Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Галина Стельмах (ГС), Валерий Колпаков (ВК).

Чем нам сложнее, тем мы становимся сильнее.

май 2016.
1

В жестоком мире профессионального спорта вообще и российского в частности, редки случаи, когда тренер, переходя из команды в команду, остается уважаемым человеком, в болельщицкой среде своей бывшей комнды, а уж тем более всего российского футбола. Таков Валерий Кузьмич Непомнящий. Есть в этом человеке что-то такое настоящее, не показушное, без сегодняшних дешовых понтов и выдуманных свершений. Его суждения о футболе авторитетны и убедительны, а его рассуждения о жизни мудры и доходчивы. Так бывает, когда эти два понятия становятся для человека не разделимы.
Валерий Колпаков

Валерий Непомнящий и Галина Стельмах.

ГС:
-Автор сайта «Вокально-инструментальная эра» Валерий Колпаков в преамбуле интервью о спорте с Юрием Петерсоном написал:
«Спорт по своему воздействию на зрителей, чем-то сродни музыке. И то, и другое явление похожим образом воздействуют на человеческие эмоции и легко могут вызывать и восторг, и отчаяние.
В этом плане среди всех спортивных дисциплин футбол вне конкуренции…»
Насколько Вы согласны с этим утверждением?


Абсолютно согласен. Действительно, и музыка, и спорт, в частности футбол, могут у людей разные эмоции вызывать. Кстати, одно и то же действие может у разных людей вызывать совершенно противоположные эмоции. Одна и та же команда у их болельщиков вызывает радость, а у болельщиков другой команды – наоборот. То же бывает и по отношению к артистам. У каждого есть как преданные поклонники, так и ярые противники.
Так что я согласен полностью с этим утверждением.

ГС:
-Кроме талантов спортивных, природа не поскупилась для Вас и на музыкальные способности. Расскажите о музыке в Вашей жизни?


Ну, насчёт именно спортивных способностей я бы тоже поспорил. Моя спортивная карьера из-за травмы была очень короткой. Но если в спорте я всё-таки чего – то достиг, то при всей моей любви к музыке, себя в ней я могу назвать только ремесленником. Импровизаций в моём исполнении никогда не было, творить не мог, играл строго по нотам. Да, мне говорили, что звучание было неплохое, но это было так давно.
Валерий Непомнящий.

ГС:
Валерий Кузьмич, во второй половине 60-х годов в музыкальную жизнь страны стремительно ворвались вокально –инструментальные ансамбли. Привлекало ли их творчество Ваше внимание?


Ну, конечно: и «Самоцветы», и «Пламя», и «Цветы» и многие другие подобные коллективы – это всё замечательные ансамбли, но для меня, конечно, особняком стоят «Песняры». «Песняры» -это запредельная классика, у них особенное звучание, которого больше ни у кого не было.
У «Самоцветов», по-моему основной возрастной ценз был от 18 до 30 лет, так мне кажется.
Очень нравились «Орэра» - их многоголосье.
А так я никогда не отказывался ни от одной из групп. Когда появлялись новые удачные песни - слушал всё, но явных приоритетов не было.

ГС:
-Знаменитый бывший футболист, а ныне спортивный журналист Евгений Ловчев, говорил, что первый состав 1971 – 1975 г.г. ВИА «Самоцветы» на эстраде, как клуб «Спартак» в футболе – народная команда. А как Вы думаете?


Точно – точно. Согласен с этим.

ГС:
-Валерий Кузьмич, а Вам приходилось бывать на живых концертах вокально -инструментальных ансамблей?


Почти нет. В 60-е и 70-е я жил в Ашхабаде, был от них далеко. Однажды удалось побывать на концерте «Машины времени». Они играли на ашхабадском стадионе, а я там работал в то время.

ГС:
-В период своего студенчества вы участвовали в самодеятельности. Тогда художественная самодеятельность была на очень высоком уровне и развивалась повсеместно. Расскажите о своём участии в культурной жизни вуза, в котором Вы учились?


Я бы хотел начать ещё со школы. Тогда была очень популярна духовая музыка и участие в духовых оркестрах. Я играл на трубе и принимал участие в праздниках: таких как 7 ноября, 1 мая. Очень запомнилось, как играли на выборах. Это в моём понимании была классика жанра. А что касается эстрады, то в 9 классе я начал играть в инструментальном ансамбле, который играл и на танцах в том числе. Это то, что потом стало называться дискотеками. Там я уже зарабатывал деньги, так что, как бы, мог считаться профессионалом.
Когда я уже учился в Ашхабадском университете, то там был духовой оркестр, который должен был официально представлять институт на демонстрациях и парадах различных. Но кроме этого, был и вокально –инструментальный ансамбль, очень солидный: пять труб, пять саксов, два тромбона.

ВК:
-Что за репертуар был у этого ВИА? Исполняли ли они западные вещи?


Как и положено в конце 60-х ансамбли развивались, но чтобы в глубинке, в Средней Азии западные вещи – нет. Только произведения советских композиторов. Чтобы группа «Битлз» - это было исключено.
Мне, правда, не очень много удалось поучаствовать в этом ВИА. Через год я был призван в армию, и моя музыкальная карьера закатилась. В армии уже не играл на музыкальных инструментах, а только играл в футбол. После армии меня Полина заставила участвовать в музыкальной группе.
Валерий Непомнящий.

ГС:
-Валерий Кузьмич, Вашей жены, Полины Павловны, уже больше двух лет нет среди нас. Все, кто, хотя бы, немного был с ней знаком, вспоминают её как очень доброго, светлого, радушного, понимающего человека. Познакомил вас, опять же, студенческий творческий коллектив. Расскажите об этом?


Она была руководителем студенческого театра и отвечала за проведение разных творческих конкурсов между факультетами. У нашего факультета физвоспитания были всегда конкурентами иняз и физмат. В музыке мы их превосходили, в том числе и потому, что активно участвовала Полина Павловна. Она, с одной стороны, отвечала за весь институт, а с другой стороны, за наш факультет и была солисткой нашей группы. У меня был друг, комсорг факультета, и ему дали задание, чтобы на конкурсе мы заняли первое место. Она солировала на конкурсе, и, действительно, принесла нам это первое место.

ГС:
-Что исполняли на конкурсе?


Полина пела две песни: «Скоро осень, за окнами август» и «Билет в детство». Помнишь такую песню?

ГС:
-Да, помню. Она из репертуара Эдиты Пьехи. Удивительно, как Вы это помните. Столько лет прошло.


Помню, потому что это было очень важно. Ведь это тогда начались наши отношения. Полина очень активно выполняла свою общественную работу. Она, в том числе, помогала ребятам доставать микрофоны, шнуры, аппаратуру. Чтобы гитары звучали, много чего нужно. Она была человеком с большим обаянием, умела договариваться с людьми.
Моего друга Мишу Шеховцова Полина упросила надавить на меня, чтобы я вернулся в оркестр в факультетскую самодеятельность и играл на этом конкурсе.

ГС:
-Ваши друзья юности остаются друзьями до сих пор. Я помню, что Михаил Шеховцов сидел на Вашем юбилее рядом с нами. Очень интересный и позитивный человек.
Валерий Кузьмич, а Вы можете вспомнить песни, которые были популярны во времена вашего студенчества?


Мои студенческие годы пришлись на начало 60-х, тогда существовало понятие «стиляга». К нам пробивалась западная музыка, мы ловили её из «вражеских голосов».
Валерий Непомнящий.

Более того, на мой первый магнитофон, который у меня появился где – то в 59 – 60 году я пытался записывать музыкальные программы радиостанций «Голос Америки», Радио «Свобода» через микрофон. Тогда не было ещё возможности подключаться, получалось ужасное звучание, но слушали и это.
Ещё в 60-е годы был, если можно так выразиться в больших кавычках, «разгул» популярной музыки у нас в стране, когда было много песен на стихи таких поэтов, как Евтушенко, Рождественский, Добронравов и многих других. Это были не просто поэты - песенники, а поэты с Большой буквы. Очень было много песен и патриотических, и романтических, и любовной лирики много звучало. Были такие радиопередачи как «С добрым утром», которые слушала вся страна и песни, прозвучавшие там, сразу становились популярными.
А если говорить о более раннем времени, то когда были две-три программы на радио, а телевизоров ещё не было, то оттуда звучала классическая музыка постоянно.Это было серьёзным воспитанием музыкального вкуса. В фильме тех лет «Приходите завтра» о Фросе Бурлаковой, как раз показано,что человек из глубинки, ничего не зная об авторах, знал классику.
Сейчас времена меняются и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.

ВК:
-Скажите эти Поэты повлияли на тот факт, что для нас и сегодня очень важна поэтическая составляющая в песне (в отличие от западной поп-музыки, где музыка важнее слов) или это русским людям присуще было всегда?


Конечно, я теперь, видимо, от старости без кавычек, когда слушаю современные песни, то поэзии совершенно не ощущаю. Теперь она там отсутствует напрочь. Для меня важно, что в те времена тексты определяли песню. Что такое песня в моём понимании ?! В моём понимании это признание в любви к женщине, к Родине, к чему-то дорогому и важному, и если там нет поэзии, песня не состоится.
Я понимаю, что на Западе важна сама мелодия, музыка – это то, чего не хватало нам в мои времена. Мы понятие о звуке вообще не имели. Мы должны были грамотно построить аккорды, но чтобы звучание какое-то сделать… У нас не было ни аппаратуры, ни самого понятия. Поэтому мы сильно расходились с западными ансамблями. Потом к нам пришла эта культура звука, со временем, но это не исключает чтобы в музыке и тексте было единение. Я всё – таки считаю, что если мы говорим о песне, то она должна быть качественной в поэтическом смысле и раньше, и сейчас.

ГС:
-Сейчас существует множество всяческих звуковоспроизводящих устройств, гаджетов и т.д. У нас в Москве люди, в особенности молодые, слушают их, носят везде с собой, не замечая ничего, что делается вокруг. Во времена даже моей молодости, а тем более вашей, молодёжь ходили с гитарами, играли на музыкальных инструментах, стремились сами заниматься творчеством, а не только потреблять. Это очень объединяло, помогало дружбе, общению. Может ли это как-то вернуться в нашу жизнь? У человечества очень большая тяга к творчеству. Очень популярны ретро – программы. Особенно это заметно в новогодние праздники.


Это несколько неожиданный поворот в нашем разговоре. Сейчас объясню чему я удивился. Большая часть жизни в последние годы у меня проходила в Томске. Здесь у меня много друзей, часто приходилось бывать на разных посиделках, праздниках, в том числе и в семейном кругу. Должен сказать, с удивлением воспринимаешь, что здесь люди поют. Поют, в отличие, скажем от Москвы. Я не могу судить о всей России, но если сравнивать Москву и Томск, то в Томске поют не от того, что просто перепились, а от того что так принято, что в этом есть душевная потребность. У томичей очень популярно караоке, то есть для участия надо занимать очередь в ресторанах, клубах, выкупать это время.
Может, в техническом плане Москва и впереди шагает, но вот эта, условно говоря, «отсталость» мне очень приятна, потому что пение, действительно объединяет людей. Это сто процентов, ведь люди в это время на одной волне, на одной тональности находятся, поэтому я абсолютно согласен с тем, что сейчас, в отличие от прежнего времени, мы что-то упустили. И абсолютно точно подмечено, что в Новый год у ретро программ самый большой рейтинг. Это говорит само за себя.

ГС:
-За длинную тренерскую карьеру Вам пришлось поработать во многих странах: Камеруне, Турции, Корее, Китае, Японии, Узбекистане. Какое место музыка занимала в жизни команд, которые вы тренировали?


Скажу так: в Африке я впервые увидел, что ребята ходят в наушниках. Это был 1988 год. Как ни странно, каждая африканская страна в музыкальных предпочтениях очень отличается, хотя в нашем понимании они все одинаковые. Колониальное влияние имеет большое значение.
Камерун – влияние Франции. Мирей Матье – нет, но, например, Ванесса Паради. Я познакомился с ней, когда ей было 16 лет. Было такое шапочное знакомство, когда мы были на сборах в Бордо, попали на концерт, где она исполняла две песни. Нашу сборную пригласили за кулисы и там мы знакомились и общались с артистами.
Валерий Непомнящий.

Если это Нигерия, то там англичане - «Битлз», само-собой.Но в то же время развита и своя музыка. И как ни удивительно, камерунцы предпочитали музыку Заира. Есть там такая страна Заир, и музыка немного отличается по звучанию и по ритму от Камерунской, и молодёжь больше слушала ту музыку. Сам я не очень признавал их африканскую классику, их ритмы. Мне они не были созвучны.
А что касается Кореи, Китая, Японии, то там уже влияние наше и американское было очень сильно.

ГС:
-То есть, они и нашу музыку тоже слушали?


Ещё как. Например, в Южной Корее песня «Журавли» в исполнении Иосифа Кобзона, чуть ли не гимном являлась. Японцы очень любят нашу инструментальную музыку а-ля классика. Они говорят, что звучание нашей музыки очень похоже на японское: и ритмы, и многоголосие.
Был в мое время в Москве японский ансамбль «Черные утки», очень популярный вокальный квартет. Тебе это может даже и неизвестно, а я их тогда видел. А потом, когда мы их в Японии стали слушать, они исполняли и русские песни.
Продолжение