Александр Петренко.
Первый ВИА в СССР.
(История создания ВИА «Добры молодцы»)
(апрель 2010 г.)
1
Александр Петренко.
|
Петренко Александр Сергеевич родился в Москве 29 июня 1946 года в семье офицера ВМФ.
С пяти лет живёт в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Музыкой начал заниматься с 9-ти лет. Профессиональную работу в сфере культуры начал в 19 лет в Донецкой филармонии (май 1966 г.).
Участвовал в создании 1-го в СССР официального вокально-инструментального ансамбля, известного как ВИА "Авангард", из которого потом возник ВИА "Добры молодцы".
Учился в музыкальной школе на трубе, в джазовом училище по классу тромбона, частным образом у джазовых музыкантов Ленинграда, получил дирижёрско-хоровое образование.
Работал руководителем разных профессиональных музыкальных коллективов, концертмейстером ритм-секций эстрадно-симфонического оркестра п/у А.Бадхена и джазового оркестра п/у И.Вайнштейна, педагогом вокального отдела Ленконцерта, создателем и руководителем ленинградских коллективов Варьете.
Работал и выступал с такими деятелями отечественной музыкальной культуры как Андрей Петров, Александр Колкер, Станислав Пожлаков, Мария Пахоменко. Писал музыку и аранжировки для Эдиты Пъехи, Эдуарда Хиля, Ленинградского государственного Оркестра радио и телевидения, театральных постановок и кинофильмов. Создавал музыкальные программы и профессиональные коллективы, среди которых
ВИА «Калинка» Ленинград,
ВИА «Говорящие гитары» Псков, ансамбль певца Золтана Локкера, ансамбль цыганской песни Валентина Баглаенко, татарский национальный коллектив с участием Альберта Асадуллина. Участвовал в становлении известных сегодня композиторов, среди которых: Юрий Антонов, Александр Морозов, Наталья Иванова. Принимал участие в конкурсах и фестивалях, сам является создателем фестиваля искусств «Золотой Фрегат» Балтика – Чёрное море. Периодически работал с молодёжью - проводил клубную работу с самодеятельностью, создавая кружки и творческие студии. За время работы не раз объехал всю страну от Прибалтики и Закарпатья до Заполярья, Дальнего Востока и Сахалина. Работал за рубежом, в том числе два раза в Японии, побывав с выступлениями в 25 городах страны.
Петренко А.С. является руководителем творческого центра «Белая чайка». В 2008 году им создана студия «Белая чайка» и проект «Черноморский звездопад», который развивает и популяризирует музыкальное творчество жителей Краснодарского края. Сейчас занимается с молодёжным вокально-инструментальным ансамблем на Черноморском курорте Геленджик, передавая юным музыкантам свои знания и опыт, и возрождая на сценической площадке живое исполнение музыки.
На сегодня Петренко Александр Сергеевич - профессиональный музыкант с 43-летним стажем, аранжировщик, композитор, педагог, поэт, фотограф, журналист.
Первым в СССР официальным Вокально-инструментальным ансамблем является ВИА «Авангард» из Ленинграда (в дальнейшем «Добры молодцы»), начавший работать на профессиональной сцене с 3 мая 1966 года в Донецкой филармонии.
Основой ВИА «Авангард» стала бит-группа «Авангард». Образовали её в 1965 году (фактически с 1963 года, в 1965 появились профессиональные инструменты) четыре друга, жившие в соседних домах в районе Автово (Ленинград): Александр Петренко (19 лет) – соло гитара/вокал, Борис Самыгин (19 лет) – ритм гитара/вокал, Владимир Антипин (21 год) – бас гитара/вокал, Женя Маймистов (18 лет) – ударные/вокал.
Надо сказать, что эти друзья уже добрых 10 лет увлекались джазом – записывали и слушали джазовую музыку, сами играли джаз на музыкальных инструментах (труба, тромбон, флейта, фортепьяно). С началом эпохи группы «The Beatles», и первого услышанного в 1963 году альбома «Please Please Me», увлеклись этой музыкой и начали осваивать новые инструменты: Александр – соло гитару, Борис – ритм гитару, Владимир – бас гитару, Евгений – ударные. Фактически получилась копия английского квартета.
С большим трудом доставали музыкальные инструменты, которых в те годы у нас в стране просто не было! Басисту удалось даже достать (впоследствии) такую же бас гитару как у Пол Маккартни - Hofner violin. Учились играть тоже самостоятельно, очень помогла предыдущая джазовая музыкальная основа. Не было абсолютно никаких учебников и самоучителей, ведь новая музыкальная эпоха, связанная с гитарной ансамблевой музыкой только начиналась. Обзаведясь инструментами, стали собирать и готовить звуковую аппаратуру - ничего для гитарного ансамбля в стране тоже не было. Помог примкнувший приятель Борис Ажимов, разбиравшийся в радиоаппаратуре. Он занял место, как тогда говорили – радиста (по-современному звукорежиссёра), а также друзья – студенты из Ленинградского электротехнического института связи (ЛЭИС) им. М. А. Бонч-Бруевича.
В 1965 году из Донецка возвращается Александр Петренко, который уезжал туда работать к брату Игорю в профессиональный эстрадный коллектив «Донбасс зажигает огни». С этого момента начинаются активные занятия и репетиции первой программы бит-квартета. И уже скоро группа начала постоянно выступать на площадках кафе, в молодёжных клубах и институтах Ленинграда (Эврика, Ровесник, Белые ночи, Военмех и других). После новогодних выступлений 1966 года к названию «Авангард» добавили и определяющие цифры наступившего года – 66 (авторство Славы Мостиева), и утвердили новое название группы «Авангард 66» (название «Авангард 66» просуществовало 4 месяца с января до мая 1966 года). Репертуар «Авангарда» состоял полностью из западной музыки: Рэй Чарльз, Пресли, Битлз, Роллинг Стоунз, Холлис, Шедоуз и других.
Александр Петренко предложил идти работать на профессиональную сцену, и заинтересовал этим директора Донецкой облфилармонии А.Омельченко, где работал до этого. Начали активно готовить концертную программу, репетируя в квартире Александра. Через две недели из Донецка прилетели А.Омельченко и И.Петренко, и прямо в квартире состоялось прослушивание, за которым последовало приглашение на работу в Донецк.И впервые в СССР на афише официально появилась аббревиатура ВИА – Вокально-инструментальный ансамбль!
С этой даты – 3 мая 1966 года, началась эпоха ВИА в СССР.
"Авангард-66".
Это фото, сделанное после прослушивания в Ленинграде (апрель 1966 года), и приглашения на работу в Донецк.
Фото сделано в Ленинграде на стадионе им. Кирова .
Александр Петренко с вэлв-тромбоном и электрогитарой; Игорь Петренко с альт-саксофоном; клавишник, которого планировали взять в Донецк, но в итоге не взяли; Женя Маймистов с тромбоном и малым барабаном; Борис Самыгин с электрогитарой и флейтой; Володя Антипин с бас гитарой и трубой.
|
Итак, 3 мая 1966 года в Донецкой облфилармонии начался отсчёт официального существования нашего ансамбля, и мы появились и зазвучали на необъятных пространствах нашей родины – СССР. Но давайте вернёмся немного назад к самым истокам всего предприятия.
Как ранее говорилось, я со своими друзьями к этому времени уже 10 лет увлекался джазом. Доставали редкие пластинки, слушали и записывали музыку с радио – час джаза от Виллиса Коновера (Willis Conover) на всемирном вещании «Голоса Америки», который нещадно глушили наши официальные службы. И, наконец, посещали непревзойдённый джаз-оркестр под руководством Иосифа Владимировича Вайнштейна, в котором тогда играл мой старший брат Игорь. Я занимался на трубе в музыкальной школе, и брал уроки у первого трубача оркестра Виктора Игнатьева, а потом у блестящего трубача и великолепного импровизатора Константина Носова. Учась далее в джазовом музыкальном училище Нисмана по классу тромбона у молодого классического тромбониста из Кировского театра Дубирного, Володя, Женя и я создали свою группу тромбонов, с которой начал заниматься первый тромбонист из оркестра Вайнштейна Виктор Снегов. Параллельно я играл на вэлв-тромбоне в шведском составе (джазовый октет) 1-го Ленинградского Медицинского института. Выступал на джазовых сейшенах и разных танцевальных «халтурах», проходивших на многочисленных молодёжных площадках Ленинграда. Составы постоянно менялись, но музыка джаза была общей, и нам не надо было репетировать – просто называли тему и тональность. Весь наш мир состоял из джазовой музыки, которую мы узнали основательно.
Но новая музыкальная эпоха уже родилась в Англии, и её волна накрыла нас с головой. Относясь к появившемуся явлению сначала недоверчиво, а затем, вслушиваясь в песни «The Beatles» внимательнее, с эмоциональной и уже с профессиональной оценкой – мы были сражены наповал. В руках появились 7-струнные гитары, которые тут же были переделаны в 6-струнные, и я начал построение аккордов и их нотную и схематичную запись на бумаге. Распределили роли по инструментам – и начался отсчёт нашего нового музыкального времени. А на дворе удивлялся новым ритмам и песням Битлз из альбома «Please Please Me» эпохальный 1963 год.
Приписка нынешними «Добромолодцами» к нашему составу Жени Броневицкого и Лёвы Вильдавского, на самом деле объясняется незнанием ситуации, а было всё так. Познакомились мы с ребятами при очередном посещении оркестра И. Вайнштейна, где бывали регулярно, и сдружились на основе любви к джазовой музыке. Женя неплохо играл и импровизировал на трубе, а мы все тоже были «духовики», а Лёва довольно уверенно чувствовал себя за роялем, которых в нашей компании было два – у Жени Маймистова и Володи Антипина. Но жили мы далеко друг от друга – они в центре, а мы на окраине Ленинграда. Встречи наши были не часты, а общего ансамбля не существовало никогда, и к «Авангарду» наши приятели никакого отношения не имели. В то время (май 1966 года), когда мы уже гастролировали по стране, работая в Донецкой филармонии, Анатолий Васильев только собирал первый состав «Поющих гитар», и начинал предварительные репетиции для показа в Ленконцерт. Именно туда Женя и Лёва попали с самого начала в первый состав.
В Донецке с коллективом «Донбасс зажигает огни», которым руководил мой старший брат Игорь, мы сразу отправляемся на гастроли по Донбассу. Почти везде в шахтёрских городках – Горловка, Макеевка, Славянск, Краматорск, Артёмовск, Красноармейск, Харцызск и других, существовали добротные «Сталинские» дворцы культуры, где мы и выступаем. Публика непосредственная и живая всегда принимала нас хорошо, хотя такое явление на эстраде как ВИА в то время было новым.
Через какое-то время мы возвращаемся в Донецк, и садимся на репетиционный период, меняя по настоянию администрации филармонии наше афишное название на «Юность». Директор нам в помощь специально из Москвы вызывает режиссёра, о чём мы не просили. Приезжает интересный и весёлый человек, который ничего в нашем деле не понимает, но «ставит» нам некоторые номера, в частности инструментальную пьесу на музыку Андрея Петрова из к/ф «Я шагаю по Москве». Мы откровенно веселимся и развлекаемся, но профессиональная работа обязывает, и репетиции идут как по маслу. Только много позже в популярнейшем, ставшим любимым фильмом миллионов кинозрителей страны – «Приключения Неуловимых», мы узнаём нашего доброго старого знакомого Бориса Сичкина в великолепной роли Бубы Касторского, с его непревзойдёнными репликами, юмором и танцевальными па. Это и был наш первый режиссёр постановщик. Вообще весь первый год работы в Донецке дарит нам и другие знаковые исторические встречи.