Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


На "Ступенях" "Мелодии".

январь 2020.

От автора.

В конце 2019 года в Гостевой нашего сайта возникло обсуждение диска Давида Тухманова и Александра Барыкина "Ступени". В ходе обсуждения я вспомнил, что проходя службу в Совесткой Армии в 1984-1986 годах в г.Комсомольск-на-Амуре, купил там этот диск и даже написал на него рецензию.
Когда я создавал этот сайт в 2005 году, то эту рецензия поместил на его страницы и с тех пор больше никогда к ней не возвращался. И вот пришло время.
Но сначала несколько слов об обстоятельствах покупки диска.

С 1980 года я работал в дискотеке. Нам катастрофически не хватало печатных материалов для подготовки музыкальных программ, и тогда я решил писать их сам. В те времена (да и раньше тоже) я посещал много различных эстрадных концертов, смотрел много эстрадных телепередач, покупал много грампластинок. И вот после каждого подобного события я писал, как бы, рецензию на него и складывал в свой архив, чтобы в дальнейшем это можно было использовать для подготовки музыкальных программ в дискотеке. Это вошло у меня в привычку и осталось до сих пор.
B вот 15 сентября в Центральном универмаге города Комсомольск-на-Амуре я купил диск "Ступени", принес его домой, прослушал и сразу написал на него рецензию, планируя использовать её в какой-нибудь ближайшей музыкальной программе.
Дело в том, что служил я офицером и по выходным работал в дискотеке судостроительного завода Комсомольска-на-Амуре. Так появилась эта рецензия.

Когда в прошлом году возникла эта тема я вспомнил об этой рецензии и дал на неё ссылку. И вот процессе обсуждения вдруг возникла странная ситуация: я купил диск 15 сентября 1985 года, а согласно данным каталога "Мелодии" (№1-1986) эта пластинка планировалась к выпуску во 2 квартале 1986 года, хотя записана была еще в 1985.
Как такое могло произойти?

Я начал разбираться и тут выяснилось, что некоторые мои убеждения относительно функционирования "Мелодии", сформировавшиеся еще в 1987 году, оказались не верными в силу недостаточности информации по этой теме.
Сегодня я попытаюсь исправить некоторые ошибки того времени. Для этого мне потребуется поэтапно изложить, как был организован процесс создания грампластинки на фирме "Мелодия".
Излогать его буду с оглядкой на диск "Ступени", ставший катализатором всего этого процесса.


Часть 1.

В начале 1984 года плановый отдел фирмы "Мелодия" уже начинал работать над плановыми показателями 1985 года. Нас будет интересовать только раздел грампластинок. Там главных показателей было три:
-план по товарной продукции- какие конкретно грампластинки быдут выпущены (соотношение новых и старых и какие именно авторы и исполнители на них попадут);
-план по валовой продукции- общее кол-во вупущенных грампластинок;
-план по реализации выпущенной продукции- на какую сумму будут проданы грампластинки.

Из сложившейся на "Мелодии" практики обьем новых дисков составлял 5% от их общего обема. Остальные 95% составляли грампластинки выпущенные по заказу торговли.
Таблица выпуска грампластинок с разбивкой по годам.

В этой таблице в последних двух колонках указано общее количество выпущенных в этом году СТОРОН ГРАМПЛАСТИНОК. Имеенно так, по количеству "сторон грампластинок" велся основной учет выпущенной продукции на ВСГ, а именно лаковых дисков- основы для выпуска виниловых грампластинок. Для каждой стороны будущего диска записывался свой лаковый диск, а всего для одного диска их записывалось два. Вот поэтому производитель лаковых дисков вел учет своей продукции по количеству "сторон грампластинок".

Если посмотреть эту таблицу, то видно, что с 1970 по 1980 год идет стабильный рост стереозаписей от 552 до 1898.
После 1980 года начались небольшие колебания вокруг цифры 1700 и провал в 1984 году -564. Это провал обсудим позже.

Таким образом, мы видим, что кол-во новых записей в общем обьеме было довольно стабильным. И позволяло легко ими оперировать для опеделения плановых показателей на следующий год.
Итак, на 1985 год было запланировано выпустить 811 стередисков (1622/2). Разбивка по кварталам примерно такая:
I -200
II -200
III-211
IV -200
Точность для нас тут не важна.

Эти данные плановый отдел спускает ниже в редакторский отдел, который должен наполнить их конкретикой. Редактора должны определить, какие именно грампластинки будут выпускаться в следующем году и в какой очередности. Все это происходит в начале 1984 года. Весь 1984 год уже расписан и последняя грампластинки из запланированных на этот год кончается индексом 21292.
Индекс -это номер грампластинки под которым она будет фигурировать в каталогах фирмы "Мелодия".
Таким образом, исходя из плановых показателей, диапазон индексов на 1985 год будет 21293-22914.

В редакторском отделе есть 10 редакторов (условно). Каждый из них получает задание подготовить к выпуску в 1985 году по 81 пластинке (условно, распределение может быть и не таким).
Дальше каждый реактор должен наполнить этот дапазон конкретными именами (авторы и исполнители).
Исходя из чего, каждый редактор наполняет свои грампластинки конкретными именами?
1. Исходя из существующей общей очереди.
2. Исходя из того, что скажет ему главный редактор.
3. Исходя из своих личных предпочтений.

20 декабря 1984 года в газете "Советская культура" генеральный директор "Мелодии" Валерий Всильевич Сухорадо рассказал, как формируются планы фирмы:
-Планы фирмы "Мелодия" формируются не по принципу личных симпатий или антипатий редакторов фирмы. В их основе - заявки и предложения республиканских министерств культуры, творческих союзов, концертнынх и общественных организаций, театральных коллективов. Все эти заявки и предложения регулярно обсуждаются на художественном совете фирмы "Мелодия", в состав которого входят видные советские деятели искусств и литературы. Председатель совета-народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии Р.Щедрин.

Таким образом создается общая очередь на выпуск грампластинок.

Исходя из всего вышеперечисленного, каждый редактор формирует список своих 81 грампластинки с уже конкретными именами, но без конкретного содержания.
Например, редактор Иван Йотко, среди прочих, запланировал на 1985 год выпуск диска с песнями Д.Тухманова.

Все редактора свои расчетные списки представляют на утверждение главному редактору. Он их редактирует, а потом утверждает.

После этого списки возвращаются к конкретным редакторам, где они видят все свои грампластинки, утвержденные к выпуску, и их очерёдность.

В соответствии с этой очередностью всем утвержденным пластинкам присваиваются индексы из линейки 21293-22914. Так уже в этот момент мы имеем привязку конкретных индексов к конкретным грампластинкам.
Например, будущая пластинка с песнями Д.Тухманова получает индекс 22621-22622 и очередность 3 квартал 1985 года.
Д.Ф. Тухманов

Часть 2.

Дальше редактора начинают наполнять свои грампластинки конкретным музыкальным материалом. Для этого они приглашают запланированных авторови/исполнителей, обговаривая с ними варианты новой пластинки и всё что с этим связано.

В некоторых случаях все магнитозаписи для будущей пластинки уже давно готовы и лежат в архиве "Мелодии", ожидая своей очереди, и в этом случае выпуск диска не требует серьезной подготовительной работы.
В других случаях, если автор/исполнитель желает что-то поменять в уже записанном материале, или, вообще, записать новый диск, то тут уже требуется серьезная подготовительная работа.
Например.
В течении 1973 года ВИА "Веселые ребята" записывали песни для своего первого гиганта. Когда их набралось достаточно, редактор пластинки встретился с руководителем ансамбля, чтобы обсудить будущую концепцию диска. Было решено, что для диска будут использованы такие-то уже записанные песни и плюс две новых. Для того, чтобы эти новые песни попали на диск их надо успеть записать до такого-то времени. Задача редактора подготовить студию к такому-то числу. Задача руководителя - в этот день предоставить свой коллектив для записи. А до этого, предоставить эти песни для утверждения их худсоветом "Мелодии".

Вернемся к диску "Ступени".
Редактор Иван Йотко в первой половине 1984 года пригласил Тухманова для обсуждения новой грампластинки. Давид Федорович предложил записать её вместе с Александром Барыкиным.
Дальше они совместными усилиями определили концепцию грампластинки и наметили дальнейшие шаги по её реализации.
Первое, что надо было сделать записать весь музыкальный материал. Сделать это можно было разными способами, но мы сначала рассмотрим вариант с ВСГ.

Всесоюзная студия грамзаписи была основным местом, где писались фонограммы для грампластинок.
Записи фонограмм на самой ВСГ происходили так.
Авторы или исполнители (или все вместе) приносили свои новые произведения редакторам "Мелодии", те отбирали понравившиеся и оформляли на них заявки на запись. Эти заявки попадали сначала на худсовет Мелодии. В назначенное время авторы/исполнители прибывали на этот худсовет, где показывали свои произведения в живом исполнении (либо исполняли сами под ф-но, либо приводили с собой исполнителя). Если худсовет принимал материал, то на основании этого редактора уже оформляли наряд на запись фонограммы.
Если автор еще не решил, кто будет исполнять его произведение, то редактор мог посоветовать ему исполнителя и договориться с ним о записи.
Таким образом в этом случае худсовет не всегда слышал окончательный вариант будущей песни.
С нарядом на запись автор/исполнитель приезжал в назначенное время на ВСГ, где и записывал свою фонограмму, которая после этого становилась доступной его редактору для включению в будущую грампластинки, без прохождения повторного худсовета.

Кроме самой ВСГ существовали еще разные студии, где могли писать фонограммы. Однако все они потом попадали на ВСГ, где только пройдя худсовет, становились доступны редакторам фирмы для включения их в будущие грампластинки. И вот в этом случае худсовет прослушивал уже готовые фонограммы.
Принятые худсоветом фонограммы редактора могли использовать для подготовки будущих дисков.

Из фонограмм, выбранных редакторами для включения в новую грампластинку, сначала надо было сформировать в необходимой последовательности будущую "сторону грампластинки". Для этого оператор звукозаписи ВСГ получает наряд на запись двух магнитных фонограмм для каждой из сторон будущей пластинки.
Для чего это делается?
Дело в том, что фонограммы для будущей грампластинки могут писаться в разное время и существать на разных катушках.
Исходя из этого, звукооператор ВСГ, получив в архиве мастер- ленты будущей грампластинки, пишет две отдельных катушки для каждой из сторон будущего диска в последовательности указанной в формуляре этой грампластинки. После записи он сдает в архив две новых катушки, на которые наноситься индекс будущей стороны диска. В нашем случае 22621 и 22622.

Часть 3.

В соответствии с запланированной очередностью выхода грампластинки, звукорежиссеры отдела механической звукозаписи получают в архиве готовые фонограммы и с их помощью записывают по два лаковых диска (ЛД) для каждой будущей грампластинки. На каждый из них наносят индекс, записанный на катушке с этой фонограммой.


Эти ЛД отправляют на завод грампластинок, где с их помощью печатают диски, которые затем завод отправляет в Дома грампластинок (ДГП). А уж они-то дальше распределяют их по магазинам.

Итак, обобщим весь процесс создания грампластинки в зоне отвественноти одного редактора и, вероятные, сроки:
1. Формирование документации для будущей грампластинки занимает 6 месяцев.
2. Запись фонограмм и лакового диска для будущей грампластинки занимает 6 месяцев.
3. Иготовление грампластинки на заводе и поставка её в ДГП занимает 6 месяцев.
Такие большие сроки образуются в следствии того, что каждый редактор работает одновременно над большим числом дисков.

Вернемся к диску "Ступени"и попытаемся реконструировать события, связанные с его появлением в торговой сети в 3 квартале 1985 года.

Вполне допускаю, что эта грампластинка планировалась к выходу ещё раньше: на 1 или 2 кв. 1985 года. Соответственно запись её фонограммы должна была состояться до конца 1984 года.
Скорее всего, так бы и произошло, если бы дуэт Тухманов-Сашко продолжал работать. Но к этому времени он уже прекратил своё существование, и Давид Федорович утратил административный ресурс, поскольку этим всегда занималась Т.Сашко.

По этой причине записать вовремя фонограммы на "Мелодии" не удалось. И вот тогда А.Барыкин нашел вариант сделать это на ТВ.
Запись осуществлял звукорежиссер Телевизионного технического центра «Останкино» ЛАЗАРЕВ Георгий Борисович. Почти сразу после записи фонограмм для этого диска он уходит с ТВ и переходит в Москонцерт.
Уж, не к Барыкину ли?
Георгий Борисович Лазарев.

Запись фонограмм диска завершилась в 1 квартала 1985. Полученную фонограмму редактор И.Йотко предоставил худсовету "Мелодии", который её принял в том же 1 квартале 1985 года.
Таким образом, основываясь на приведенной выше технологии изготовления грампластинки, этот диск попал в торговую сеть в 3 кв. 1985 года.

Теперь нам надо уяснить две важных даты.

1.Что означают данные из приведенной выше таблицы выпуска грампластинок с разбивкой по годам?
Например, наш диапазон 21293-22914 относящийся к 1985 году?


Он означает только то, что все лаковые диски, входящие в этот диапазон, были записаны в 1985 году и переданы на заводы грампластинок.

Можно ли определить в каком месяце или квартале этого года была сделана конкретная запись?
Только очень приблизительно.
Пропорционально разделив все записи на год, можно предположить, в какой месяц/квартал была сделана та или иная запись. Но процесс записи фонограмм не был линейным и очень зависел от многих обьективных и субьективных причин.
Так например, в каталоге "Мелодия" №1-1983 года (новые грампластинки на 2 кв. 1983) присутствуют одновременно грампластинки ВИА "Лейся, песня" (17149) и грампластинки группы "Зодиак" 18365, хотя между ними было записано еще более 600 дисков.

Из-за чего такое могло произойти?
Возможен такой случай: кто-то из редакторов не успевает к сроку подготовить все материалы для будующего диска, запланированного к выпуску в 1 квартале нового года. Но кто-то другой (или даже он сам) уже подготовил материалы для другого диска, запланированного к выпуску позже. В этом случае Главный редактор своей властью может поменять выпуск этих грампластинок местами.

При этом, когда конкретно эта грампластинки была изготовлена на заводе и тем более, когда попала в торговлю, определить на основании этих данных невозможно.

2.Что означает присутствие конкретной грампластинки в каталоге-бюллетне новых грампластинк фирмы "Мелодия"?

Раньше я считал, что первые небольшие тиражи новой пластинки попадали в магазины, и там на основании их востребованности, определяли потребное кол-во экземпляров для продажи в конкретной трговой точке. Эти заказы отправлялись на Мелодию, где суммировались, а затем печатались и отправлялись в адрес Заказчика.
Таким образом, появление диска в каталоге новых пластинк "Мелодии" на (к примеру) 2 квартал 1986 года, означает, что в этом квартале этот диск выйдет ПЕРВЫМ тиражом на одном из заводов фирмы.

Однако в реальности всё было не совсем так.
Первый тираж новой грампластинки (5-30 млн.экз.) отправлялся в Дома Грампластинок по всей стране. А они уже распределали его в торговые сети свего региона.
Как шло это распределение, можно только догадываться. Но сами эти первые тиражи почти не влияли на заказы торговли, поскольку не все из 40 000 торговых точек могли получить хоть какую-то часть этого первого тиража.
Скорее всего, их получали только крупные магазины страны.
Ежеквартальный тематический каталог новых дисков "Мелодии" для заказа магазинами на 2 кв. 1975 года.
Сдан в набор 18.09.1974, а подписан к печати 28.11.1974.

Это хорошо знали на "Мелодии". И потому, специально для торговли "Мелодия" ежеквартально выпускала тематические каталоги, где было порядка 800 наименований грампластинок из общего каталога фирмы. Вот на основании этих каталогов и заказывались грампластинки для торговли.
Таким образом, даже если в какой-то магазин поступала какая-то новая грампластинка, то заказать её повторно этот магазин сможет только, когда этот диск попадет в тематический каталог и станет доступной для заказа. То есть, не раньше, чем через полгода.
Так формировался дефицит новых записей.

Отсюда следует вывод, что присутствие конкретной грампластинки в каталоге-бюллетне новых грампластинк фирмы "Мелодия" означает, что эта грампластинка УЖЕ вышла ранее ПЕРВЫМ тиражом и попала в торговые точки страны.
А сам по себе этот каталог был основанием для заказа её повторного тиража.

Каталог- бюллетень новых дисков "Мелодии" №1-1980.
Раньше я не понимал до конца, что обзначает эта надпись в каталогах "Мелодии".

Таким образом, каталог "Мелодии" по новым пластинкам отражал реальность с полугодовым опазданием. Как минимум!

Почему так получалось?
Потому что, после выхода первого тиража нового диска, в следующем квартале "Мелодия" готовит очередной каталог "Новые пластинки" и в следующем за ним квартале разошлет его по магазинам, которые в течении того же квартала должны будут сделать заказ на неё, и только, начиная с треьего квартала, считая от выхода первого тиража, смогут эту грампластинку получить. И то, лишь в том случае, если сумарный обьем заказа на неё превысит 500 штук. Это минимальная узаконенная норма для печатания дисков на заводах "Мелодии". В некоторых случаях сами заводы по отдельным позициям снижали эту норму до 200 штук.
Но это были исключения.

Вернемся, к диску "Ступени".
Итак, какая-то часть первого тиража этого диска через Дальневосточный Дом грампластинок попала в сентябре 1985 года в центральный универмаг в Комсомольске-на-Амуре, где я её и купил.
В 1 квартале 1986 года она попала в очередной каталог "Мелодии" (№1-1986) и стала доступной для заказа, а со второго квартала 1986 года её повторный тираж стал появляться в магазинах страны.

Послесловие.

Теперь хочу остановится на двух моментах применительно к диску "Ступени", который озвучил один из посетителей Гостевой под ником "Чужой".

1./Все бы так, только магнитоальбом вышел почти на год раньше пластинки и в нем другой порядок песен. Отсюда вся концептуальность от И.Кохановского, на пластинке, получается притянутой за уши. Нет ее там. Есть отличные песни. Остальное - домыслы./

Фонограммы для него записывались в Телевизионном техническом центре «Останкино» в начале 1985 года. Как обычно, для будущей грампластинки пишется больше песен, чем вмещает грампластинки. Это на тот случай, если в процессе подготовки диска потребуются какие-то корректировки.
Предположу, что именно из ТТЦ «Останкино» расширенная фонограмма будущего диска ушла в студии звукозаписи задолго до появления диска "Ступени".
Фонограмма ушла вся целиком. И потому магнитоальбом вышел без всякой идеи, как есть. В отличии от пластинки, где редактор и авторы пытались придать ей какую-то концепцию.
К примеру, легко понять, почему на него не попала песня "Чили" (абсолютно проходимая через любой худсовет).
Зачем эта песня на диске "про любовь"?
Я думаю, что передать фонограмму "налево" могли и звукорежиссер и сам Барыкин. В 1983 году, работая в дискотеке нашего ДК, где готовились выступать "Красные маки" и "Карнавал", я подошел к Барыкину и попросил у него разрешения записать с пульта их концерт. Это была обычная наша практика и отказов, как правило, не было. Но в этот раз Александр сказал примерно так:
-Зачем вам это записывать? Я могу предоставить вам любые записи советских артистов по цене 15 рублей за катушку (525 м).
Я несколько оторопел и сказал, что мы подумаем, и поскольку наличных денег у нас на руках не было, то мы ничего и не купили.
И записать концерт не удалось.

2./Поставив пластинку "Ступени" на иглу в результате прослушивания получил еще один шок. В некоторых песнях пропадали высокие частоты, а через некоторое время появлялись. Такое происходит, когда головка магнитофона забивается грязью, а потом грязь отлетает. И ЭТО ЗАПИСАЛИ НА ПЛАСТИНКУ!!!! Теперь я знаю, что на всех изданиях разных заводов присутствует этот эффект, а значит так коряво записали изначально на МОЗГ-е./

Думаю, что это случилось, как раз, при записи оператором катушек для каждой стороны этого диска. Конечно, он должен контролировать качество своих записей в процессе их создания, но, ему приходится ведь записывать за раз несколько фонограмм и внимательно отследить все нюансы сложно. Да и человеческий фактор тут играет большую роль.
Вероятно, оператор просто не услышал эти моменты ( временное пропадание высоких частот). А как только он сдал эти записи в архив, они стали эталоном для записи всех последующих лаковых дисков этой грампластинки. И брак пошел дальше.
Звукорежиссер, записывающий лаковый диск, тоже должен контролировать качество записи, но и тут всякое бывает. Дальше уже готовую грампластинку выборочно проверяет ОТК, но и тут не заметили.

Вообще-то, надо сказать, что на "Мелодии" была разработана довольно эффективная система предотвращения брака. Как минимум пять раз, до появления отпрессованной пластинки, записанные фонограммы и матрицы обязаны были прослушать ЦЕЛИКОМ от начала до конца люди, которые их создавали. В данном случае, если брак все-таки попал на грампластинку, то это может свидетельствовать только о том, что производственная дисциплина на фирме "Мелодия" серьезно упала. А начавшаяся перестройка не способствовала преодалению этого порока.
Скорее наоборот.

И вот теперь пришла пора рассказать о том, почему в 1984 году "Мелодия" выпустила новых грампластинки в три раза меньше, чем обычно.
В 1983 году комиссии Гостстандарта СССР и госторгинспекции РСФСР проверили два основных завода фирмы Апрелевский и МОЗ "Грамзапись". По результатам этой проверки обоим заводам было запрещено на время выпускать грампластинки. А поскольку к тому времени МОЗГ был основным изготовителем лаковых дисков для всех других заводов, то возможность выпуска новых дисков в 1984 году значительно снизалась. Зато в результате этой проверки в 1984 году на АЗГ была запущена новая линия высокопроизводительных прессов-автоматов и полуавтоматов. Были предприняты и другие меры по повышению качества грампластинки.
Таким образом, качество выпускаемых дисков в середине 80-х было серьезной проблемой фирмы "Мелодия".