Один из очень многих.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Один из очень многих.

(август 1985).

25 декабря 1982 года.

Михаил Плоткин неторопливо шел по коридору Протвинского ДК. Я догнал его и, поскольку нас перед концертом познакомили, спросил:

-До 1975 года существовал ансамбль "Лейся, песня" руководили которым Валерий Селезнёв и Вы. В 1975 году из этого коллектива ушла группа музыкантов во главе с вами. Почему это произошло?

Плоткин открыл дверь в комнату, где располагался реквизит его ансамбля и пригласил войти.
Концерт ВИА "Надежда" был в самом разгаре, но сюда через коридор звуки из зала долетали с трудом. Мы сели. Разговор обещал быть интересным...

Экскурс в историю.

Э.Горовец
Э.Горовец>
Начиналось всё очень давно, в 60-е годы. Жил-был певец.Звали его Эмиль Горовец. В те годы с его творчеством были тесно связаны 2 человека, познакомиться с которыми нам необходимо для того, чтобы продолжить разговор о рождении ансамбля "Надежда ". Первый играл в ансамбле Горовца на контрабасе, звали его Юрий Маликов, второй непосредственно с творчеством связан не был, но играл роль более важную, чем первый. Он был администратором или, как теперь говорят, менеджером у того жe Горовца.
Вскоре Маликов покидает ансамбль, поступив в Московскую консерваторию. Примерно в 70-м году уходит и Плоткин, получив приглашение в стремительно набиравший популярность ВИА "Весёлые ребята".
Маликов в 1971 году создаёт ВИА "Самоцветы". В 1972 году в группе появился новый гитарист Валерий Селезнёв. И в те времена и сейчас новому ансамблю крайне необходим человек, который помог бы ему сделать имя, пробиться на ТВ, радио, в студии грамзаписи т.е. хороший менеджер. В 1973 году Маликов для этой цели приглашает своего старого знакомого М.Плоткина. Через некоторое время за пристрастие к спиртному из состава "Самоцветов" был отчислен Селезнёв.
Шло время. "Самоцветы" стараниями своего менеджера стали завоёвывать известность. Даже белые костюмы с расписными отворотами, ставшие почти их эмблемой, были рождены усилиями Плоткина. Здесь мы простимся с преуспевающим коллективом и последуем за отчисленным Селезневым т.к. к рождению "Надежды" он имеет прямое отношение, и оно, это рождение уже близко.
Творческие и житейские поиски Селезнёва завершились встречей с кемеровским ансамблем "Витязи". Авторитет столичного музыканта позволил Валерию возглавить эту команду. Первое что он сделал-сменил название, хотя участники группы и возражали. Однако Селезнёв справедливо заметил, что дело не в названии. Группа стала называться "Лейся, песня".
В планы нового руководителя не входило житьё-бытьё на периферии поэтому он решил предпринять творческую осаду Москвы, но для этого в первую очередь необходимы были хорошие связи. И Селезнёв обратился к Плоткину. Последний согласился не сразу,но всё же согласился. Да и "Самоцветы", с которыми он ещё работал, к тому времени уже явно прошли пик своей популярности и стоило, видимо, попробовать всё с самого начала. Тем более, что приглашали его не просто администратором , но и одним из руководителей (впрочем, это могло быть и одним из условий его перехода).
В центре-слева В.Селезнев, справа-М.Плоткин
В центре-слева В.Селезнев, справа-М.Плоткин>
Дебютировал новый ВИА в Москве в 1974 году в Новогодних балах старшеклассников в Доме Советской Армии. Затем участие в телепередаче "Служу Советскому Союзу" и, наконец, в 1975 году первый "миньон". Всё это произошло в очень короткий срок, что тем более удивительно, ведь это был ансамбль Кемеровской филармонии. Столь стремительный успех группы с периферии явно говорит и о таланте менеджера и о творческой индивидуальности. Последнее выражалось пристрастием к жёсткому ритму, подчёркнутое солирующей гитарой на котором играл Селезнёв. Первый "миньон"-и резкий всплеск популярности лучшей песни этой пластинки "Прощай" (В.Добрынин-Л.Дербенёв). Спел её никому не известный солист группы Игорь Иванов.
Надежды Плоткина и Селезнёва друг на друга пока полностью оправдывались. Один за другим выходят ещё три "миньона", которые упрочили положение "Лейся,песни" на нашей эстраде. Ничто казалось не предвещало неприятностей, но они, тем не менее, были уже не за горами. Кроме всех достоинств Селезнёв имел один серьёзный недостаток, который его не раз подводил- это пристрастие к алкоголю. Это и привело к разрыву.
В конце 1975 года ансамбль "Лейся, песня" разделился. Выделившуюся группу музыкантов возглавил Плоткин. Он же хотел оставить за собой старое название, но поскольку им пришлось уйти из филармонии, то она своим правом оставила название "Лейся,песня" за группой Селезнёва. А новая группа стала называться "Надежда".
Среди ушедших был и И.Иванов. 1976 год стал годом его признания. Он принял участие в записи диска Тухманова "По волне моей памяти", исполнив там песню "Из вагантов". Этот же диск принёс известность и новой солистке ансамбля Людмиле Барыкиной (ранее в "Добрых молодцах"). Однако вскоре она перешла в "Веселые ребята" (сейчас поёт в ресторане Центрального Дома туриста).
Что касается Селезнёва, то он вскоре покинул "Лейся, песня". В 1976 году руководил ансамблем "Время-вперёд", затем в 1978 году создал группу "Апрель" и здесь его след потерялся.
Ансамбль "Надежда".В центре М.Плоткин
Ансамбль 'Надежда'.В центре М.Плоткин
Дебют нового ВИА состоялся на радио 31 декабря 1975 года с песней "Новая дорога" (А.Пахмутова-М.Лисянский), посвященной БАМу.
Концертный дебют состоялся весной 1976 года в театре эстрады в программе "Звездный путь", поставленной эстрадным режиссером А. Конниковым по собственному сценарию. Дебют можно признать удачным. Хотя муз. критики в журнале "Музыкальная жизнь" №10-1976 написали, что иногда "… азарт с которым выступал ансамбль "Надежда" становился чрезмерным…".
Состав 1976 года: две гитары-А.Шабин и С.Семенов, ударные-Ю.Соловьев, труба-В.Андриевский, саксофон-В.Улановский, тромбон-Ю.Назаренко, рояль-Е.Печенов. Певцы:Л.Барыкина, Л.Шабина, Е.Печенов и Е.Гудков (ранее работал в "Москвичах").
В 1977 году "Надежда" стала первым профессиональным ВИА для начинающего гитариста и флейтиста Владимира Кузьмина. Здесь он проработал год.
В 1982 году в нем же работали Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев.
В дальнейшем "Надежда" тесно сотрудничала с А.Пахмутовой. Визитной карточкой ансамбля стала ее песня "До отправленья поезда". Он перепел почти все песни Пахмутовой, даже те, которые были написаны задолго до его рождения. Но особенного успеха не было, ибо стиль ансамбля разительно отличался от того, что когда-то принесло успех "Лейся, песня". Группа Плоткина была похожа на все ВИА того периода. Может даже вместе взятые. Тактика их успеха целиком основывалась на коньюктуре: "Утром-в газете, вечером-в куплете". Они стали своего рода агитбригадой при Союзе Композиторов. Это позволяло не плохо жить, но не приносило популярности.
Что касается Иванова, то слава явно вскружила ему голову. Он начал скитаться в поисках лучшей доли, не забывая, впрочем, после очередной неудачи исправно возвращаться в "Надежду", которая страдала от отсутствия сильных вокалистов. Он пел и в "Поющих сердцах", где у него было несколько боевиков-"Алло,Алёна", "Облака в реке" и в "Лейся,песне", где его успехи были скромнее. Сейчас решил выступать самостоятельно, собрав сопровождающий состав.

25 декабря 1982 года.

Концерт в Протвино ансамбля начал с цикла песен А.Пахмутовой объединённых названием "Любовь,комсомол и весна". Затем до конца первого отделения звучали песни лирические. Причём, песня, которая завершала 1-ое отделение "Ты сама придумала" (Добрынин-Пляцковский) звучит уже в их концертах лет 7.
В концерте каждого исполнителя обязательно присутствует ударный номер, рассчитанный на повышенный интерес публики, так сказать, запрограммированный боевик. Как правило, это песня с легкозапоминающимся острым ритмом и различными эффектами. У "Надежды" тоже была такого рода песня, но решена она была совершенно в другом плане и кроме того это песня с медленной мелодией. Это всем хорошо известная "Нежность" Пахмутовой, правда, к ней дописано несколько куплетов нового текста. Безусловно, это лучшая вещь всего концерта. В остальном же репертуар "Надежды" составляют стандартные малоинтересные песни, которых в репертуаре любого ВИА несметное количество. Стиль коллектива с момента создания и до сих пор не претерпел сколько-нибудь существенного изменения. Причина,на мой взгляд, проста-руководитель и создатель ансамбля не музыкант, а администратор, человек не творческий, а сугубо деловой. Как он сам сказал:

-Я не музыкант. Моё дело не создавать новое, а проталкивать уже готовое.

И главным показателем успеха он считает только количество появлений коллектива на телеэкране. Плоткин очень был доволен тем, что за полгода "Надежда" 1З раз появлялась на ТВ. Это, конечно, показатель, но показатель, в котором профессионализм группы не является определяющим (многое решают связи и деловые знакомства). Нельзя сказать, что Плоткин не понимает, как далеко простираются возможности его коллектива, вовсе нет:

-Мы, конечно, не "Земляне" и не "Круиз", но мы и не пытаемся под них работать. У нас есть свой зритель, и мы на него ориентируемся. Приходя на наш концерт люди знают, что получат, и мы их не обманываем...

Мне кажется в этом большой плюс группы (жаль, что только единственный), зная свои возможности они не пытаются прыгать выше головы, не обещают суперзрелища, а просто стараются делать хорошо то, что умеют.
В инструментальном реквизите " Надежды" отсутствуют клавишные. На мои вопрос,-почему,- Плоткин ответил:

-А почему я должен доставать им новые инструменты, когда они не хотят работать? Пианист, например, за 5 минут до концерта может спокойно читать книгу. Как так можно, я не понимаю? А, вообще-то, после Нового года у нас будут и клавишные.

…В дверь постучали. Вошел кто-то их технического персонала. Срочно надо было что-то решить. Я попрощался и пошел в зал. "Надежда" заканчивала свой концерт песней "Трудно жить без друзей (О.Сорокин-Я.Гальперин). Оваций не было, но зрители хлопали с энтузиазмом.

I отделение:

1.Темп (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
2.Дорогой комсомол (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
3.Комсомольское сердце (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
4.Марофон (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
5.До отправленья поезда (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
6.Монолог конферансье "Извините за внимание" (Г.Минников)
7.Наша земля (Р.Майоров- )
8.Нам надо так любовь свою беречь (В.Мигуля- )
9.Знаешь, я давно тебя люблю
10.Эти прекрасные дни (В.Мигуля-А.Дементьев)
11.Круиз на теплоходе
12.А я звоню опять (В.Добрынин-М.Пляцковский)
13.Ты сама придумала (В.Добрынин-М.Пляцковский)

II отделение:

14. Монолог конферансье "Мы с Вахтангом" и "Телефонный разговор"
15.Вот было б весело (А.Журбин-А.Меньшиков)
16.Есть на свете любовь (А.Бабаджанян-М.Пляцковский)
17.Один на полюсе не воин (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
18.Кто виноват
19.Нежность (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
20.Я еду за тобой (Ю.Антонов-Л.Фадеев)
21.Я жду-ты не приходишь (Р.Майоров-М.Рябинин)
22.Раз и навсегда (В.Добрынин-М.Пляцковский)
23.Птица счастья (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
24.Надежда (А.Пахмутова-Н.Добронравов)
25.Медовый месяц (В.Мигуля- )
26.Трудно жить без друзей (О.Сорокин-Я.Гальперин)

Автограф Плоткина на коробке с записью концерта.
Автограф Плоткина на коробке с записью концерта.>
Послесловие.

Тогда, перед расставанием, М.Плоткин сказал мне:

-Почитайте книгу Конникова "Мир эстрады", там автор называет меня фантастическим организатором. Кстати, книга вышла тиражом всего в 25 тыс. экземпляров и автор подарил мне экземпляр с дарственной надписью.

И я решил почитать. Однако книгу эту я смог найти только в 1985 году. Занятное оказалось чтение.
"стр.72:
…Был хороший коллектив ансамбль "Лейся,песня". Руководил им Михаил Плоткин. Он не играет, не поет, не танцует- так побренчит на сцене для вида- но организатор он фантастический. И ансамбль за короткий срок, начав с нуля, бодро вышел в первые ряды. Но у Плоткина начались нелады с муз. руководителем. Тот самонадеянно считал, что рулевое колесо крутит он самолично, что Плоткин слишком много на себя берет. Разошлись . И что же? Через самое короткое время Плоткин так же точно на пустом месте создал ансамбль "Надежда" и в хорошем спринтерском темпе повел его к известности и призванию. А муз. руководитель, хотя он и в самом деле незаурядный музыкант, хотя он умеет все, чего не умеет Плоткин: оркестровать, играть, петь, писать бемоли-развалил прекрасно налаженное дело и довел "Лейся, песню" до тяжелого состояния.
ВИА: их деление очень напоминает развод в мещанской семье. Конфликтуют, меняют клички, ссоряться из-за аппаратуры. И очень часто выигрывает не та половина, где остается художественный лидер (певец, певица), а та , где фактический руководитель, называйте как хотите: босс, менеджер, организатор. И пусть смеются фельетонисты над тем, что голоса у него нет, в музыке он малограмотен, а на каком-нибудь инструменте играет для виду, чтобы побольше платили. Зато он умеет подбирать певцов, дружить с композиторами и поэтами, знает как быстро сшить костюмы, достать аппаратуру, умеет вовремя появиться в "Добром утре", в "Огоньке", в "Юности", в Госконцерте и т.д…"