Тухманов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Материал подготовила С. Свистунова

ДАВИД ТУХМАНОВ, композитор, лауреат премии Ленинского комсомола
«ГРАЖДАНСТВЕННОЙ ТЕМЕ — ЯРКАЯ ФОРМА».


(журнал "Клуб и художественная самодеятельность" ?)

Давид Федорович, вы много пишете для молодежи, ваши песни любимы и популярны у молодых слушателей. Сегодня возникает много споров об эстрадной песне и об эстрадной музыке вообще. Что, на ваш взгляд, отличает современную эстрадную песню?
— Издревле так повелось, что в любой песне главенствовала мелодия и вокал, поэтому многие песни можно спеть без музыкального сопровождения. Эта традиция жива по сей день. Но песня сегодня необычайно многообразна, она смело вторгается в сферу камерной и даже оперно-симфонической музыки, охватывает огромный диапазон настроений, образов. Темп нашей жизни, развитие эстрадно-музыкального искусства потребовали использований новых выразительных средств — большое значение стало придаваться аранжировке, искусству звукозаписи, широкое применение получила радиоэлектронная аппаратура.
— Но не кажется ли вам, что распространение электронной музыки способствует исчезновению традиций, если так можно выразиться, «домашних песнопений»?
— Я никак не могу согласиться с тем, что мы сегодня меньше поем в быту, что уходят в прошлое «коллективные песнопения» в кругу друзей или домочадцев. Думаю, что такое пение не исчезнет никогда, как не исчезнет естественное желание человека напевать, выражая свое настроение. И всегда нужны будут людям простые, запоминающиеся мелодии, А потом, если разобраться, традиция, о которой вы говорили, наоборот, развивается, только она несколько видоизменилась, усложнилась. Молодежь сейчас музицирует больше, чем когда бы то ни было. Принято с опасением говорить о тысячах ВИА и рок-групп, «расплодившихся» в школах, институтах, на заводах —- почему? Да, конечно, их репертуар, их уровень — все это непременно должно быть предметом нашей заботы. Но отметим и другое — перед нами одна из реальных форм приобщения молодежи к музыкальному творчеству.
— Однако среди самодеятельных ВИА редко попадаются коллективы, обладающие вкусом и приемлемым уровнем исполнения...
—...и возникает изобилие полусамодеятельных песен невысокого вкуса, порой проникающих и на профессиональную эстраду. Узкий круг лирических тем и поэтических образов. Убогое содержание текстов. Все это так.
Но если мы хотим не углубить проблему, а продвинуться вперед в ее решении, нам нужно всерьез думать о том, какие образцы мы предлагаем этому массовому музыкальному творчеству, какие примеры и эталоны.
— Но на сегодняшнего молодого слушателя обрушивается масса музыкальной информации. Как сориентироваться среди обилия стилей и направлений легкой музыки?
— Было бы неразумно сталкивать или противопоставлять различные жанры музыкального творчества. Каждый выбирает то, что ему по душе. Кого-то увлекает рок. кого-то джаз, кто-то любит традиционную массовую песню. У нас есть талантливые композиторы и исполнители, которые творят в самых разных жанрах. Но, в конце концов, если результаты совместного творчества (говоря о песне, я имею в виду поэта, композитора и исполнителей) тронули слушателя, если удалось разбудоражить его чувства и он стал после этого лучше, добрее, светлее, то можно считать работу удавшейся. Любой вид искусства воздействует, прежде всего на эмоции человека, а эмоционально окрашенная информация гораздо лучше воспринимается.
— Старшее поколение нередко упрекает молодежь именно в эмоциональной невосприимчивости. Порой приходится слышать, что мощные децибелы притупили слух молодого человека, приучили его к восприятию шума, а не музыки. Говоря об эмоциональной восприимчивости, Рахманинов, например, любил вспоминать своего дворника, который плакал от звуков минорной гаммы.
Как вы считаете, какая музыка может вызвать подобные эмоции у современного молодого человека?
— Минорная гамма — это еще даже не грустная мелодия. Поэтому, честно говоря, в любые времена такая восприимчивость— редкость. Хочу заметить, что современный молодой человек, как раз, стал заметно эмоционально насыщеннее. Сейчас все чаще и чаще его не удовлетворяет неразборчивый грохот динамиков, все чаще и чаще приходится сталкиваться с растущим интересом не только к качеству исполнения, но и к качеству воспроизведения. На концерты рок-музыки приходит молодежь, которая ценит и понимает классическую музыку. Зайдите в Большой зал консерватории, попробуйте попасть на концерт интересного органиста или скрипача - везде подавляющее большинство публики будет составлять молодежь.
— Значит, молодые сами жаждут получить возможность прикоснуться к настоящему искусству. Но в поисках чего-то истинного слушателю подчас приходится пропускать через себя и недоброкачественную современную музыкальную продукцию.
— Конечно, не может не тревожить, что наши ВИА и рок-группы часто некритически относятся к выбору репертуара не всегда обладают профессиональными навыками исполнения, не имеют своего лица. Сегодня перед нами есть много образцов различного уровня зарубежной эстрады. Но почему-то так получается, что многие исполнители заимствуют далеко не лучшие произведения, а в результате в эфире, в дискотеках, в салонах самолетов звучат жалкие пародии, а также откровенно подражательные, несамостоятельные, беспомощные произведения. Подбор их часто бывает случайным. Иногда участники того или иного ансамбля пытаются сами сочинять музыку, не обладая при этом достаточным мастерством. С другой стороны, некоторые композиторы-песенники не всегда вникают в специфику жанра, создавая песни для широкого исполнения, без конкретного «адреса» и учета художественной специфики ВИА. Поэтому многие коллективы «приспосабливают» такие песни для своего исполнения, Иногда это получается удачно, но нередко случается, что песня предстает в довольно искаженном виде, лишь подтверждая, что композитор не мыслил эту музыку средствами вокально- инструментального жанра. Думаю, исправлять положение должны композиторы вместе с исполнителями.
- А вы пишите песни для конкретного исполнителя?
-У меня, конечно, есть любимые музыканты и певцы. Установились прочные творческие контакты с Софией Ротару, Львом Лещенко, Тынисом Мяги, Яаком Йолой, другими певцами. Я не пишу песен специально для кого-нибудь из них, но стараюсь предлагая новое произведение для исполнителя, принимать во внимание возможности и специфику певца.
Что касается рок-групп, то у меня была совместная работа с ансамблем «Москва» над пластинкой «НЛО». Этот диск вышел в фирме «Мелодия» в 1982 году. Впервые я писал музыку для конкретного коллектива. Старался учитывать его возможности. Работа принесла мне большую радость — всегда приятно иметь дело с хорошо подготовленными в профессиональном отношении музыкантами. Все они отличаются современностью мышления, виртуозной техникой игры, культурой исполнения.
Для каждой новой песни непременно стараюсь отыскать, если так можно выразиться, исполнительские резервы.
Очень радуюсь, открыв для себя артиста. Присматриваюсь, прислушиваюсь. Меня не смущает, что певец или певица могут быть стилистически мне не совсем близки.
-Каких исполнителей вы выделили из тех, кто не является вашим постоянным "соучастником" в творчестве?
— Сейчас на эстраде появилось много интересных исполнителей. Подкупает своей искренностью Тамара Гвердцители, она очень естественно держится на сцене, у нее своя манера,просто поет о радостях и тревогах человека. Привлекают внимание творческие искания Ксении Георгиади. В разнообразных амплуа выступает Леонид Серебренников, которому удаются как гражданственные песни, так и лирические.
Хочется отдельно назвать джазовых исполнителях.
Петь джаз очень трудно. Ольге Пирагc это удается. Ее насыщенный голос позволяет любую импровизацию сделать еще более гибкой, она обладает высокой культурой пения. Нахожу очень интересным ее сотрудничество с Раймондом Паулсом. Многие композиции Паулса даже невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. Если уж я заговорил о джазовых исполнителях, то не могу не упоминуть и талантливую вокалистку Ларису Долину.
— Вы никогда не пробовали писать в джазовом стиле?
— В студенческие годы очень увлекался джазом, даже играл в джаз-ансамбле, импровизировал на рояле. До сих пор сохранил любовь к этому жанру. Но мой стиль — это рок.
— Почему именно рок?
— Этот стиль дает возможность самовыразиться, найти путь к сердцам молодых. Рок — очень широкое и многообразное понятие, сведенное у нас, к сожалению, лишь к прикладной танцевальной функции. На деле же сегодня музыка в стиле рок уже вышла за пределы популярного развлечения. Она оказалась в состоянии отразить буквально все стороны жизни человека: радость, боль, его сложный духовный мир, внутренние противоречия, борьбу с несправедливостью, любовь и Родине, к природе, стремление к миру на земле. Вообще искусство рок-музыки обладает огромной силой воздействий на молодежь. Оно способно поднять темы самые глубокие, выразить их языком предельно эмоциональным и искренним. Этому быстро развивающемуся жанру необходимы острые темы, захватывающие нас целиком, нужна поэзия, чутко реагирующая на события нашего времени.
Перед нами встают сегодня очень серьезные проблемы: война и мир, взаимоотношения личности и общества, наша ответственность за все происходящее на планете — все эти темы «по плечу» року, обладающему яркой эмоциональностью. зрелищностью, драматизмом. Рок потому и перспективен, что он активен и энергичен по своей природе, способен волновать, будоражить, он самим своим тонусом противо¬стоит равнодушию. И мне кажется, от нас зависит, куда будет направлена его энергия.
— Иногда рок-музыку ругают за чрезмерное увлечение ритмом, а многие песни, написанные в этом стиле, выходят за пределы нашего представления о произведении, которое можно спеть. Все чаще появляются песни, которые нужно просто слушать, без аккомпанемента, без аранжировки, без определенных эффектов радиоэлектронной аппаратуры они «не звучат».
— И тем не менее подобного рода композиции советских и зарубежных групп естественно вошли в нашу жизнь. Эта музыка звучит повсеместно: дома, в гостях, даже у костра. (Хотя, замечу, она не заменит гитары в походе.)
Упрек относительно чрезмерного увлечения ритмом? Не знаю, может быть, такой недостаток присутствует. Но лично я не мыслю себя вне ритма, без него не существую. Ощущаю его, словно пульс, в себе, в других, в многообразной жизни нашей страны, Уверен: гражданственной, общественно важной теме необходима яркая форма. Современные ритмы при иx пружинящей силе заражают азартом, объединяют. Они могут придавать музыке и трепетность, и праздничность, и драматизм.
— А не потонет ли мелодия в ритмах?
— Ритмическая основа все больше становится органической частью современной молодежной песни. И не случайно: ритмы необычайно разнообразны и индивидуальны. Добиться их гармоничного единства — значит расширить диапазон воздействия песни на слушателя. Стараюсь работать именно в этом направлении. Да и не мог бы писать иначе — от меня этого требует время.
— Каковы же перспективы отечественной рок-музыки? Как она, на ваш взгляд, будет развиваться дальше?
— Отечественная рок-музыка стремится выйти к новому уровню музыкальной и поэтической содержательности. Лучшие из групп ищут и находят яркую, оригинальную форму концертов, ищут свое, только им присущее звучание. Это новый шаг. Не nак давно бросались в глаза одинаковость, похожесть рок-групп, они «обросли» штампами. Теперь же многие коллективы стараются все это преодолеть. Да и аудитория, как я уже отмечая, стала разборчивее.
Новое поколение вокально-инструментальных ансамблей видит свои истоки не только в музыкальных полевках, но и в классике, Рок-композиции состоят из нескольких частей, в них выше роль инструментовки, они крепче связаны с разнообразной ритмической основой — в целом музыка построена более сложно. Ее труднее, но и интереснее воспринимать. В рок-музыке яркие интонации могут показаться немелодичными в привычном смысле слова. Лишь погрузившись в захватывающий эмоциональный мир рока,начинаешь ощущать их настоящими мелодиями. Усложненность композиций, инструментальные эпизоды — все это не только не отталкивает публику, но, наоборот, привлекает.
— Расскажите, пожалуйста, о вокально-инструментальных ансамблях, строящих свои программы на основе фольклора.
— Это очень интересное направление в современной эстрадной музыке. Наша страна богата народными традициями. Собственно, сама по себе песня имеет под собой глубокие народные корни. Современная аранжировка как бы приближает к нам песни, созданные нашими предками. Я отнюдь не против непосредственно народных исполнителей, работающих в чисто фольклорном жанре. Но бывает, что схваченная современными ритмами народная песня обретает свое особое очарование. Вспомним обработки народных песен у "Песняров". Их понимают, они имеют успех.
Вообще сейчас на белорусской эстраде из вокально-инструментальных ансамблей можно особо выделить три: «Песняры» (работают в основном в эстрадно-фольклорной манере), "Верасы" (отдают предпочтение гражданской песне) и «Сябры». Ансамбль "Сябры» использует в своих композициях, элементы рока, диско, широко применяет электронную аппаратуру. И при этом связь с белорусской народной песней у этих коллективов видна очень отчетливо. В Белоруссии складываются и свои исполнительские традиции.
— А какое значение фольклор имел для развития мировой рок-музыки?
— Самое непосредственное. Ведь если вспомнить ансамбль «Битлз», ставший классикой мировой поп-музыки, то мы увидим, что музыканты в своем творчестве много взяли от рок-н-ролла, блюза, ритм-энд-блюза, музыки кантри. Переработав все это, «Битлз» создали свои неповторимый стиль, они вдохнули в уже существующий рок новую жизнь.
Мне кажется, основа народной песни живет в каждом из нас, просто мы не всегда осознаем это. Композиторы вводят в свои произведения мелодику своего народа, это происходит непроизвольно.
— Мелодия, ритмическая основа, аранжировка... Но если усложнилась песня, если появились композиции, которые надо слушать, то как обстоит теперь дело со стихами? Падает ли на ник дополнительная нагрузка?
— Красивая мелодия, написанная на плохие стихи, так и останется красивой мелодией, а плохие стихи плохими стихами. В хорошей же песне стихи и музыка находятся в неразрывной связи.
Поэты часто предназначают свои стихи для песен. Мне, например, как композитору, легче написать песню на уже существующий теист, нежели раньше предложить поэту мелодию. Стихи подсказывают мне образный строй музыкальной мысли, конкретизируют поставленную передо мной задачу. Думаю, поэту труднее создать текст к уже готовой музыкальной форме. Вспоминаю любопытный эпизод в самом начале моей творческой биографии. Предложил поэту Михаилу Ножкину сочинить стихи на уже готовую мелодию. Почему-то казалось, что они должны быть непременно о море. В результате же появилась песня «Я люблю тебя, Россия». Признаюсь, мой соавтор лучше угадал настроение. Теперь уже трудно представить, что на эту музыку могли бы быть написаны какие-нибудь другие слова.
У меня часто возникало желание написать музыку на стихи, не предназначенные ни для какого музыкального воплощения, не первый взгляд кажущиеся «непесенными». Но я чувствовал, что в соединении с музыкой они приобретут новый образный строй и, может быть, взятые отдельно от музыки, будут действовать эмоционально гораздо слабее, Это очень трудная задача. Нужные решения и средства приходят только тогда, когда удается сочетать внутреннюю жизнь стиха со своим внутренним ощущением. Мне кажется, что истинная поэзия способна дать композитору то вдохновение, без которого трудно создать что-то новое.
-В нас как-то укрепилось убеждение, что есть такие стихи, которые по своему строю легко ложатся на музыку, но их вроде бы не принято петь.,.
— Когда композитор настраивается создать музыку на определенный стихотворный текст, то он как бы заражается эмоциями, которые есть в стихотворении. Он вдруг чувствует потребность Дать жизнь уже совсем другому произведению. Пусть для большинства людей в стихотворении сказано все. Но у композитора ив основе этого впечатления возникают свои музыкальные образы и ассоциации.
— В 1976 году вышел ваш диск "По волне моей памяти», где вы использовали самые необычные для песен литературные материалы. Эта пластинка была признана одной из самых интересных записей «Мелодии» в жанре популярной музыки, ее тиражи быстро разошлись, записи вызвали резонанс у слушателя. Как вы подбирали стили?
— Готовя литературный материал для этой работы, мы решили в одном диске объединить самых разных авторов, представителей классической поэзии различных народов и времен. Эта пластинка была задумана как рок-сюита: мысли и чувства поэтов должны были объединиться через ритмы и интонации нашего времени.
— Вам это, несомненно, удалось. Но все же работа над диском это не только удачно подобранный литературный материал для сочинения музыки. Ведь вы очень требовательно относитесь к звукозаписи и ко всему, что с нею связано.
— Работа над диском действительно длится долго. Я очень внимательно работаю с исполнителями, редко полностью бываю удовлетворен. Дело в том, что современная звукозапись позволяет пользоваться многими приемами, которые значительно расширяют возможности вокально-инструментального ансамбля или солиста. Поиск выразительный средств может быть продолжен, Возьмем хотя бы микрофон. Пение в него—это не только средство сделать голос громче, но и способ достижения определенной художественной задачи : огромный динамический диапазон, пространственное звучание, хорошее сочетание голосов с электронным звуком инструментов, изменение тембровой окраски голоса в очень широкой полосе— таковы самые общие возможности микрофона.
Но было бы заблуждением считать, что чудодейственная техника "исправит» неумелого певца и, чем она совершеннее, тем меньшего мастерства потребует от исполнителя. Нет, с микрофоном нужно уметь работать, учиться использовать те возможности, которые он в себе таит.
— А что, по-вашему, входит в искусство звукозаписи? Что, кроме качества звучания, от нее зависит?
— Искусству звукозаписи не так легко научиться, оно предполагает постижение таких на первый взгляд мелочей, от которых зависит не только качество звучания, но и мастерство исполнения диска. Именно диска. Звукозапись позволяет достичь таких эффектов, которые недостижимы во время выступлений на сцене. Всевозможные наложения записей, звукоподражательные эффекты, стереоэффекты.
— Случается так, что непосредственно в момент звукозаписи приходит новая идея, которая тут же используется? — Конечно, очень часто. Вообще, когда я сочиняю музыку, то мыслю ее сразу в полном звучании: с оркестром, солистами, электронной аппаратурой. Сразу представляю, как бы это звучало, если использовать все преимущества звукозаписи,— это может дать толчок новой идее. Иногда же все в уме зачеркиваю и... начинаю снова.
— Значит, вы не пишете, сидя за столом или у рояля?
— Мне кажется, что подспудный творческий процесс идет всегда — где бы я ни был, что бы ни делал. Все это копится внутри, ждет своего времени. Любой замысел, любая идея должны быть выношены, выстраданы...
— Давид Федорович, вашу судьбу на эстраде можно назвать счастливой— довольно быстро пришли успех и популярность. Тем не менее вы продолжаете экспериментировать, находитесь в постоянном творческом поиске.
— Я считаю, что в искусстве нельзя быть успокоенным. Постоянное напряжение, постоянное ощущение пульса времени. Иначе перестанешь чувствовать себя в самой гуще социальных проблем, а если эта тема уходит из творчества, то сама деятельность а искусстве становится пресной и беззубой.
Творчество — вещь коварная. В нем нельзя лгать — не поймут, не услышат, не захотят слушать. Без искренности нет искусства.
Помню, как поразили меня своей искренностью стихи чукотской поэтессы Антонины Кымытваль. Стихотворение называлось «Октябрь». Я просто не мог не написать к нему музыки, настолько много было в нем искренности, настолько я почувствовал в нем человека, для которого слово «Октябрь» определяет всю жизнь, для которого это слово свято. И в музыке мне захотелось передать те же чувства, чувства нашего современника.Вообще я очень ценю искренность в искусстве и в повседневной жизни.
— Но ведь бывает таи, что песня словно от сердца отошла, а слушатель ее не принял, не понял...
— Бывает, конечно, но, честно говоря, если песня от твоего сердца отошла, то она всегда найдет путь к сердцам слушателей.
— Так было с песней «День Победы»?
— Она не сразу пришла к слушателю. Впервые была исполнена на «Голубом огоньке» в честь тридцатилетия Победы. А потом профессионалы заспорили, получилась ли песня. Вышла она в эфир только через шесть месяцев. Но нет награды лучше, чем благодарность слушателей.
После исполнения мне стали звонить, писать. Многие спрашивали, не воевал ли я, а некоторые так и писали в письмах: "Сразу видно, что песню написал человек, прошедший войну".
На самом деле просто, наверное, в памяти отложились смутные воспоминания военных лет. Ведь и первые песни, мною услышанные, были военные. Помню, как мальчишкой провожал и встречал эшелоны, помню марши в исполнении духовых оркестров, в детстве любимой песней была «Дороги» Анатолия Новикова, А вот поэт Владимир Харитонов, на слова которого написана песня «День Победы», в войне непосредственно участвовал. Стихи он написал замечательные. Харитонов создал несколько их вариантов которые мы с ним тщательно и придирчиво обсуждали. И наконец получились строки, знакомые сейчас многим. Нам казалось, что они не могут не волновать слушателей;
«День Победы, как он был от нас далек...
Дни и ночи битву трудную вели — этот день мы приближали как могли...»
Когда я приступил к работе над «Днем Победы», то понял, что песня эта должна быть созвучной духу того далекого времени и вместе с тем отвечать дню сегодняшнему. Я обратился к жанру старинного русского марша. Вот почему, на мой взгляд, песня лучше всего звучит в духовых оркестрах.
От себя добавим, что песня "День Победы» нашла своего исполнителя в лице лауреата всесоюзных и международных конкурсов, лауреата премии Ленинского комсомола, народного артиста РСФСР Льва Лещенко. Она стала одной из самых любимых. Она в репертуаре многих исполнителей. И, по их отзыву, никого не оставляет равнодушным.
— Однажды я выстулал в Центральном концертном зале перед студенческими строительными отрядами и заканчивал свое выступление песней "День Победы»,— рассказывает солист дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова Эдуард Лабковский.
— Вдруг весь зал как по команде встал. Я был потрясен,в зале сидели не ветераны войны, а молодые ребята, родившиеся много позже 1945 года, те самые, что увлекаются современными ритмами, поп-музыкой.Однако именно эта песня, патриотическая, высокогражданственная, объединила молодых в прекрасном порыве.
Песня "День Победы шагнула за рубежи нашей Родины. Она известна в Польше. Чехословакии. ГДР. Болгарии. Краснознаменный ансамбль с успехом исполнял ее во время гастрольной поездки по Франции.
Миллионы советских телезрителей были свидетелями ее поистине триумфального успеха на торжественном гала-концерте советской художественной делегации на XI Всемирноом фестивале молодежи и студентов в Гаване.
Полюбившаяся мелодия непременно звучит на торжественных собраниях, вечерах .молодежи, в армейской аудитории и, конечно, когда собираются ветераны Великой Отечественной войны, считающие ее своей фронтовой песней.
Газета "Правда» в статье о "Дне Победы» писала: "Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню-поэму о прошлом, которая зовет вперед, в будущее. Песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых."День Победы» — это песня человечности, это песня подлинной гуманности. Это — песня борьбы».
— Давид Федорович, современная молодежь d литературе, искусстве продолжает обращаться н теме Великой Отечественной войны. Один из самых главный вопросов, который волнует сегодня молодого человека, это вопрос войны и мира.
— Советским людям нужен мир! Мы очень не хотим повторения войны. Поэтому не знать, не Думать о прошедшем нельзя. Эта теми волнует всех советских людей, независимо от возраста.
— В оценке песни «День Победы» ни у кого разногласий не было.
-Очень рад, что удалось создать песню для всех. Конечно, пишу в основном для молодежи. Но с другой стороны, у искусства не должно быть возрастного ценза.
— Давид Федорович, некоторые песни, написанные вами, становились в какое-то время очень популярны, а сегодня едва ли кто из поколения только что окончивших школу и чуть старше помнит, например, вашу первую песню «Последняя электричка»?
— Песня — жанр мобильный. У нее конкретная связь с жизнью. Есть песни, которые отражают всего лишь миг нашей жизни. И такие очень скоро «гаснут», выполнив свою функцию. Но в какой-то миг они были очень важны.
Когда-нибудь новое поколение будет судить о ритме нашей жизни, о наших чувствах по сегодняшним песням. И может быть, оно не вспомнит тот шлягер, что все распевали прошлым летом.
— Интересно, а если бы вы жили сто лет назад, то что бы вы сказали о современных шлягерах?
— Постарался бы их понять.
— Давид Федорович, наряду с традиционными массовыми песнями Вы пишете и сложные композиции. Как эти два направления сочетаются в вашем творчестве и в рок-музыке вообще?
— Хотелось бы подчеркнуть, что эти два совершенно равноправных направления в эстрадной музыке существуют, абсолютно друг другу не мешая. Не все песни нуждаются в обработке в стиле рок, не всякая мелодическая основа послужит для удачной композиции. Кроме того, имеет значение, на кого рассчитана работа: на молодого человека или на людей старшего поколения.
— А как же с универсальностью искусства?
— Универсальность проявляется там, где есть точки соприкосновения глубинных связей. Когда мы говорим, что наше песенное искусство призвано содействовать формированию духовного мира молодого человека, то нужно учитывать и требования молодежи к современной песне. Она ищет в ней отражения окружающей жизни. Она хочет слышать песню, способную и вдохновить иа трудовые подвиги, и создавать хорошее настроение во время отдыха. Она кочет слышать песню в хорошем исполнении — будь то певцы-солисты или вокально-инструментальный ансамбль. Ее волнуют самые разные темы: лирические и гражданственные, патриотические и смешные.. Словом, всякие, но непременно хорошего качества.
— Давид Федорович, вы смогли в песни высокого гражданского пафоса внести яркие современные элементы, заставили гражданственную песню звучать по-новому. Молодой слушатель это оценил. Какие критерии оценки можно применить к современной музыке и исполнителям в целом?
— Действительно, нечасто можно встретить достаточно компетентные критические суждения по поводу выступлений ВИА, того или иного солиста.
Считаю, что широкая популярность молодежной музыки еще не означает, что критикой может заниматься кто угодно — нужны знания, понимание тенденций современной эстрады, словом, нужна профессиональная критика. Одна из проблем состоит в том, что при колоссальном распространении вокально-инструментального жанра мы, пожалуй, не имеем еще традиций школы, достаточного опыта.Очень важной для ансамблей считаю такую черту, как профессионализм, современное музыкальное мышление, высокий вкус.
— Значит, на сегодня один из главных вопросов для них — это вопрос качества?
— Вопросов много. Перед современной музыкой стоит ряд проблем: творческих, профессиональных, технических. Необходимо отдавать себе отчет в том, что в самих принципах наших взаимоотношений с музыкой по мере роста наших музыкальных знаний происходят серьезные изменения; так, для молодежи дискотеки с их высоким качеством звучания и возможностью использовать записи лучших исполнителей оказались привлекательными прежде всего как форма общения на музыкальной основе. Эта форма соприкосновения с музыкой в быту, подчас заменяющая сегодня более привычную — пение в кругу друзей.
Задача композиторов заключается в том, чтобы песню сделать могучим оружием идейно-воспитательной работы с молодежью. Уже говорил, что главное для меня — активное отношение к жизни, к человеку, в первую очередь к молодому человеку.
Если композитор сочиняет песни, это еще не означает, что его творчество— его личное дело. Я убежден в обратном: это дело общее, дело общественное.