Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков
Сергей Соловьев


Николай Агутин:
- Нельзя на музыке делать только деньги!

(май-июль 2011)
1

Николай Агутин и Валерий Колпаков 11 мая 2011.

1.Москонцерт.

-Расскажите о себе?

Детство у нас было тяжелое. Отец был военный, и мы мотались с ним по всей стране. Родился я в Тамбове в 1935 году, потом вернулись в Москву, на Арбат. Затем отца перевели в Воронеж. Там нас застала война. Во время войны нас с мамой эвакуировали в Узбекистан под Ташкент.
Из эвакуации мы вернулись опять в Воронеж. Сначала отстроили дом, жили в нем. Потом нам дали квартиру.
Музыку я тогда постигал только через радио. У нас дома на стене висел репродуктор и все его слушали. Я зимой, помню, выходил во двор и пел. Пел арии из опер, оперетт. Пел с удовольствием все, что слышал по радио. Ходил петь в Дом пионеров в хор. Там же я занимался танцами. Был я парнем крепким, никого не боялся и частенько участвовал в драках (раньше говорили – стукаться). Хотя это меня не привлекало, петь мне нравилось больше.
В 53-ем я ушел в армию, служил под Москвой, в Орехово-Борисово. Служил в ПВО с 11 ноября 1953 по 11 ноября 1956.
После армии я устроился работать на ДОК, а потом в кавалерийский полк, который стоял в районе метро «Аэропорт». Там я был директором клуба. Параллельно я ходил на подготовительные курсы в ГИТИС. Дважды пытался поступать, но неудачно.
А в это же время я пытался поступать в Гнессинское училище на вокальное отделение. И там у меня все получилось. Это было или в 1959 или в 1960.
Когда я поступил в училище, то спустя пару лет я еще прошел по конкурсу в Москонцерт. Но поскольку я поступил на дневное отделение, то ездить на гастроли не мог. А там сразу надо было ехать. Я пообещал, что приду позже, как смогу.

Когда Вы закончили училище?

В 63 или в 64. Там учились 4 года
Учась, я работал замдиректора в ДК Университета Дружбы народов. Работы было много, в основном с Землячествами. Тогда было 87 разных Землячеств от каждой страны. У каждого Землячества был свой праздник. Типа Дня Независимости. И вот мы эти все праздники и организовывали.
А по окончании Гнессинки, где-то через год, я опять пришел в Москонцерт и снова проходил конкурс. Сначала работал номером, как певец. Исполнял три-четыре песни.

Что пели?

Что-то из репертуара модных тогда певцов. Например, Э. Хиля. И свою песню исполнял.

Свою?

Да. Я сам написал. Я и позже писал песни. Некоторые певцы пели мои песни. Например, Кобзон.
С Кобзоном мы вместе учились в Гнесинском институте. Из-за гастролей он отстал от нас. Но потом все сдал экстерном.
Иося очень способный человек. Я помню, принес ему клавир. Он взял и просвистел всю мелодию от начала и до конца.
-А что не плохо. Возьму.
И спел ее потом в концерте.
В каком-то городе мы с ним случайно встретились, и к нему прорвался местный композитор в перерыве концерта.
-Иосиф Давыдович, два слова!
-Ну, давай, заходи.
-Хочу вам песню показать.
-Давай, посмотрим.
Тот показывает. Кобзон ее так же просвистел.
-А что неплохая песня. Иди в зал, я ее спою.
Самое смешное, что он ее спел в этом концерте без бумажки. Выучил за двадцатиминутный перерыв. Память у него сумасшедшая.

-А как же музыканты ее успели разучить?

Да там был Лева Оганезов. Он сыграет что угодно и сразу.
Во время учебы я пел в субботу и воскресенье вечером в Парке Горького на танцах.
Когда я работал в кавполку, то там у нас был большой пионерлагерь «Бугорок». Лагерь был огромный отрядов 35-40. А там был директором - Валаев Анатолий Павлович. А потом я его встретил случайно, и он уже был директором Парка Горького. Мы разговорились, и он меня пригласил петь в парке. У него был там оркестр, но не было солиста. Я пришел, музыканты меня послушали, и мы стали работать. Я принес свой репертуар, а они сделали свои аранжировки. И там я тоже пел свои песни.

-А у вас не было проблем с исполнением своих песен?

Никаких.
Николай Агутин, Людмила Агутина и Леня.
Кстати, именно в Парке Горького я познакомился со своей первой женой – Людмилой. Она занималась в кружке бального танца, и они иногда устраивали показы в этом парке.

За работу в Парке Вы получали деньги?

Конечно, 60 рублей и в ДК – 120. Вообще, когда я женился, то работал на трех работах и учился.

А какая третья?

Художник-оформитель. Еще 50 рублей…
А как я рисовал!!!

Как Остап Бендер?

Куда там. Много лучше! Да я герб Советского Союза рисовал маслом. А он диаметром был 1м 20см. Что я делал? Вырезал из фанеры нужный круг, прикалывал на него лист бумаги. Ставил эпидиаскоп. Клал туда открытку с гербом. Проецировал это все на бумагу и просто обрисовывал маслом.
Еще я очень хорошо писал тексты на плакатах. У меня был такой глазомер, что я текст никогда не размечал. Сразу начинал писать, и у меня все укладывалось, как надо.
Когда я демобилизовался, то я был уже кандидатом в члены КПСС. А в Москонцерте стал членом партии. Моей нагрузкой был выпуск стенгазеты, причем все я писал сам, включая все статьи от разных авторов.
Сначала я года два в Москонцерте работал солистом. Дальше меня бросили на подмогу певцу Коле Зайцеву. Мне предложили работать с ним. Его партнера посадили. А солистом он работать не мог. А у него уже было целое отделение в концерте. И вот я пел с ним отделение.

Это сколько песен?

10-12.
Я быстро сделал с ним репертуар и так мы с Николаем года три проработали.

-А что пели?

Из «Неуловимых мстителей» пели. «Саласпилс» пели «Поющих гитар».

-Ничего себе. Когда ж это было?

Наверное, 70 год. Но у Коли периодически возникали проблемы алкогольного характера. Честно говоря, мне надоело его прикрывать. Он сначала ничего, а потом срывается в запой. И я один работаю отделение и вожу его везде с собой. Тогда у меня был главный хит –«Потолок ледяной, дверь скрипучая…» и «Королева красоты» .
А в 71-ом году Игорь Гранов пригласил меня в ансамбль «Голубые гитары».
Продолжение