История.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
2

6. Как появился термин ВИА.

И вот тут самое время рассказать, откуда появилась аббревиатура ВИА?
Наиболее распространенной точкой зрения на эту тему сегодня значится такая:
"сам термин ВИА - плод фантазии советских идеологов, пожелавших найти нейтральную замену идеологически - вредным терминам "рок-группа" и "бит-группа".
В "Википедии" на это счет написано так:
"Термин "вокально-инструментальный ансамбль", как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку "рок-группами" именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть "продукт разлагающейся западной культуры"), для таких коллективов было придумано название "вокально-инструментальный ансамбль", или, сокращённо, "ВИА".
На самом деле эти определения не имеют никакого отношения к истине. Термин ВИА впервые появился в СССР в 1960 году, когда никаких бит-групп в Советском Союзе не было, а про Битлз еще никто ничего не слышал не только у нас, но и во всем остальном мире. Здесь требуется небольшое пояснение.
В 60-х годах 20 века эстрада СССР технически представляла из себя на два направления: вокальное - где были представлены солисты-вокалисты, вокальные дуэты и прочие разночисленные вокальные образования; и Инструментальное - объединявшее музыкантов-инструменталистов всех мастей от одиночек до могучих эстрадно-симфонических оркестров. При записи песен на пластинку редактора грамзаписи всегда указывали, кто исполняет вокальную партию и кто инструментальную.

В 1960 году в Союзе гастролировал ансамбль "Самба Бразилия". Этот бразильский коллектив имел в своем составе певцов и музыкантов, которые на сцене дополняли друг друга. Ансамбль записал на Всесоюзной студии грамзаписи несколько песен. И когда готовили пластинку, ее редактор придумал для этой группы словосочетание "вокально-инструментальный ансамбль", что полностью соответствовало истине. Так родилось это название.

7. Они были первыми.

И вот тут мы походим к довольно запутанной теме, без освещения которой никак не обойтись в дальнейшем повествовании.
Как я уже говорил выше "вокально-инструментальными ансамблями" стали называться профессиональные коллективы. И тут очень важно узнать, кто из них был первым? С кого собственно началась ВИА ЭРА в Советском Союзе?
Разобраться в этом не просто.
Формально первым ВИА на территории Советского Союза был "Самба Бразилия", но это не был ансамбль из СССР, а термин ВИА впоследствии стал применяться исключительно к советским коллективам. Здесь возникает закономерный вопрос:
-А кто же был первым СОВЕТСКИМ ВИА?
Формально первым советским ВИА был "Аккорд", как явствует из пластинки 9622, записанной в 1960 году.
Почему формально? Потому что "Аккорд" был создан и существовал, как вокальный квартет. Но почему-то свою первую запись на пластинку сделал, как ВИА. Скорее всего, в момент записи в его состав были и музыканты. Поэтому, как и в случае с бразильцами, редактура студии классифицировала «Аккорд», как ВИА. Однако в дальнейшем он существовал только, как вокальный квартет, и среди ВИА по факту никогда не числился.

Следующим формальным ВИА в СССР спустя 5 лет стал "Гуниб" из Дагестана. Его создал известный советский композитор Мурад Кажлаев - художественный руководитель Дагестанской филармонии и Председатель правления СК Дагестанской АССР. Он переманил из Азербайджана инструментальный ансамбль, а потом оттуда же вокальный квартет. Объединил их вместе в Дагестанской филармонии, и стал их руководителем. Основную часть репертуара составляли произведения самого Кажлаева, а также популярные народные мелодии и современные шлягеры. Это был первый ВИА в СССР, который записал две сольных пластинки: миньон и гранд. И все это в течении одного 1965 года. На мой взгляд, этот коллектив все же не может считаться основателем жанра по той причине, что даже в самый пик популярности ВИА о нем мало кто слышал за пределами Дагестана. Другими словами его влияние на события тех лет были минимальны.
А теперь мы подходим к самому главному. В 1966 году в Ленинграде появился ансамбль "Поющие гитары" п/у Анатолия Васильева, который стал первым профессиональным ВИА в этом городе. Однако создавая новый ансамбль Васильев ориентировался не на Битлз, а на итальянский вокальный квартет "MARINO MARINI", где был солист и группа вокруг него, которая поет и играет. Для этого Васильев уговорил присоединиться к ним популярного певца Анатолия Королева. И вся программа готовилась в расчете на него. Но за 2 недели до показа новой программы новым ансамблем, Королев отказался от участие в этом проекте, не веря в его успех. И вот эта ситуация уже заставила Анатолия Васильева переориентироваться на Битлз, как на поющих инструменталистов. Все вокальные партии ему пришлось распределить среди своих музыкантов. Так в ноябре 1966 года в ленинградской концертной организации Ленконцерт появились "Поющие гитары".
Ленконцерт был одной из ведущих концертных организаций страны. Его артисты гастролировали по всему Союзу. Первые же концерты ансамбля "Поющие гитары" по стране прошли при полных аншлагах. Популярность сразу зашкалила до заоблачных высот. Благодаря многочисленным гастролям, записям на радио, ТВ и на пластинках именно "Поющие гитары" стали первыми, кто дал этому движению стимул к развитию, став национальным ориентиром.
Исходя из этого датой зарождения ВИА в СССР можно считать 2 ноября 1966 года. В этот день "Поющие гитары" дал свой первый профессиональный концерт перед зрителями.

("Карлсон" (Дж. Кристи - русский текст И. Резника) -ВИА "Поющие гитары", запись 1971 г.)

Дальше процесс формирования новых групп начал набирать обороты, но прежде всего в среде самодеятельных коллективов. Профессиональных ВИА до начала 70-х появилось немного, а тех кто оставил заметный след в будущем и того меньше. Здесь, пожалуй, стоит о них рассказать.
В 1967 году в Молдавии образовался ВИА "Норок" под управлением Михая Долгана. Именно он автор первого национального хита "О чем плачут гитары". Песня появилась в 1969 году на пластинке и сразу стала популярной. В исходном варианте она была записана на молдавском языке. А когда в 1971 году московский ВИА "Голубые гитары" запишет ее на пластинку с русским текстом, то ее популярность в пределах СССР воистину станет глобальной. Кстати, вариантов русского текста у этой песни будет множество. "Норок" оказал очень сильное влияние на зарождающийся жанр. Все, кто его видел на концертах, включая известных музыкантов, все в один голос утверждали, что это была очень профессиональная, даже по западным меркам, группа с великолепными музыкантами.

В 1968 году первый профессиональный ВИА появился в Москве в стенах самой большой концертной организации страны "Москонцерт". Ансамбль назывался "Веселые ребята", а создал его пианист Павел Слободкин.
Павел Слободкин

К рождению этого коллектива имели непосредственное отношение "Поющие гитары". В декабре 1967 года они с аншлагами выступили в Москве. Их триумфальное выступление в столице подвигло руководство Москонцерта на создание аналогичной группы.
Изначально "Веселые ребята" создавались не под влиянием Битлз, поскольку Слободкин был джазменом, а они очень не любили битлов. Да и в самом Москонцерте просто не было людей, которые бы знали эту музыку. Однако Слободкин быстро понял, куда надо идти и на кого равняется. Чтобы играть такую музыку нужны были люди не из Москонцерта. И он обратился к самодеятельности, где уже несколько лет под влиянием Битлз и им подобным формировались кадры для новой музыки.
Самым известным самодеятельным составом а-ля Битлз в Москве в то время был "Орфей". Основу этого ансамбля составляли: Леонид Бергер, Валентин Витебский и Вячеслав Добрынин. В 1969 году первые двое стали участниками "Веселых ребят", а третий через пять лет станет одним из основных поставщиков хитов для "веселых". Продолжая действовать в этой направлении, Слободкин соберет у себя под крылом лучшие силы и создаст, наконец, ансамбль, который войдет в историю ВИА Эры, как советский Битлз. Именно они первые в стране среди ВИА записали на грампластинку песни Битлз. До 1975 года это будет самый популярный коллектив жанра, вне всякого сомнения.
В 1968 году при Читинской филармонии образуется ВИА "Добры молодцы", который станет родоначальником "русского народного" направления в жанре ВИА. Первое отделение его концертной программы составляли современные обработки русских народных песен.
В 1969 году в Москве образуется второй профессиональный ВИА "Голубые гитары" п/у Игоря Гранова, изначально созданный, как и "Веселые ребята", из старых музыкантов Москонцерта. Гранов и дальше пошел по пути Слободкина, включив в состав своего коллектива самодеятельную московскую группу "Скифы". Но если Слободкин набирая новых музыкантов, избавлялся от старых, то Гранов сохранял всех.
Благодаря своему руководителю этот коллектив очень много гастролировал (в том числе и за границей) и соответственно, очень хорошо зарабатывал. По некоторым сведениям это был самый высокодоходный анcамбль. Однако хитов, сравнимых с русскоязычной версией "О чем плачет гитары", у него больше не было.

"О чем плачет гитары" (М. Долган – русский текст Д. Иванова) - ВИА «Голубые гитары» запись 1971 г.
ВИА "Голубые гитары"

1970 год в истории ВИА является знаковым, потому что именно в этом году на нашей эстраде появился белорусский ансамбль "Песняры"- самый яркий национальный ВИА. Несмотря на то, что появился он в Белоруссии и прославился оригинальными обработками белорусских народных песен, создал его русский музыкант из Свердловска- Владимир Мулявин.
И сам ансамбль и его руководитель - самые значимые фигуры ВИА ЭРЫ. Вокальное мастерство ансамбля было просто фантастическим. Я впервые побывал на их концерте в 1974 году в к/з "Россия" и то, что я увидел, потрясло меня. Никогда больше на концертах ВИА я не испытывал ничего подобного.
Владимир Мулявин

И, наконец, стоит назвать еще один коллектив, без упоминания которого процесс становления жанра, не может считаться законченным. Речь идет о московском ВИА "Самоцветы" п/у Юрия Маликова, который сформировался в 1971 году.
Ансамбль сразу сделал ставку только на национальный репертуар и начал активно сотрудничать с известными советскими композиторами и поэтами, чем вызвал неприязнь к себе в среде "продвинутой" молодежи, которая ориентировалась на западную музыку, а на нашей эстраде свои симпатии отдавала "Веселым ребятам". Однако Маликов твердо шел выбранным курсом, не отказываясь и от откровенно коньюктурных песен. Зато это давало ему безприпятственный доступ ко всем СМИ, включая почти недостижимое для других ТВ. Именно "Самоцветы", обеспечили жанру ВИА регулярный доступ на ТВ и тем не только увеличили его популярность, но и многократно ускорили процесс образования новых ансамблей.
И если в дальнейшем счет профессиональных коллективов шел на десятки, то количество любителей исчислялось уже тысячами. В журнале "Смена" №4 за 1985 год приводятся такие цифры - профессиональных ансамблей -145, а самодеятельных -160 000. Соотношение примерно 1:1000. Именно любительские группы в следующие 10 лет были тем фундаментом ВИА-ЭРЫ, который обеспечивал профессионалов кадровым и творческим ресурсом.

«Мерси» (Н. Богословский - М. Танич) -ВИА «Самоцветы», запись 1974 г.
ВИА "Самоцветы"

Продолжение