Валерий Колпаков
Я был упёртым "западником".
(июнь 2013).
Глава 2.
"Лейся, песня".
2
Юрий Рыманов, Борис Платонов и Валерий Колосков
|
-Почему произошел такой массовый переход?
В ЛП в то время произошёл развал. Шуфутинский уехал в Америку, и многие музыканты тоже ушли.
Остался Максим Капитановский, Марина Школьник, Боря Платонов и дудки.
А на смену Шуфутинскому пришёл Виталий Кретюк ( Кретов ).
Обновлённую ЛП он хотел видеть по-другому, более рок-н-рольную, что-ли...
И у нас в ШМ назревал очередной развал. Ну и "пригодились" друг-другу !
Кто конкретно был инициатором этого перехода - мы ( ШМ ), или Кретюк - я сейчас уже не помню.
В эту обновлённую ЛП добавился
Лёша Милославский, в качестве ещё одного гитариста.
На бас взяли Колю Ширяева. Наш басист (Витя Комаров ) остался в ШМ.
-Расскажите про Кретюка?
На сцене он практически не появлялся, только садился за рояль на "Замкнутом круге".
Кретюк был замечательным пианистом, аранжировщиком и композитором.
И человеком !!! Всегда был очень позитивным, с неизменной улыбкой на лице. На гастролях, во время переездов из города в город, цитировал "Мастера и Маргариту" Булгакова ( понравившиеся фразы и выражения), смеялись всем автобусом! Вместе слушали и обсуждали Джино Ваннелли.Тогда его альбом "Brother to brother" был революционным, сводил всех с ума.
У меня о Кретюке остались воспоминания только со знаком "плюс" !
Жаль, Виталий так неожиданно для нас всех ИСЧЕЗ.
-Это случилось при Вас?
Кретюк исчез уже после того, как я ушёл из ЛП.
И, по-моему, он тогда уже не руководил ЛП , а занимался каким-то бизнесом.
Исчез, по слухам, странно. Вышел в тапочках за хлебом, и больше его никто не видел.Примерно такую версию я слышал.
Виталий Кретюк.
|
-Расскажите про Ширяева?
Колю Ширяева привёл в ЛП Максим Капитановский. Они были давно знакомы ещё по совместной работе в группе "Второе дыхание".
Коля был очень техничным басистом. Наверное, самым быстрым в Москве в то время.
Про него даже сочинили анекдот :
"В Москве состоялся конкурс бас-гитаристов. Первое место занял Николай Ширяев. Он сыграл 2-й концерт Чайковского за 2 минуты 48 секунд."
Коля проработал не очень долго и ушёл. Его сменил Валерий Колосков.
Уже много позже мы с Колей встречались, он приезжал ко мне домой. Хотели "замутить" совместный проект.
Какое-то время спустя Коля трагически погиб. Его зверски убили какие-то молодые отморозки. Чуть-ли не средь бела дня.
Светлая память Коле Ширяеву!
Н.Расторгуев, А.Милославский, Ю.Рыманов, А.Акинин,Н.Ширяев, Б.Платонов, А.Гольдин, Б.Мирмов
|
-А Вы с Андриановым в ЛП не пересекались?
С Андриановым мы ( участники ШМ ) и знакомы -то не были. Единственная встреча была в Кемерово. Мы тогда работали от Кемеровской филармонии, и приехали туда на гастроли.
Нам было предложено ( руководством филармонии ) отработать кемеровские концерты вместе с Владом. Он тогда находился в Кемерово.
Отработали с ним три концерта, и на этом всё закончилось. Дальше как-то не срослось...
-Марина Школьник говорит, что Андрианов ушел уже после прихода музыкантов из ансмбля ШМ..
Может, юридически, он уволился и после нашего прихода в ЛП, но мы его ни разу не видели.
Ни на репетициях, ни на концертах он не появлялся.
-Кретюк изменил стиль ЛП по сравнению с Шефутинским?
Да, от прежней ЛП Кретюк не оставил практически ничего! Мы рок-н-роллили и даже немного блюзовали. А из старых песен сделали длинное попурри.
Всё это есть на "живых" записях, которые давно уже гуляют в инете.
В Минске, во дворце спорта, в 82 году работали в одном концерте с "Магнетик бэнд" - надымили так, что после концерта публика пошла толпой по улице с лозунгами - (почему-то) "долой ментов!"
-Англоязычный репертуар в этом составе существовал?
В ЛП англоязычных песен мы не пели. Хватало своих рокешников. Основной репертуар нам делали композиторы - В.Кретюк, В.Матецкий, С.Касторский...
Пытались и сами сочинять.
-Вы сами когда стали сочинять песни? И какая была первая?
Как называлась - этого я не уже помню... Песни я начал сочинять ещё в армии. На мои же стихи.
Правда, стихи были довольно примитивные - "любовь-морковь". О чём ещё можно писать в армии?
Даже сохранилась запись 1975-го года, оцифрованная с магнитофонной плёнки.
С конца 80-х начал писать уже что-то более серьёзное. В том числе инструментальные вещи и романсы.Пишу до сих пор.
В ШМ и ЛП своих песен не пел.
Вот несколько моих вещей:
"Замкнутый круг" - песня Серёжи Касторского.
Мы её пели в ЛП вчетвером ( я, Расторгуев, Кипелов и Марина Школьник ) под аккомпанимент Кретюка на рояле. Заканчивали ею концерт.
Недавно я её по-своему аранжировал и записал.
Остальные вещи полность мои.
-Дыхание музыки(сл. Вадима Маликова)-органное соло - Алексей Смирнов.
-Анжелика (сл. Вадима Маликова).
-P.S.
-Скажи.
-В каких записях с ЛП Вы принимали участие?
Я записывался на пластинках 82 года - "Танцевальный час", "Лейся песня" ( диск-гигант), и на Мартыновской пластинке.
-Какие-то обстоятельства записи диска "Танцевальный час", помните?
"Танцевальный час" записали безо всяких "обстоятельств".Помню, что был характерный для того времени "лимит времени".
Не прописал хорошо со второго дубля - оставляли как есть. Писались, по-моему, на "Мелодии".
-Как получилось, что ЛП записывалась с Мартыновым?
Видимо, у Мартынова тогда, не было аккомпанирующего состава, и мы помогли ему с записью.
-А еще подобные случаи в Вашей практике были?
Помогали ли мы с записью кому-нибудь ? Сейчас уже не припомню. Скорее всего нет.
Своих -то записей было не так много.
-Вам приходилось участвовать в записях с разными звукорежиссерами. Кто-то из них каким-то образом влиял на Вашу игру (как гитариста) на записи?
Например, предлагал как-то уменьшить длину сольного куска, убрать слишком "роковые" пассажи, уменьшить грокость. Другими словами, он как-то пытался вмешиваться в существующую аранжировку?
Да, конечно ! Звукорежиссёры как правило всегда пытались участвовать в творческом процессе во время записи и часто "воевали" с гитаристами по поводу правильного гитарного звука или правильности сыгранной фразы вообще !
Они же были главными на студии ! И многие мнили себя ещё продюсерами и аранжировщиками...
Такое случалось и у великих ! Эрик Клэптон, в 60-х, записываясь на студии, добивался искажённого звука ,
а звукорежиссёр убавлял громкость на комбике объясняя, что " у нас так не пишутся ! Звук должен быть чистым !"
Так и "воевали", пока Клэптон не добился своего!
В моей практике раньше такое случалось часто. Особенно на "Мелодии".
Но, как говорится, без фанатизма ! Какие играть ноты - мне не указывали и фразы не "ломали"...
Были и молчаливые звукорежи, которые просто крутили ручки и писали дубль за дублем...
Но это уже позже...
-И как конкретно они пытались участвовать? И по какой причине они это делали?
Если гитарист прописал свою партию гитары, но не присутствовал на конечном сведении , то звук в итоге мог получиться совсем другой.
И зависел он уже от ушей звукорежа.
Раньше у нас так и было - музыкант записался и до свидания ! Остальное - это дело звукорежиссёра.
Иногда он мог испортить запись, а иногда мог сделать из г... конфетку !
Но повторюсь , в моей практике особого прессинга со стороны звукорежа я не испытывал. Если только корректные, дружеские советы.
Н.Расторгуев, М.Капитановский, Ю.Рыманов (поет "Лишь позавчера"), М.Школьник, А.Гольдин, Б.Платонов.
|
-Что Вы сольно пели в ЛП? Есть ли эти записи на пластинках?
Сольно я пел песню Серёжи Касторского "Только я не верю", другое название - "Время расставаний". Не помню, какое из них верное.
Скандальную "Булочка сдобная" Кретюка, "Опоздать однажды" Матецкого ( пели вдвоём с Борей Платоновым ) и в попурри "Лишь позавчера нас судьба свела...". По-моему это всё...
На пластинах их нет.
-А есть хотя бы концертная запись песни "Булочка сдобная"?
Нет, к сожалению. Я её спел то всего пару раз.
В дальнейшем решили её не исполнять - не адекватная реакция у публики была. Там был аллегорический текст, а публика понимала его дословно.
-Кто занимался аранжировками в ЛП?
Аранжировками занимался Кретюк , но по большей части этим занимались мы сами.
Что касалось соло какого-нибудь инструмента, или вещи, которую кто-то исполнял сольно - тут "хозяйничал" непосредственно исполнитель.
Мы с Лёшей Милославским придумали инструментальную копмозицию, которая длилась минут 20.Там каждый из инструменталистов играл соло.
Песню "Мама", которую пел Валера Кипелов , моими стараниями превратили в блюз.Потом её так и называли - "Мама-блюз".
-А есть запись этой 20-минутной композиции?
Она есть, но немного обрезанная. И уже без Лёши Милославского. К моменту этой концертной записи он уже ушёл.
Фрагмент инструменталки.
Сейчас всё это слушается, конечно, смешно. Гитаристы тогда грешили излишней техникой, и я не был исключением.
Алексей Милославский и Юрий Рыманов.
|
-После ухода Милославского второго гитариста, не брали?
Нет, не брали. Хватало одного.
Вот певцов было более чем достаточно! Могли с кем -то поделиться.
Слева - Ю.Рыманов, М. Игонин, В. Кипелов, Н. Расторгуев
|
-На этом фото на клавишах Михаил Игонин. Расскажите о нем?
Тот период ЛП ( с Игониным ) плохо отложился у меня в памяти ...
По-моему, он заменил Закона на клавишных, когда тот стал заниматься административной деятельностью.
Помню только, что работали с ним по Тульской области, когда работали от Тульской филармонии.
Я свяжусь с ним в Скайпе, и всё уточню.
Ответ Михаила Игонина:
-Я работал в подпольной панк-группе "Бесконечные склоки" с 1977 г. Познакомился с Захаровым Евгением -"самоделкиным" (осветитель в ЛП ), который меня и свёл с руководством ЛП. На репетицию в ММЗ Знамя (завод п/ящик) пришли Закон с Кретовым, посидели, послушали и пригласили в ЛП...
Одновременно я уже работал в группе "Рок-Панорама" (в дальнейшем группа Час-Пик). Дима Закон,как раз, начинал заниматься организацией концертов и искал себе замену. Ну а я молодой... да ранний разве мог заменить в полной мере такого кита российской попсы? Тем не менее поехали на гастроли постепенно вводя меня в программу, репетиций толком не было, да и времени по плотному графику гастролей тоже особо не хватало...
Запомнились города Минск (с Песнярами встречи по вечерам), Кемерово - по 4 концерта в день на протяжении 10-12 дней - приходили и как убитые засыпали... Курск и много других - все не упомнишь...
В 1981 с "Рок - Панорамой" в феврале укатили на фестиваль полит песни "Рооте Лиедер" в Германию, выступали во Фридрих-штат палас.
В 1982 ЛП уехала во Владивосток уже без меня.
Вообще я очень рад, что судьба меня свела с такими музыкантами и певцами я всем очень благодарен, особенно Юра тебе - за вечерние экскурсы на неподключённой гитаре в номере или квартире... Ты познакомил меня и разжевал мне красоту песен Битлз и многих по тем временам поп-групп! Спасибо тебе и всем ребятам из ШМ и ЛП и Марине Школьник и Виталию и Диме и Максу Капитановскому!
Ну с Кипелычем мы друганили - Кальян всё время подзадоривал и говорил на нас с Валеркой - "как мило!"
На моё место пришёл Юрий Ратманский.
1982г.
Слева - В.Колосков, Ю.Рыманов, В.Ванчугов, Н.Расторгуев, В.Мастиков.
|
-На этом фото вы все в кедах, а Расторгуев в кроссовках. Была ли у вас концертная обвуь, или каждый сам для себя решал этот вопрос?
Кеды нам всем "прилагались" к новым комбезам, но это не была обязаловка - кто хотел, одевал кроссовки.
Просто, не у всех они тогда были.
У Коли были отечественные красные Адидас.
А у меня чёрные, фирменные, мне их подарил Макс Капитановский.
И когда мы уже пошили себе другие костюмы - каждому разный - Коля у меня просил на концерт мои кроссовки, а мне давал свои, мотивируя это тем, что к его костюму лучше подходят МОИ кроссовки, а к моему - ЕГО !Ну, мне не жалко было, я давал. Перед концертом звучала дежурная фраза:
- "Рыман, "кеты" давай!"
А после концерта:
"Килис, "кеты" отдавай !"
Мы кроссовки называли "кетами". Так короче было.
-Заработки в ЛП?
По-поводу заработков сейчас уже не могу сказать точно...
В ШМ в последние месяцы мы неплохо зарабатывали... По-крайней мере деньги в кармане откладывались...
Наверное, в ЛП было так же.
-Уход из ЛП?
Я ушёл из ЛП в конце 1982 года. Что там было без меня- этого я не знаю. Вернее знаю, но не более других.
На гитаре меня сменил Серёжа Никитюк из Киева.