Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Наш корр.


На Золотом Орфее.

1
(Журнал "Советская эстрада и цирк", №10, 1979 г.)

Один из самых популярных международных фестивалей эстрадной песни - болгарский «Золотой Орфей» - состоялся в нынешнем году пятнадцатый раз. Напомним, что «Гран при» получил Панайот Панайотов (Болгария); первой премии удостоены Шаролта Залатнай (Венгрия) и Марина (Греция), второй - Альберт Асадуллин (СССР) и Уве Йенсен (ГДР), третьей-Гладис Меркадо (Перу) и Пат Мак Гийген (Ирландия). Лауреатами «Золотого Орфея» в разные годы становились такие советские певцы, как М. Пахоменко, С. Ротару, А. Пугачева, Р. Рымбаева и другие. О традициях этого эстрадного форума, о некоторых тенденциях песенного творчества и исполнительства наш корреспондент побеседовал с заслуженным деятелем искусств РСФСР композитором Юрием Саульским, приглашенным на XV фестиваль Болгарским Союзом композиторов.

КОРР. - Юрий Сергеевич, какая из особенностей фестиваля вам показалась наиболее характерной!

САУЛЬСКИЙ - На «Золотом Орфее» я побывал впервые. Среди многих впечатлений и наблюдений мне прежде всего хотелось бы подчеркнуть следующее: сама организация и проведение фестиваля свидетельствуют о чрезвычайно заинтересованном отношении Союза болгарских композиторов к своему «песенному фонду». Благодаря «Золотому Орфею» география болгарской песни становится все более обширной. Обязательным условием для участия в конкурсе является исполнение болгарских песен, ноты и текст которых заблаговременно рассылаются певцам разных стран, желающим выступить на «Золотом Орфее».

КОРР. - Для международной популярности и распространения болгарской песни это условие, конечно, важное и нужное, но не становится ли конкурс от этого для зрителей и телезрителей многих стран однообразным и слишком специальным по своим задачам!

САУЛЬСКИЙ - Нет, избежать однообразия и привлечь широкое зрительское внимание к конкурсу помогает одно важное обстоятельство: каждый певец должен представить на суд жюри заранее написанную аранжировку песни, которую будет исполнять, что даже для автора произведения обнаруживает его неожиданные выразительные возможности. А в итоге - достаточно широка и разнообразна общая картина конкурсных концертов. За примерами далеко ходить не надо - вспомните, какое впечатление несколько лет назад произвело выступление Аллы Пугачевой на «Золотом Орфее» с песней «Арлекино» Эмила Димитрова. Аранжированная Павлом Слободкиным, блестяще исполненная Аллой Пугачевой, песня буквально получила второе рождение, вместе с которым к певице пришло международное признание.
Замечу, что на фестивале учреждаются специальные призы за лучшие аранжировки болгарских песен.
В исполнении певцов разных стран уже в новом виде песни возвращаются на родину, звучат на самом фестивале, а в дальнейшем и далеко за пределами Болгарии. Достаточно назвать такие страны, как Австралия, США, Испания, Турция, Голландия, откуда прибывали на конкурс исполнители, и будет ясно, сколь широко распространилась болгарская песня благодаря «Золотому Орфею».

КОРР. - Какова структура фестиваля, особенности его проведения!

САУЛЬСКИЙ - Фестиваль включает два конкурса. На первом, упомянутом выше, конкурсе болгарской песни исполняются только обязательные произведения. Второй - на лучшее исполнение участниками песен своей страны, а также произвольно выбранной болгарской песни. Соответственно этому принципу на фестивале работает два жюри. Выступления певцов в первом конкурсе оценивает жюри, состоящее из болгарских деятелей искусства. Второе жюри - международное.

Большую работу на XV фестивале проделал эстрадно-симфонический оркестр Софийского радио под руководством заслуженного артиста НРБ Вилли Казасяна. За короткий срок оркестр должен был подготовить и срепетировать с певцами множеством песен, и благодаря высокому профессионализму коллектив с этой задачей отлично справился. В оркестре - гибкая ритм-секция, хорошая медная группа, выразительные струнные. Не все аранжировки, оказавшиеся на пультах у музыкантов, были интересными, однако партитуры, сделанные мастерски, выявляли все лучшие качества, свойственные этому коллективу как с технической, так и - что особенно важно - со стилистической стороны. Добрых слов заслуживает и польская вокальная группа «Фамилие», сопровождавшая выступления большинства певцов.
Сложившиеся за много лет традиции фестиваля, его четкая, продуманная организация, само место его проведения - прекрасный болгарский курорт «Солнечный берег» - все это способствует тому, что «Золотой Орфей» стал значительным музыкальным событием в культурной жизни Болгарии.

КОРР. - В какой степени фестиваль отразил тенденции, наиболее характерные для болгарской эстрадной песни!

САУЛЬСКИЙ - Песни болгарских композиторов стилистически были представлены на конкурсе весьма разнообразно. Характерно, что среди авторов их были и маститые композиторы и молодые, подчас не ставшие еще членами союза. В широкой жанровой панораме наиболее ощутимо проявилось современное песенное направление, в частности стиль «диско». Однако в целом ряде произведений заметным было несоответствие привнесенных аранжировкой приемов «диско» с их интонационно-гармоническим строем.
Прозвучало немало песен распевных, балладных, наиболее характерных для традиционного болгарского песнетворчества. Среди них выделялись произведения Якова Миладинова, Атанаса Косева, Любомира Денева. К другой группе я бы отнес песни Христо Ламбрева, Веселина Тодорова, стремящихся к органичному соединению современных ритмических формул с национальной почвенностью мелодики. Песни этих авторов звучали чаще других и пользовались успехом как в исполнении болгарских певцов, так и зарубежных. Вообще же болгарские композиторы серьезно и активно относятся к песенному творчеству, хотя с моей точки зрения современный подход к песне может предполагать более смелое вторжение в сложившиеся жанровые стереотипы. Впрочем, эта проблема актуальна для композиторов-песенников разных стран.

КОРР. - Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от выступлений певцов, участников «Золотого Орфея».

САУЛЬСКИЙ - Жюри и зрители, заполнявшие Летний театр в дни фестиваля, увидели множество певцов. В нашей беседе всех охарактеризовать невозможно, и потому я остановлюсь лишь на некоторых. Наиболее успешно выступили те вокалисты, которые не только сумели проявить свое артистическое дарование, но и обнаружили музыкальный вкус в выборе произведений соответственно своей индивидуальности. Одно из самых ярких впечатлений оставила венгерская певица Шаролта Залатнай. У нее красивый голос, выразительная пластика и, что очень важно, - точное ощущение жанра. Ее выступление лишний раз подтвердило значение исполнительской интерпретации для жизни песни. Так получилось, что песня «Далекое и близкое имя» М. Нейковой прозвучала дважды подряд - первый раз, спетая одним из участников, она показалась малоинтересной, «не выигрышной». Исполнение Ш. Залатнай буквально преобразило песню, обнаружило выразительные грани ее образного строя.
Уверенным, опытным эстрадным исполнителем зарекомендовал себя певец из ГДР Уве Йенсен. Привлекло внимание выступление Анн Мишел из Бельгии, певицы эмоциональной, тонко чувствующей эстрадный жанр.
Альберт Асадуллин - артист, идущий непроторенными путями в исполнении песен-баллад, арий из зонг-опер. На конкурсе кроме обязательных произведений Асадуллин спел песню камерно-фольклорного склада «Отец сыну не поверил» советского композитора В. Гаврилина. По жанру она не очень соответствовала регламенту фестиваля, и нужно отдать должное смелости певца, сумевшего противопоставить эту необычную для данного конкурса песню устоявшимся канонам восприятия современного вокально-эстрадного жанра.
Среди участников конкурса, как и каждого творческого состязания, обратили на себя внимание не только те, кто удостоился лауреатства. Думаю, что в будущем мы услышим имя Питера Сайена из Голландии, привлекшего красотой тембра голоса, эмоциональной непосредственностью, хотя пока у него, к сожалению, проскальзывают интонационные погрешности. Приятное впечатление произвели американка Шийла Эдуарде, ирландец Пат Макгиген, Джулиус Фулингтен из Суринама.
Хорошо выступили болгарские певцы. Панайот Панайотов, удостоенный «Гран при», обладает красивым голосом широкого диапазона; благодаря естественности сценического поведения он быстро устанавливает контакт с публикой. На конкурсе выступил известный певец Бисер Киров, певший лирично и проникновенно. Если характеризовать общий профессиональный уровень участников, то следует сказать, что он был далеко не ровным. Наряду с артистами одаренными, хорошо владеющими современными средствами эстрадного пения, выступили певцы мало подготовленные, с моей точки зрения, для данного конкурса. Вероятно, при отборе исполнителей на фестиваль присутствовал элемент случайности, иначе некоторые из них - в данном случае речь идет о певцах из Испании, Австрии и острова Аруба - скорее всего не приняли бы в нем участия. Думается, что чем более высоким будет уровень мастерства конкурсантов, тем более интересным и значительным будет и сам фестиваль.

КОРР. - Известно, что программу «Золотого Орфея» составляет не только конкурс певцов, но и сольные выступления, так называемые речиталы уже завоевавших признание и популярность солистов и ансамблей из разных стран. Хотелось бы знать ваше мнение об этой части программы.

САУЛЬСКИЙ - Если в конкурсе - участвовали преимущественно солисты, то в речиталах выступали, главным образом, ансамбли. Весьма внушительно были представлены некоторые направления популярной музыки и музыки стиля «рок». Важно отметить, что зрители увидели настоящих мастеров этих жанров. А ведь как часто знакомство с этой музыкой происходит посредством второсортных коллективов, дающих, подчас, искаженное представление о подлинных явлениях в жанре.
Четыре ансамбля, выступившие с речиталами, в определенной степени последовательно отразили разные этапы развития современной эстрадной музыки. Традиционный рок-н-ролл именно в том виде, в каком он существовал около двадцати лет назад, продемонстрировала английская группа «Шоуэдиуэди». Этот стиль еще нельзя отнести к ретро, хотя быстротекущее время уже сгладило остроту его восприятия и одиозное к нему отношение. Артисты «Шоуэдиуэди» не только точно воспроизводят приемы пения и инструментального звучания музыки этого рода, но и сохраняют курьезность сценического поведения, своего внешнего облика. Публика с энтузиазмом реагировала на речитал опытных «шоумэнов», хотя более чем часовая порция рок-н-ролла мне показалась утомительной.
«Локомотив ГТ», широко известная венгерская группа, как бы давала представление о дальнейшем развитии этого жанра. Музыканты «Локомотива ГТ» высоко профессиональны, чувствуется их фанатическая приверженность выбранному направлению. Возможно, со временем изменится творческое кредо этого коллектива, а пока он сохраняет преданность музыке середины 60-х годов.
Наиболее сильное впечатление среди этих ансамблей произвела группа «Ирэпшн», которую составляют выходцы из некоторых стран Азии и Африки. В программе «Ирэпшн» проявились наиболее жизнеспособные тенденции сегодняшней музыкальной эстрады. В отличие от ансамблей типа «Бони М», придерживающихся только стиля «диско», «Ирэпшн», опираясь на этот стиль, далеко выходит за его пределы. Тонко учитывая законы зрительского восприятия, артисты в контраст к «заводным» диско-песням исполняют музыку спокойную, близкую к балладам и даже спиричуэле. Очень высок уровень профессионализма ансамбля во всех аспектах: артисты прекрасно поют и играют (особо выделяются певица Прешас Уилсон и ударник Эрик Кингслей), свободно общаются с публикой, отлично двигаются.
Единственная в речиталах солистка Джоан Орлийнз, обладательница «Золотого Орфея» 1978 года, показала себя превосходной джазовой певицей, продолжающей лучшие традиции джазового вокала.
С большим и заслуженным успехом выступил ленинградский диксиленд. Радостное, мажорное искусство классического джаза не оставило равнодушными чутких и восприимчивых болгарских слушателей. К сожалению, в последнее время отношение к формам чисто инструментальной эстрадной музыки стало более прохладным. Успех советского диксиленда на вокальном фестивале подтвердил высокое художественное значение инструментальной музыки на эстраде.

КОРР. - Впечатления о фестивале, вероятно, вызывают размышления о дальнейших формах фестивальной работы в нашей стране!

САУЛЬСКИЙ - Не скрою, меня давно занимает мысль о том, что кроме фестиваля политической песни «Красная гвоздика», всесоюзных и всероссийских эстрадно-вокальных конкурсов есть настоятельная необходимость проведения в нашей стране международных фестивалей, которые бы способствовали более широкой пропаганде советской песни в международном масштабе.
Чтобы увидеть в полном размере, откройте каждое изображение в новом окне.

Окончание