Не можешь ли ты, дорогая редакция, ответить: как стать артистом вокально-инструментального ансамбля?
С уважением БОГДАНОВ Игорь. г. Пермь.
Таких писем от сверстников и сверстниц Игоря Богданова в редакцию «Музыкальной жизни» приходит немало. Наш корреспондент попросил художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы» члена правления Всероссийского хорового общества Анатолия Киселева ответить на них.
— Нам часто приходится гастролировать. Бываем мы во многих городах, небольших городках и поселках нашей страны. И почти всегда после концертов нас ждут пятнадцати-шестнадцатилетние поклонники современных ритмов, мечтающие играть и петь в ВИА. Выступать не просто в самодеятельном коллективе, а, так сказать, «на всю жизнь», стать профессиональными музыкантами. Тут и школьники, и учащиеся ПТУ, и молодые рабочие пареньки. И случается, такой вот Игорь или Женя не верит тебе, когда говоришь ему, что, для того чтобы выступать в составе современного профессионального вокально-инструментального ансамбля, нужно много лет учиться- упорно и настойчиво.
Ребята, увлекающиеся «роком» и «битом», часто ошибочно думают, что участнику ВИА не обязательно обладать высокой инструментальной и вокальной культурой. «Взял гитару, включил ее в усилитель, и ладно!» Лет пятнадцать назад это, может быть, и прошло бы. Но не теперь: без музыкального образования ни в один профессиональный коллектив не аттестуют. Чтобы уметь работать над данным музыкальным произведением — эстрадным, классическим, народным, — нужно многое. Во-первых, музыкальная грамотность. Во-вторых, прекрасное владение одним или несколькими музыкальными инструментами. Нужны навыки ансамблевого пения. Нужно хорошее знание музыкальной литературы. Нужны, наконец, и актерские данные.
Профессиональные вокально-инструментальные ансамбли появились в конце шестидесятых годов. «Добры молодцы» (так же как
«Песняры» и
«Веселые ребята») — один из первых профессиональных ВИА. Начинали мы много лет назад с обработок русских народных песен. Теперь в нашем репертуаре много произведений народной музыки, песен советских авторов. Есть сочинения, специально написанные композиторами для нас. Очень интересно работать, когда возникает такое творческое сотрудничество. Например, с композитором А. Г. Флярковским: он написал музыку к кинофильму «Розыгрыш», мы помогли его озвучивать; позже вышла пластинка-гигант с музыкой из этого фильма.
Кстати, об озвучивании. При записи на фонограмму- на радио, на телевидении, в студиях фирмы «Мелодия» — к вокально-инструментальным ансамблям предъявляются очень высокие требования. Для того, чтобы работать студийно, нужны особые навыки. Ведь в студии обычно записываются отдельно вокальная и инструментальная части произведения. При такой системе становятся особенно заметны все огрехи исполнения, подтверждается, так сказать, уровень квалификации участников ВИА.
— Какое образование получили Вы, Анатолий Иванович?
— Летом 1955 года после трех туров трудных испытаний из доброй сотни коротко подстриженных мальчишек нас, восемь счастливцев, зачислили в первый класс Московского хорового училища. Двоим из нас в ту пору не было и семи лет. И первого сентября мы сразу попали в руки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов. Николай Иванович Демьянов вел занятия по сольфеджио, Георгий Михайлович Щедрин руководил младшим хором, где вновь поступившие получали первые навыки хорового пения. А еще через несколько месяцев нас, двоих отличившихся первоклашек, перевели в большой хор.
Вторым "первоклашкой" был
Валентин Витебский-будущий гитарист ВИА "Веселые ребята".
Прим. Валерий Колпаков (2010)
Вспоминается первая гастрольная поездка в Ленинград. Мы выступали в зале Ленинградской филармонии. Представляете, сколько впечатлений сразу обрушилось на нас? В свободное от концертов время мы совершали первые в жизни удивительные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей... Помнится, во время экскурсии в Петропавловскую крепость мы, самые маленькие, шли в первой паре. И вдруг прямо перед собой увидели фигуры жандармов в форме, с оружием (это были манекены). Испуг наш не поддается описанию!
Великолепную школу хорового и ансамблевого пения я прошел! С хором в то время работали Виктор Владимирович Ровда (ныне профессор, руководитель хора радио БССР) и Александр Георгиевич Флярковский, а художественным руководителем был создатель училища Александр Васильевич Свешников.
Они с детских лет приучали нас к профессиональному отношению к музыке, и в этой музыкальной атмосфере мы находились практически круглые сутки в течение десяти лет.
Позже, спустя много лет, как и некоторые другие выпускники училища, я вернулся в родные пенаты. Уже учась в консерватории на дирижерско-хоровом отделении, я работал с младшим хором училища.
— Помогают ли Вам сейчас в работе с ансамблем "Добры молодцы» знания, полученные в хоровом училище?
— Конечно. Начиная от навыков ансамблевого пения, без которых, как я уже говорил, немыслимо участие в ВИА, и кончая общей музыкальной культурой, которые мы, музыканты-профессионалы с детства стараемся привнести в жанр, во многом основывающийся на самодеятельных началах.
Кстати сказать, среди участников ВИА есть выпускники нашего училища. Например,
Валерий Дурандин, первый помощник руководителя и аранжировщик ансамбля «Добры молодцы». Александр Слизунов из ансамбля
«Цветы» также воспитанник училища.
— Мы знаем, что Вы, как композитор, пишете много хоровой музыки. А есть ли у Вас сочинения для детей?
— Не так давно я закончил цикл песен для детского хора без сопровождения. Я был бы счастлив, если бы смог услышать это сочинение в исполнении хора мальчиков Московского хорового училища.