Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


XII Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-72"

февраль 2022

1

Фестиваль проходил 23-26 августа.
Регламент фестиваля в Сопоте предусматривал три конкурса: международный конкурс песни, конкурс исполнителей польской песни и конкурс фирм грамзаписи.

Жюри:
Международный конкурс:
Dimitr Valtchev (Болгария), Bronislav Hronec (ЧССР), Erkki Melakoski (Финляндия), Agathe Mella (Франция), Takis Cambas,Gracja, Rafael Martinez del Peral (Испания), Richard Paulin (Нидерланды), Junichi Yanai (Япония), Fran Potoćnjak (Югославия), Paul Legendre (Канада), Simon Asmar (Ливан), Wilhelm Penndorf (ГДР), Christine Kristotph (ФРГ), Henryk Bieniawski (Польша), Mirosław Dąbrowski (Польша), Jacek Dobierski (Польша), Bohdan Drozdowski (Польша),Roman Hiesing (Польша), Bogdan M.Jankowski (Польша), Sile Dinicu (Румыния)Louis Rey (Швейцария), Bengt Sundstrom (Швеция), Neil Sheehan (США) Kinga Morgantini (Венесуэла), Geoffrey Owen (Великобритания), Corrado Bellini (Италия), Konstantin Orbielan (СССР).

Представитель от СССР композитор Константин Орбелян.

Конкурс фирм грамзаписи:
Konstantin Dragnev (Болгария) Balkanton, Alain Guiu (Франция) Barclay, Jan Baeten (Нидерланды) Basart, Akira Higashimoto (Япония) Columbia, Javier de Montini (Испания) Distribuidora Discografia, Jacques Montfoort (Нидерланды) Dureco, Edgar Elian (Румыния) Electrecord, Raimo Henriksson (Финляндия) Emi, Fred Burkhardt (Нидерланды) Interart, Cornelia Wesemann (ФРГ) Intercord, Toros Siranossian (Ливан) SLD, Andriej Karpow (СССР) Melodia, Jiri Millonig (ЧССР) Panton, Władysław Jakubowski (Польша) Polskie Nagrania, Bogdan Sienkiewicz (Польша) Polskie Nagrania, Władysław Słowiński (Польша) Polskie Nagrania, Jan Tomaszewski (Польша) Polskie Nagrania, Holger Mussener (ФРГ) Polydor, Miroslav Cerny (ЧССР) Supraphon, Heinz Peter Hoffmann (ГДР) Veb Deutsche Schallplatten.

Для участия в Международном конкурсе Союз композиторов СССР выбрал песню "За того парня" (М.Фрадкин-Р.Рождественнский). На фестивале она называлась "Я не знал его", а в качестве исполнителя в итоге был выбран певец Лев Лещенко.

Лев Лещенко.


Каждый исполнитель на фестивале принимал участие в двух конкурсах. Для конкурса исполнителей польской песни Л.Лещенко выбрал песню "Ждем весну", русский текст к которой написал Леонид Дербенев.



История с выбором этой кандидатуры заслуживает отдельного разговора. Л.Лещенко был отобран для участия в сопотском фестивале еще в прошлом году ( Сопот-71), но в итоге туда не поехал, уступив своё место певице Марии Кодряну.
Выбор его кандидатуры для поездки в Сопот этого года выглядел, как компенсация, но тут было одно "но". Лещенко в этом году уже участвовал в Международном конкурсе "Золотой Орфей-72" в Болгарии, где стал лауреатом 3 премии. А по сложившейся практике того времени, один и тот же исполнитель не мог участвовать в течении одного года в двух или более Международных эстрадных конкурсах.
Почему же для Лещенко сделали исключение?

Позже в своей книге "Апология памяти" рассказывал:

...в Союз я возвращаюсь каким-никаким, а все же лауреатом «Золотого Орфея»!
А в этот момент как раз начинается отбор претендентов на фестиваль в Сопоте. Опять же наш Союз композиторов отбирает путем голосования конкурсную песню для советского певца. На сей раз это песня Марка Фрадкина на стихи Роберта Рождественского «За того парня». Я, честно говоря, после такого своего дебюта в конкурсе на «Золотом Орфее» уже мало надеюсь на то, что в Сопот выберут меня. А потому и не очень расстраиваюсь, когда такого предложения ко мне действительно не поступает. И тут вдруг на одном из совещаний Марк Григорьевич встает в позу:
— С моей песней поедет только Лещенко! Мне нравится, как он поет, лучше его никому эту песню не спеть!
Ему возражают:
— Видите ли, у нас так не принято, Лещенко только что ездил на «Золотой Орфей». Надо ведь и другим дать возможность себя показать…
На что Фрадкин категорически заявляет:
— Ну что ж, тогда с моей песней не поедет никто! Или Лещенко, или…
Что оставалось делать в такой ситуации членам фестивальной комиссии?
Посовещались и решили уступить. Сила авторитета Фрадкина была велика необычайно, одно слово — живой классик.


Из этой ситуации, которая выглядит вполне достоверно, вызывает вопросы только позиция Фрадкина. Почему он вдруг пошел наперекор сложившейся практике, в которой выбор исполнителя- это прерогатива Минкульта СССР? Подобный демарш в отношении своего начальства был чреват для Фрадкина негативными последствиями. В конце концов в Союзе композиторов было полно и других "классиков", которые спали и видели себя на месте Фрадкина.
Откуда у него взялась такая смелость? И почему именно Лещенко?
На эту песню не без основания претендовал Иосиф Кобзон. Он был первым её исполнителем, и он уже успел записать её на радио.
Однако, выбор в итоге пал на Лещенко.
Почему?

Ответ тут может быть только один- за М.Фрадкиным стояла сила сравнимая по влиянию (или даже превосходившая её) с министром культуры СССР. И такой силой был Председатель Государственного комитета по Телевидению и Радиовещанию Сергей Георгиевич Лапин, занявший эту должность в 1970 году. Хотя по статусу Комитет был приравнен к Министерству, но в управленческом плане он не подчинялся Председателю Совета Министров СССР. Его курировал Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. А он в свою очередь подчинялся секретарю ЦК КПСС по идеологии Петру Демичеву. Кроме того, С.Г.Лапин был дружен и имел прямой доступ к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу.
Сергей Георгиевич Лапин.

Министерство культуры со всем своим огромным штатом артистов очень сильно зависело от радио и телевидения, которые полностью находились под контролем С.Г.Лапина. К 1972 году Лапин уже в достаточной степени освоился на новом месте, окреп в связях, и начал серьезную перестройку всей системы ГТР СССР. В первую очередь он провел широкую ревизию доставшегося ему музыкального наследства. В этой работе ему очень помогли некоторые композиторы, в том числе и М.Фрадкин. Естественно, что на следующем этапе функционирования ГТРК, эти люди получили поддержку его Председателя.

Когда в 1971 году Л.Лещенко "отцепили" от Сопота, то он, конечно, пожаловался Лапину. Сергей Георгиевич, сознавая свои возможности и уровень влияния, очень болезненно воспринимал "обиды", нанесенные его ведомству и потому не мог оставить подобное без последствий.
Уже в следующем году Лещенко направляется Министерством культуры СССР (работником которого он, к слову, не был ) на Международный конкурс в Болгарию, а через два месяца после возвращения его направляют на другой Международный конкурс в Сопот.
"Смелость" Фрадкина при отборе Лещенко на второй подряд конкурс "подпирала" снизу фигура С.Г.Лапина. Хотя совсем недавно в этом же году в аналогичной ситуации Министерство культуры жестко пресекло похожий "демарш".
На "Золотой Орфей-72" была выбрана певица Светлана Резанова, но тут против неё выступила группа влиятельных композиторов, которая через Москонцерт попыталась лишить певицу такого права. Однако, несмотря на то, что эта попытка была вполне успешной, Министерство культуры СССР проигнорировала её результат. Резанова поехала на конкурс, где получила 1 премию.

Окончание