Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


XI Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-71"

февраль 2022

1

Фестиваль проходил 26-29 августа.
Ведущие фестиваля - Janusz Budzyński, lżbieta Dmochowski , Bogumiła Wander , Edyta Wojtczak , Maria Wróblewska , Wacław Przybylski.

Мызыкальное сопровождение - Orkiestra Polskiego Radia i Telewizji дирижер Henryk Debich , Zespół instrumentalny w składzie: Włodzimierz Nahorny, Władysław Jagiełło, Jacek Bednarek, Żeńskie zespoły wokalne: Filipinki, A vista.

Дирижеры: Henryk Debich, Ireneusz Wikarek, J.Foddy, M.Hoffman, S.Mayers, R.Orni, R.Somawilla, Юрий Силантьев- J.Siłantiew, G.Tamblay, P.Wright.

Жюри:
Международный конкурс:
Danuta Baduszkowa (Польша), Corrado Bellini (Италия), Fred Burkhardt,Wyspy Bahama, Takis Cambas (Греция), Jiri Chilibec (ЧССР), Mirosław Dąbrowski (Польша), Jacek Dobierski (Польша), Michel Godart (Франция)Gheorge Grigoriu (Румыния), Manuel Greenhill (США), Roman Heising (Польша), Rene Ingelberts (Бельгия), Janine Knapper (Нидерланды), Christine Kristoph (ФРГ), Jerzy Kleyny (Польша), Joul Levi (Болгария), Erkki Melakoski (Финляндия), Claude Mercier (Канада), Aase Mathisen (Норвегия), Derek Mills (Великобритания), Gerd Natchinsky (ГДР), Robert Opratko (Австрия), Андрей Петров Andrej Petrow (СССР), Louis Rey (Швейцария), Jure Robeżnik (Югославия), Kohichi Sugiyma (Япония), Rafael Somavilla (Куба), Marek Sart (Польша), Tadeusz Urgacz (Польша) , Karoly Zsige (Венгрия).

Представитель от СССР композитор Андрей Петров.

Конкурс фирм грамзаписи:
Len Beadle (Великобритания) Pye Record, Collean C.Creedon (США) A and M record, Peter Czerny (ГДР) Deutsche Schallpltten, John Fiddy (Нидерланды) Phonogram, Edgar Elian (Румыния) Electrecord, Francisco Fugueras (Испания) Belter, Machael Foth (ФРГ) Electrola, Roland Hilda (Франция) Philips, Ladislav Sip (ЧССР) Supraphon, Władysław Jakubowski (Польша), Tapani Karhu (Финляндия) Finnlevy, Sirpa Kuoppamäki (Финляндия) JKC, Andrej Karpow (СССР) Melodia, Eugenio Morgantini (Италия) RCA Italiana, Esperanza Martinez (Испания) Distrubuidorta Discografia, Medardo Montero (Куба) Areito, Walther Richter (ФРГ) Intercord, Wouter Van Roon (Нидерланды) Polydor, Antonio Ribeiro (Португалия) Polydor, Alma Rusconi Marini (Италия) Teledisco, Rene Warner (Бельгия) Hebra , Władysław Słowiński (Польша) Polskie nagranie.

Регламент фестиваля в Сопоте предусматривал три конкурса: международный конкурс песни, конкурс исполнителей польской песни и конкурс фирм грамзаписи.
Для участия в Международном конкурсе Союз композиторов СССР выбрал песню "Баллада о красках" (О.Фельцман-Р.Рождественнский). А в качестве исполнителя был намечен певец Лев Лещенко.

Лев Лещенко.

Надо сказать, что был не совсем обычный выбор. Дело в том, что участие в Международных эстрадных конкурсах- это епархия только Министерства культура СССР. В его составе работают огромное количество эстрадных исполнителей, жаждущих и всячески борющихся (в том числе и "под ковром"), чтобы добиться этого участия. И вот, вместо того, чтобы поощрять этим своих артистов, Минкульт решает послать "чужака". Лещенко на тот момент был солистом ГосТелеРадио- структуры никаким боком к Минкульту не относящейся и никак ему не подчиненной.
К чему бы это?
Правда, он в 1970 году занял второе место на Четвертом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На конкурсе он исполнил четыре песни, две из которых принадлежали перу тандема Фельцман-Рождественский -«Баллада о красках» и «Огромное небо». И тут уже становится понятным, кто мог замолвить веское слова за "чужака". Однако, подобная ситуация не всех устроила.

Позже в своей книге "Апология памяти" рассказывал:

-Вскоре после моего громкого дебюта на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады меня пригласили в Министерство культуры СССР, где сказали, что я буду представлять нашу страну на Международном фестивале в польском городе Сопоте в 1971 году. Для моего там выступления была отобрана уже успешно мной опробованная на сцене песня Оскара Фельцмана «Баллада о красках»... У меня были все основания надеяться на успех — я был первым исполнителем этой песни, которую Фельцман мне вручил, так сказать, из рук в руки. Отобрана же она была для конкурса Союзом композиторов СССР...
Но вот за неделю до выезда приглашают меня в фестивальную комиссию при Министерстве культуры. Ее сотрудники, серьезные ребята, с которыми я успел за это время как-то даже подружиться, встречают меня почему-то в подавленном настроении, с кислыми, невеселыми лицами. У меня от тревожного предчувствия начинает ныть сердце. И оно меня не обманывает. Ребята переглядываются и извиняющимся тоном, поминутно перебивая друг друга, выкладывают мне следующую занимательную историю. Дело якобы заключается в том, что на двух предыдущих конкурсах в Сопоте двое наших певцов из Союза потерпели фиаско. И вот теперь поляки просят нас на очередной фестиваль направить не певца, а певицу. Чем, дескать, черт не шутит, вдруг ей повезет больше? Словом, проявляют по отношению к нам какую-то невероятно трогательную, поистине ангельскую заботу! И вот, дескать, идя навстречу пожеланиям хозяев конкурса, было решено направить к ним молодую советскую певицу Марию Кодряну. Репертуар остается прежним — все та же «Баллада о красках»…
Мне сразу становится ясно, что сказочка про заботливых поляков придумана лишь для того, чтобы подсластить пилюлю. На самом же деле все наверняка решалось на других уровнях и другими людьми.


В книге Лев Валерьянович отвергает версию про "коварных поляков", но вот в Сети я наткнулся на материал русской службы BBC, касающийся их взгляда на противостояния культур в годы "холодной войны". И там упоминается случай с Лещенко 1971 года, где приводятся его слова с несколько иным смыслом.
"Меня пригласили в министерство культуры и сказали, что я не поеду, и что польские товарищи обещали советской стороне победу, если петь будет женщина", - рассказывает Лещенко.

В принципе в это можно поверить, поскольку среди участников давно ходили слухи о "распределении" наград. Однако, сама ситуация выглядит слишком странной. Утверждение, что два наших певца на прошлых конкурсах потерпели фиаско, не соответствует фактам. В прошлом году В.Баглаенко не получил конкурсную награду, но получил специальный приз, а в позапрошлом году М.Магомаев стал первым в "польском" конкурсе.
Разве это фиаско?
Зачем организаторам фестиваля, обещающим нам 1 место, требовать от СССР участия непременно певицы?
Раньше там наши певцы вполне себе проходили в призеры: Э.Хиль стал вторым в 1965, а М.Магомаев -первым в 1969.
Прямых аргументов в защиту такой ситуации у меня нет (возможно, я их просто не знаю), но есть несколько косвенных, о которых я скажу ниже. По этой причине считаю эту версию возможной, но не главной.

Мне думается, что настоящая причина отстранения Лещенко от поездки была в том, что он был "чужой" для министерства культуры и многих других советских композиторов, у которых были свои кандидаты на поездку.
С известной долей вероятности можно предположить, кто и как способствовал появлению в Сопоте Марии Кодряну. Намеки на то, что это сделано в угоду Брежневу, отметаю, как бредовые.

Мария Кодряну в 1967 году на Первом Международном фестивале молодежной песни в Сочи с песней "Нежность" (А.Пахмутова-С.Гребенников, Н.Добронравов) победила в конкурсе на лучшую песню фестиваля. Правда, на заключительном гала-концерте фестиваля Мария сильно обиделась на Пахмутову, но позже инцидент был исчерпан. На момент победы в Сочи Кодряну было 18 лет.
1967 г., Сочи.
Мария Кодряну, Марк Бернес и Александра Пахмутова.

Александра Пахмутова в 1968 стала Секретарем Правления Союза композиторов СССР и председателем жюри различных музыкальных конкурсов. В том числе и постоянным председателем Международного фестиваля в Сочи. Она- автор множества популярных песен, среди которых значительная часть патриотической направленности. К 1971 году она уже могла многое. На тот момент ей было 42 года, но её песни никогда в Сопоте не участвовали.

Александра Николаевна Пахмутова могла бы поучаствовать в продвижении Марии Кодряну на фестиваль "Сопот-71", например, заручившись поддержкой министра культуры СССР Е.Фурцевой, которая ей откровенно симпатизировала. Конечно, для этого Пахмутовой надо было привести какие-то убедительные аргументы. Попробую их сформулировать.
1. Лещенко не представитель от Министерства культуры.
2. Кодряну победитель Международного конкурса, а Лещенко только лауреат Всесоюзного.
3. "Сопот" был по факту женским конкурсом. Если взять всех тамошних награжденных исполнителей (до 1971 года), то среди них певиц будет раза в три больше, чем певцов. Случайно ли так сложилось, или это было следствием того, что жюри фестиваля было тотально мужским, не знаю. Но факт остается фактом.
4. За два месяца до Сопота-71 в Болгарии проходил фестиваль «Золотой Орфей-71» и там Гран-При взяла советская певица Мария Пахоменко.
Кстати, внешнее сходство двух певиц очевидно.
Мария Пахоменко.

Была еще одна вероятная причина отказа от Лещенко, как исполнителя песни "Баллада о красках". Он сам вскользь об ней упоминает в своей книге:

-Первый вариант аранжировки меня, как певца, в принципе устраивал. Но, чувствуя, видимо, что «Балладе» все же не хватает фестивального блеска, наше руководство предложило сделать второй вариант, причем даже не поставив в известность меня, уже заявленного исполнителя. В Зеленом театре было устроено нечто вроде генеральной репетиции «Баллады» с оркестром Бориса Карамышева, который совершенно неожиданно для меня выдал вдруг аранжировку в стиле модного тогда биг-бита! Серьезной, задушевной, раздумчивой по характеру песне попытались приделать чужие «ноги». Меня это буквально подкосило, я жутко растерялся, ибо результат оказался убийственным, песня просто погибала, и я вместе с ней.

Думаю, что вот на этой генеральной репетиции Лещенко и "погиб", как исполнитель этой песни, в первую очередь, для автора композитора О.Фельцмана. Сам Лев Валерьянович, конечно, об этом узнал еще тогда и серьезно "обиделся" на последнего, до 1976 года Лещенко не записал ни одной новой песни Фельцмана. Этот случай вполне укладывался в русло крепнувшего желания заменить певца.

Если замену Лещенко инициировали в Минкульте или кто-то из композиторов, при реальном отсутствии "предложения поляков", то для сокрытия истинных мотивов вполне могли озвучить для него "сказочку про заботливых поляков".
Продолжение