Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


"Теория" и практика "Мелодии".

март 2021

1

От автора.

Фирма "Мелодия" не устает нас удивлять интересными событиями из своей богатой истории.
В сентябре 2013 года Валера Сухарев, прислал мне Дискографию ВИА Акварели", где в примечании к их второму гиганту (С60-10903-4) 1978 года, сделал такую приписку:
-На пластинке и конверте написано:
- «Теория» (Т. Ефимов – Н. Олев)
фактически на пластинке:
- «День рождения» (А. Тартаковский).
Тогда я не обратил на это внимание, но несколько позже получил письмо от Теодора Ефимова, где он рассказал подробно об этом случае.
Ну, рассказал и рассказал, я посчитал это обычным делом и забыл про это.
Недавно я снова просматривал дискографию ВИА "Акварели", наткнулся на это примечание, вспомнил рассказ Ефимова, и мне стало интересно покопаться в этом событии. Ничего подобного раньше мне встречать не приходилось.
И вот что из этого вышло.


Для начала изложу то, что было известно точно.
Изначально имелась пластинка (С60-10903-4) Ленинградского завода грамзаписи (ЛЗГ) , где среди прочих была указана песня "Теория" (Т. Ефимов-Н.Олев).

Однако в действительности, по сообщениям некоторых владельцев этого диска, на этом диске песня "Теория" отсутствует. Вместо неё на диске записана инструментальная пьеса «День рождения» (А. Тартаковский).
Существуют другие варианты этой же пластинки разных заводов (в том числе и ЛЗГ), где песня "Теория" отсутствует, а вместо неё указана, как раз, пьеса «День рождения». И что удивительно, на них стоит тот же индекс (С60-10903-4).
Хотя обычно, в таких случаях, когда меняется перечень песен, записывают новую матрицу с новым номером. А тут, почему-то, так не поступили.

Сначала я подумал, что вероятность того, что этот диск с песней "Теория" всё-таки выходил, существует. Однако, никаких фактов подтверждающих это, я не нашел.
Тогда у меня возникла мысль, что первооснова этой пластинки (лаковый диск), всё-таки, была записана с песней "Теория". Но потом в процессе создания матриц на заводе случился брак и потребовалась повторно записывать новый лаковый диск (в Москве).
Вот как подобная вероятность изложена в статье "Пластинка сходит с матрицы" в советском журнале "Наука и жизнь"(1984):

... в ванну с электролитом помещают первый оригинал и с него снимают второй оригинал, теперь уже позитивный. Это, собственно, настоящая пластинка, только из металла. Ставь на проигрыватель и слушай. И её действительно ставят на высококачественный проигрыватель, и контролер внимательно прослушивает её от начала до конца. Первый слуховой контроль при производстве пластинок - контроль самый важный. Решается судьба оригинала! Если оригинал не получился, а это в производстве бывает, то студия заново записывает лаковый диск.

По какой-то причине в этот момент песни "Теория" в архиве не оказалось и чтобы не задерживать тираж, её заменили на пьесу "День рождения". Новый лаковый диск, с измененным перечнем песен, получил тот же индекс 10903, потому что по старому не напечатали ни одной грампластинки.
Однако, это предположение имело и слабые места. В частности, оно не обясняло почему, изменив состав песен на матрице, не изменили его на конверте. Предположение, что было решено использовать уже напечатанные к тому времени конверты (чтобы не пропали) выглядело маловероятным.

И вот, во время обсуждения этого случая в Гостевой нашего сайта, один из посетителей (Александр Л) предложил свою версию этого события:

-У меня только одно объяснение этой загадки. На диске должна была быть действительно песня "Теория", как запланировано. Но на матрицу попала "случайно" мелодия Тартаковского, перепутали. Когда разобрались, часть тиража уже была изготовлена, а потом уже не стали останавливать производство, а продолжили печатать пятаки и конверты с реально попавшим на пластинку произведением.

Главная мысль этой теории- в основе всей путаницы лежит человеческая ошибка. Я проследил всю цепочку реальных событий, которые могла привести к этой ошибке, и, мне кажется, что было именно так.

Продолжение