Эстрадные конкурсы Страны Советов .

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

февраль 2019
6

1965.

1. Лучшая песня 1964.

В декабре прошлого года газета "Советская культура" объявила конкурс на лучшую песню 1964 года.
И вот 23 января 1965 года на страницах газеты были объявлены итоги.
На основе присланных писем, победителями стали две песни "Я шагаю по Москве" (А.Петров - Г.Шпаликов) и "На безымянной высоте" (В.Баснер - М.Матусовский).

2.День эстрады.

6 июля газета "Советская культура" на своих страницах поместила заметку "Праздник эстрады", где рассказала о седьмом московском Дне эстрады,прошедшем в Центральном парке культуры и отдыха.
В этот вечер там выступили посланцы Украины и Белоруссии, ленинградцы и красноярцы, а также болгарский певец П.Киркоров. День Эстрады 1965 года был посвящен присвоению нашей столице высокого звания города-героя. По окончании празднования был дан салют.

3.Фестиваль советской эстрадной песни.

21 сентября в газете "Советская культура" появилась информация, о том, что с 1 по 10 октября в Москве в Театре эстрады пройдет Фестиваль советской эстрадной песни.
В этот же день об этом написала и газета "Вечерняя Москва".
Программа фестиваля.

5 октября газета поместила рассказ об открытии этого фестиваля и первых концертах.
7 октября газета сообщила, о концертах в рамках этого фестиваля следующих артистов: Э.Хиля, М.Суворовой, К.Лазаренко, Ш.Мулладжановой и И.Кабзона.
9 октября газета продолжила информировать своих читателей о концертах в рамках этого фестиваля других артистов: Э.Пьехи, А. Иошпе и С.Рахимова, Н.Пантелеевой и других. 12 октября газета сообщила об окончании фестиваль и его заключительных концертах. Композитор О.Фельцман предложил сделать этот фестиваль ежегодным.

21 октября тот же О.Фельцман подготовил большую статью "Размышления после фестиваля", в которой остановился на некоторых моментах завершившегося события.
Главной удачей фестиваля, по его мнению, стала огромная любовь народа к советской песне, в первую очередь, большого гражданского звучания. Он так же отметил преемственность современных песен с песнями недавнего прошлого таких композиторов, как И.Дунаевский, В.Захаров, Д.Покрасс и других.

В статье упоминается и о влиянии западной культуры на нашу. В частности О.Фельцман пишет:

-Песенное творчество- часть нашего искусства. Искусство- одна из важнейших областей нашей идеологии. Идейные критерии, предъявляемые к советскому искусству, в полной мере применимы к советской песне. Мне думается, что для того, чтобы создать своё оригинальное необходимо много знать и, конечно, быть в курсе музыки звучащей вокруг нас. В последние годы на Западе появились новые джазовые ритмы, новые танцевальные формы, которые быстро приобрели популярность. Как к этому явлению следует отнестись? По-моему, так: посмотреть и подумать, что может нам в работе пригодиться и быть полезным, а что непригодно, как противоречащее нашей эстетике, нашему мироощущению.
В использовании современных джазовых ритмов нет ничего предосудительного при одном непременном условии- произведению, где ритм этот используется, особенного необходимы требования хорошего вкуса и чувства меры.


Очень правильные слова и возражать против них бессмысленно. Однако ключевым моментом для претворения этих слов в жизнь, является вытекающий из них вывод: а кто будет определять хороший вкус и чувство меры? Как говорил классик -
А судьи, кто?
Конечно же, О.Фельцман считал, что решать это будут он и его коллеги профессиональные композиторы. Что он и подтвердил дальше в этой статье:

-К сожалению, наряду с талантливыми, самобытными песнями в концертах смотра звучали иногда произведения художественно и профессионально незрелые. Пока мы еще не можем избавиться от обилия заунывных, обезличенных песен. На смотре встречались такие произведения, в которых вместо гражданской патетики звучал наигранный пафос, вместо искренней лирики -сентиментальность, надрыв, вместо веселья -разухабистость. Но справедливости ради скажем, что наибольшее количество подобных грехов падает на долю самодеятельных авторов (их сочинения тоже показывались на фестивале)... Но необходимо воспитывать у авторов-любителей самое серьезное, самое требовательное отношение к своей работе.
Некоторые образцы творчества самодеятельных композиторов отличаются своеобразием замысла, в них можно встретить ту "свежинку", которая делает песню живой, впечатляющей. К великому сожалению, те, что прозвучали на фестивале не произвели яркого впечатления. Наоборот, непрофессиональные сочинения очень снизили художественный уровень выступления некоторых певцов. На заседании художественного совета по эстраде в Министерстве культуры СССР критике подверглась песня Л. Гурченко на слова Л.Ивановой "Праздник победы", ибо она компрометирует большую, серьезную тему, которой посвящена. Надрывность музыкальных интонаций, полная профессиональная неподготовленность автора музыки делаю сочинение дилетантским. Примеров того, как на эстраду проникают малохудожественные сочинения, можно привести немало. Думается, что подобным нетребовательным отношением к самодеятельному творчеству некоторые исполнители оказывают плохую услугу прежде всего самим авторам. На суд общественности надо выносить лучшее!


Тут требуется некоторое пояснение. Песня "Праздник победы" была написана Людмилой Марковной Гурченко, на тот момент актрисой театра "Современник" на стихи другой актрисы того же театра. В рамках этого фестиваля её исполнила Маргарита Суворова.
Претензии к песне, изложенные Фельцманом, прекрасная иллюстрация того, как складывалась система отпугивания "чужих" от СМИ, которые формировали популярность и, как следствие этого, материальный доход "избранных". Формально к этим претензиям не подкопаешься, и под каждым словом можно подписаться. Но нет тут объективных критериев и потому результат зависит только от "политического" момента. Как надо (читай, выгодней), так и выскажутся уважаемые деятели культуры, входящие в круг "избранных".
История с песней "Праздник победы" получит продолжение и через 10 лет практически в точности повторит судьбу другой песни на ту же тему и с похожим названием "День победы". Главным аргументом будет та же претензия -"она компрометирует большую, серьезную тему, которой посвящена".
Хорошо, что в 1975 году песню Д.Тухманова "спасут" слушатели. И, особенно, ветераны.

В декабрьском номере журнала "Советский цирк" была напечатана статья "Экзамен выдержан", где довольно подробно обсуждались итоги фестиваля:

Вокальный жанр на эстраде. В нашем искусстве нет, пожалуй, другого такого жанра, который бы столь много и столь резко критиковали.
В прессе и письмах зрителей, на заседаниях и обсуждениях, по радио и за круглым столом телевидения эстрадных певцов обвиняли во всех грехах. В подражании худшим западным шлягерам («манерность и штамп»), в однообразии исполнительских приемов («все на одно лицо»), в отсутствии вокальных данных («шептуны»), в нетребовательности к подбору репертуара («поют одни и те же заунывные песни») и т. д. и т. п. Всех упреков, порой справедливых, а чаще голословных, не перескажешь. А между тем эстрадные вокалисты имели и имеют огромный успех. Гастроли их проходят с аншлагом. Билеты на концерты зачастую не продаются в кассе, а распределяются по заявкам заводов, институтов, учреждений.

В чем же дело? Каково же действительное положение в этом жанре? И вот состоялся большой фестиваль советской эстрадной песни. Он проходил в Московском государственном театре эстрады. Это был широкий смотр песен и исполнителей, своеобразный творческий экзамен. Выступления многих разноплановых певцов дели обильный материал для размышлений и выводов.

Мне не повезло: я заболел и не смог открыть фестиваль советской эстрадной песни. Но могу сказать, что присутствовал на торжестве того дела, которому дал начало. Я был первым исполнителем советской песни и горд, что она обрела такие могучие крылья. Этот фестиваль, на мой взгляд, очень значительное событие в жизни нашего искусства, радостный праздник советской эстрадной песни.
Леонид Утесов, народный артист СССР

Начнем с того, что фестиваль был задуман как праздник советской и только советской песни. Он открылся в торжественной обстановке при переполненном зале. (Сразу заметим, что с первого и до последнего дня интерес к фестивалю был необычайный.) Краткое вступление сделал секретарь Союза советских композиторов А. Эшпай. Разговор о советской песне и, конечно же, исполнение самих песен должен был начать наш прославленный запевала, народный артист СССР Леонид Осипович Утесов, но болезнь помешала ему открыть фестиваль. Все же напутственные слова Утесова зрительный зал услышал в записи на пленку. А потом выступила Клавдия Ивановна Шульженко.

Все мы давно знаем и любим эту замечательную артистку. Однако на сей раз редкое дарование певицы словно открылось нам заново. Ее выступление на фестивале было удивительно приподнятым и вдохновенным. Мы присутствовали на концерте великолепной артистки, еще раз порадовавшей нас своим талантом и мастерством. Так начался фестиваль. Десять вечеров продолжался смотр лучших вокалистов, исполнявших советские песни. Выступили 25 солистов из Москвы, Ленинграда, Саратова, Грузии, Таджикистана и три вокальных ансамбля: «Дружба», «Улыбка» и «Советская песня». Было исполнено 250 песен 124 композиторов Российской Федерации, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Эстонии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Но дело, конечно, не в цифрах и географии фестиваля (хотя и они говорят о многом). На этом смотре наряду с песнями маститых, признанных и прославленных композиторов прозвучали и произведения молодых авторов, едва начинающих свой творческий путь.

Большое значение этого смотра еще и в том, что на фестивале было представлено много самых разнообразных по тематике и жанру песен. Были здесь и лирические, и шуточные, и игровые, и танцевальные... Но наибольший успех имели песни с ярко выраженным гражданским звучанием. Какие же это песни? Несомненной победой создателей и исполнительницы была песня «Пока убийцы ходят по земле» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко, страстно и взволнованно спетая Г. Великановой, Ансамбль «Дружба» (художественный руководитель А. Броневицкий) нашел верное решение песни А. Островского и Л. Ошанина «Голос земли». Этот подлинный гимн миру прозвучал по-хоровому торжественно и величественно. С темой о мире связана и новая песня О. Фельцмана на слова В. Сергеева «Служи, солдат». Успеху этого очень интересного произведения во многом способствовало простое и мужественное исполнение И. Кобзона.

Солисты фестиваля обращались к незабываемой теме Великой Отечественной войны. В их исполнении мы услышали замечательные баллады о немеркнущей славе советских воинов, о безымянных героях, самоотверженно отдавших свою жизнь ради жизни на земле. Их светлую память мысленно почтил зал, когда Л. Барашков проникновенно спел «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского. По-новому раскрылся для нас драматический талант К. Лазаренко в песне-реквиеме А. Двоскина на слова Л. Татьяничевой «У могилы неизвестного солдата». Много теплоты и неподдельной душевной боли вложила Л. Зыкина в песню «Солдатская вдова» М. Фрадкина и М. Матусовского. Словом, можно утверждать смело: какая бы ни была творческая направленность того или иного исполнителя, к какому бы жанру песни он ни тяготел, все эстрадные певцы не прошли мимо серьезной гражданской темы. Она была ведущей на фестивале. И это — основной радостный итог прошедшего смотра.

Известно, что репертуар играет решающую роль в формировании творческого лица исполнителя. Фестиваль убедил всех в том, что у каждого эстрадного певца есть свои любимые значительные темы, свои любимые образы, что каждый исполнитель обладает яркой творческой индивидуальностью. Наконец, фестиваль отвел беспредметные нападки на якобы «микрофонных» певцов. Всем стало ясно, что микрофон — одно из технических средств, помогающих артисту, и пренебрегать им на эстраде вряд ли целесообразно. Творческие индивидуальности наших эстрадных вокалистов проявились на этом десятидневном смотре особенно зримо. Если М. Кристалинской, к примеру, свойственны проникновенный лиризм, лаконичность внешних средств выразительности, то Т. Миансаровой больше удаются песни задорные, заряженные оптимизмом, написанные в быстром танцевальном ритме. Мягкая манера и задушевность характерны для исполнительского почерка Н. Дорды.

Очень удачно и точно нашел своего героя Э. Хиль. Он удивительно талантливо создает цельный образ сильного, мужественного, духовно богатого молодого человека наших дней. Его герой обаятелен, он весь как бы открыт людям, влюблен в жизнь и романтику своего труда. Одаренная Э. Пьеха с помощью ансамбля «Дружба» успешно работает в области театрализации песни. Хорошие вокальные данные и разнообразный репертуар показала Л. Равницкая. Своеобразно преломляются традиции народной песенности в исполнительской манере И. Бржевской. Можно было бы коротко проанализировать индивидуальные возможности каждого исполнителя фестиваля. Но не в этом сейчас наша задача. Скажем еще лишь о двух певицах, которые успешно исполняли национальный репертуар. Л. Гегелия следовала традициям грузинского народного пения. Ее сфера — лирическая песня, созданная композиторами и поэтами Грузии. Ш. Муллоджанова мастерски исполнила произведения композиторов Средней Азии.

Нельзя обойти надежных помощников исполнителей — инструментальные ансамбли, по праву разделившие с ними успех. Это музыкальные коллективы под руководством В. Понаровского, М. Липского, В. Забродина, Л. Гарина, Б. Матвеева. Несомненно, что прошедший фестиваль советской эстрадной песни имел большой успех. И не случайный: советская песня заняла прочное место в репертуаре наших вокалистов. Неправыми оказались те, кто уверял, будто без зарубежных шлягеров певцу на эстраде заранее уготован провал. Самый горячий отклик зала имели на фестивале (на протяжении всех десяти дней) песни о строителях коммунистического завтра. О борьбе за мир и любви к Родине, о патриотизме и героике минувшей войны.

На песенном фестивале восторжествовал советский исполнительский стиль. Мы еще раз убедились, что наши ведущие вокалисты не довольствуются песенками-пустячками «ни о чем». Они обращаются к темам современности, находят героев в окружающей жизни, вдумчиво раскрывают образы песен. Если считать фестиваль советской эстрадной песни экзаменом — он выдержан, причем выдержан хорошо! Но значит ли это, что все проблемы вокального жанра на эстраде уже решены? Нет, конечно. Прошедший смотр показал: еще появляются у нас песни невысокого художественного качества, исполнителям подчас изменяет вкус... Но в том и значение фестиваля, что он всколыхнул композиторов, поэтов и исполнителей. Показавшись на смотре, они сами увидели свои достижения и свои недочеты. В этом большой смысл проведения таких фестивалей. Одна удачная форма массового отчета подсказала другую. И уже на очереди — конкурс советской песни.

В. РЫЖИКОВ, С. ФЕДОРОВЦЕВ


Приказом Министра культуры СССР Е. Фурцевой за активное участие в фестивале советской эстрадной песни объявлена благодарность всем исполнителям и организаторам этого большого смотра достижений наших композиторов и вокалистов.

За проведение фестиваля на хорошем организационном уровне благодарность объявлена также директору Московского государственного театра эстрады Н. Мясоедову, заместителю директора Г. Филиппову, главному режиссеру А. Тутышкину, главному дирижеру О. Шимановскому, заведующему постановочной частью А. Рубанову, художнику Э. Кирштейну, главному администратору Б. Фридману, инспектору сцены С. Дарской, инженеру-электрику Е. Петренко.


4. Лучшая песня 1965.

30 декабря газета "Советская культура" объявила конкурс на лучшую песню 1965 года.
Для определения этого читатели должны были ответить на два вопроса:
1. Какую песню из созданных нашими композиторами и поэтами в 1965 году вы считаете своей любимой?
2. Кто, на ваш взгляд, самый лучший её исполнитель?

1966