году воспротивиться чиновникам.
Кто же этот смелый борец за "очередную свободу" и как ему это удалось?

Цитата:

В 1977 году на фестиваль пригласили польскую певицу Анну Герман... Анна Герман приглашение приняла, но при одном условии- никакой "фанеры"...
На встречу своенравной панночки идти не хотели. Тогда Герман заявила, что просто отказывается выступать. Чиновникам пришлось выпустить Анну живьем.


Мне особенно понравилась последняя фраза:
-Чиновникам пришлось выпустить Анну живьем.
Так и хочется дополнить авторов для пущего эффекта:
-Чиновникам пришлось выпустить Анну живьем из застенков телевидения.

Но это я отвлекся.
Мне сразу не поверилось в ситуацию, где все снимались под фонограмму и только Герман захотела петь "живьем". Я стал искать откуда пошла эта байка. Оказывается из книги А.Жигарева "Анна Герман".
Однако там она выглядит несколько иначе.

В Москву Анна прилетела полтора месяца спустя - в начале декабря шли съемки передачи "Песня - 1977". Как оказалось, в этой программе ей предстояло исполнить две песни: "Когда цвели сады" и "Эхо любви" Евгения Птичкина и Роберта Рождественского...
- Так что, Анна, у нас к вам просьба, - говорила ей редактор Татьяна Коршилова, - спеть "Когда цвели сады" и "Эхо любви".
- Постойте, "Эхо любви"? Да я ведь пела эту песню только раз. Однажды записала на "Мелодии" и почти забыла.

- Ничего, Анна, все будет в порядке, - утешала Коршилова. - вы человек талантливый. И потом, мы хотим, чтобы вы спели "Эхо любви" в дуэте с Львом Лещенко. Тут и Евгений Николаевич Птичкин нам поможет.

- И у меня к вам просьба, - нерешительно сказала Анна. - Я, конечно, постараюсь вспомнить. Только давайте мы с Лещенко будем петь без фонограммы, живьем.

- О нет, это исключено, - замахала руками Коршилова. - Во-первых, концертная студия не приспособлена для оркестра, а во-вторых, вы с Лещенко, извините, не смотритесь рядом: вы выше. Он будет стоять в глубине сцены, а вы с краю.

Наложение на готовую фонограмму сделали довольно быстро. Можно было бы еще быстрее, но Лещенко несколько раз ошибался. Съемки продолжались два дня. На практике это означало два дубля одного концерта. И оба дня Анна терзалась: "Ну зачем я согласилась петь под фонограмму? Получается не так, как хотелось".

За несколько часов до начала съемок второго дубля она позвонила Шаинскому:
- Владимир Яковлевич, вы всемогущий человек, сделайте что-нибудь! Ведь ваши "Сады" много потеряют, песню обязательно надо петь "живьем".
- Да с чего это вы взяли, Анечка, что я всемогущий? - польщенный, удивился Шаинский. - По сравнению с редакторами я просто ноль без палочки. Но раз вы просите, попробую.
Перед самым началом концерта, уже в артистической, Шаинский радостно сообщил Анне:
- Просьба удовлетворена. Будете петь под оркестровую фонограмму.
Да, в тот декабрьский вечер Анна одна из всех участников заключительного концерта "Песня - 1977" пела сама, "своим голосом". И одна-единственная в этой подготовленной "телевизионной" аудитории исполнила песню "Когда цвели сады" на бис!


Заметьте, в книге Жигарева Герман обращается с просьбой "нерешительно", а фильме она ставит условие, и в случае неприятии его готова отказаться от сьемок. То есть, в фильме специально усилили момент конфронтации, которого вообще не было.

Уверенно утверждаю, сцены из книги Жигарева в реальности не было и быть не могло. Автор книги взял два разных события, смешал их вместе и сочинил третье. А авторы фильма из третьего слепили четвертое событие, еще более не правдивое.

Татьяна Коршилова работала в музыкальной редакции ЦТ литературным редактором, то есть занималась написанием или редактированием текстов. В середине 70-х начала пробовать себя и в роли ведущей различных музыкальных телепрограмм связанных с гастролями в СССР зарубежных артистов. К передаче "Песня года" до 1980 года отношение не имела.

Но предположим, что это была не Коршилова, а другой редактор и он на просьбу петь в живую говорит, что это исключено, поскольку концертная студия не приспособлена для оркестра.
А этот редактор видел хотя бы раз эту студию, если говорит такое?
В ней не только один оркестр может поместиться, но и не один тоже.
Концертная студия ТВ, где проходил финал "Песни-77".
Многочисленный оркестр сидит слева.

Ситуация изложенная автором выглядит нелепо и не правдиво.
На вопрос, можно ли петь живьем, следует ответ: во-первых: ..., а во-вторых, вы с Лещенко, не смотритесь рядом. Он будет стоять в глубине сцены, а вы с краю.
Какая здесь связь с тем, что нельзя петь живьем, даже в ситуации, когда Лещенко будет стоять в глубине сцены?

Более того, редактор задолго до начала репетиций рассказывает Герман, как будет композиционно решен в кадре их дуэт. При этом надо понимать, что эти вопросы находятся в ведении ТОЛЬКО режиссера программы. И редактор задолго до съемок просто не может знать, как режиссер будет компоновать дуэт артистов в кадре.
Может Маслюк и Аронов решат его в другом ключе.
Например, как Алов и Наумов в фильме "Тиль".
Фильм "Тиль" (1976).




Теперь разберем вопрос с фонограммой.
На "Песне года" Герман, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, пела под фонограмму.

При обычной видеозаписи на ТВ было принято иметь две репетиции (по телевизионному- тракт), один прогон и одна запись. Для масштабных программ типа "С песней по жизни" или "Песни года" репетиции могли длится месяц. Число дублей при видеозаписи могло быть несколько, но поскольку видеопленка не монтировалась, то вся запись должна быть сделана "за раз". В случае любой неувязки в кадре, запись начинали снова. Так было до конца 70-х годов, пока к Олимпиаде-80 не появилась новая видеотехника.

В книге Жигарева написано, что съемки продолжались два дня и это означало два дубля одного концерта. На самом деле в первый день был прогон (генеральная репетиция всей программы целиком), а во второй уже была сьемка.
Для лучшего понимания всей процедуры, представим, что прогон был во вторник, а сьемка назначена на среду на 11 часов утра. Вряд ли, позже, а скорее всего, учитывая продолжительность программы и вероятные дубли, еще раньше.

И вот в среду утром Герман позвонила Шаинскому и попросила того помочь её. Шаинский согласился и приехал в Останкино.
И направился к кому?
Кто мог заставить режиссеров программы, уже после генеральной репетиции главной музыкальной программы года начать её переделку?
Конечно, же Лапин!
Представить, что Шаинский пошел к Лапину и уговорил его на это, я не могу.
Но, допустим, что было, как в книге и разрешение на пение живьем Шаинский принес Анне перед самым началом концерта.

Что дальше?
Надо будет для этой песни сделать чисто инструментальную фонограмму с оркестром Силантьева. Самый простой вариант- выдернуть её из существующей плюсовой фонограммы. Для этого надо срочно высвободить студию. Затратить время. Потом Герман надо провести несколько репетиций под эту фонограмму и прогон для встраивания измененного номера в общую программу.
Чтобы было понятно техническому персоналу, как и в какой момент менять полную фонограмму, на инструментальную (и обратно), как и когда подключить (а потом отключить) микрофон для Герман, наконец, отстроить "живой" звук. В процессе этого выявятся еще много других нюансов, которые надо будет предусмотреть, чтобы потом не переснимать. Всё это займет немало времени.
При этом надо понимать, что все остальные люди, включая зрителей, которые съехались к 11 часам для того, чтобы участвовать в сьемках, будут сидеть и ждать, когда Герман по новой встроят в программу.

В итоге в среду, скорее всего, "Песню года -77" не снимут. Потребуется еще четверг, на который опять надо будет занимать концертный зал, который в четверг, наверняка, уже должны были бы занять для сьемок другой программы. Опять собирать всех артистов, оркестр, массовку, сьемочную бригаду.
А у всех у них на четверг уже давно запланированы свои дела. Например, такая куча действующих артистов должна ехать на гастроли, там уже проданы билеты.
И так далее, и тому подобное.

И вот после всего вышеперечисленного, задаю вопрос:
-Лапин на это согласится?
Ответ- нет!
Шаинский это всё понимал?
Ответ-да!
Он верно сказал Герман:
-По сравнению с редакторами я просто ноль без палочки.
На ТВ он не мог изменить НИЧЕГО.

Так что, если бы Герман утром в среду обратилась к Шаинскому с такой просьбой, то он бы сказал ей в ответ:
-Аня, иди проспись!
И тоже лег спать.

Собственно, я мог бы всю эту ситуацию даже не разбирать так подробно, а ограничиться одной фразой, которая и так всё бы расставила бы по местам.

Герман не пела живьем на сьемках "Песни года-77", потому что там под плюсовую фонограмму снимали ТОЛЬКО ВИДЕОРЯД.
ТОЛЬКО КАРТИНКУ, к которой потом подмонтировали эту самую плюсовую фонограмму, и 1 января 1978 года показали по 1 программе советского телевидения.

Ситуация с живым пением Анны Герман на "Песне-77" абсолютно вымышленная.

Продолжение