Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
5

12. Оперное творчество ВИА.

Очевидный кризис новых идей у основателей жанра привел к общему кризису ВИА.
Один из членов жюри, комментируя итоги 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, сказал так:
-Картина состояния данных видов эстрадного искусства в нашей стране, ее республиках и городах развернулась достаточно полно. И, надо сказать, что она оказалась безрадостной. Впечатление было такое, будто мы слышали все время одно и тоже. Настолько все это было безликим, серым, неинтересным. И певцы и ансамбли явно копируют друг друга, все в плену у микрофона, не умеют двигаться по сцене, поют сочинения, которые к искусству имеют слабое отношение..."
Однако ВИА по - прежнему имели огромную популярность, хотя внутри жанра образовалось тихое болото, где корифеи могли спокойно существовать, собирая урожай с давно посеянных идей. Жанр остановился в развитии, но продолжал двигаться вперед по инерции.
В попытке найти выход из тупика самое интересное решение предложили "Поющие гитары", переключившиеся на крупные театральные формы.
21 июня 1975 года в помещении оперной студии ленинградской консерватории они показали премьеру зонг - оперы "Орфей и Эвридика" на музыку Александра Журбина. Именно эта и последующие аналогичные работы помогли "Поющим гитарам" относительно спокойно перенести общесоюзный застой. Но такое "оперное" увлечение фактически погубила их, как песенный коллектив.
Зонг - опера "Орфей и Эвридика":
Эвридика- Ирина Понаровская. Орфей- Альберт Асадуллин.


По этому же пути пошли и "Песняры" в мае 1976 года состоялась премьера рок-оперы "Песня о доле" на музыку Владимира Мулявина. В репертуаре Песняров "Песня о доле" просуществовала около года. Затем была осуществлена постановка поэмы-легенды "Гусляр" на музыку Игоря Лученка. Ее премьера состоялась в конце 1978-го года. Обе эти постановки хотя и проходили при полных залах не принесли ансамблю существенной пользы в плане популярности. Наоборот, часть поклонников не приняла эти эксперименты. Мулявину стало очевидно, что этот жанр не имеет будущего и эксперименты подобного рода быстро свернули.
В отличии от "Поющих гитар" Мулявин в период оперных метаний не думал отказываться от песенных концертных программ. И эта предусмотрительность помогла Песнярам без особых потерь пройти это увлечение.
В 1978 году отметился в эксперименте с крупными формами ВИА "Ариэль". Это была рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве».
В 1981 году была подготовлена рок-оратория «Мастера» по поэме Андрея Вознесенского, а в 1985 году – рок-дума «За землю Русскую…» на тему «Слова о полку Игореве». Все эти работы были сделаны на музыку Валерия Ярушина. Но только "Пугачев" имел значимую сценическую судьбу, две остальные по сути реализованы так, как хотели создатели, не были.
Работая над крупными формами «Ариэль» не закрывал свои песенные программы и потому так же, как Песняры вышли из этих экспериментов без трагических последствий для себя.
Еще один подобный эксперимент был с участием ВИА "Музыка" п/у Николая Воробьева. Опера называлась "Алые паруса" по произведению Александра Грина. Музыку и стихи написал Андрей Богословский - сын очень влиятельного советского композитора Никиты Богословского. В 1976 году состоялась премьера, и тут же был записан радио-вариант этой оперы. Поскольку длительность оперы-феерии была 1 час 45 минут, то было решено отказаться от песен. "Алые паруса" существовала в репертуаре ансамбля довольно долго, но постепенно стали возвращаться и песни, а спектакль стали показывать только фрагментами.
В 1978 году ленинградский ВИА "Калинка" п/у Сергея Лавровского под влиянием своих земляков "Поющих гитар" подготовил рок-оперу "Свадьба в Калиновке или Утро вечера мудреней". Музыку к нему написал Эдуард Кузинер, перешедший в "Калинку" из "Поющих гитар". Лавровский, учитывая опыт "старших братьев", не стал закрывать песенные программы, а разделил ансамбль на две части. Концертная "Калинка" и рок-опера работали параллельно. Опера просуществовала совсем недолго.
К началу 80-х стало ясно, что жанр рок-опер в концертном исполнении ВИА не имеет будущего. И всякие метания в этом направлении прекратились. Мировая поп-музыка поняла это еще раньше.

13. По волне моей памяти.

Пока некоторые ВИА искали новые пути развития через оперу, один из самых продвинутых композиторов Давид Тухманов вместе со своей женой - продюсером Татьяной Сашко предложил свою концепцию. Суть ее заключалась в записи специальной дисковой музыки на основе выдающихся образцов мировой классической поэзии с помощью сборной команды лучших музыкантов жанра.
Потом Тухманов напишет о работе над диском:
-Мы израсходовали все положенное нам время и поняли - работа над ним требует времени, увы, гораздо больше. Впервые в данном случае студия "Мелодия" работала по производству отечественной дисковой музыки.

Увеличение студийного времени, давшее возможность экспериментировать, привело к появлению у нас пластинки, способной составить конкуренцию западной продукции подобного рода.
Диск «По волне моей памяти».


Диск «По волне моей памяти» вышел в 1976 году и произвел буквально фурор. Никогда больше, ни до него ни после, ни один диск в СССР не производил такого эффекта среди публики. Эта пластинка, безусловно, стала лучшей работой фирмы "Мелодия" за все время ее существования в жанре популярной музыки.
Продолжая тему, дуэт Тухманов - Сашко попробует развить успех этого диска, записав с тем же составом музыкантов миньон с серьезной поэзией советских поэтов Роберта Рождественнского и Андрея Вознесенского. Вероятно, эта работа предполагала в своем развитии выпуск диска в концепции, намеченной альбомом "По волне моей памяти", но с упором на русскую поэзию. Однако миньон, записанный в 1978 году, по сути, провалился. И эта работа дальше развитие не получила.

«Сентиментальная прогулка» (Д. Тухманов - Поль Верлен) - Сергей Беликов, запись 1976 г.

14. Закат.

Конец 70-х практически ничего в существующем положении дел в нашей популярной музыке не изменил. Ветераны жанра ВИА выглядели по-прежнему неубедительно и в какой-то момент упустили интерес молодежи. Вот мнение по этому поводу композитора Ю.Саульского:
-У многих, даже самых лучших ВИА, я наблюдаю... известные метания. Мне кажется, уменьшился интерес к песне, изложенной многоголосно...В том, что многие ансамбли "буксуют", есть, видимо, и еще одна причина. "Заштамповались" многие приемы, средства выражения. В такой капризной сфере, как эстрадная популярная музыка стилевые сдвиги происходят быстро, через 2-3, максимум через 5 лет. А наши ВИА, особенно филармонические... стали больше уделять внимание валу, количеству песен. Перестали экспериментировать. Вот они и стали отставать от требований слушателей, которые порой оказывались впереди того, что им предлагали наши ВИА".
Вообще, надо сказать, что в 1979 году ВИА оказались, настолько несостоятельными в своем творчестве, что интерес к ним упал до предела. В итоговом списке среди 20 лучших песен года по анкете газеты "Московский комсомолец" лучшая виашная песня была лишь 17 с 205 очками (всего в списке 3 таких песни). Для сравнения скажу, что лучшая песня в исполнении А.Пугачевой набрала -1360 очков.
Ни у кого уже не возникало сомнений, что необходимы были перемены. ВИА жанр окончательно выдохся и существовал дальше, бесконечно повторяясь.
Развязка наступила в 1980. В канун летней Олимиады-80 был организован фестиваль популярной музыки "Весенние ритмы", который в течении 8 дней проходил в Тбилиси. В нем наряду с профессиональными ансамблями участвовали и любительские коллективы, опирающиеся в основном на собственное творчество. Фестиваль превзошел все ожидания, после него впервые в нашей официальной популярной музыке получил признание термин "рок-музыка". Здесь же в Тбилиси наметилась четкая граница между представителями этого направления и классическими ВИА. Причем сразу бросалось в глаз а, что творческий потенциал и перспективы роста у новичков значительно выше. Из 9 лауреатов лишь 2-х можно отнести к традиционным ВИА: "ВИА-75" (Тбилиси) и рижский "Тип-топ".
Призовые места распределились так:
1. Машина времени (Москва) и Магнетик Бэнд (Таллин).
2. Автограф (Москва), Лабиринт (Батуми) и Гунеш (Ашхабад).
3. Интеграл (Саратов), Тип-Топ (Рига), ВИА «75» (Тбилиси) и Диалог (Донецк).

Валерий Ярушин:
-Фестиваль в Тбилиси сказал громко, на весь мир: «Началась новая эпоха на эстраде»! Прежде всего, изменились ценности. С разрешением очень двусмысленных, даже революционных текстов… рок стал приобретать более литературную основу. Сегодня уже стало интересно, не КАК ты исполняешь, а ЧТО! Для «Машины времени», отсиживающейся почти десятилетие в подполье это был звездный час, и точка отсчета настоящего! А «Аквариум» сломал пресловутый штамп ВИА, привнеся чудачество и неординарное мышление. При этом наше мастерство владения инструментами и крепким вокалом отходило на второй план.

История, как известно, развивается по спирали. Повторяя события многолетней давности, касавшихся ВИА - бума, нашу эстраду после фестиваля в Тбилиси захлестнула новая волна- рок-группы. Напор был столь мощным, что даже коллективы с многолетним стажем стали менять приставки к названиям и вместо "ВИА" писать "группа", "рок-группа" или хотя бы просто "ансамбль". При этом ориентация в музыке и стиль практически не менялись. Образно говоря, у них изменилась лишь окраска, приобретя цвет окружающей среды. Участники «новых- старых» групп начали открещиваться от своей принадлежности к жанру ВИА. Дескать, то, что было раньше, было плохо, но мы к этому не имеем никакого отношения. Этим формировалось стойко отрицательное отношение к некогда популярному жанру. Определение "ВИА" стало символом примитивизма и халтуры на эстраде. Долго подобное продолжаться уже не могло. Интерес зрителей к некогда популярным коллективам падал с каждым годом. Это уже был закат жанра.
Попытки старожилов жанра подладится по новую моду были. И даже вполне успешные. Четверо бывших участников ВИА "Веселые ребята", включая и Алексея Пузырева, создали группу "Экипаж", которая смогла записать на «Мелодии» пластинку. Впрочем, без особого успеха.
Другие виашные музыканты во главе с Барыкиным и Кузьминым под именем «Карнавал» записали в 1981 году вполне успешную пластинку, но к моменту ее выхода состав группы значительно изменился. И продолжения не полседовало.
Музыканты ВИА "Поющие сердца", покинувшие ансамбль после того как руководитель взял курс на рок-музыку, создали группу "Эрмитаж", которая стала исполнять современные обработки классической и мировой музыки.
Были и другие подобные попытки, но все они не удались.
Эти люди были из другого времени.
И их время ушло.

Ermit_R_Blekmor.mp3 –группа «Эрмитаж».
Группа "Эрмитаж" в сценических костюмах.


Завершая обзор, хочу высказать свои предположения по причинам, приведшим к закату столь многообещавшего музыкального явления. На мой взгляд, причин таких две.

Первая.
Музыканты - "западники" (т.е ориентированные на западную музыкальную идеологию), которые стояли у истоков ВИА ЭРЫ, к середине 70-х, оставаясь на прежних позициях, уже не являлись катализатором развития жанра, а были скорее тормозом, который в следующие 5-10 лет остановил развитие виашной культуры.
Сегодня мы уже точно знаем, как развивался жанр ВИА в дальнейшем: после 1980 года всем стало очевидно, что дальнейшее развитие жанра связано только с русскоязычным исполнением. Этому способствовали и массово нарождавшиеся отечественные "рок-группы", которые очень скоро в одну калитку вынесут со сцены традиционные ВИА. И это, несмотря на то, что ВИА к тому времени накопят огромный опыт и мастерство. Однако это не компенсирует отсутствие у них новых идей, поскольку там по-прежнему все решали люди, воспитанные на западной музыке. Их процесс "ученичества" сильно затянулся. Тут требовалось быстрое и кардинальное обновление исполнителей. И оно произошло, но с опозданием на 10 лет. Такова была цена "вторичности".
Ярушин:
-Вообще, наши российские музыканты особо грешны в одном: в погоне за модой, сломя голову, начинают, попросту, "воровать" у фирменных западных групп все, что можно, забывая, где они живут. А русская мелодика, песнопение не приемлет подобного, для нее нужен другой подход. Это не значит, что все поголовно должны углубиться в фольклор, нет! Но западный зритель не такой уж дурак, чтобы безоговорочно принять наших доморощенных "Роллингов". Он снисходительно, и даже умиленно наблюдает за всеми нашими опытами. Единственно, кого они уже давно признали - это наших джазменов, которые заставили мир говорить о русском джазе уважительно. И, главным образом, потому что он стоит на наших национальных истоках.

Вторая причина.

Стремление к большим заработкам само по себе не так уж и плохо. Но советские ВИА стремились к постоянному увеличению количества концертов, что очевидным образом сказывалось на качестве и не способствовало накоплению творческих идей. Как ни странно, но советская гастрольная система была очень рациональной и правильной: 15-20 обязательных концертов в месяц, а все остальное время репетируйте и ищите. При такой системе минимум 2 недели в месяц, каждый коллектив мог заниматься только своим творчеством, при этом гарантировано получая в 3-4 раза больше средней зарплаты по стране. Однако запах больших денег был приятней запаха большого, но бесплатного творчества. И творчество стало умирать, переходя в ремесленничество.
Павел Слободкину:
-«Машина Времени» до 79-го года была коллективом не профессиональным, а любительским. Значит, они сумели накопить тот творческий потенциал, который мы накопить не успевали, потому что каждый раз должны были работать по 30 концертов в месяц! Практически на себя у нас не оставалось времени...

Это, конечно, сущая правда, но не вся. Оправдывая, таким образом, кризис жанра, его идеологи всегда забывают сказать, что это был их собственный осознанный, сделанный без какого-то принуждения, выбор.
И в том, что профессиональные вокально-инструментальные ансамбли не смогли выдержать конкуренцию с любительскими рок-группами, вина подобной модели поведения бесспорна.

«Часовщик» - ВИА «Поющие сердца»