Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


IX Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-69"

февраль 2022

1

Фестиваль проходил 21-24 августа.
Ведущие фестиваля - Irena Dziedzic, Krystyna Loska, Bogumiła Wander, Edyta Wojtczak, Lucjan Kydryński.

Мызыкальное сопровождение - Orkiestra Polskiego Radia i Telewizj дирижер Henryk Debich, Big Band дирижер Ireneusz Wikark , вокальная группа PARTITA.

Жюри:
Международный конкурс:
Kenneth Baynes, W. Brytania, Arne Bendiksen (Норвегия), Rene Boyer (Люксембург), John Caasar,(Мальта), Henryk Czyż (Польша), Mirosław Dąbrowski (Польша), Lian Devally (Ирландия), Jacek Dobierski (Польша), Paolo Donatti (Италия), Arre Elo(Финляндия), Witold Filler (Польша), Mieczysław Fogg (Польша),Pierre Gabaye (Франция), Hannes Gottauf (ФРГ), Emilie Guergouier (Болгария), Андрей Эшпай (Andriej Eszpaj) (СССР), Roman Heising (Польша), Pal Keszler (Венгрия), Ladislav Kozderka (ЧССР), Henry Malineau (Румыния), Claude Mercier (Канада), Ole Mortensen (Дания), Manfred Nitschke (ГДР), Miljenko Pecnik (Югославия), Hans Preiner (Австрия), Louis Rey (Швейцария), Michał Rusinek (Польша), Louis Van Rymenant (Бельгия), Ramon Solanes (Испания), Rafael Somavilla (Куба)
Представитель от СССР композитор Андрей Эшпай.

Конкурс фирм грамзаписи:
Jeno Bors-Qualitin (Венгрия) - Председатель, Heinz Ahrenz-Amiga (ГДР), Theodor Cartis-Electrecord (Румыния), Jean Darlier-Hebra Records (Бельгия), Djordie Debac-ORTB Records (Югославия), Claude Ebrard-Robert Stigvood Org (Франция), Francisco Figueras-Belter Discos (Испания), Allan Freeman-Emil Records (W. Brytania), Władysław Jakubowski-Pagart (Польша), Frans Van Klingeren-Polydor (Нидерланды), John De Mol-Bassart Records (Нидерланды), Eugenio Morgantini-RCA Italiana (Италия), Владимир Рыжыков, Władimir Ryżkowski- Melodia (СССР), Wojciech Piętowski-Polskie Nagrania (Польша), Ramon Segura Martinez-Vergara Disxos (Испания), Redento Morejon-Areito (Куба), Alexandre Yosifov-Balkanton (Болгария).
Представитель от СССР редактор фирмы "Мелодия" Владимир Рыжиков.

Регламент фестиваля в Сопоте предусматривал два конкурса: "Польский день", где шло состязание исполнителей польской песни и "Международный день", в котором соревновались песни по выбору самих исполнителей из разных стран. Кроме того, отдельно проводился конкурс фирм грамзаписи, где была единственная награда- Гран При (Grand Prix de disque).

От Советского Союза отбор на конкурс проходил следующим образом.
Сначала Союз композиторов (СК) отобрал для участия в "Международном дне" песню А.Островского и Л.Ошанина "Время". Затем Министерство культуры СССР (фестивальный отдел и Госконцерт) в консультации с Союзом Композиторов выбрали исполнителя, который с этой песней будет представлять страну в Сопоте. Им стал Муслим Магомаев.
А.Островский, Л.Ошанин и М. Магомаев готовятся к записи на ТВ.

О том, как развивались события вокруг песни "Время" написал М.Магомаев в своей книге "Любовь моя-мелодия":

-В конце лета 1969 года в курортном польском городе Сопот должен был состояться IX Международный фестиваль эстрадной песни. От Советского Союза было решено направить меня. Этого очень хотела Екатерина Алексеевна Фурцева, потому что поляки просили ее, чтобы приехал я. Я же был против своего участия в этом фестивале: зачем мне, уже очень популярному у себя в стране певцу, куда-то ехать и соревноваться? Ни один уважающий себя певец на Западе, добившийся известности, не будет участвовать в конкурсах.
Зачем, спрашивал я Екатерину Алексеевну, мне ехать в Сопот? Разве у меня мало популярности? Да и в жюри там сидят не одни поляки, а люди из разных стран. Мне, советскому певцу, они никогда не дадут победить, и я вернусь с позором. Даже если они в утешение и дадут мне какую-нибудь третью премию, то в моем положении это будет почти поражение. Фурцева выслушала все мои доводы, но продолжала уговаривать, ссылаясь на то, что уже обещала польским устроителям фестиваля, что я приеду. Отказать своей покровительнице я не мог.


Сразу хочу сказать, что утверждение о том, что поляки просили Фурцеву о приезде на фестиваль Магомаева, вызывает у меня сомнение. Сопот - это исключительно эстрадный конкурс. Поляки придумали его, чтобы продвигать на рынки Европы исключительно свою музыку. По этой причине, для завоевания авторитета и международного статуса, они старались привлечь на его площадки максимальное количество западных исполнителей. Даже самых малоизвестных и даже совсем неизвестных.
Участие в нем советских исполнителей было для организаторов скорее неизбежным обременением, чем желанной обязанностью. К этому примешивалась и откровенная русофобия польской интеллигенции, задававшей тон в культурной жизни страны.
В начале 1969 года, когда определялись кандидаты на поездку в Сопот, Магомаев и для СССР еще не стал культовым исполнителем, а уж для Польши он вообще не был сколько-нибудь значительной фигурой. Тем более, что Магомаев не считался чисто эстрадным певцом, а балансировал между жанрами оперного исполнения и эстрадного. Так что его опасения за сопотский результат выглядели вполне оправдано.

М.Магомаев продолжает:

-Вторым конкурсом на фестивале в Сопоте был конкурс песен стран-участниц. Я представлял песню «Сердце на снегу» Арно Бабаджаняна. Я выбрал именно ее, потому что она соответствовала требованиям конкурса «Танцевальна пьёсенка». Мне же поначалу навязывали совсем другое. Петь на фестивале предстояло мне, а решали за меня тогда музыкальные чиновники.
Заместитель министра культуры Василий Феодосьевич Кухарский предложил для фестиваля в Сопоте либо песню Аркадия Островского «Время», либо его же «Вокализ». При этом он ссылался на то, что на этом настаивает Союз советских композиторов. В разговоре с ним я отказался от предложенных мне произведений. Объяснил, что хочу получить премию как певец. А им надо было, чтобы премию получила песня. Я привел свои аргументы:
— Если вы хотите, чтобы советская песня получила премию, дайте выбирать мне, тому, кто будет ее исполнять. Рекомендуемые вами песни я петь не буду. Это у нас в стране такие песни хороши и популярны, а за границей «Время» — семь минут политики, не пройдет. В Сопоте конкурс эстрадной песни, а не песен протеста или песен-плакатов. Вы же предлагаете мне вместо песни с танцевальным ритмом песню с державным размахом: «Время счет ведет вековым пером…» Такой песни там не поймут. Или «Вокализ», он вообще без слов.
Я пытался доказать правильность своего мнения о том, что надо петь в Сопоте. Песня Арно Бабаджаняна на хорошие стихи Александра Дмоховского была написана в современном ритме, который сразу подхватит публика, начнет подхлопывать, что тогда входило в моду.
Разговор у нас не получился... я, выйдя из его кабинета, поднялся на другой этаж, прямехонько в кабинет Екатерины Алексеевны Фурцевой.
... Екатерина Алексеевна меня приняла, выслушала, поняла мой гнев.
— Если Союз композиторов решает, что певцу петь, то пусть они решают и кто это будет петь. На конкурс еду я, я и отвечаю за себя. Почему кто-то должен навязывать мне песню?
— Кто это придумал?
— Я только что от Василия Феодосьевича. — Я не стал пересказывать наш «нервный» разговор. — Понятно, это идея не Кухарского, так Союз композиторов постановил…
Фурцева взяла трубку.
— Василий Феодосьевич, зайдите ко мне.
Вошел Кухарский. Увидел меня, изменился в лице.
— Что у вас там с мальчиком? — так Екатерина Алексеевна по-свойски называла меня.
— Да, собственно, ничего особенного. Разногласия некоторые по поводу конкурсных песен. Наши композиторы постановили…
Фурцева перебила:
— Что значит постановили? Правильно Муслим говорит. Пусть ищут другого певца, который и будет петь, что они напишут. Это мы просим его поехать на конкурс, чтобы наконец наш советский певец что-то завоевал. А тут ему навязывают, что и как петь. Ему петь, ему и решать.
Наступила примиряющая пауза. Фурцева сделала жест рукой.
— Поезжайте и пойте, что хотите.


Так Муслим Магомаев впервые в истории участия советских артистов в зарубежных эстрадных конкурсах получил право самому выбрать себе конкурсную песню. Однако эта история требует более глубокого анализа, чтобы понять её некоторые скрытые пружины.

В этой картине меня смущает странная "неосведомленность" Фурцевой о методике подготовки её ведомства к участию в зарубежном конкурсе. Неужели она не знала, что музыкальный материал подбирает Союз Композиторов? А ведь СССР уже седьмой раз участвует в этом конкурсе. Неужели всё это время Екатерина Алексеевной была в полном неведении, хотя именно она была главным звеном в принятии окончательных решений в этих вопросах?
Очень сомнительно.
Тем более, нечто подобное, так же выставляющее министра культуры СССР в виде некомпетентного чиновника, я уже читал в связи с другим эстрадным певцом Валерием Ободзинским, и могу с уверенностью утверждать, что все написанное про неё в том материале является откровенной выдумкой.
Думается мне, что и здесь, этот вполне рабочий момент не обошелся без некоторых фантазий.
Конечно же, в этом вопросе Магомаеву помогла именно Фурцева, но без всякого драматизма. Просто поручив своему заму Кухарскому уладить этот вопрос с Союзом Композиторов.

1978.
Арно Бабаджанян и Василий Кухарский.

Кстати, сам Магомаев в своей книге так отзывается о Фурцевой:

-... с Екатериной Алексеевной Фурцевой мне довелось общаться много. Я узнал ее достаточно хорошо, поэтому могу сказать, что была она человеком незаурядным и на своем месте. Она любила свое дело, любила артистов. Многим она помогла стать тем, кем они стали. Но почему-то сейчас считается чуть ли не за доблесть бросать одни лишь упреки в ее адрес. Мне представляется это недостойным. Да, она была частью той системы, но, в отличие от многих, работала в ней со знанием порученного ей дела. Сейчас всем уже стало ясно, что лучшего министра культуры после Екатерины Алексеевны Фурцевой у нас не было. И будет ли?

Однако, это еще не всё. Таким же странным выглядит и утверждение Магомаева, что он хотел "получить премию как певец, а им (союзу композиторов) надо было, чтобы премию получила песня". Международный конкурс, для которого и была предназначена песня "Время", это конкурс песен, а не конкурс исполнителей. Там определяется лучшая песня.
Как Магомаев собирался там получить премию, как певец?
А вот второй польский конкурс, как раз, конкурс исполнителей. И для него Магомаев отобрал песню самостоятельно.
Для участия в "Польском дне" организаторы фестиваля рассылают будущим участникам на выбор несколько польских песен. Из предложенных Магомаев выбрал песню "Именно в этот день" (муз и сл. К.Садовского).

Сопот-69.

Но вернемся к песне А.Островского "Время".
Если внимательно посмотреть на песни- участники международных фестивалей от Советского Союза до середины 70-х, то не трудно заметить, что все они принадлежат перу действующих (и влиятельных) на тот момент композиторов. Только они своим "авторитетом" могли двигать эти песни в престижном направлении. Подобные "выборы" в Союзе Композиторов всегда состояли из закулисных договоренностей и торга: сегодня моя песня будет участвовать в этом конкурсе и ты меня поддержишь, а завтра туда поедет твоя, и я тебе в этом посодействую или сегодня моя песня поедет в Сопот, а твоя на "Золотой Орфей", а на следующий год будет наоборот.

Песня "Время" несколько выбивается из этого списка.
Её композитор Аркадий Ильич Островский умер 18 сентября 1967 года прямо во время проведения Первого Международного фестиваля современной молодежной песни в Сочи.
На следующий год с этой песней Муслим Магомаев выступал на Втором Международном фестивале современной молодежной песни в Сочи и занял там 3 место.
На фестиваль в Сопоте эту песню СК решил отправить, как дань памяти прекрасного композитора, автора первого и единственного тамошнего большого успеха, который состоялся в 1963 году с песней "Пусть всегда будет солнце" (1 место на Международном конкурсе). Кстати, авторы у обоих песен одни и те же: А. Островский и Л.Ошанин.

Муслим Магомаев отказался исполнять эту песню на фестивале. Причем его аргументы в пользу такого отказа выглядят убедительно. Действительно, песня "Время", возможно, через чур пафосна для эстрады по своему тексту. Но, вряд ли, международное жюри знало наш язык, чтобы оценить её по этому критерию.
А что касается исполнения, то манера Магомаева, как раз, и была в высшей степени пафосна и плакатна на этом фестивале.

Сопот-69.
М.Магомаев исполняет песни: "Вдоль по Питерской" и "Именно в этот день".

Окончание