Если не расстанемся.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Архипов (avangard).

Я... видел "Поющих гитар"!

(Июнь 2020 г.)

Если задать вопрос человеку:
-Какую песню в твоей жизни ты запомнил первой?
Думаю, ему сложно будет ответить. А касаемо меня, это, вообще невозможно.
Если перевести это в плоскость наших ВИА, и спросить:
-Помнишь ли ты, первую услышанную тобой пластинку ВИА или первый свой концерт ВИА, который ты посетил?
Т о тут, я думаю, подавляющее большинство назовёт и диск,и концерт, а ряд опрашиваемых и подтвердит это точной датой. Легче сделать это будет тем, кто родился не позже середины 50-х и застал в реальности весь процесс появления и развития ВИА-движения.
В моей виртуальной анкете под вопросами о первом диске и концерте стояла бы одна подпись : "Поющие гитары".

МОЙ ПЕРВЫЙ ДИСК
О том, как возникли "Поющие гитары" и какое это имело значение для виа-движения в дальнейшем, сейчас написано достаточно. Мне удалось родиться в то время, когда жанр ВИА у нас делал свои первые , но как оказалось, достаточно уверенные шаги. И "Поющие" оказались первопроходцами. В 1966 году они дали первый официальный концерт, а я на тот момент пошёл в первый класс. Далее пути наши постоянно пересекались. А вот "роман" сложился не сразу. И виной тому оказался первый миньончик ансамбля.
В пионерском лагере "Дружба", где я отдыхал каждое лето, кому-то из начальства в голову пришла идея в паузе между полдником и ужином устраивать силами отрядов уборку территории. А чтобы это занятие не казалось столь монотонным, по репродуктору передавали музыку. В "фонотеке" лагеря было всего два диска: Высоцкий с песнями из "Вертикали" и "Поющие гитары". И вся смена прошла под их звучание. Я помню,как не сговариваясь, девчонки отряда, услышав первые такты "Цыганочки", бросали мётлы и лопаты и пускались в пляс. А по окончании номера опять брались за работу. И это повторялось из вечера в вечер. Вожатые,оценив этот прикол,никаких штрафных санкций не вводили. Вот так появился прообраз первых дискотек. Стоял 1968 год ,нам было 9 лет...
За месяц я так наелся той музыки, что несмотря на то, что мне эта музыка нравилась, пластинки эти в магазине я для себя не приобрёл. Увидев странную для себя надпись на диске под "Поющими гитарами"-"вокально-инструментальный ансамбль", я пришёл к такому выводу: это значит,что коллектив играет инструментал и иногда подкладывает под музыку голоса типа "а-а-а". Поэтому первый приезд "Поющих" в наш город в 1971 году я проигнорировал, считая,что коллектив по-прежнему исполняет только инструменталы.
Конечно, кое-что из песен ансамбля до меня долетало, но я либо не знал исполнителя (так было с "Синей песней" и "Сумерками"), либо ошибочно приписывал исполнение другим коллективам. Например, я считал, что "Велосипедистов" поёт квартет "Аккорд". Более того, я считал, что любой ВИА играет только инструменталы. И когда услышал на диске "Голубых гитар" "Ветер северный" и "битлов", то очень удивился. Но тут подоспели "Весёлые ребята", и всё встало на свои места.
Постепенно я начал собирать собственную коллекцию дисков, где ВИА выходили на первые позиции. Вот только "Поющих гитар" среди них не было. А ведь они записывались и были на слуху! Но по иронии судьбы их диски мне на глаза не попадались. Лишь осенью 1972 года один из моих одноклассников ехал в город специально за диском с песней "Карлсон" и уточнял, кому ещё нужен этот диск. Я спросил, кто исполнитель? На что получил ответ, гитары... какие-то. Зная, что "Поющие" песен не поют, я уточнил:
-Голубые?
Друг кивнул. Я ему дал деньги на диск и стал ждать результата. Когда я увидел надпись на диске "Поющие гитары", то впал в ступор. И эти туда же! Но возвращать диск я не стал, к тому же хотелось послушать "Карлсона". После первого же прослушивания я благодарил бога, что друг ошибся с названием ВИА. В противном случае я бы диск не заказал. И поди знай, сколько я ещё б оставался в неведении относительно "Поющие гитары"!
После этого я стал навёрстывать упущенное. И если большой диск "Поющие гитары" я не купил, увидев там знакомые мне инструменталы. То миньончики с "Синей песней" и "Сумерками", "Прекрасным воскресеньем" и "Соловьём" оказались как нельзя кстати. А тут ещё и друзья подсуетились. Один, Лёва, съездил в Молдавию к родственникам и по телеку видел фильм-концерт с "Поющими", другой, Женька, съездил на эксурсию в Ленинград, где вообще попал на концерт "Поющих". Кроме того он купил там миньон с "Саласпилсом",который дал мне переписать, и привёз бы мне большой диск с обложкой, но магазин был закрыт. Зато на местной балке он прикупил для меня миньон с "Велосипедистами" и "Апачами". Позже, уже не помню кто, мне принёс первый миньон с инструменталами. Ну и в довершение всему, уже в Харькове, я купил себе миньон "Саласпилс". Так за пару лет "Поющие гитары" отвоевали своё место в моей коллекции.

МОЙ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ
А осенью 1974 года я узнал ошеломляющую новость: с 1 по 10 октября "Поющие гитары" выступят в Харькове с гастролями! В ККЗ "Украина"! У меня появилась возможность увидеть впервые живой концерт ВИА, к тому же "Поющих гитар"! Однако моя радость быстро сменилась унынием. Все попытки достать билет закончились безуспешно. Даже Женька, который достал два билета, предпочёл сходить сам, а лишний билет сдать за пятёрку и окупить стоимость двух билетов. Но мне он пообещал, что мы попытаемся попасть на концерт. Правда, выбрал для этого последний день гастролей, в надежде, что там могут прозвучать новые песни.
Это было огромной ошибкой, поскольку именно в последний день собралось несметное количество народа, лишних билетов не было, милиция перекрыла все лазейки, через которые в первые дни можно было попасть в зал. Словом, полный облом. Пока мы пробовали разные способы, концерт начался. И я отметил для себя, что слышимость очень даже ничего. Решил остаться и хотя бы послушать, если увидеть не удалось. Женька, чувствуя свою вину в случившемся, как мог, пытался мне помочь в этой ситуации. Он обошёл все точки в поисках лучшего звука и увидел, что большинство людей кинулось к стеклянной стене зала с левой стороны рядом с выходом. Внизу была естественная вентиляция в виде деревянных окошек с поперечными перекладинами, которые закрывались на зиму, а летом были открыты. В дальнейшем эту особенность я использовал, и на летние концерты ходил без билетов, глядя на всё из этих окошек и иногда даже писал оттуда концерты на магнитофон. В данный момент окна были зашторены (всё-таки осень), но звуку проникать на улицу это не мешало. Мы с Женькой прильнули к окнам и так просидели практически до конца.
Я сказал "практически", потому что за пару песен до конца бабушки-вахтёрши приоткрыли двери на выход, и все рядом находящиеся смогли подойти и воочию посмотреть на окончание концерта. Пусть пять минут, но я всё-таки видел "Поющих гитар"!

Я долго искал в интернете фото ККЗ "Украина" с левой стороны,чтобы показать, откуда я смотрел концерты, но везде были только снимки фасада. Согласен,что ККЗ очень хорошо смотрится с лицевой стороны. Да и относительно многих харьковских клубов, у которых история насчитывает либо около, либо более ста лет, киноконцертный зал в саду Шевченко молод: он был открыт в 1963 году и на сегодняшний день является памятником архитектуры местного значения.Любопытно,что его задумывали использовать только как летнюю эстраду и кинотеатр с залом на 1780 посадочных мест. Но "Украина" так приглянулась и местным жителям, и гостям, что было решено использовать здание круглогодично. Для комфорта зрителей специально была достроена автономная котельная, позволяющая поддерживать необходимый тепловой режим в отопительный период. К концу этого года закончится реконструкция ККЗ: обновят фасад здания, перекроют кровлю, а также сделают встроенные туалеты. Последнее, это для того,чтобы такие, как я с Женькой не лазали со двора без билетов (шутка!).

Вот песенная программа, с которой "Поющие гитары" тогда выступили (за порядок песен не ручаюсь, в остальном всё верно):
01 Песня о Ленинграде (Г.Носов-А.Чуркин)
02 Реквием (В.Ефремов-Я.Голяков)
03 Ленинград (C.Juwens.L.Deane.C.Lemesle,R.Dassin,обр.А.Васильева,р.т.Я.Голякова)
04 Вот мчится тройка почтовая (р.н.п.,обр.А.Васильева)
05 Краковяк (пол.н.п.,обр.Э.Кузинера-р.т.В.Гина)
06 Деревенская свадьба (?-Я.Голяков)
07 Субботний вечер (P.Coulter/B.Martin-р.т.В.Гина)
08 Яблоневый цвет (Э.Кузинер-В.Гин)
09 Люблю (Я.Дубравин-В.Гин)
10 Не ломай черемухи (А.Морозов-В.Харитонов)
11 Мотокросс(Б.Коннолли,С.Прист,Э.Скотт,М.Такер - р.т.?)
12 Билли, не строй из себя героя (M.Murrey,P.Callander)
13 Мама Лу (L.Hamfri-S.Grendi)
14 Только твоя любовь поможет мне ( Goin in circle) (Jaiananda, T. Meyers)
15 Миссис Вандербилт (Mrs. Vandebilt) (P.Mc Cartney)
16 Слушай, мама (R.Siegel, R,Gunter Loose-р.т.?)
В конце "на бис " спели "Ленинград".

Состав: Григорий Клеймиц (музыкальный руководитель, клавишные, аранжировка, бэк-вокал)
Эдуард Кузинер (клавишные,худ.рук. в отсутствие А.Васильева)
Евгений Броневицкий (вокал)
Александр Федоров (вокал)
Ирина Понаровская (вокал)
Альберт Асадуллин (вокал)
Эдгар Бернштейн (труба,звукорежиссёр).По-моему он был только на звуке и с трубой не выходил.
Владимир Васильев (бас)
Семен Шнейдер (гитара)
Валерий Бровко (гитара)
Аркадий Герштейн (ударные)

Вот тут есть неувязка: В.Васильев рассказал в интервью, что он с Бровко и Шнейдером пришли в "Поющие гитары" одновременно и 30 декабря 1974 года он,пройдя прослушивание, был принят. Может, он имел ввиду прослушивание применительно к "Орфею и Эвридике"?
Иначе как ещё объяснить участие всех троих в сентябре 1974 года в концерте?

И ещё запомнилось,что афиши с фотографией появились в городе уже когда концерты были в разгаре. Но сами фото мне увидеть не удалось. Фанаты в течение пары дней либо срывали афиши, либо вырезали фотографию. Женька мне говорил,что фото было цветным, и артисты были в чёрных костюмах, как на концерте.Поверю ему на слово. А мне,похоже, кто-то сверху мстил за то, что я пренебрежительно отнёсся к "Поющие гитары". Иначе чем объяснить мою затянувшуюся полосу невезения.

Зато с оперой всё сложилось. И билет домой принесли, и на магнитофон оперу записали.
А снимки даже напечатали в двух газетах.
Газета "Вечерний Харьков" (газета)".

Газета "Ленинская смена"за 10.02.77 (перевод ниже).


Орфей полюбил Эвридику...
Какая старая история...
Удивительный миф о певце, который силой своего волшебного искусства пленил и сердца людей, и сердца богов, история чистой и глубокой любви, во имя которой совершаются подвиги, сейчас известна почти каждому. Но почему же в наши дни происходит много разговоров об этой давнишней истории, почему же и сегодня наше сердце беспокоит этот миф?
Может,потому, что тема настоящей большой любви с её разнообразными проблемами - борьба добра и зла, верность своей любви, умение при различных обстоятельствах пронести своё светлое чувство - является вечной и всегда будет волновать людей. Но одной из главных причин заинтересованности харьковчан этой историей стало выступление ленинградского ВИА "Поющие гитары" в нашем городе с первой советской зонг-оперой "Орфей и Эвридика".
Погас в зале свет, открылся занавес. В темноте сцены мигают разноцветные огоньки многочисленной электронной аппаратуры. Где-то вдали слышно тихую спокойную музыку, которая растёт и приближается и через минуты заполняет весь зал. Луч прожектора освещает на сцене юношу и девушку. Льётся мелодичная песня об их любви. И глядя на них,зритель не сомневается в этом - да, они счастливы.И действительно, что может помешать их любви, стать преградой на пути к вершине человеческого счастья?
Орфей имеет прекрасный голос и именно им он возвеличивает, воспевает свою любимую.
Но что это? Слышатся голоса вестников, пришедших сообщить о состязании певцов, которые вскоре состоятся. Победитель получит золотую лиру. Эвридика, прщаясь с любимым, дарит ему свою прекрасную песню "Не срывай золотой цветок".
Хорошо в режиссёрском и актёрском отношении поставлена сцена состязания. Чувствуется, что авторы сделали её с пародийным оттенком, высмеивая так называемые бит- и рок-фестивали Запада. Группа пантомимы ярко то нездоровое отношение зрителей, преобладающее во время подобных соревнований. Каждый из соперников-певцов зачаровывается своим голосом, стремится вырвать победу любой ценой. Даже при помощи вычурного поведения на сцене. И когда появляется Орфей и поёт чистую, как родниковая вода, песню Эвридики, ни у кого больше не вызывает сомнений, что именно он станет победителем. Певец завоёвывает золотую лиру,его волшебный голос все возвеличивают.
И началось. Песню-победительницу дублируют на тысячах дисков, в различных вариантах. Её поют всё больше и больше. Бизнес- превыше всего. И даже Орфей не в силах противостоять этому. Певец забывает, как он исполнял раньше песню своей любимой, чистоту и глубину её мелодии.
Как видим, авторы зонг-оперы, ленинградцы А.Журбин и Ю.Димитрин вместе с постановщиком М.Розовским, в своём произведении несколько отошли от первоисточника. Известный сюжет получил новое, современное переосмысление. Главной темой оперы стали гармоническое развитие человека, духовное становление личности, откровенность любви.
И поэтому все события, что развернутся на сцене в дальнейшем, будут волновать зрителей как юного, так и среднего возраста.
Мы будем болеть за Эвридику, ждущую с нетерпением Орфея. С тревогой в сердце будем воспринимать приключения певца, сочувствовать его ошибкам. И вместе с Орфеем и Эвридикой в финале оперы будем радоваться их встрече, их любви, ставшей более глубокой.
Хорошему восприятию всего спектакля помогает интересное световое оформление. Во время спектакля авторы применяют и разноцветные лантерны, и авиамолнию, и ритмическое мигание прожекторов.
На протяжении всего спектакля играет вокально-инструментальная группа ансамбля. Технический уровень мастерства их-неплох, но по сравнению его с прошлыми гастролями ансамбля, то, к сожалению,особенного роста не замечаешь. В некоторых местах встречались уже известные ранее фрагменты.
Добрых слов заслуживает драматическая игра солистов ансамбля - А.Асадуллина, А.Султан-Бекова, А.Кожевниковой, О.Левицкой. Да и вокальные партии, очень сложные и нелёгкие, артисты исполняют на хорошем уровне.Особенно много благодарных аплодисментов зрителей снискало выступление А.Асадуллина, полонившего своим приятным голосом сердца присутствовавших.
После спектакля мы подошли к музыкальному руководителю ансамбля Анатолию Васильеву и попросили его ответить на несколько вопросов.
-"Поющие гитары" хорошо известны у нас в стране как популярный ансамбль, исполнитель советских песен. На протяжении десятка лет существования на ваших концертах всегда аншлаги. И вдруг коллектив отказался от песенных программ и поставил зонг-оперу.Какие причины этого?
-Как вы припоминаете,в последнее время во многих музыкальных коллективах появилась тенденция к работе над большими музыкальными произведениями.
Первой такой попыткой у нас была песня "Саласпилс",которая звучала девять минут. Мы продолжали поиски.И вот встреча с композитором А.Журбиным и драматургом Ю.Димитриным. Журбин хорошо известен как композитор академического направления. Это и сыграло определённую роль в создании нашей новой работы.Много помогали и участники нашего коллектива, а именно аранжировку эстрадных отрывков сделали именно они. Потом уже после премьеры мы немного сократили оперу, сделали её более компактной, эмоциональной, лёгкой для восприятия.
-А почему именно миф об Орфее был положен в основу?
-Тема его очень близка нам, музыкантам. Ведь речь идёт о силе и возможности музыки. Её огромное влияние на человека.
-Что вам ,как музыкальному руководителю ансамбля, наиболее нравится в опере?
-Во-первых, её яркая режиссура с интересными находками и открытиями. И песня Эвридики о росе. Очень красивая мелодия.
-Каковы планы ансамбля?
-Будем работать над усовершенствованием этого произведения, делать его ещё ярче.
Начали репетиции новой эстрадной оперы.В основе-снова классический сюжет. Содержание оперы-пока секрет. Но, думаю, что она понравится всем любителям современной музыки.
...Мы покидали зал ДК ХЭМЗа. Два года назад, во время прошлых гастролей в Харькове этого ансамбля, здесь на репетициях впервые началась работа над "Орфеем и Эвридикой". Сейчас "Поющие гитары" в том же помещении репетируют свою новую работу. Пройдёт немного времени,и мы познакомимся с нею. Так что успехов вам в её создании, ленинградцы!
А.ЛЯМИН