Дмитрий Закон.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Дмитрий Александрович-
Человек и Закон.

(август 2012)
1

Дмитрий Александрович Закон

1. "ИВА".

Мой папа – был известный скрипач, сокурсник Ойстраха, играл в оркестре Большого театра и преподавал в московской консерватории, мама - пианистка, вела оперный класс. Папе в консерватории города Горького предложили кафедру, и мы уехали жить в этот город.
Я учился в музыкальном училище по классу фортепиано. Со скрипкой у меня как-то не складывалось. Наш дом был рядом с филармонией, и я практически целыми днями пропадал на концертах, которые там проходили, почти ежедневно.
Однажды приехала Майя Кристалинская с аккомпанирующим составом. У них был уникальный клавишник. Фамилии не помню, но внешность запомнилась: в толстенных очках такой, колоритный. Пришли музыканты к директору нашего училища и попросили заменить клавишника, так с ним что-то там случилось. Ну, меня и делегировали…
Надо сказать, что я те годы уже подпольно поигрывал джаз. Почему подпольно? За это легко можно было вылететь из училища. Помню, как я за три рубля у одного товарища покупал джазовые «квадраты», ноты….
Для меня не было сложностей войти в программу – дали ноты, порепетировали. Отыграли концерт и поехали на гастроли по всей Горьковской области. Это был 1967 год. Летом этого же года поехали с родителями в Сочи. И там такая же история. В ансамбле «Серебряные струны», который числился в Тбилиси, не хватало клавишника. Пригласили меня, и я объездил с ними все Черноморское побережье, даже в Тбилиси заехали. Месяца два, а то и больше так работали. И я понял, что это мое…

-Из этого коллектива никто впоследствии не стал известным?

Был известный в то время солист, но помню только его кличку – Череп. Он был лысый. Фамилии не помню.


-Скажите, а это все заносилось в Вашу трудовую книжку?

Кажется, заносилось. Но я свою трудовую лет двадцать не видел, она осталась на фирме «АРС» Игоря Крутого. А вообще, моя трудовая по толщине напоминала том энциклопедии. Мы же постоянно бегали из филармонии в филармонию, так как от одной филармонии в квартал можно было работать только определенное количество концертов.
По возвращении в Горький, после черноморских гастролей, я оказался в местном ВИА «Второе дыхание», точнее это название я и придумал.
Мы долго не могли придумать название. Спорили, рядили. И однажды ночью я пришел в репетиционный зал ПромЭка горьковского университета, где мы базировались, и масляной краской на большом барабане написал название - «Второе дыхание». Утром ребята пришли и продолжили споры. А я им говорю, не надо спорить, посмотрите на барабан - название уже есть.
ВИА "Второе дыхание" (1967).
Д.Закон второй слева.

Представляете, они до сих пор играют! Ребятам уже за шестьдесят! Периодически приезжают в Москву. Недавно, вот у Немцова на дне рожденья выступали…
По окончании училища я ухожу в армию. Служил я в оркестре на полигоне СЭВ в Мулино, это между Горьким и Москвой. Запомнилось, что очень часто играли на похоронах и военных разводах. В нашей части служили впоследствии даже народные артисты, музыканты Большого театра и оркестра Рождественского…
После армии я возвращаюсь в Горький и устраиваюсь в филармонический ВИА. Ансамбль назывался «Хохлома» под руководством артиста разговорного жанра Измаила Рахимова. В то время со мной работали трубач Владимир Новиков (впоследствии «Песняры»), саксофонист Юрий Цветков (впоследствии музыкальный руководитель состава Эдиты Пьехи), барабанщик Лев Тишин (работал в коллективе В.Леонтьева), гитарист Александр Серебряный (далее – ВИА «Поморы»). Программа была стилизована под модную тогда хохломскую тему, была ориентирована на вывоз заграницу, и фишкой в концерте было то, что в конце на сцену выносили специально сделанную трехметровую хохломскую ложку.
Где-то полгода мы работаем по всему СССР в сборной программе с клоунами и акробатами, и… я получаю приглашение поработать во Владимирской филармонии, аккомпанировать болгарской певице Рите Григоровой. Рита училась, по-моему, в ростовском мединституте, знала несколько европейских языков, и на 4-ом курсе на каком-то большом эстрадном конкурсе заняла первое место. Её уговорили взять академический отпуск, и в виде эксперимента, поработать один год на советской профессиональной эстраде. На этом её медицинское образование закончилось навсегда.
Нужно заметить, что в начале 70-х появление зарубежных артистов на площадках городов СССР, вызывало бешеный ажиотаж, а мы в основном работали в тех регионах, где никогда не ступала нога иностранца - Дальний Восток, Сибирь… Эти концерты преподносились и рекламировались, как: «Госконцерт СССР представляет – Маргарита Григорова и группа «Романтики». Болгария». Каждый день было по 2-3 концерта и все музыканты были якобы болгарами. Я, например, был музыкальный руководитель Димитр Законов, и даже во втором отделении рассказывал на ломанном русском языке, что нам очень приятно впервые быть и выступать в Советском Союзе, и что очень нравится русская музыка, и что, в качестве подарка сейчас для вас исполним песню Александры Пахмутовой «Нежность». Гастроли были длинющие, месяцев по 5-6, неделю отдохнули, и ещё на столько же уезжали. Встречали нас в аэропортах и вокзалах преимущественно секретари обкомов и горкомов партии на черных «Волгах». В общем, просуществовала эта полуафера года полтора, пока кто-то не написал «телегу» в Госконцерт, к которому мы тогда, на самом деле, не имели никакого отношения.
После этого, я вернулся в Горький, где продолжил своё музыкальное образование и пока не получил предложение на работу в Краснодар, в ансамбль «ИВА».
ВИА "Ива" (1977):
Владимир Михайлов, Дмитрий Закон, Карл Хваталь, Александр Гольдин и Анатолий Квитко.

-Из Горького в Краснодар?

Мой земляк Карл Хваталь получил приглашение руководить этим ансамблем. А Карл, выпускник Горьковского иняза, играл в ансамбле «Бригантина». В Горьком были свои «Битлз» и «Роллинг Стоунз» – это «Второе дыхание» и «Бригантина». Разумеется, мы часто вместе выступали и были очень хорошо знакомы.
Кроме меня туда отправились горьковчане саксофонист Володя Антипов (кличка - Фэрик), бас-гитарист Володя Комаров. А также медное трио из Брянска – Виталий Ванчугов (Чалдон), Борис Мирмов (Синяк) и Александр Гольдин (Бахила). Они работали в Горьковской филармонии с каким-то коллективом, по-моему, с Валерой Леонтьевым.
Из «Электрона» Хваталь пригласил ударника москвича Бориса Овсянникова. Он когда-то работал в «Добрых молодцах». Оттуда же был звукорежиссер Иван Антонов.
Из Москвы приехал тромбонист Сергей Балашов, он был намного старше нас. Из Подмосковья - певица Галя Крылова. Она позже работала в «Шестеро молодых», в «Акварелях», а потом вместе с Карлом в ресторане гостиницы «Пекин».
Были местные, краснодарские ребята – «дудки» Толя Квитко (Есаул) и Володя Шаповалов (Крупняк). Володя сейчас живет в Майкопе и руководит оркестром имени Гараняна. Солистом был Володя Ефименко, он из Капустина Яра на Волге.
Краснодарской филармонией на тот момент руководил совсем молодой человек, родственник писателя Константина Симонова. Довольно яркий товарищ. Помню, что он ходил в джинсах, что по тем временам было большой редкостью. По его задумке мы в этом составе должны были заменить Кубанский народный хор. Он пригласил довольно известного в то время режиссера Гатова для создания программы.
В первом отделении мы давали, можно сказать, рок-сюиту нон-стоп по мотивам кубанских историй. А во втором отделении пели популярные песни. Поскольку Хваталь хорошо знал английский, то он много пел на английском. Я играл и пел какие-то сольные номера.

-А как же вы сдавали такую программу с английскими песнями?

Сдавали эту программу мы только один раз, и песня на английском, по-моему, была, официально только одна, посвященная "борьбе за мир", а на концертах уже играли много чего.
С этой программой мы ездили по стране. Помимо этого участвовали в каком-то конкурсе в Прибалтике, а в 75 году заняли призовое место на всероссийском конкурсе артистов эстрады в Сочи.

-В Сочи с чем выступали?

Частично пели из рок-сюиты, частично специально подготовили для конкурса.
Володя Ефименко лихо запевал и нам сказали, что мы круче «Песняров»(смеется).

-У Ефименко вообще такого плана голос. Его даже в «Песняры» приглашали.

Да, было такое.

-Скажите, есть записи ансамбля «ИВА» с исполнением таких известных песен как «Иволга», «Почему ты замужем». Это Ваш состав исполняет?

Это не наш состав. Скорее всего, это предыдущий состав. Кстати, у Карла есть очень много наших записей, он их выкладывал в интернете.

Продолжение