Эстрадные конкурсы Страны Советов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

апрель 2021

21

1980.


1. Фестиваль популярной эстрадной музыки "Весенние ритмы. Тбилиси -80".

21 марта в газете "Советская культура" в материале "Весенние ритмы" Т.Квардакова информировала читателей о результатах фестиваля популярной музыки, прошедшего в Тбилиси.
Об этом событии написано достаточно много, и я не буду повторять общеизвестное.
Однако из СК можно узнать интересную вещь, о которой я раньше не слышал. Оказывается в этом фестивале участвовал и ансамбль "Цветы", который, к тому же, представлял Армконцерт. Надо отметить, что участвовали в фестивале они, именно, как "Цветы", а не, как группа Стаса Намина.
Судя по всему, выступили неудачно и в дальнейшем об этом старались не вспоминать. Во всяком случае, об этом ни слова нет в официальных историях коллектива.

"-К сожалению, выступления ВИА "75" (Тбилиси) и ансамбля "Цветы" (Ереван), коллективов имеющих немалый профессиональный опыт и, безусловно, значительный творческий потенциал, на сей раз разочаровали формальным изложением своей музыкальной программы".

Упоминание об этом эпизоде есть в рассказе Владимира Васильева.

2. Концерт лауреатов и дипломантов Всесоюзного телеконкурса "С песней по жизни".

21 марта газета "Советская культура" сообщила читателям, что в Колонном зале Дома союзов прошел концерт лауреатов и дипломантов Всесоюзного телеконкурса "С песней по жизни". Телевизионную версию концерта показали по 1 программе ТВ 29 марта в 19-45.


3. Московский фестиваль эстрадной и джазовой музыки.

3 июня в газете "Советская культура" в статье "И гармония и диссонанс" сообщалось что в Москве закончил работу Московский фестиваль эстрадной и джазовой музыки, организованный правлением Московской организации Союза композиторов РСФСР, Центральной дирекцией культурной программы "Олимпиада-80" и экспериментальной студией эстрадной и джазовой музыки дома культуры "Москворечье".
В статье особо отмечено выступление представителя студии "Москворечье" ансамбля "Бич-Бэнд" под руководством виртуозного барабанщика Лаци Олаха.
Успешно выступил и оркестр "Современник" п/у А.Кролла, показавший "Антологию джазовой песни" с участием дуэта Лариса Долина-Вейланд Родд.
Участвовал в фестивале и ансамбль "Арсенал". В частности был отмечен его басист Анатолий Куликов. При этом само выступление "Арсенала" состояла из многих прямых заимствований из репертуара Д. Маклафлина и Х.Хэннока.
Аналогичный упрек высказан и в адрес дуэта Алексей Зубов-Игорь Саульский.
Слабее ожидаемого выступили ансамбль "Мелодия" п/у Г.Гараняна и ансамбль современного джаза п/у И.Бриля.
И хотя фестиваль назывался "эстрадной и джазовой музыки" никакой эстрады там не было. Джазмены очень жестко пресекли всякие попытки "чужаков" расширить рамки этого по факту чисто джазового фестиваля. Более того, так было и раньше.

4. Третий Всероссийский конкурс молодых исполнителей советской песни "Сочи-80".

7 июля газета "Советская культура" опубликовала итоги третьего Всероссийского конкурса молодых исполнителей советской песни, который прошел в Сочи. Конкурс длился две недели, на нем прозвучали 600 произведений, а концерты конкурса посетили 30 тысяч зрителей.
По разделу ВИА жюри приняло решение первую премию не присуждать.
Вторые премии получили "ВИА-Мари" (Йошкар-Ола" и "Фестиваль" (Белгород).
Третьи премии получили: "Аян" (Кызыл), "Диалог" (Кемерово) и вокальное трио Хора им.Пятницкого.
Лауреатами стали и песни, рекомендованные СК РСФСР для исполнения на конкурсе. Авторам всех этих произведений присвоено звание лауреатов. Ни одна из этих песен не стала в дальнейшем популярной. Во всяком случая я не смог вспомнить ни одну из них.
Председатель жюри композитор В.Казенин был удивительно оптимистичен:
-... мы убедились, что всё большую популярность среди молодых исполнителей приобретают песни большого социального звучания.

В реальности же, всё было ровно наоборот.
В статье приведена большая цитата из речи Казенина, которая ярко свидетельствует о том, что Союзы композиторов СССР всех уровней транслировали в публичное пространство мнение о мнимом благополучия на эстраде, что позволяло им крепко держать в своих руках всю музыкальную политику страны, с немалой выгодой для себя лично.
На самом деле к этому времени эстрада серьезно деградировала и представляла собой одну большую "халтуру с чесом". И главная вина здесь лежала именно на Союзе Композиторов СССР.
Из всех лауреатов этого конкурса никто не стал популярным в стране исполнителем. Исключением можно считать только "Диалог" (Кемерово).
Система отбора и поощрения на подобных конкурсах был отстроена так, что результатом её основной жизнедеятельности стало производство конъюнктурного шлака.


5. Фестиваль искусств "Огни магистрали-80".

5 августа в газете "Советская культура" появилась заметка о том, что 9 августа на БАМе начинается традиционный фестиваль "Огни магистрали-80". Среди его участников ВИА "Пламя", "Девчата", "Радуга".



6. Телевизионный фестиваль "Песня года".

26 сентября на страницах газеты "Советская культура" была опубликована большая полемическая статья "Так где же взять такие песни?" Она была посвящена телевизионной программе "Песня года". Причиной её появления стали критические письма в газету, в одном из которых были такие слова:
-Несколько лет назад во время заключительного гала-концертов с экрана веяло теплом, душевной щедростью, праздничностью... Теперь этого нет. Есть затянутый и скучный концерт, после которого чувствуешь себя обманутой.

Отвечая на просьбы читателей, редакция газеты организовала встречу профессиональных поэтов и композиторов, которые и высказались на эту тему.
Вот несколько цитат.

Микаэл Таривердиев (композитор):
-... смотришь заключительный гала-концерт и нередко удивляешься, как та или иная песня могла попасть туда, если ты, композитор, её прежде и не слышал. Ну, а если и слышал, то уж никак не выделил её, как одну из лучших.

Владимир Сергеев (поэт):
- По ней судят о состоянии нашей песни, а состояния этого она не передает... Считается, что программа целиком составлена по письмам зрителей, и победителями года становятся произведения, набравшие наибольшее количество голосов. На самом же деле нетрудно сделать вывод, что первоянварские концерты делаются не только на основе писем. Разумеется, это почувствовал и зритель.
В программу вставляются те произведения, которые работники музыкальной редакции ТВ сами считают нужным дать. При этом они скорее всего исходят из того, что вроде бы нельзя обойти того или иного именитого автора.


Леонид Афанасьев (композитор):
-... зная об обстановке, в которой создаются итоговые концерты, многие авторы пытаются пробиться в программу сами. И в зависимости от дружеских связей, да и мало еще отчего, добиваются или не добиваются цели.

Владимир Лазарев (поэт):
- Всё это, конечно, не имеет никакого отношения к качеству песен и зрительским письмам...
... им (молодым композиторам), за редким исключением, доступ в музыкальную редакцию ТВ закрыт.


Николай Добронравов (поэт):
- Думаю, что вы излишне категоричны. Имена молодых композиторов М. Минкова, В. Мигули, Е. Мартынова, Г. Мовсесяна стали известны... благодаря ТВ.

Леонид Дербенев (поэт):
- Это так. Но на этих именах ... исчерпывается весь список молодых привечаемых ТВ. Один композитор, песни которого широко исполняются на эстраде, по радио, но который не входит в этот контингент (я не буду называть его фамилию...) очень переживал, что его популярные песни несколько лет подряд не включают в заключительные концерты. Я долго думал, чем же объяснить это, а потом понял, что это такая же программа, как и все другие, только говорят, что она по письмам.
Возьмите для сравнения эстрадную продукцию ТВ, радио и фирмы "Мелодия". Авторы стихов, музыки и исполнители в основном одни и те же. Но из-за того, что редакторское сито разное, в свет выходит и разная продукция.
По- моему на радио положение с пропагандой песни обстоит лучше.


Владимир Лазарев (поэт):
- Странно, но отряд ремесленников, девальвирующих поэтическое слово, нынче просто процветает в той передаче, о которой мы говорим..

Дальше следует неожиданный поворот, который приоткрывает одну из целей этого "наезда" на ТВ. Впрочем, вполне обоснованного.

Леонид Афанасьев (композитор):
-Я думаю, что такое положение не сложилось бы, если бы Союз композиторов играл важную роль в составлении программ телефестивалей. К сожалению, в последнее время его мнение перестало интересовать создателей этой передачи. Вряд ли это назовешь правильной позицией и практикой.

Геннадий Гладков (композитор):
- Мне кажется, что нужно более тщательно отбирать произведения для текущих выпусков. И делать это должны, по-моему, не одни редактора музыкальной редакции ТВ. Должна быть коррекция Союза композиторов.

Николай Добронравов (поэт):
- ТВ является ныне одним из главных, если не главным пропагандистом песенного искусства. Один из критиков ... заметил, что песня прозвучавшая по ТВ, сразу обретает всесоюзный знак качества. Именно поэтому элемент случайности там должен быть сведен к минимуму.

Вот собственно и всё открылось. ТВ, ставшее к тому времени, главным двигателем популярности песенного жанра, до сих пор оставалось "неподконтрольным" Союзу композиторов. Оно не подчинялось Минкульту, где Союз композиторов уже прочно властвовал во всех музыкальных сферах, кроме фирмы "Мелодия". Союз композиторов давно предпринимал попытки "подмять" под себя ТВ, но С.Лапин не давал им этого сделать.

Из этой беседы на страницах "Советской культуры" явным образом вытекает, что все, кто имел отношение к "Песня года" хорошо знали, как формируется программа. И письма зрителей тут играю самую последнюю роль. Если играют вообще.

Спустя три недели 17 октября газета "Советская культура" продолжила начатый разговор статьей "Какой быть "Песне-80"?"
Открыло её письмо в редакцию А.Шалаева (главного редактора Главной редакции музыкальных программ Центрального ТВ):

-Вряд ли можно считать, что ТВ не заинтересовано в судьбе передачи, которая существует в эфире при помощи и поддержки сотен тысяч телезрителей вот уже десять лет. И в течении всего этого времени главным критерием отбора лучших песен года для показа их в заключительных концертах телефестиваля неизменно были и остаются письма телезрителей, которые служат для нас основным источником информации о песнях, признанных громадным большинством телеаудитории. Однако этот главный наш принцип в работе над программой "Песня 71-81" был не просто поставлен газетой под сомнение, но и снабжен некоторыми намеками достаточно компрометирующего свойства: "Зная об обстановке, в которой создаются итоговые концерты, многие авторы пытаются пробиться в программу сами. И в зависимости от дружеских связей, да и мало еще отчего, добиваются или не добиваются цели. Всё это, конечно, не имеет никакого отношения к качеству песен и зрительским письмам."
Подобное утверждение является голословным. Мы могли бы предоставить вам возможность познакомиться со зрительской почтой.


Конечно, Алексей Васильевич Шалаев лукавил. Много лет спустя уже в наши дни бывший заведующий отделами эстрадной песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения Чермен Касаев на вопрос о роли зрительских писем при подготвки музыкальных программ ТВ сказал так:

-Письма - это только предлог. Хотя мы их обязательно читали и подсчитывали даже, на всякий случай. Но если вдруг попадалось интересное письмо, если в нем была хорошая мысль, мы его обязательно цитировали. Но составляли программу совсем не по письмам. Надо было, чтобы в передаче участвовали определенные исполнители, композиторы, поэты. И мы под них все подгоняли.
Чермен Касаев, режиссер Марат Ларин и главный редактор Алексей Васильевич Шалашов.


В заключении своей формальной отписки Шалаев коснулся и главного:

-В беседе неоднократно звучала мысль о том, что Союз композиторов должен взять на себя составление концертных программ телефестивалей песни. Как и всегда это было, музыкальная редакция ТВ, конечно, учитывает пожелания руководителей Союз композиторов. Но ведь и эти пожелания не всегда совпадают с ожиданиями каждого композитора.
В руководстве Союз композиторов СССР знают, что мы прислушиваемся к их советам и консультациям и будем это делать впредь, хотя и это не приводит к удовлетворению интересов всех композиторов.


Шалаев дал ясно понять, что передавать контроль над музыкальными программами ТВ Союзу композиторов не намерен. И, конечно, сделать подобное заявление без поддержки С.Лапина, он бы не смог.
1981