Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Валерий Сауткин:
-Что просит большинство народа, то и получает.

(февраль 2013)
2


2."Аракс".

-Как складывалась Ваша жизнь в начале 70-х?

Я отошел от участия в группе. Меня в 72-ом «поперли» из Института высоких температур за диссидентство.
Много чего мне вменялось. Связи с французами, с которыми я задружился на рок-концертах. Связи с диссидентом Гершуни, который мне привозил всякую литературу. Художники Боря Ефимов и Володя Кузнецов написали проект новой конституции нашей страны. Наряду с другими, я тоже подписал письмо о рассмотрении этого проекта. Ну, и так далее. Вызывали, конечно, на Лубянку…

-Мыслей уехать из страны не было?

Нет.

-Почему?

Незнание иностранных языков и хорошее знание русского. Без русского языка я себя не мыслил.

-Как Вы жили?

Несколько месяцев не мог найти работу, пока мне не помог устроиться во Всесоюзный теплотехнический институт друг моего старшего брата. С его же помощью я нашел тему, по которой защитил кандидатскую диссертацию в 1976-ом году. Правда, тоже не без приключений. Были приводы в милицию, отчитывания на собраниях, где мои коллеги, с которыми я играл в обеденный перерыв в теннис и ходил в столовую, показывали такую свою сущность, что я диву давался!

-Стихи писали?

В это время я писал либретто для рок-оперы про Степана Разина.

-А в музыкальной жизни участие принимали?

Общался с «Араксом», с другими коллективами, но больше занимался спекуляцией музыкальными инструментами, «для поддержания штанов».
Тогда же познакомился с Юрой Антоновым, который тоже не гнушался этим видом заработка. Антонов через меня продал Тухманову Roland-1000, с условием, чтобы Адик ничего не узнал.
Потом уже я сам продал Тухманову еще и гитару. Так собственно мы и познакомились с Давидом Тухмановым. В это время он записывал свой альбом «По волне моей памяти».
Благодаря этой деятельности я оброс связями не только в Москве. Например, мы были очень хорошо знакомы с Юрием Шарифовым, руководителем группы «Жива вода» Черновицкой филармонии (впоследствии он стал музыкальным руководителем у Софии Ротару).
Когда в Москву вернулся друг моих студенческих лет Игорь Кларк, я его пристроил к Юре. Кстати, в группе «Жива вода» работал и Юра Варум.
После распада этого коллектива я протежировал Игоря Кларка в аккомпанирующий Антонову состав «Магистраль».

-А в фильм «Афоня» Вы протолкнули «Аракс»?

Нет, к этому я не имел никакого отношения. Но гонорар в размере 70-ти рублей мне заплатили.

Кадр из фильма "Афоня":
Юрий Шахназаров, Александр Лерман и Владимир Полонский.

-Какое впечатление на Вас произвел Сергей Беликов когда впервые появился в «Араксе»?

Потрясающее. Первой песней в его исполнении, которую я услышал, была песня из кинофильма «Крестный отец». Беликов произвел на меня огромное впечатление.
Кстати Шахназарову попасть в Ленком после окончания МЭИ помог я. Я договорился, что из Ленкома в МЭИ придет запрос на электрика. И именно на Шахназарова. Его сначала в театре оформили электриком.

-Кто в то время работал в «Араксе»?

Лерман был..., Гена Родионов появлялся, который потом уехал в Испанию. Даже Игорь Саруханов приходил на прослушивание. Барабанщики все время менялись – Володя Полонский, Саша Данилович, Армен Чалдранян….
Репертуар был практически "кардинально-скомороший".

-Вы упомянули альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти»...

Мое очень и очень скромное участие в написании этого альбома было связано не только с аппаратурой, но и с предложением Давиду Федоровичу двух музыкантов - Шахназарова и Беликова.

-И как Вы продвигали их Тухманову?

Постоянно при встречах говорил, что есть такие музыканты. Давид Федорович их тогда не знал. Не помню, как произошло знакомство Тухманова и Беликова, но Сергей записал одну из самых интересных композиций альбома «По волне моей памяти». Ну, а гитаристы у него уже были.

-Многие не знали ничего про запись этого альбома…

Не могу сказать за других, но я знал о такой записи.

-С кем Вы больше общались, с Давидом Тухмановым или Татьяной Сашко?

Формально, конечно, я общался с Тухмановым, но, образно говоря, за спиной постоянно находилась Татьяна Сашко. Если речь шла о расчете за аппаратуру, то деньги выдавала она (смеется).
Я даже предлагал Тухманову несколько своих текстов, в частности «Масленицу» из либретто мюзикла «Степан Разин». Но в мягкой форме все отвергалось именно Татьяной со ссылкой на то, что «мало - написать, важно – раскрутить!»
Потом Давид Федорович мне объяснил концепцию подбора текстов, литературного материала в этот альбом, и что этим занималась Татьяна. Честно говоря, я тогда не очень понимал роль Татьяны Сашко…
В то время я продолжал заниматься аппаратурой. На работе у меня были сложности, так как я продолжал и свою диссидентскую деятельность.

-В чем это выражалось?

Сам не ездил и отговаривал сотрудников института ездить на сельхозработы…

-Могли же последовать санкции?

Они последовали, но позже. А ближе к концу 70-х я решить собрать свой коллектив. Занял у Саши Буйнова 7 тысяч рублей, купил часть аппаратуры. Вторую часть мне любезно предоставил самый известный тогда в Москве спекулянт музыкальной аппаратурой Саша Изюмов.
Я пригласил Игоря Кларка, великолепного гитариста Славу Иванова, бас-гитариста Володю Витковского, барабанщика Армена Чалдраняна, которого знал по «Араксу», и солиста Михаила Райкина (он сейчас живет в Канаде). Состав получился очень приличный.

-Как назывались?

Неофициально - «Золотая середина». И устроились мы работать в ресторан рядом со станцией «Опалиха». В этом ресторане периодически работали «культовые» люди – Михаил Звездинский, Татьяна Конькова ( к сожалению, недавно ушла из жизни), Аркадий Северный….
Начиналось все хорошо, но закончилось быстро и печально.
По наводке Петра Макиенко из его родного Запорожья приехали купцы на аппаратуру. Двое: один по кличке «Лапоть», второй по кличке «Батя». Я рассчитывал продать аппарат и на эти деньги купить новый, да и с долгами расплатиться.
Но получилось, что меня кинули, всучили «куклу». Разумеется, все исчезли, в том числе и Петя Макиенко. Он долго работал потом в Армении, в кабаке на озере Севан. В Москве он появился только в середине или конце 90-х. Мне тогда позвонил Гриша Безуглый и спросил моего разрешения на участие в «Круизе» Пети Макиенко. В общем, я простил Петю.

2002 год
Концерт в СК Олимпийском "Хит-парад 80-х":
Петр Макиенко в составе "Круиза".

-Как Вы с ним познакомились?

Он работал в «Веселых ребятах», и через этот коллектив я был с ним знаком.

-И как же Вы выкрутились?

Изюмов мне многое простил, так как тоже пострадал от Пети. С остальным как-то выкрутился.

-В то время уже набрало силу движение вокально-инструментальных ансамблей. Как складывались Ваши отношения с этим движением?

С руководителями ансамблей - никак. ВИА привлекали с точки зрения продвижения своих материалов. Я имею в виду тексты. Но это было очень сложно, практически, невозможно. Все было забито произведениями членов Союза композиторов и, соответственно, Союза писателей.

-А Вы были знакомы со Слободкиным?

В «Веселых ребятах» уже работали мои соратники Полонский, Лерман, Буйнов… Через них я был знаком с другими музыкантами. Некоторых я склонял к собственному творчеству, например, Сашу Барыкина. Позже Валеру Дурандина. Но со Слободкиным тогда не было никакого общения. Да и сложно с ним было общаться.

-В 80-е годы Вам удалось с «Веселыми ребятами» записать две песни - «Счастливый случай» и «В шутовском королевстве» (музыка В. Матецкого). Вы сами к Слободкину ходили с этими песнями?

Нет, это было без меня. Я об этих песнях узнал только в 90-х. Думаю, сам Матецкий их пристроил.

- То есть, Вы с Павлом Яковлевичем так и не пообщались?

Мы общались, но с ним было очень тяжело. Я помню, мы с Матецким ездили к Слободкину, когда он ещё жил в Марьиной роще. Потом через несколько дней Павел Яковлевич звонит мне:
- Когда книгу вернешь?
- Какую книгу?
- Ты же взял у меня томик «Мастер и Маргарита» и не вернул…
А я не брал у него этой книги.
Или скажем, еще раз с Матецким к нему приехали. Разговариваем.
Слободкин:
- Мне утром звонила… (следует имя какой-нибудь западной звезды).
И начинает рассказывать про неё.А у него в квартире и телефона-то тогда не было… (смеется).

-А с Юрием Федоровчем Маликовым у Вас получше отношения складывались?

Да тоже никаких. Вот с Пресняковым хорошие. А с Маликовым… Не знаю, как охарактеризовать отношения, когда с человеком ни о чем не разговариваешь "глубоко". Конечно, здороваемся, конечно, знаем друг друга, вроде как и соавторы… И всё.

Владимир Матецкий

-А как Вы познакомились с Владимиром Матецким?

В конце 70-х годов Володя предложил мне совместно писать песни. Он показал довольно интересную музыкальную тему, на которую я сочинил текст. В итоге получилась песня «Фортуна», которую кто только не пел. И «Аракс», и «Веселые ребята»…
После этого мы с Матецким стали общаться практически каждый день. Володя своей эрудицией производил очень сильное впечатление. Он тогда работал на кафедре в Институте стали и сплавов и советовался со мной, бросить ему эту работу или нет. А уже пошли первые песни...

-Неужели, Вы раньше не были знакомы?

Визуально. Я бывал на концертах «Удачного приобретения», где он играл на басу, был хорошо знаком с Лешей Беловым (Вайтом). Потом я иногда ездил в кабаки, где Вайт работал, чтобы послушать блюзы в его исполнении.
А с Матецким мы написали несколько песен для «Веселых ребят» - «Счастливый случай» и «Шутовское королевство». Для «Лейся, песня» - «Рядом со мной». Для «Круиза» - «Прыжок». Володя для меня был не только другом, но и очередным наставником…
В начале 80-х Матецкий окреп, прочно встал на ноги и, наверное, понял, что со мной «каши не сваришь». Ему нужен был следующий шаг. И для этого шага требовался соавтор, также крепко стоящий на ногах. Он такого нашел. Это был Игорь Кохановский. Их замечательная совместная песня «Больше не встречу» произвела настоящий фурор. После этого наши с Володей, практически, пути разошлись. Мне его очень не хватало…
Продолжение
Сайт управляется системой uCoz