Радиостанция Юность

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Счастливый билет на свободное Радио.

(март 2023).

2

Выезная бригада радиостанции "Юность" в поездке по Сибири (г.Тобольск).

-Я читал разные воспоминаний ваших коллег с "Юности" Натальи Киселевой, Максима Кусургашева… Они там они почти не упоминают эстрадные программы радио...

Это понятно. Они занимались серьезной работой, а это считалось не серьезным. У нас был отдел комсомольской жизни и отдел художественного воспитания. В последнем были и классическая музыка и легкая. Отдельно эстрады не было. Она входила в отдел художественного воспитания.

-Как возникла передача «Лейся песня»?

Музыкального образования у меня нет, но мне нравилась современная музыка. Мы с Леней Азархом были такими выдумщиками и вот придумали такую программу, по названию известной советской песни «Лейся песня на просторе, не скучай не плач жена…» из фильма «Семеро смелых». Такая красивая духоподъёмная песня. Вот мы и взяли строчку из этой песни для своей программы.
Мы были придумщиками этой программы, а музыкальный ряд в ней оформляли наши музыкальные редактора: Ирочка Зинкина, Рудик Мануков, потом Галя Ярошенко, Таня Бодрова… Много-много замечательных людей, которые были музыкальными оформителями. К тому же нам нравилась западная музыка, которую мы пытались пропагандировать вопреки желанию руководства…

-А когда появилась передача «Лейся песня»?

Я попробую на работе поискать в архиве, чтобы сказать точно.

(через несколько дней)

Мы целый день искали... У меня есть коллега, которая всегда находит всё в архиве, но в этот раз ничего найти не удалось.
У нас вообще сложные отношения с федеральным фондом. За каждую запрошенную запись, был момент, когда нам приходилось платить. Потом это, вроде как, прекратилось...
Но архив находится в плачевном состоянии. Там ничего найти нельзя. У кого хватило соображений оставить что-то у себя, а не сдавать в архив, вот у тех что-то осталось... У меня много было всего ... У меня были литературные программы... И те не могу найти.
Мне очень жаль, что я не могу вам помочь... Я думаю, что это был год 1975-76...

-Мне кажется, что это было раньше. Я сам записывал её с 1972 года, когда мне родители купили магнитофон. Возможно, что она появилась и раньше. Например, в 1971 году. Хорошо помню эту программы, вероятно, начал 1975 года. В ней участвовал Павел Слободкин. Он представлял первый диск-гигант «Любовь- огромная страна» ВИА «Веселые ребята», который готовился к выходу. Передачу вели вы с Азархом и в ней прозвучали несколько песен из этой пластинки. А вот закончила выходить эта программа либо в начале 1976 года, либо в конце 1975. А почему передача перестала выходить?

Что касается 1971 года, то тут я очень сомневаюсь. Мне кажется, что началась она позже. Передачу со Слобокиным, я помню. Тогда мы сделали ему, как сейчас бы сказали, хороший пиар.
Почему она перестала выходить? Потому что всему на свете приходит конец. Бывают, конечно, программы –долгожители, типа, «Встречи с песней» покойного Виктора Татарского. Но всему приходит конец и её сменила программа «Трижды три». Нам все время хотелось идти вперед.

(Программа выходила с 1972 по 1973 годы -прим. автора.)

-Ваши музыкальные редактора числились в составе радиостанции «Юность» или они были в составе Главной музыкальной редакции ГТР?

Нет, это были именно наши редакторы.

-Вы были знакомы с Онегиным Гаджикасимовым или Анатолием Гороховым?

С Онегиной да, шапочно, с Гороховым нет.

-Вы знаете, из-за чего у Онегина начались проблемы на Радио?

Нет.

-Среди музыкальных редакторов ГТР было несколько человек, которые по совместительству являлись композиторами и поэтами. Они писали песни, а потом пользуясь своим служебным положением пристраивали эти свои песни в эфир. В конечном итоге это влилось в крупный скандал, и эти музыкальные редактора были наказаны. Коснулось ли подобное музыкальных редакторов «Юности»?

Нет. Рудик Мануков писал песни, но они были вполне качественные, и звучали в программах «Юности» без скандалов. А кроме него композиторов у нас и не было.

-А Андрей Зубков?

Он в «Юности» песен не писал, когда я там работала. Начал позднее.

-А из-за чего Мануков ушел от вас?

К сожалению, этого уже и не помню. Он человек непростой, художник…

Радиостанция «Юность», наряду с отделом сатиры и юмора Всесоюзного радио, был местом притяжения молодых, талантливых и дерзких… Композиторы и поэты приходили к нам свои произведения (к нам даже больше) в 247 комнату на Пятницкой. Это была огромная комната, бывшая студия, где стояло старенькое коричневое пианино, на котором игрались все, ставшие потом популярными, песни. Приходили к нам и Аля Пахмутова и Адик Тухманов и Шаинский… Это всё были наши друзья… Вспоминая и слезы наворачиваются…
На конкурсе комсомольской песни в Белоруссии.
А.Н. Пахмутова, Наталья Бехтина и народная артистка СССР Тамара Чабан.
Год 1979-81.

Так шла наша бурная музыкальная жизнь. Еще у нас была такая программы (это уже не мы с Леней делали) «Запишите на ваши магнитофоны». Там передавали всякую модную западную музыку.
Потом появилась музыкальная программа «Для тех, кто не спит», она после полуночи начиналась. Я её делала. Что характерно и важно, мы сами вели свои программы.
И потом, когда мы делали программу для студенческих строительных отрядов и для строителей БАМа. Когда мы сочиняли свои научные викторины, писали радиоспектакли, к нам приходили известные артисты: Олег Ефремов, вахтанговцы, Витя Павлов, Юрий Каюров, Татьяна Доронина, Олег Табаков…
Надо сказать, что музыкальные программы никогда не были моим основным занятием. Это уж так, мы с Леней Азархом развлекались.

-Расскажите о Леониде Азархе?

«Оптимист, смешливый весельчак, талантливый представитель старой школы, ещё той - порядочной и образованной журналистики. Замечательный, светлый человек. Мне посчастливилось быть его режиссёром, бороздить вместе с ним прямые и «кривые» эфиры на волне радиостанции «Юность» в «перестроечное» время, помните, было такое? С 1987 по 1990 год мы будили по утрам весь наш, в то время ещё советский народ, позывными «Молодёжного канала», выходившего в прямой радиоэфир с 6 часов до 10 утра каждый божий день.
Несмотря на разницу в возрасте, он заставлял всех молодых сотрудников нашей редакции называть его по имени и на «ты». Работать в прямом эфире с ним в паре было легко и спокойно. Журналист Леонид Азарх был одинаково талантлив как спортивный, так и политический комментатор, автор сотен, если не тысяч «Полевых почт», «Вечерних курьеров», информационных, развлекательно- познавательных, просветительских программ.
И всё это на высочайшем профессиональном уровне. Было.
Таких ведущих в радиоэфире теперь днем с огнём. Да и порядочных, как он, в профессиональной журналистике стало гораздо меньше.»
Так написал о Лене наш товарищ, известный режиссёр документального кино и наш коллега в «Юности» Виталий Максимов.
От себя добавлю только, что был он моим лучшим другом с 1965 года, постоянным соавтором…
1988 год.
Обсуждение эфира "Молодежного канала":
Леня Сергеев, Олег Гробовников, Леня Азарх, Владимир Поволяев, я и сбоку неизвестная тетя, по- моему пришла за интервью.


Окончание