Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Валерий Сауткин:
-Что просит большинство народа, то и получает.

(февраль 2013)
5

5.Стихи.

-Расскажите немного о технологии написания стихов.

Вообще, я начал писать статью на эту тему. Разговор не простой. Но основная идея сводится к следующему. Любое произведение искусства, в том числе и стихотворный текст, есть не что иное, как информационный поток. Информация в нем понимается в кибернетическом смысле не просто как сообщение, а как настраивающий сигнал.
Что такое настраивающий сигнал? Вот сидит человек за пультом управления, нажимает на кнопку, а там гора взрывается. Действие, которое он произвел и есть настраивающий сигнал. Вот я посмотрел на пейзаж, скажем, Клода Моне, и возник импульс, взаимодействие. Это и есть информационный поток в кибернетическом смысле слова, который является сутью.
Это модель, а теоретическая основа технологии такова. Что такое информация? Информация есть не что иное, как - и это, кстати, можно записать математически - вероятностное событие. Чем меньше вероятность того или иного события, тем больше информации. То есть, чем оно неожиданнее, тем больше информации. Поэтому, если любое произведение искусства есть информационный поток, то его нужно выстроить так, чтобы каждая последующая доза информации была с определенной степенью вероятности достаточной для того, чтобы человеку было интересно. Но она не должна превышать возможности восприятия этой информации человеком.
Например, представим себе концерт симфонического оркестра. Среди зрителей есть люди как с интересом взирающие на сцену, так и дремлющие… Среди последних есть те - это гарантировано - кто сотый раз присутствует на этом концерте, и для них тут ничего нового нет. Поэтому им скучно, так как не поступает новая информация. Но есть также среди них и те, кто спит, потому что он здесь первый раз. А поступающая информация для них велика. Мозг не переваривает её, устает и отключается от всего происходящего.
Отсюда следуют такие выводы: каждое произведение искусства должно быть нацелено на вполне определенного зрителя или слушателя. Нужно учитывать степень подготовленности. Шлягер возможен только в том случае, если есть элемент узнаваемости.
Технология написания стихотворения, как правило, сводится к следующему. В стихотворном произведении самые последние строчки должны быть главными. Последняя строка в каждой строфе - главная, а главная из всех строф – последняя, и в ней последняя строка тоже главная. Это принцип нарастания информации. Это незыблемый принцип «гармонизации произведения, как информационного потока».
Можно задать себе вопрос: как дозировать эту информацию? И что такое дозировка информации?
Она складывается из очень многих факторов, в том числе из граничных условий. Особенную роль играет начало, вступление.
На примере сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве…, или … жили-были старик и старуха…". После этих фраз любой читатель готов к чему угодно! Елена Прекрасная бросает через левое плечо гребешок, и вырастает лес до небес! Дальше возможны любые чудеса, но они не являются для читателя неожиданностью. Перегрузки информации при такой подаче не происходит. Попробовал бы Толстой написать в середине романа «Война и мир», как Наташа бросает гребешок, и перед французами вырастает лес до небес… Чудовищная перегрузка информационного потока! Невероятная! Читатель на этом месте захлопнул бы роман и выбросил в мусорное ведро! Вступление задает закономерность подачи информационного потока. Есть много других нюансов в проблеме гармонизации произведения искусства…

-Но ведь есть такие песни, в которых запев сильнее припева.

Сомнительная технология. Припев, как правило, должен быть главным. Песенный текст отличается от стихотворного. Если в последнем центр тяжести перемещается в последнюю строку и в конец, то в песенном - в припев. Причем, поскольку содержание запевов различное, припевы должны быть составлены так, чтобы первый припев резюмировал первый запев, второй припев резюмировал второй запев, но не противоречил первому, оставаясь одинаковым или меняясь незначительно.
Когда пишешь стихотворную строфу, приблизительно представляешь себе её смысл, который необходимо очень точно сформулировать в рамках заданного размера, а сформулированная фраза должна быть в конце этой строфы. Потом к последним рифмообразующим словам, которые существуют в одной или двух строках, надо найти более-менее функциональные рифмы и под них подогнать первые две строчки… То есть строфа пишется с конца!

- У Вас выходили сборники стихов?

Нет, не выходили. И связано это вот с чем. В те времена, когда я писал песни, не было смысла писать отдельные стихи. На них же ничего не заработаешь, а за песни я что-то получал. Во-вторых, публиковать тексты песен не очень корректно. Текст песни это часть синтетического произведения, и я чувствовал себя всегда не поэтом, а поэтом-песенником.

-А в Союз писателей Вас не приглашали?

Приглашали, но тоже не было смысла вступать. В своё время Игорь Давыдович Шаферан говорил мне:
-Старик, ну, давай вступай… Там у нас ЦДЛ и так далее….
А я зарабатывал тогда на песнях довольно прилично, и мне всё это было не надо.

-Вы уже получали тогда гонорары за песни?

Да, я состоял в РАО и к 1980-му году получал рублей триста.

- Как встретили 90-е годы?

В 1986-м году мне было предложено уволиться из института, потому что я уже открыто противопоставлял себя линии партии и правительства. Материально я был независимым, так как зарабатывал текстами песен.
В 90-х годах шоу-бизнес умер или был при смерти. Зарабатывать песнями ничего не удавалось. Авторские с каждым годом всё уменьшались и уменьшались. Приходилось искать другие возможности для заработка. Как миллионы жителей нашей многострадальной Родины, я пытался поймать журавля в небе и торговал красной ртутью, осмием, скандием и т. д. Правда, всё безуспешно.
Тогда, я стал сотрудничать с одной латвийской фирмой, которая не без моей помощи организовала здесь филиал. Занимались торговлей строительными материалами и ремонтными работами. К 98-му году я уже довольно прилично стоял на ногах в этом бизнесе и накануне кризиса, оставив на реализацию очень много продукции из Италии, Испании по разным магазинам, поехал отдыхать в Грецию. Вернулся не только пустым, но ещё и должником – товар продавался в рублях, а доллар вырос в пять раз.

- Как Вы можете охарактеризовать то, что происходило в стране в 90-х?

Вся беда русского народа состоит в том, что он живет с мечтой о добром царе в той или иной форме. Без царя русский человек не жил, начиная со времён Ивана Грозного. Либо это были самодержцы – Иван Грозный, Пётр Первый и т.д., либо это был коллективный царь в виде ЦК КПСС. Но всё это называется самодержавием.
И наша беда связана с тем, что иного, даже сейчас, русский человек не мыслит себе. В этом беда всей страны, в том числе и тех, кто выражает своё протестное отношение к происходящему в России. Но Конституция страны «заточена» и неумолимо совершенствуется в интересах и ради укрепления Самодержавия. Ситуация, прямо скажем, тупиковая, если рассматривать легальные пути выхода из неё!
Один из вариантов выхода из такой ситуации: если действительно повезёт, и из ста сорока миллионов человек найдется тот единственный, который возьмет власть в свои руки. Используя свои самодержавные полномочия, установит те демократические нормы жизни, которые предполагают систему противовесов и сдержек в рамках парламентской республики с независимыми ветвями власти: законодательной, судебной, исполнительной, то есть то, что называется настоящей демократией, а не то, что мы сейчас имеем. Вероятность этого варианта такова, что мы уж точно едва ли дождемся.
Есть, правда, одна лазейка. В Конституции существует пункт, который связан с возможностью создания конституционного собрания, где можно эту Конституцию изменить. Изменить-то можно, но нужно, чтобы каждый человек понимал, как надо жить, чтобы каждый принял новую модель жизни, о которой он даже и не предполагал. Донести это до каждого – довольно длительный процесс, и им кто-то должен заниматься. Мы должны этим заниматься... те, кто это понимает.
Постепенно, упорно, жертвуя всем. Через образование, культуру, рок-музыку и даже попсу.

- А кто Вам в современном жанре нравится?

Вы не поверите, но меня удивил Первый канал. Программа «Голос».
Кстати, может быть, я вернусь и к продюсерству с группой «600V~66A». Мне хотелось бы продвинуть этих ребят. Я в восторге от них. Это настоящий рок на английском языке. Может, мы напишем с ними и на русском.

- Вам нравиться творчество Григория Лепса?

Лепс для меня - загадка. Некоторое время назад я вообще не воспринимал его, не мог слушать, не мог смотреть на него, на его болтающиеся губы, на его пацанско-хулиганско-алкогольную манеру. То, что он поёт и как поёт, я не мог понять. Не воспринималось вообще, и даже было какое-то чувство отторжения.
Как ни странно, до тех пор, пока я его не увидел вживую полтора года назад в 2011 году на вечере памяти Саши Монина. Лепс приехал в тот момент, когда концерт уже шёл. На сцене была группа «Пушкинг» в усеченном составе – Коха и Петручио (Пётр Макиенко). Послушав их выступление, Гриша взбежал на сцену босиком, в джинсовом костюме, сел за барабаны и начал подыгрывать им. И играл так клёво ! Настоящий барабанщик! Закончил с ними две вещи, потом спел пару-тройку песен.
Тот выход настроил меня на другое восприятие Григория как исполнителя, как человека сцены.
И с тех пор я по-другому отношусь к Лепсу.
Сергей Соловьев и Валерий Сауткин
(05-01-2013)

Окончание
Сайт управляется системой uCoz